Расположение заголовка и заголовочного комплекса

Категориальный аппарат газетно-журнального дизайна. Понятие "оформление" находится в одном синонимическом ряду с понятием "форма образования" и "дизайн". Первое из них указывает на процесс, второе - на результат. Дизайн - это художественное конструирование, конечный результат. Цель дизайна представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались логично и ясно. Оформление - это один из этапов формообразования. Под оформлением газеты понимают систему размещения публикаций их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов, использование различных видов иллюстраций с помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику и направление. Оформление считают тонким инструментом комментария. Таким образом оформление, формообразование на основе метода моделирования предполагающего стабильность и упорядоченность являются основными элементами дизайна.   Форма и содержание находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости и представляют неразрывное единство. Содержание первично и это аксиома. Особенности содержания проявляются в верстке. Качественное издание выбирает более спокойную палитру, чтобы не отвлекать читателя от вдумчивого чтения.   Лицо периодического издания это понятие комплексное, вбирающее в себя представления о направлении (характер,политика издания), проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах подачи материалов. Синонимично с понятиями образа и имиджа издания.   Композиция издания - это построения номера и каждой из его страниц в отдельности. Под типом композиции подразумевается роль и значение каждой из его полос. Устойчивая композиция издания один из основных компонентов долговременной модели. Композиция это всегда выражение какой-либо идеи.   Графика - внешнее оформление издания, выразительные средства которого: штрих, пятно, контурная линия. Следует различать материальные средства оформления (бумага,краска) от структурных(ритм,композиция полосы. Нельзя улучшать дизайн издания в отрыве от заботы об улучшении содержания. Именно содержание газеты определяет ее лицо. Все компоненты лица издания получают свою фиксацию так называемой модели периодического издания.   Композиционно-графическая модель издания имеет следующие составляющие:  1. Формула издания кратко определяющая (например в девизе), это общественные задачи и цели издания. 2. Типологическая концепция издания - это особенности читательской аудитории, содержания и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль издания, объем, периодичность и тираж. 3. Графическая концепция - размещение материалов и рубрик, композиция страниц,всех постоянных графических элементов, размещение иллюстраций, нередко КГМ называют организационной концепцией.   Функции оформления. 1. Визуализация информации. 2. Комментирования (идеологическая). 3. Релаксации (реакреативная функция). 4. Эстетическая. Задачи оформления. 1.Способствовать наиболее полному выявлению содержания набранных текстов. 2.Облегчение их восприятия. 3.Руководство вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера,найти самое важное и актуальное, как для одного человека, так и для целой социальной группы.   Исследователи газетно-журнального дизайна различают несколько групп формообразующих факторов: внешние,внутренние и личностные.   К внешним факторам относят: рекламный, международный, национально-традиционный фактор. К внутренним факторам относят : технологический, конкурентные и эстетический. К личностным факторам относят: индивидуальное мастерство каждого журналиста.   Продумывая дизайн прежде всего нужно учитывать тип издания. (развлекательный, деловой, общественно-политический)   Принципы дизайна.  - Подчиненность содержанию, означающий что все элементы формы должны быть направлены на выявление актуальности и важности.  - Единство стиля.  - Контрастность. Контраст большого и малого, цветовой контраст.  - Пропорциональность.  - Направленность. Он предполагает последовательное восприятие дизайна. Например, новостные материалы идут вначале, гвоздевые - середина номера, менее важные - в конце.  - Эксперементальность. Принцип предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество.     Логотип - название издания выполненное фирменным шрифтом. Это своеобразный товарный знак,торговая марка издания. Не случайно большинство известных газет ( Комсомольская правда, МК, АиФ,Известия) не сменили своего названия.   Тип издания - это сообщение о том какая это газета. Либо общественно-политическая, либо информационно-развлекательная, молодежная, деловая. Типологические характеристики включают в себя:  - специфику характера информации,ориентация на аудиторию, возраст,пол, профессиональные увлечения, конфессиональные,  - география распространения. - федеральные , краевые, районные издания. Размерные характеристики - формат издания (А2,А3,А4), количество полос,колонок,межколонный пробел, межстрочный пробел.   Указание на дату выпуска, на электронный адрес, порядковый номер, на цену издания набираются либо в одну строку по низу названия,либо выносятся в отдельный блог - календарик. Постоянный призыв или лозунг оформляют контрастно по отношению к названию и не редко подчеркивают тонкой прямой линией. При компоновке титульных элементов может применяться фирменная символика. Последнее время часто указывается и интернет адрес. Плохо когда заголовочная часть занимает слишком мало места, не бросается в глаза, когда призыв выходные данные и другие сведения не объединены в комплекс и набираются шрифтами не гармонирующими друг с другом. Площадь отдаваемая под заголовочную часть , увеличивается но не сама по себе, а за счет соседствующих элементов. Не редко к заглавию газеты приближают анонс - сообщение о важных материалах номера. Для оформления анонса используют и фотографии , и заставки , и коллажи. Более уместен анонс в многостраничном издании. Эффективны анонсы будущих публикаций, располагающиеся на последней странице. Иногда горизонтальный анонс входит в заголовочную часть. Анонсы бывают горизонтальные и вертикальные ( В АиФ в анонсах используют фотозаставки). Личностный и портретный анонс.   Колонтитул - это не просто служебная деталь, но и акцентированная составляющая газетно-журнального дизайна. Каждая страница должна оформляться колонтитулом , составляющее которого: логотип(уменьшенное название газеты), порядковый номер страницы(колонцифра) и дата выхода издания, название рубрики. Если рубрика входи в колонтитул, он называется сложным, а линейка,которая разделяет колонтитул от всех материалом полосы называется колонлинейка. Более оправданная подача колонтитула, когда он помещен вверху между двумя внешними колонками 2,3,4 полосы. Колонтитул может объединяться с рубрикой. Особое внимание уделяют колонцифре. Часто ее оформляют вывороткой. В рамках иногда заключают порядковый номер , иногда на подложке.   Разделительные средства.    Линейки. Они различаются по рисунку: тонкая, двойная,фигурная, пунктирная. главное назначение - разделять материал на блоки. Вторая роль линеек - связующая. Разъединяя в то же время они и объединяют. Отделяя один смысловой блог от другого мы выделяем его среди основных. Линейки так же и эффективное декоративное средство. Они обладают особым эмоциональным воздействием.   Разделительные средства должны составлять ансамбль, соответствовать общему графическому стилю. Их число не должно быть слишком велико. В самой природе чтения заложено так горизонтальное так и вертикальное восприятие. Поэтому следует сочетать Горизонтальное и вертикально расположение. Украшения. Звездочки, точки и др. Они могут сделать внешний образ полосы на много привлекательнее и красивее. Из низ иногда составляют линейки. К тому же декоративные элементы еще и удачные указатели, средства акцентирования отдельных участков текста. То есть украшения еще и руководят вниманием. Воздух. Это белое незаполненное пространство. Это вполне осмысленный элемент, необходимое условие аккуратности, продуманное распределение горизонтальных и вертикальных пространств. Избранный стандартный пробел должен быть неизменным на протяжении всего номера. Стандартным пробелом должны отделяться заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга. Белое пространство один из самых выразительных приемов в оформлении. Выходные сведения.Так же постоянный элемент.Состав редакции, адрес, электронный адрес, тираж, указание типографии. Черно-белые газеты иногда используют дополнительный цвет. И он может стать фирменным дополнением если соответствует характеристикам издания.  

Иллюстрационный ряд издания.

Иллюстрация - может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства.

Таким образом иллюстрация акцентирует внимание читателя(снимок или рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы в композиционном плане они как бы замыкают вокруг себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблога, карикатуры определяется центральное место на полосе, а все полоса монтируется вокруг нее. Такую верстку называют "мельницей". Фотография ориентирует внимание читателя(заставочная фотография, фотомонтаж,коллаж могут подсказать читателю тему публикации), служит средством художественного оформления печатных полос. Иллюстрация и текст должны представлять содержательно единство вместе раскрывать тему усиливая ее. В газете используют различные рисунки: репортажные,портретные, шаржи,карикатуры. Психологи утверждают что хотя рисунок быстрее замечается читателем фотографии, как документу доверяют больше. В силу ее оперативности и документальности. Синтез изобразительных элементов и штриховых в газетном графике одна из основных тенденций современного дизайна.

один из существенных элементов графической модели газеты и размещение снимков так же важный этап при создании типовых макетов и макетов стандарта. Любая газетная полоса имеет свою идею оформительскую в том числе. Имеет главный материал, являющейся в то же время основной доминантой. Нередко в качестве такой доминанты выступает фотография. Конечно, значение текста и снимка в периодическом издании на равноценно и все же журналистская фотография играет важную роль при формировании внешнего облика газеты. Фото может быть самостоятельным, первоклассным пропагандистским материалом даже иллюстрирую текст. Наглядно иллюстрировать события текущей жизни выделяя явления и его детали. Контрастируя с серым полем текста снимок освежает графику и композицию газеты тем самым привлекает внимание читателя ко всей полосе. Роль визуально коммуникации сегодня особенно велика. Газеты и журналы уделяют особой внимание аппарату ориентирования и процессам фотоиллюстрирования. Очень важны информационные снимки(пресс-фтография). В этом случае текст или текстовка либо дополняют или поясняют фотоизображение. Важно чтобы фотографии либо фотоблоки уравновешивали композицию полосы. Есть много интересных приемов подачи фотоиллюстраций: "в обтравту", под углом , с наложением фото друг на друга,с применением различных конфигураций,с наложением на снимок текста.

Бельдредактор-должность в редакции. Специалист фотографии призванный отбраковывать технически не совершенные снимки. Гораздо важнее уметь подсказать тему будущего репортажа , проверить фотофакт на достоверность, оценить значимость и необходимость помещения той или иной фотографии. В круг обязанностей фоторедактора входит и определение оптимального соотношения в номере своих снимков и тех которые поступили из агентств. Несомненно бильдредактор должен разбираться в жанрах журналистики.

 

Инфографика не просто служебная деталь номера но и полноценный собственный материал. Она достаточно удобочитаема.

 

Анализ иллюстрационного ряда издания:

1. Тип издания.

2. Ориентация на аудиторию.

3. Приблизительное отношение иллюстраций к тексту.

4. Охарактеризовать иллюстрации, жанровые характеристики, расположение иллюстраций.

5. Специфика оформления первой полосы.

 

Подборка- объединение нескольких материалов на основе какого-то одного общего качества. Общая тема,жанр. В подборке, как правило, общий заголовок.

 

Способы объединения материалов в подборку: выделение подборки линейками или заравниванием.Помещение подборки на подложку. Специфическое оформление шапки. Выбранный комплекс из перечисленных элементов должен закрепляется за подборкой и быть одинаковым из номера в номер. У подборки должно быть определенное место на полосе и помещение ее в определенные день недели.

 

Тематическая полоса - это подборка размером с полосу.

Тематические страницы могут выделяться по оформлению, но при этом стиль издания должен не меняться. Тематическая страница ориентирована на более узкую аудиторию, иногда специализированную.Часто эта аудитория может быть профессиональной. Тематическая страница выходящая с определенной периодичностью рассматривает ряд широких проблем важных для целевой аудитории.

 

Газетный разворот - размещаются тематические страницы. Эта форма подачи применяется в особых случаев: для освещения какого-либо важного государственного события. В этих целях может использоваться страница-плакат. Это разовый тематический выпуск. Он специфически оформлен с целью изъятия из издания.

 

"Газета в газете" - возрожденная в наши дни форма выпуска. Она имеет свою систему рубрик и самое главное отличие - она имеет собственное название и свою нумерацию.

Расположение заголовка и заголовочного комплекса.

Основными ориентирами читательского восприятия на газетной полосе являются заголовки в качественных изданиях и иллюстрации в массовых. Заголовочный комплекс обладает важным для каждого содержательного элемента признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой. Размытостью границ между ними.

Поэтому по степени сложности все заголовочные комплексы делятся на три разновидности: Простой заголовочный комплекс состоящий из собственно заголовка, Сложный - к заголовку присоединяется хотя бы один элемент начиная от рубрики заканчивая внутренними заголовками. Если же дизайнер конструирует комплекс так что в него вписывается иллюстрация или врезка следует говорить о Составном комплексе.

Заголовочные комплексы представляют собой единое целое с оформительской точки зрения или двух-трех частную конструкцию. Одна часть которой помещается над материалом, другая заверствывается в публикацию.

Существует четыре основных способа размещения заголовков по отношению к тексту:

1. Над текстом.

2. Внутри текста. (Утопленный)

3. Сбоку от материала. ("Боковик")

4. Под публикацией.

 

 

Когда заголовок размещается над текстом (открытая верстка) он должен накрывать не менее 2/3 ширины публикации. Максимальная длина заглавия равна ширине полосы.

 

 Заголовок находящийся на одном уровне хотя бы с одной колонкой текста называется полуоткрытым.

 

Утопленный заголовок оформляется в глухой верстке. Утопленные заголовочный комплекс довольно специфичная форма газетного расположения. Это сильный прием выделения материала. Прибегать к нему следует только при особых условиях:

1.При создании иллюзии уменьшения крупного материала.

2.Для равновесия графических пятен на полосе. В средних и мелких публикациях этот прием обесценивает заголовок, что ухудшает восприятие.

 

При использовании "Боковика" существует ряд правил регламентирующих соотношение размеров материала и комплекса такого характера. Во-первых,высота заглавия не должна быть меньше соответствующей высоты текстовых колонок. Использование полужирных шрифтов значительно уменьшает площадь покрытую краской. Соответственно заголовки набранные полужирными шрифтами не уравновешивают иллюстрацию, но по-прежнему выделяют материалы. В газетах заголовок от 10-до 25% площади публикации, в журнале более широкий диапазон. Однако количественные различия имеют под собой качественную основу. Читательская ориентация на полосе не редко затруднена (к примеру на второй полосе МК печатается до 20 материалов, читатель неизбежно может пропустить какие-то заметки, заголовки в данном случае служат основными ориентирами читательского восприятия) . Заголовочный комплекс также различают по степени выравнивания по отношению к тексту.

 

Существуют заголовки: с выключкой в право, с выключкой в лево , набранные в красную строку(центровые).

 

Значение и роль каждого газетного заголовка не соизмеримы журнальным. Недаром именно в газетном деле детально разрабатываются на практике и обобщаются теоретически понятия заголовочного комплекса который также может включать в себя врезки, эпиграфы,подрубрики. Решение вопроса о много или мало гарнитурных стилях имеет важное значение для районных и городских газет,выходящих на четырех-восьми полосах где на каждой странице уживаются разножанровые материалы. Подобный стиль расположения предполагает утилитарный взгляд на рисунок шрифта. Сознательный отказ от каких-либо попыток установления связей между рисунком шрифта и содержанием материала. В журналах как одногарнитурность так и многогарнитурность существенной роли не играют потому что проблемы взаимновыделения материалов здесь практически нет так как каждая публикация начинается с новой страницы ни с кем не конкурируя.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 818; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!