ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 31 страница



История мысли о противоположностях может быть показана следующим образом 

                    противоречия

    ┌─────────────┼───────────────┐

    не знали ® осознавали ® использовали

                    ┌─────────────┼──────────────┐

                       И. Кант ® Гегель ® Маркс, Энгельс, Ленин

Противоречие как элемент мышления первоначально было неосознанно. О нём не знают в полной мере и многие современники, даже если фактически исходят из него. Затем его осознали. Гераклит и другие древние мыслители были знакомы с противоречиями. И первая их реакция состояла в том, чтобы исключить противоречивость в объяснении мира как бессмыслицу. Именно на это была направлена деятельность Аристотеля при разработке путей исключения «противоречивой противоположности» [8,Т.1,с.258]. С тех пор первый закон логики требует исключения противоречивых толкований одного и того же объекта. Однако этот закон не исключает противоречивости из мышления даже тех, кто сознательно его использует. Затем на противоречия посмотрели как на проявление относительности познания и на объективное явление, которое существует даже в том случае, если его пытаются исключить. Задача состояла в том, чтобы использовать противоречивость как элемент познания. Противоречивость проявляется посредством проблемности, а поэтому имеет важное значение в познании, мышлении, обучении.

Разработка первого закона логики означала одновременно и постановку проблемы первого закона диалектики. Первый закон логики (закон тождества) объясняет необходимость одинакового обозначения одних и тех же явлений. Первый закон диалектики объясняет причину развития объектов, т. е. отвечает на вопрос «почему?». Для познания объекта надо ответить на этот вопрос и тем самым показать причину развития объекта. «Но мы не знаем истины, не зная причины» [8,Т.1,с.95]. По Аристотелю, Эмпедокл первым назвал причиной развития единство противоположных элементов целого [8,Т.1,с.74], «Противоположности суть начала существующего» [8,Т.1,с.77]. Первый закон диалектики был открыт еще в древнем мире, что имело важное значение для развития истинности познания.

Логику развивали как средство преодоления противоречий в суждениях. Логика была основанием для оценки противоречий в качестве негативного свойства рассудка. Мыслители стремились с помощью логики избавиться от противоречий как негативных элементов сознания. Они объясняли противоречия как вредные бессмыслицы, препятствующие развитию духа. И таким образом они допускали существование абсолютно истинного в идейном отражении мира - истин в последней инстанции. На самом же деле познание людей всегда относительно, и в идеях всегда существуют ошибки, заблуждения, бессмыслицы и т. д. Как бы печально это не было, но подобные явления надо оценивать критически и использовать в качестве исходного для развития идейного отражения мира. Люди и общество страдают от многообразия противоречий в суждениях, но тем не менее сами противоречия выполняют позитивную функцию в развитии идей.

Оценивая факт противоречивости суждений, необходимо осознавать причину их существования. Она состоит в том, что мир развивается на основе противоположности и усложняется. Отражение противоположных элементов объекта требует высокоразвитой методологии познания. Однако её создание происходит не сразу, а постепенно. В связи с этим на каждом этапе всегда относительны методологические возможности науки и с их помощью можно решать только часть противоречий суждения.

 

 

    противополож- ® противоречие ® методология как

    ности объекта      абсолютного        средство разрешения

                         и относитель-      противоречий

                         ного в духовном

Разработка диалектики призвана придать должное значение противоречиям и указать значение методологии для их решения.

Первый закон логики и первый закон диалектики оказались внешне противоречивыми. Первый закон логики требует исключения противоречий из мышления, а первый закон диалектики признаёт их существование. Первый закон диалектики действует во всех формах объектов, а первый закон логики действует только в идейном отражении всех созданных на его основе объектах. Первый закон логики является частным проявлением первого закона диалектики. В этой сфере имеет место их единство, но противоположность требований: логика предполагает исключение, а диалектика показывает фактическую невозможность полного исключения противоречий из мышления и, следовательно, необходимость их использования в качестве исходного в познании объектов.

Первый закон логики есть превращенная форма первого закона диалектики. Он показывает раздвоенность идей - их противостояние, противопоставление [102,Т.47,с.92] как движущую силу развития, познания.

Противоречивость идей - объективный закон их развития. Сколь бы не казался он противоестественным, нежелательным явлением мышления, но противоречие есть факт сознания.

«"Логической противоречивости", - при условии, конечно, правильного логического мышления - не должно быть ни в экономическом, ни в политическом анализе» [88,Т.30,с.91]. Однако это требование не осуществляется последовательно в мышлении. И поэтому возникают противоречия не только между представителями разных концепций, но и между разными элементами одной концепции. Это требование может быть реализовано только на высоком уровне развития методологической культуры, до которой еще далеко. Для этого надо все методологические требования сделать нормой мышления всех людей. Это идеал, но путь к нему весьма длителен и неизвестен, предполагает решение многих проблем практики.

Философия возникла «из непреходящей потребности человеческого духа: потребности преодолеть все противоречия» [102,Т.21,с.278].

В мышлении первый закон диалектики проявляется через противоречия - противоположные мысли. Диалектика признаёт противоречия мышления в качестве не только неизбежного зла, но и превращает их в верных помощников: на их основе разрабатывают приёмы познания мира, повышения истинности знаний и т. д. Диалектика не призывает к консервированию противоречий мышления, а настаивает на относительности познания и разрабатывает методы повышения абсолютного в знаниях. Она ориентирует на поиск ошибочных, противоречивых элементов сознания и на их преодоление посредством решения проблем. Диалектика, не отрицая логики, даёт более глубокое и содержательное представление о познании. Она требует не просто боязни ошибок, а их выявления с тем, чтобы осознать их как проблемы и искать методы их решения. К сожалению, эта сторона диалектики не получила должного развития, что и стало почвой для появления пустоцветов. Диалектика должна показать методологию использования проблем в качестве исходного момента для развития науки, практики. Но это особый разговор.

Средством преодоления противоречий является осознание их в качестве проблем и поиски методов их решения. В этом случае методология выступает как способ разрешения противоречий в мышлении и в практике жизни. По мере развития методологии оказывается возможным решать более сложные проблемы и исключать противоречия в мышлении. Поскольку же объект развивается, а мышление постоянно отстаёт от него, то возникает противоречие между относительностью знаний и свойствами объекта. Поэтому решение проблем не исключает противоречий вообще, а позволяет только поднять на более высокий уровень идейности отражение мира людьми и на этой основе повышать организованность общества и его гуманность.

Сознательное использование противоречивости в качестве исходного момента в совершенствовании познания объектов предполагает поиск бессмыслиц, ошибок в трактовке объекта. Когда противоречия осознаны и высказаны намерения их преодолеть, то они становятся проблемами. Решение проблем происходит на основе методологии и её развития для того, чтобы привести методологию в соответствие с решаемыми проблемами. Решения проблем могут быть

очевидными® гипотетическими® парадоксальными.

Очевидное решение проблемы имеет место в том случае, если оно происходит на основе общепринятых методов, которые ранее не применялись к данному объекту. Гипотетическое решение проблемы характерно большой относительностью, неуверенностью в истинности полученного результата, в необходимости дополнительных исследований, сбора фактов, аргументов и т. п. Парадоксальные решения проблем происходят чаще всего тогда, когда для решения проблемы необходимо найти новые методы. В таком случае решение проблемы выглядит неубедительно для других, неприемлемым с точки зрения «здравого рассудка», который имеет «значение в стенах дома» и порой вредит в исследовании [102,Т.20,с.21].

При исследовании причин состояний, в том числе изменений, нельзя искать только «внутренние» факторы в каждом конкретном случае. Не все собственные причины объясняют происходящие изменения с объектами. Часто такими причинами выступают противоположности, противодействия, борьба объекта и среды его существования: вода разрушает камень, ведёт к ржавлению металла. Что касается продуктов труда, то причинами могут быть степень их рациональности, целесообразности, соответствие условиям использования. Гайка не сама развивается (хотя ржавеет сама), а её совершенствуют люди исходя из потребностей в ней как в крепежной детали. У гайки нет «врождённого стремления к изменению» [8,Т.3,с.82]. «Врождённые стремления к изменению» гайки состоят в ржавлении металла (если она изготовлена из него), но не в появлении новой, более сложной формы гайки.

В процессе развития объекта возникают ситуации, когда нельзя однозначно или утверждать, или отрицать определённое его состояние, свойство. В таком случае будут ложными однозначные утверждения. Особенно это имеет место «при грубом» познании объекта, не способном показать перерастание одних его качеств в другие. В таком случае эвристическим средством становится признание истинности одновременно логически противоречивых утверждений об объекте с тем, чтобы показать переход одного качества в другое, сохранение преемственности нового со старым и одновременно специфику нового в сравнении со старым. Наглядно, такое происходит при диалектическом объяснении объекта. Например, «машина - это механизм» и, одновременно, «машина - это не механизм» ввиду того, что у неё имеется нечто новое. Соответственно, деньги - это товар и деньги - это не товар, капитал - это деньги и капитал - это не деньги; диалектика - это логика и диалектика - это не логика и т. д.

Для понимания первого закона диалектики необходимо учитывать гегелевское положение и его интерпретацию В.И. Лениным. Речь идёт о том, что восприятие первого закона человеком происходит на разных уровнях. Гегель, и соответственно В.И. Ленин, выделяют три уровня, начиная с простого:

обычное представление® остроумие®мыслящий разум

Люди неоднозначно воспринимают противоречие и, несомненно, степень глубины его восприятия зависит от степени развития интеллекта людей [88,Т.29,с.128].

Первый закон диалектики показывает причину развития, отвечает на вопрос «почему» происходит развитие объекта, его переходы, превращения и т. п. Это показывает, что он является отражением самого фундаментального свойства объекта. Понятие обстоятельств является наиболее широким и отражает все факторы [102,Т.3.,с2], в том числе косвенные. Условие - более узкое понятие, определяющее внешние факторы. Причины показывают непосредственные, прямые факторы процессов. (Прил., рис. 1).

причины развития

┌───────┴──────┐

внешние ® внутренние

  ┌───────┴──────┐

Спиноза ® противоречия

            ┌───────┴──────┐

                Гегель ® раздвоение

                                        единого

                   ┌───────┴──────┐

                            Маркс ® система

                           Энгельс,  полярностей

                           Ленин

«... Противоречие ... есть корень всякого движения и жизненности; лишь постольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»[88,Т.29,с. 125]

«... Задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению ...» [102,Т.25,Ч.1,с.343]. Надо искать причины явлений в них самих [88,Т.18,с.162].

В графическом моделировании диалектической обработки понимания объектов, проявляются законы диалектики. В частности, первый закон диалектики предполагает противопоставление форм объектов. В тексте это проявляется посредством таких слов как «однако», «тем не менее». На графике это проявляется в обособлении объектов, разделённых стрелкой. Последняя отражает не только развитие, переход от одной формы объекта к другой, но и то, что последующая форма объекта разрешает противоречия первой, преодолевает некоторые из них, снимает и т. п.

3.4.2. ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ:


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!