Понятие восприятия. Физиологические основы восприятия



Восприятие (перцепция)– это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Оно связано с разнообразными ощущениями и протекает одновременно с ними, но является не их суммой, а качественно новой ступенью познания, в основе которой интегрально отражаются различные стороны ряда ощущений, дополняемые пониманием, на основе имеющихся знаний из прошлого опыта. По мнению А.А. Ухтомского, мозг следует рассматривать как орган «предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды». Восприятие – активное интегральное отражение реального мира, связанное с деятельностью субъекта.

Физиологической основой восприятия является обычно сложная интегральная аналитико-синтетическая деятельность мозга. В ней, как правило, участвует несколько анализаторных систем, ассоциативные отделы коры головного мозга и часто – центр речи. Осмысленное восприятие (а оно, как правило, осмысленно) связано с привлечением следов памяти и анализом информации от ряда ощущений. Особое значение при этом имеют отношения между реакциями на разные раздражители. Таким образом, физиологические механизмы восприятия включают в себя условно-рефлекторную внутрианализаторную и межанализаторную деятельность. Важной составной частью восприятия являются движения (глаз при рассматривании, рук при ощупывании, голосовых связок при фонации звуков и т.д.). Такие крупнейшие физиологи и психологи, как И.М. Сеченов, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов полагали, что в акте восприятия начинается управление действием. Сенсорный и моторный аппараты в процессе накопления опыта могут объединяться, в единую отражательную систему. В зрительном восприятии моторные компоненты играют ответственную роль, участвуя в создании перцептивного образа.

 

Свойства восприятия.

Предметностьвосприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Избирательностьозначает преимущественное выделение объекта из фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект, и объект больший по величине. Имеет значение то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут взаимно переходить в друг друга.

Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются.

Константность восприятия– это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения. Константность восприятия размеров описывает тот факт, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке чем последний.Аналогичный феномен – константность восприятия формы, описывающая тот факт, что мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже, несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет давать трапециевидный образ на сетчатке.

 

Виды восприятия.

Виды восприятия классифицируются по ряду параметрам.

1. По участию волевого процесса восприятие может быть:

- непроизвольное – не предполагает постановки цели восприятия, объекты окружающей действительности воспринимаются по мере поступления информации на соответствующие анализаторы;

- произвольное – характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель, и оно регулируется волевыми усилиями.

2. По направленности:

- внешненаправленное – отражение предметов и явлений окружающей реальной действительности, внешнего мира;

- внутренненаправленное – отражение собственных мыслей и чувств, внутреннего мира субъекта (отражение отражения).

3. По ведущему анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, статокинетические, кинестетические, вкусовые, обонятельные. Восприятие обычно складывается из нескольких ощущений, но является не их суммой, а результатом деятельности сенсорно-перцептивной системы, в которой один из анализаторов является ведущим, а остальные дополняют восприятие.

4. По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяются:

- восприятие пространства (формы, величины, объема того или иного объекта, глубины и перспективы). Восприятие величины обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Восприятие формы – сложный процесс зрительного восприятия: при восприятии плоской фигуры важно отчетливое различение ее контура; при восприятии объемной – существенное влияние играет глубинное зрение. При восприятии формы большую роль играет ее взаимодействие с фоном. Восприятие объема, так же, как и восприятие глубины (или удаленности) возможно только на основе бинокулярного зрения (двумя глазами). Важную роль в осуществлении этих видов восприятия играет линейная и воздушная перспектива. Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов относительно субъекта или между собой называется глазомером. Различают: статический (определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности) и динамический ( способность определять расстояния между движущимися объектами) глазомеры;

- восприятие времени – как отражение длительности, скорости, темпа и ритма. В отражении времени участвуют все анализаторы. В оценке временных интервалов участвуют слуховые и кинестетические ощущения: Восприятие длительности - отражение скорости протекания временного отрезка события или явления, которое зависит от эмоционального состояния субъекта: при положительных моментах время недооценивается, при отрицательных – переоценивается.Восприятие последовательности (сукцессивности) и одновременности (симультанности) – связано с представлениями о настоящем, прошедшим и будущем, отражающими объективные повторяющиеся природные процессы. Восприятие темпа – отражение скорости, с которой одни стимулы в процессе протекания отрезка времени заменяются другими. Восприятие ритма – отражение равномерного чередования стимулов в процессе протекания отрезка времени;

- восприятие движения – осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового.

- восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение людьми друг друга в процессе деятельности и общения (оценка особенностей и прогнозирование деятельности с учетом внешнего облика, изменений в мимике, пантомимике, когда они начинают играть коммуникативную роль, речи, особенностям позы, походки и другими проявлениям, особенно по элементам деятельности и фактическим поступкам).

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!