Обращение к широким массам: спутниковый телесеанс 7 страница
Добивайтесь максимального единства натурных и студийных съемок. Везде, где только возможно, делайте упор на графику.
Используйте ее всегда, когда речь идет о статистических данных, о продукции, конкретных событиях и местах или об абстрактных понятиях. Однако если человек делится любопытными эпизодами из жизни или «высказывается от души», снимайте его лицо. Только соединяя эти два подхода, можно добиться оптимальных результатов.
Впрочем, не впадайте в крайности и не считайте своей непременной обязанностью любой ценой показать в своей программе президента компании. Сама внутренняя логика программы должна обусловить участие главы фирмы. А без необходимости приглашать главу фирмы в программу не стоит. В передачу о льготах для сотрудников необязательно включать выступление кого-то из высшего руководства; она и без того может быть эффективной. А вот ознакомительная программа, наоборот, будет в высшей степени действенной, если руководитель высокого уровня открывает ее или даже ведет повествование.
Стиль программы должен соответствовать ее содержанию. Роль в ней руководителя следует тщательно обдумать. Если этот человек не вписывается в программу, лучше обойтись без него. Главное, не опоздайте с решением. Если аудитория сообщит вам, что программа вышла неудачной (то есть скучной, неубедительной, затянутой или просто бестолковой), будет уже слишком поздно.
|
|
Не приступайте к съемкам, не проведя репетиций с участниками программы. Любому человеку требуется подготовка прежде, чем он предстанет перед камерой. Это относится и к профессиональным актерам, и к непрофессионалам. Если речь идет о профессионале, подготовка может принять разные формы. Рассмотрим вначале случай, когда программа имеет полностью разработанный сценарий. Таковы ознакомительные видеоролики, серии программ о привилегиях сотрудников или информация о пенсионном обеспечении. Прежде всего актеры как минимум должны ознакомиться со сценарием. Желательно, чтобы они получили копию самого последнего варианта сценария за несколько дней — если не за пару недель — до начала съемок.
Далее: актерам нужно предоставить возможность составить полное представление о программе. Очень полезна читка в присутствии всех актеров. Отработка каждой сцены на репетициях просто обязательна. В общем, актер должен заранее ознакомиться и освоиться с содержанием программы и с видением продюсера и режиссера. В конце концов, каждому человеку требуется время на подготовку. Предварительную работу с человеком, которого будете снимать, проведите еше до прибытия съемочной
|
|
группы и возгласа «Мотор». Это гарантия более эффективных съемок, более эффективного монтажа и, в конечном итоге, более эффективного конечного результата.
В отношении непрофессионалов следует придерживаться тех же подходов — вне зависимости от содержания программы. В самом начале творческого процесса непременно обсудите с руководителем детали предстоящего интервью. Выясните, о чем этот человек хочет говорить, в какой последовательности, и решите, как преподнести его идеи наиболее выразительно. Это надо сделать еще до того, как будет разработан окончательный вариант сценария. Часто случается, что выступление руководителя приходится переделывать по нескольку раз, пока оно не станет удачным не только с точки зрения выступающего, но и в представлении телевизионщиков. Не удивляйтесь, если копия монтируется непосредственно во время съемки. Телесуфлер намного упростит процесс монтажа копии. Побольше гибкости!
Репетиции с непрофессиональными участниками программы следует проводить, по возможности, до съемок. Здесь неизбежно возникает следующая проблема: такой участник (глава фирмы, эксперт) по определению является непрофессионалом в сфере телевидения. Поэтому будет очень полезно, если его поднатаскает телевизионщик. Если вы в состоянии привлечь такого со стороны, результат может превзойти все ожидания.
|
|
Убедитесь, что программа доберется до региональных отделений фирмы. Один из способов сделать это, как и в случае с программами обучения торговых работников, — обеспечить программе поддержку руководителей представительств на местах. Ее вам могут оказать главы отделений, региональные менеджеры, супервайзеры, руководители предприятий. В любой ситуации познакомьте руководителей на местах со своей программой и побудите их показывать ее своим сотрудникам.
Демонстрацию программы можно организовать так: назначить определенный «день просмотра» и разместить объявления о нем везде. Подойдут лифты, доски объявлений, столы в кафе, газеты и бюллетени для внутреннего использования, рекламные листки, памятные записки для персонала и так далее.
Важно и время показа программы. Например, иногда ее требуется повторить несколько раз: для постоянного штата служащих, для занятых неполный рабочий день, для работников дневной и ночной смен.
Обстановка показа также играет важную роль в том, насколько широкая аудитория ее увидит. Возможно, вам придется демонстрировать программу с передвижной установки, перемешая
|
|
ее в разные части здания. Зачастую программу приходится показывать непосредственно на рабочих местах — скажем, на конвейерном производстве, — если служащие не могут их покинуть. В других случаях требуется сочетать разные места и варианты просмотра — в предназначенных для этого помещениях и с переносной установки. В некоторых компаниях созданы системы коллективного пользования. Они состоят из одного центрального видеомагнитофона и нескольких мониторов, расположенных в местах скопления сотрудников (в кафетериях, различных производственных помещениях, в залах для совещаний и так далее), причем программа постоянно демонстрируется в различное время в течение дня.
Участие руководителей местных отделений в организации показа программ также помогает обеспечить подходящую обстановку. Например, программу показывают на собрании коллектива или инструктаже по технике безопасности. Тогда обсуждение просмотренного под руководством супервайзера или менеджера станет гарантией эффективного восприятия содержания программы. В некоторых случаях повысить действенность программы помогает ее многократный повтор.
Новости для сотрудников:
электровизуальный бюллетень корпорации
Пожалуй, никакой другой способ использования видеозаписей для корпоративных коммуникаций не привлекал большего внимания потребительских и профессиональных изданий в 70-е и 80-е годы, чем новости для сотрудников. Причина этого, возможно, в том, что этот жанр сильнее всего напоминал так называемую коммерческую журналистику в электронных СМИ.
Отправители и получатели
Пользователями новостных видеопрограмм для сотрудников выступают отделы связей с общественностью или коммуникаций. Аудиторию этого типа программ обычно составляют служащие головного офиса, региональных представительств или же все сотрудники компании (внутри страны и за рубежом). У них есть возможность смотреть такие программы с помощью переносного оборудования в самых разных местах: от особых видеозалов до собственных квартир.
Традиционно ежеквартальные новости для сотрудников демонстрируются в кафе. При этом программа постоянно повто-
ряется с полудня до часа дня. Большинство сотрудников успевает просмотреть ее во время обеденного перерыва. В отдельных случаях эта практика вызывала негативную реакцию служащих: программа мешала отдыхать тем, кто предпочитал посидеть в тишине и покое. В одной из компаний эту проблему разрешили так: устроили небольшой видеозал, а вдобавок в других помещениях отгородили уголки, где тоже поставили телевизоры. В результате звук не транслировался напрямую на все места большого скопления служащих.
В некоторых компаниях телевизионная информационная программа обновляется еженедельно и демонстрируется на мониторах в течение двух дней. Как правило, это происходит с 11:30 до 14:00, то есть во время обеда. Отдельные фирмы разместили мониторы вне кафе, но в непосредственной близости от него — в местах концентрации людей. Многие новостные передачи для сотрудников могут смотреть и работники ночной смены.
Почему именно видео?
Встает вопрос: почему менеджеры корпораций предпочитают использовать видео для информирования сотрудников? Главным образом, по двум причинам: 1) Это эффективное средство коммуникации; 2) Оно укрепляет моральный дух и трудовую дисциплину сотрудников.
Первое официально зафиксированное использование видеозаписи в новостях для сотрудников произошло в конце 60-х годов на фирме Smith Kline & French. С тех пор менеджеры корпораций пришли к выводу (факты, похоже, его подтвердили) о том, что видеозапись более эффективна, чем кинопленка, а в некоторых случаях и чем печатные материалы.
В начале 90-х годов, пожалуй, несколько нелепо рассуждать о киносъемке как о действенной альтернативе видео в распространении новостей для сотрудников. Впрочем, это относится и к любым другим видам сетевых телепрограмм. Но не будем забывать — лишь в середине 80-х годов стало ясно, что кино не имеет шансов стать средством корпоративных коммуникаций. Это справедливо в отношении внешних связей корпорации и, в еще большей степени, ее связей со служащими. Данное средство слишком медленное, а в наши дни еще и слишком дорогое по сравнению с другими, чтобы его использование в новостях для сотрудников было экономически оправданным. Напротив, телевидение в целом и видеозапись в частности стремительно совершенствуются технологически, обеспечивают мгновенную передачу информации и личный контакт со зри-
телем. Только поэтому новостные телепрограммы для служащих вообще существуют.
Технологические и психологические аспекты применения видео и телевидения позволяют менеджерам корпораций распространять информацию несколько иначе, чем это делается в печатных новостях. Различия проявляются и в содержании, и в стиле. Заявление главы фирмы в видеопрограмме подается в совершенно другом контексте, нежели в печати. Когда президент корпорации утверждает что-то перед видеокамерой, его обращение оказывается более непосредственным, более личным и убедительным. Телекамера никогда не лжет. Она подмечает любую мелочь. Люди «чувствуют» другого человека на экране телевизора. Телевизионное сообщение воспринимается зрителями на эмоциональном, интуитивном уровне.
С другой стороны, у телевидения есть слабость: оно не позволяет по желанию вернуться и повторно изучить детали и факты, переданные в сообщении. Несмотря на распространение домашнего видео и интерактивных видеодисков, телевидение (а следовательно, и видеозапись) отличается от печатного текста, который можно изучать, анализировать и перечитывать сколь угодно долго. Современный мир масс-медиа является смешанным во всех своих проявлениях — печать и телевидение должны бок о бок действовать в условиях мультимедийных технологий. Так что представление о видео как о более эффективном, чем печать, средстве коммуникации, следует воспринимать адекватно, а именно, телевидение действительно справляется с некоторыми задачами лучше печатных СМИ, но в иных ситуациях бывает и наоборот.
Теперь о настрое и трудовой дисциплине служащих. Широкое распространение новостных телепрограмм для сотрудников составляет параллель развитию других устройств для электронных коммуникаций, которые глубоко проникли в корпоративную культуру за последние два десятилетия. Господствующим среди них является компьютер. К числу других относятся такие средства телекоммуникации, как факс и телеконференц-связь. В итоге структура организаций стала более плоской, а поток информации внутри них — более подвижным. Вследствие этого изменился и настрой работников.
Появление новостных программ для сотрудников — всего лишь один из примеров изменений в отношениях между ними и руководством за последние десять лет. Они формируют у служащих представление (по крайней мере, поверхностное), что сегодня отношения между ними и менеджерами приняли более открытый характер. Далее приводится ряд примеров.
«Направления»: опыт корпорации AT&T
С 1983 по 1989 год компания AT&T (Баскин-Ридж, штат Нью- Джерси) сначала раз в квартал, а затем каждые два месяца выпускала новостную программу для 300 ООО своих сотрудников по всему миру — от президента до курьера. Исполнительный продюсер Кристофер Ньютон из компании Corporate Television присоединился к работе над этими программами в начале 1987 г. Он рассказывает: «Хотя нашей целью было охватить 300 ООО служащих, возникли серьезные проблемы с дистрибуцией. Наделе нам удалось показать свои программы только 60 000 человек».
Эта 30-минутная программа под названием «Направления» была удостоена награды. Стремясь донести свое содержание до зрителей, она делала акцент на них самих. Вот что рассказывает Ньютон:
«AT&Tзанята самыми разными деловыми проектами: услуги междугородной телефонной связи, подключение телефонных компаний и компьютеров, факсовые аппараты и прочее. Всегда трудно подобрать сюжеты, которые заинтересовали бы работников всех этих разнообразных сфер деятельности. Мы были более склонны сосредоточиваться на человеческом факторе, а не на технологической стороне. Целью «Направлений» являлось укрепление морального духа служащих Эта программа никогда не рассматривалась нами как средство распространения новостей как таковых Мы видели в ней средство помочь сотрудникам проникнуться гордостью за свою компанию. А выпускалась программа вскоре после изъятия капиталовложений компании, когда трудовая дисциплина и энтузиазм сотрудников были, мягко говоря, низкими. Мы всегда относились к этой программе как к способу выразить почтение нашим героям».
Каждая 30-минутная программа обычно включала пять разделов. «Отличие нашего проекта от обычной новостной программы для сотрудников состоит в том, что у нас никогда не было ведущего, роль которого традиционно исполняет представитель корпорации. У нас были закадровые тексты, причем читал их человек с внушающим доверие голосом диктора теленовостей, а не тем бойким и ложно-проникновенным, который характерен для рекламных объявлений».
Благодаря чему эта программа удостоилась премии? Вот как считает Ньютон:
«Было очевидно: мы обязаны по-настоящему укрепить боевой дух наших людей. Все, кто видел нашу программу, говорили: «Господи, вот это компания! И работают здесь действительно асы». Например, последняя программа начиналась классическим сюжетом о помощи AT&T жертвам стихийного бедствия. В нем рассказывалось о последствиях урагана Хьюго на побережье Северной Каролины в 1989 г. Глубоко дра-
матические и впечатляющие съемки, которые мы приобрели у местной станции новостей, показывали развитие и событий и то, как AT&T помогла своим клиентам — предприятиям, больницам, полицейским участкам. Подключенные к AT&T организации продолжали действовать и во время урагана, потому что ее телефонная связь выдержсма натиск стихии.
После этого мы пустили раздел технических новостей: сюжет о новом суперкомпьютере Pixel Machine с высокими графическими возможностями. Использовался он, главным образом, в научных исследованиях, помогая ученым представить четырехмерное пространство, описанное через абстрактные математические понятия. Этот раздел программы сопровождался потрясающей графикой.
Другой сегмент назывался «Прощание». Он был последним, после «Направления» уже не выпускались. Мы попрощались с нашей аудиторией и показали нарезку из самых полюбившихся зрителям сюжетов за все годы».
Программу делали почти исключительно внештатные независимые продюсеры, авторы сильных информационно-документальных короткометражек, глубоко и искренне чувствующие людей. Они работали совместно с Ньютоном и другими координаторами проекта. Каждый продюсер отвечал за производство своего раздела. Ньютон руководил выпуском последнего сегмента.
Однако «Направления» больше не производятся из-за проблем с дистрибуцией. «Вот главный урок, который я вынес из опыта работы над «Направлениями», — объясняет Ньютон. — Программа добивается успеха или проваливается вовсе не из-за своего качества. «Направления» были великолепным продуктом. Мы попросту не сумели преодолеть некий рубеж в его распространении. Мы охватили около 60 ООО человек. Это большая аудитория, но она составляет всего лишь 20% от всего штата корпорации. С такими показателями мы никак не могли оправдать существования программы. Мы не разрешили важнейший вопрос: как охватить всю эту огромную аудиторию, разбросанную по свету».
«Калейдоскоп»: опыт компании Georgia-Pacific
Премированная программа «Калейдоскоп» компании Georgia- Pacific (Атланта, штат Джорджия) распространялась в 300 различных офисах и представительствах. Предназначалась она в первую очередь для штатных служащих и представляла мало интереса для почасовиков — заводских рабочих, обслуживающего персонала и работников конвейера. Однако любой работник корпорации имел возможность увидеть программу, в том числе
и дома. Из 66 ООО служащих корпорации программу смотрели от 15 ООО до 18 ООО человек. Распространение примерно на 15% осуществлялось через видеомагнитофоны, на видеокассетах формата 3/4 дюйма.
Дон Блэнк, начальник производства в Georgia-Pacific Television, сообщает:
«Программа рассказывает о новостях, имеющих значение для всей компании. У нее формат информационного журнала. Все вставки с участием исполнителей снимались в различных местах, где действуют офисы Georgia-Pacific. Как-то раз мы снимали такой фрагмент на парусном судне компании. После этого шли один-два развлекательных рассказа о том, что делается в корпорации. Скажем, однажды это был сюжет о гонках сотрудников на собачьих упряжках. В другой раз группа служащих смастерила фанерную подводную лодку для участия в состязаниях самодельных субмарин во Флориде, устроенных National Geographic.
В программе всегда есть по крайней мере один большой тематический очерк о событиях в Georgia-Pacific. Он может посвящаться финансовой информации (во время квартального отчета или в конце года), крупным приобретениям компании — например, расширению завода (пуску нового оборудования), новому маркетинговому плану. Есть также и более короткий второстепенный сюжет. Если в программе остается время, мы вставляем в нее обновленные данные. Мы стремимся уместить каждый выпуск программы в 20 минут. Случается, они растягиваются до 24—25 минут.
Все элементы программы ориентированы на новости. Не обязательно горячие новости — мы рассказываем и о случившемся за последние два месяца, о чем служащие не были полностью информированы. Бывает и так, что служащие знают о событии, но не были его очевидцами, и мы показываем им, как все происходило».
По мнению Блэнка, эффективность программы обеспечил ее стиль. Графическое решение, то, как снимали действующих лиц для вставок, приемы производства тематических очерков в каждом выпуске — все это отличалось высочайшим качеством:
«Мы делали материал, по качеству соответствующий продукции телесетей. Это относится и к операторской работе, и к монтажу, и к музыкальному сопровождению, и к съемкам с участием людей, и к графике, и к мультипликации. Очень многие в нашей творческой группе имеют опыт работы в широком вещании. Результаты деятельности нашего видеопроизводства измеряются полученной прибылью, поэтому мы предлагаем свои услуги и вне корпорации. Мы занимаемся также программами для кабельных компаний и сетей. Делаем коммерческую рекламу на общенациональном и местном уровнях, выпускаем стильные видеоролики для поддержания имиджа корпораций по всей
стране, а также основные виды корпоративных видеопрограмм для сторонних заказчиков. Так что наша деятельность очень широка, и благодаря этому обстояьельству я сумел привлечь в команду мастеров экстра-класса».
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!