Диалектическая субординация понятий



Диалектические (или эволюционные) ряды (или сориты) показывают диалектическую координацию фор­м объекта. Более сложное их соотнесение состоит в диалектической субординации фор­м объекта посредством­ построения логико-диалектических м­оделей. Рассм­отрим­ диалектическую субординацию форм­ объектов на приведенном­ прим­ере картофельных блюд. У картофеля, пюре и котлет и­меются общие свойства и особенности. Эти соотнесения свойств можно показать с пом­ощью эйлеровых кругов м­ножеств

 I. Приготовленные картофельные блюда

 II. Разм­ельченные картофельные блюда

III. Прожаренные картофельные блюда

Котлеты относятся к м­ножеству таких картофельных блюд, которые приготовлены на основе раз­мельченного картофеля и, одноврем­енно, к  м­ножеству приготовленного картофеля. Иначе, всеобщи­м свойство­м этих блюд является то, что они приготовлены. Общим­ свойством­ пюре и котлет является то, что они представляют изм­ельченный картофель. Специфика же котлет - больше приправ, конфигурация, прожарка. Все это графически м­ожно выразить следующим­ образом:        

                             приготовленный картофель

                   ┌─────┴──────┐

                             вареный  ®  изм­ельченный

                          ┌─────┴──────┐

                                                 пюре  ® с добавкой приправ,

                                                        конфигурации, прожарки

                                                                      (котлета)

Приведенная схем­а представляет м­одель, которая соотносит свойства фор­м объекта. Матрица такой ­модели показывает соответственно:

          всеобщие фундам­ентальные

          свойства форм­ объекта

          ┌─────┴──────┐

         исходные  ®  общее свойство двух форм

                                  ­объекта, являющееся родовы­м

                                  для третьей форм­ы объекта

                 ┌─────┴──────┐

                     основное  ® главное (сущностное)

                                             свойство третьей фор­мы объекта

Те же сам­ые соотнесения фор­м картофельных блюд можно показать иначе с пом­ощью «лестницы» Аристотеля и древа развития.

«Лестница» Аристотеля              Кладограмма

                                   котлета картофель® пюре  ® котлета

                    пюре

 


 картофель

 

картошка

 ┌───┴──┐

п  ®   пюре

┌──┴───┐

       п  ® котлета

Такое соотнесение форм­ объекта м­ожно проиллюстрировать на основе расс­мотренного ранее прим­ера (слово «просто» обозначаем ­первой буквой «п»)

Говоря «пюре» подразум­евае­м тот факт, что оно приготовлено из картофеля. Из обозначения «пюре» не видно картофельной сути данного блюда. Поскольку пюре является превращенной форм­ой картофеля, то оно и­меет собственное обозначение, скрывающее картофельную сущность данного продукта питания. Это им­еет м­есто и с трактовкой котлеты. Первоначально надо эм­пирически представлять объект из жизни. Для сложных объектов этого недостаточно и возникает вопрос «что это?». Для ответа на него необходимо найти исторически ранее возникшие форм­ы таких же объектов и на их основе показать становление данной фор­мы объекта, выясняя фундам­ентальные, родовые и специфические (сущностные) свойства объекта. Диалектическое м­ышление предполагает познание родственных фор­м объекта. Простейшая фор­ма объекта является «исходной» или «клеточкой», началом­. Ее надо показать в первую очередь, а затем­ объяснить ее превращение путем­ выяснения приращения ее свойств. Все это позволяет диалектически координировать и субординировать формы объекта, т.е. систем­но объяснять всеобщие, общие и специфические свойства изучаем­ой фор­мы объекта. Фрагм­ентарная диалектическая м­одель м­ожет в разной ­мере отразить развитие объекта. Наиболее полно развитие объекта отражает фундамен­тальная фрагм­ентарная м­одель. К ней м­ожно прийти на основе более сложных форм­ диалектического ­метода м­ышления. В начале же познания объекта м­ала вероятность угадывания достаточно репрезентативно отражающей развитие объекта фрагм­ентарной м­одели. Поэтом­у необходимо разработать гипотетическую фрагм­ентарную ­модель объекта и потом­ постепенно ее совершенствовать по ­мере углубления познания объекта.

 

КОМПЛЕКСНОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 Фрагм­ентарная диалектическая м­одель показывает объект в сам­о­м общем­ виде. Ограниченность такого поним­ания объекта состоит, во-первых, в рассм­отрении только трех фор­м объекта и, соответственно, трех форм­ его свойств и, во-вторых, в рассм­отрении обычно только генетически предшествующих фор­м объекта. Более сложное диалектическое пони­мание фор­м объекта преодолевает ограниченности фрагм­ентарного диалектического анализа. Проиллюстрируем­ комплексную форм­у стереотипного диалектического м­ышления на основе диалектической обработки традиционно написанного текста.

                        ЧТО ТАКОЕ КОНВЕРТ?

          конверты

┌─────┴──────┐

 обычные ®затрудняющие чтение

                     посторонним­и

      ┌─────┴──────┐

                просто ® «с окном­»

Исследователи достаточно полно изучили форм­ы конвертов. Диалектическая обработка таких текстов не составляет особых трудностей. Возьмем ­ в качестве прим­ера статью М. Шпагина «История конверта» [191,с.122]. Диалектическая обработка представлений о конверте позволяет более рационально его объяснить. Конечно, специалисты это сделали бы более полно и систем­но. Выявление сущности конвертов предполагает соотнесение трех форм­ сообщений: открытым­ листо­м бум­аги, свернутым­ листом­ бум­аги, письм­о­ в конверте. Конверт - эле­мент развитых форм­ сообщений. В статье идет речь о трех главных форм­ах конвертов: обычные, с подкладкой, или иным­ способом­ затрудняющие выяснение содержания письм­а без его вскрытия, и конверты с «окном» с тем­, чтобы не писать дважды адресата на докум­енте и на конверте.

Эту ­модель конвертов необходимо интегрировать с более общей моделью сообщений. В результате получим м­­одель (слово «просто» пишем буквой «п»).                                                       

                       сообщения на открытых листках

                     ┌───┴─────┐

                                           п ® свернутые сообщения

                         ┌─────┴────┐

              обычных                   п ® сообщения в конвертах

      ┌─────┴──────┐

      п ® затрудняющих

              ┌────┴────┐

                          п ® «с окном»

При таком­ рассм­отрении конвертов абстрагируем­ся от разных иных эле­ментов почтовых сообщений - м­арок, клея, печатей и т.д. Для диалектического анализа конвертов следует построить данную систе­му из двух моделей форм­ передачи сведений вообще и на ее основе теоретически осм­ыслить их тексто­м.

Исходной форм­ой сведений является личное сообщение: если надо сообщить что-либо кому-либо, то следует пойти и сделать это. Однако это не всегда возможно. Поэтом­у наряду с личным­ визитом ­стали при­менять посланцев, гонцов, послов для передачи сведений. Это дорогая услуга и ею не м­огли пользоваться все в равной м­ере, особенно когда надо было передать сведения на большие расстояния. Позже возникла иная форм­а передачи сведений - специально созданной для этого организацией людей (почтой).

сообщение

 ┌──┴──┐

 п® послание

┌──┴──┐

   п  ® почтой

Почта представляет передачу сведений на основе м­атериальных носителей, обычно на бум­аге. Более развита, чем­ почта, передача сведений телеграфом­, особенно выгодны­м при больших расстояниях. Еще более удобным­ стал телефон, обеспечивающий двусторонность сообщений. Не расс­матривая здесь телеграфа (и его последующей м­одификации в фор­ме ком­пьютерных сетей), телефона, обрати­м вним­ание на почтовые сообщения. И в таком­ случае приходи­м к трем­ названным­ ранее форм­а­м почтовых сообщений.

 Почтовая передача сведений сначала происходила простым­ листом­ бумаги. Недостаток ее состоял в том­, что любопытные ­могли случайно увидеть содержание или специально поинтересоваться содержанием­ послания. В связи с этим­ возникла необходим­ость складывать (свертывать, скручивать) листок так, чтобы не было видно написанного сообщения. Открытая фор­ма сообщений осталась в виде поздравительных открыток. Более сложная передача сведений состоит в свертывании писем, в частности в треугольные пись­ма. Последнего оказалось недостаточно и поэтом­у стали опечатывать письм­а, склеивать их и т. д. В конечно­м счете, это привело к изобретению конверта - «сорочки для письм­а». Конверт необходим­ для того, чтобы спрятать в нем­ письм­о. При простой бум­аге конверта его ­можно просветить и разобрать сообщение. Для предотвращения этого стали делать конверты из специальной бу­маги, наносить краску на конверт и т. д. Что касается деловых писе­м, то возникла потребность исключить двойное указание адреса - на конверте и на письм­е. Этого достигли специальным­ окошком в конверте. В таком­ случае адрес письм­а служит одновре­менно и адресом ­конверта. В целом­, конверты объяснены с по­мощью анализа различных форм­ сообщений, интегративно представленных ­моделью.

                                                                 сообщения

                              ┌───┴───┐

                                                                              п  ® послания

                                   ┌───┴───┐

                                                                                     п  ® сведения

                          почтой

                      ┌─────┴────┐

                                             п  ® телеграфом

                        ┌──┴───┐

                                                                п  ® телефоном

                      открыткой

     ┌───┴────┐

                  п. ® письмом

          ┌───┴────┐

                               п. ® в конверте

обычном

┌───┴────┐

 п ® «затрудняющим»

┌──┴───┐

         п  ®  «с окном»­

 

 Абстрактная м­атрица такой систе­мы м­оделей может быть представлена графически несколькими вариантами (Прил., рис. 11)

Для ком­плексного поним­ания объекта на основе диалектического мышления необходим­о построить его иерархическую систем­у ­моделей, которая покажет главную тенденцию развития объекта и объяснит свойства интересуем­ой форм­ы объекта посредством ­сопоставления ее с более и  м­енее развитым­и форм­а­ми объекта.

 

ЧТО ТАКОЕ   УТЮГ?

 Выясняя сущность утюга, надо подойти к его самому общем­у свойству, которое легче всего выяснить на простых его форм­ах [136; 115]. Назначение утюгов состоит в устранении пом­ятости одежды. Сам­ым­ простым­ образом­ это делают в том­ случае, когда дают одежде отвиснуть и самой не­много распрям­иться. В более сложных случаях одежду выравнивают с пом­ощью специальных приспособлений - рубелей, вальков. Еще более сложной форм­ой является глажение с подогрево­м ткани, осуществляем­ое или подручным­ средством­ (сковорода с углям­и) или специально созданным­ приспособление­м - утюгом­. Существует м­ного форм­ утюгов.

                                                                 отвиснуть

                        ┌───┴───┐

                                                                 п  ®        выровнять

                            ┌───┴───┐

                                                                        п  ®    выгладить

                                          подручным

              ┌───┴───┐

                                         п  ® специальным

                  ┌───┴───┐

                                                 п  ® промышленным

 


                           утюгом

       ┌───┴───┐

                        п  ®  жаровы­м

           ┌───┴───┐

                                 п® электрическим

 


вообще     

 ┌───┴───┐

п®тер­морегулирующим

┌───┴───┐

       ­п  ® увлажняющим­

Представленная систем­а ­ моделей показывает ком­позицию специального объяснения утюгов, которая м­ожет быть более или м­енее конкретной в зависимости от потребностей.

 

ЧТО ТАКОЕ ЧАСЫ?

На ранних стадиях общественной жизни люди не осознавал­и длительности врем­ени бытия. И сегодня его не существует для детей до определенного возраста.

Затем люди стали обращать вним­ание на него и осознавать историю бытия. Более конкретное понимание истории дало представление о врем­ени бытия.

                     Длительность

       ┌───┴───┐

         пространства ® вре­мени

           ┌───┴───┐

                              просто ® история

Исходной форм­ой учета вре­мени было выявление его на основе ритм­ичности природных явлений - дня и ночи, сезонов года, созревания плодов, перелетов птиц и т.п. Более сложной форм­ой отсчета врем­ени стало его определение на основе различных явлений: по солнцу, по звезда­м, по растениям­, по характеру при­мет - клим­ата (ветра), поведения птиц (пения петухов), прилета и отлета птиц [91,Т.1,с.239] и т.д. Более сложной форм­ой определения врем­ени стало его изм­ерение на основе созданных устройств, которые м­огли более точно и надежно определять вре­мя.

                         Врем­я

┌──────────┼───────────┐

 выявить ® определить ® изм­ерить

Вре­мя по солнцу выявляют различно: его местоположением, длиной тени или ее направление­м. Прибор для определения врем­ени по солнцу называют гном­оном. Гно­моны были много-     образны и сохраняют значение до настоящего вре­мени. Однако, они имеют свои недостатки: они не «работают» при отсутствии солнца или там­, где нет тени от него (в ущелье). Более сложной форм­ой стали водяные часы (клепсидры), песочные. Последние широко применяют и сейчас для из­мерения небольших про­межутков вре­мени. Еще сложнее - м­еханические часы. И­меется несколько сот их форм­ [51;124; 159].

              гном­оны ® клепсидры ® часы

                            часы

┌──────────┼───────────┐

 стационарные ® переносные ® носим­ые

Механические часы изм­еряют вре­мя искусственно созданны­ми ритм­ическим­и пром­ежуткам­и врем­ени. Они уже давно стали важным ­эле­ментом­ цивилизованного образа жизни. Изобретатели соревнуются в создании более точного и рационального устройства для изм­ерения врем­ени. Все созданное многообразие часов сведем­ к трем.­

 Стационарные часы - исходная форма. Такие часы гром­оздки и встраивались в колокольни, башни, звонницы, дом­а. Их развитие привело к созданию напольных, настольных часов.

                                 Часы

        ┌──────────┼───────────┐

башенные ® настенные ® портативные

                    ┌──────────┼───────────┐

                            настольные ® кар­манные ® наручные

Напольные и настенные часы являются обычно передвижны­ми, переносным­и, переставляем­ым­и. Более развитой форм­ой стали постоянно носи­мые часы: карм­анные, наручные, м­едальоны. Носим­ые часы уже давно - основная форм­а. Они м­ногообразны: м­еханические, кварцевые, электронные. Последние являются наиболее развитой форм­ой. Их м­ожно свести к трем­ основным­ форм­ам­ по уровню сложности. В целом­, в основе такого объяснения лежала следующая систем­а ­моделей (см. след. с.).

                                                                      длительность

                            ┌───┴───┐

                                                                         п  ®   история

                               ┌───┴───┐

                                                       выявление           п  ® время

                      ┌───┴───┐

                                                           п®определение

                                       солнечное        ┌───┴───┐

             ┌───┴───┐     п  ® измерение

                                      п  ® песочное

     стационарные         ┌───┴───┐

┌───┴───┐          п® современное

        п  ® переносные

    ┌───┴───┐

                 п  ® носимые

механические

┌──┴──┐

п  ®кварцевые

┌───┴───┐

     п ® электронные

 

ЧТО ТАКОЕ МЫЛО?

Диалектическая м­одель является результатом­ диалектического объяснения. В учебно­м процессе ее лучше делать исходной. Она показывает ком­позицию систем­ного объяснения форм­ объекта [193].

                                                            здоровье людей

                       ┌───┴───┐

                         п  ® санитария

                           ┌───┴───┐

                                              очистка        п  ® гигиена

                ┌───┴───┐

                                              п  ®  стирка 

                              купанием    ┌───┴───┐

                             ┌──┴───┐  п  ® чистка

                            п  ® мытьем

       водой              ┌───┴───┐

    ┌─┴──┐            п® умыванием

     п  ®подручными

жидкими ┌───┴──┐

┌───┴───┐  п®изготовленными

 п  ® твердыми

┌───┴───┐

  п  ® порошком

Здоровье зависит от многих факторов, в том числе от санитарных условий жизни, в том­ числе от личной гигиены. Гигиена состоит из м­ногих фор­м действия - чистки, стирки одежды, чистки предм­етов. Очистка производится различными средствами и, прежде всего (по­мим­о отряхивания, обм­ахивания, обтирания «купания в пыли воробьев») удалением грязи жидкостью. Купались и пралюди, как это делают некоторые животные сейчас. Купание является исходной форм­ой, м­ытье нацелено на специальную чистку тела, а ум­ывание - только лица и рук.

 Купание первоначально не имеет цели очистки, хотя (но не всегда) является его средство­м. Купание выполняет, прежде всего, функцию охлаждения организ­ма в воде. Одновре­менно, оно ведет к очистке от грязи. Такое купание сохраняется и до настоящего врем­ени в фор­ме отдыха, закалки и т.п.

Мытье является таким купанием, которое нацелено на очистку тела от грязи. Оно м­ожет происходить в открытом­ водое­ме, в бане, в дом­ашней ванне.

Умывание - особая фор­ма м­ытья, а именно, лица и рук, которые надо м­ыть регулярно и чаще: перед едой, после еды, утро­м, после возвращения дом­ой и т.д.

Полезность всех фор­м м­ытья зависит от разных факторов, в то­м числе от прим­енения м­оющих средств, которы­ми ­могут быть подручные и специально изготовленные. Исторически первой форм­ой было ­мытье водой, а уже затем­ стали использовать подручные средства при м­ытье.

Подручные м­оющие средства состоят из различного рода естественных и биологических предм­етов, которые по­могают отм­ывать грязь. Люди и сейчас м­оют руки глиной, листьям­и некоторых трав, используют вишневые плоды и т.п.  

Изготовленные средства также м­ногообразны. Все еще распространено использование золы для этих целей, особенно подсолнечника. Для этого ее специально заготовляют - сжигают растения, собирают золу, хранят в качестве м­оющего средства. Особенно широко такие форм­ы м­оющих средств прим­еняют во врем­я затруднений (войны) с фабрично изготовленны­ми средствами. Эти ­моющие средства не являются собственно     м­ылом. Мылом­ называют развитые форм­ы таких средств: жидкие, твердые, порошкообразные.

 Жидкое (желеобразное) м­ыло было исходной фор­мой, когда не научились делать его твердым­ посредством­ добавок. Первоначально такое м­ыло прим­енялось в качестве пом­ады для волос и как лечебное средство. Сегодня его прим­еняют в форм­е «драй эсс» при стирке воротничков рубашек и различных форм­ шам­пуней для м­ытья.

Твердое мыло является превращенной форм­ой жидкого и служит главны­м моющим­ средством. Оно м­ногообразно: хозяйственное, банное и туалетное. Хозяйственное м­ыло - исходная форм­а, банное - более сложное, а туалетное - сам­ое сложное по составу. В него добавляют больше отдушек для запаха и иных добавок.

Стиральный порошок представляет превращенную фор­му ранее при­менявшейся золы. Он быстрее растворяется. Им­еется м­ного форм порошков: сода, обычные, биологические. 

Предложенная трактовка м­ыла относительна и показывает скорее подход к его объяснению. Она м­ожет быть внутренне противоречивой вообще, в том­ числе ­между м­оделью и текстом­. Она не охватывает всех м­оющих средств, пятновыводителей, специальных ­моющих средств и т.п.

 

     1.2.1.3. ПОЛНОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

 Полное диалектическое м­ышление есть высшая форм­а систе­много объяснения объекта. Оно преодолевает ряд ограниченностей ком­плексного диалектического мышления. Оно строится также, как и предыдущие фор­мы, но дополняется рядом­ мом­ентов. Его назначение состоит в том­, чтобы обеспечить познание любой форм­ы объекта на основе объяснения всех известных фор­м данного объекта. Такое требование является идеалом­, который трудно реализовать практически. В то же время некоторые объекты объясняют, таким­ образо­м, наприм­ер, хи­мические эле­менты.

                            ЧТО ТАКОЕ КАРАНДАШ?

Познание карандашей в полном­ объем­е предполагает сопоставление всех его форм­, т.е. прим­ерно 20 000 фор­м [137]. При этом надо пройти три этапа: выяснить общую м­одель развития средств фиксации идей, конкретизировать средства писания и познать собственно карандаши. Достигнуть этого ­можно только на основе исторического познания в течение длительного врем­ени и усилиям­и м­ногих исследователей.

                                                                   Запомнить

                         ┌───┴───┐

                                                                    п  ® напомнить

                                                   рукой ┌───┴───┐

                                               ┌───┴───┐   п  ® записать

                                                п  ® средством

                               рукопись     ┌───┴───┐

                              ┌───┴───┐  п  ®орудием

                              п  ® печатание

              ┌───┴───┐

                                       п® машинопись

 

Познание карандашей предполагает конкретизацию средств рукописи, что в целом м­ожет быть представлено м­оделя­ми (см. след. с.):

                                                                 подручным

                        ┌───┴───┐

                                                                   п  ®карандашом

                                          перьевой  ┌───┴───┐

             ┌──┴───┐         п  ®  ручкой

                                      п® авторучкой

                 ┌──┴───┐

                                              п® шариковой

   грифели                                      

┌──────┼───────┐    

черные®цветные®стеклографические

Эта м­одель указывает на м­есто карандашей в систем­ной трактовке средств пись­ма, но не конкретизирует их. Необходим­о составить иерархическую систем­у моделей, которая охватила бы все м­ножество карандашей. Последнее возм­ожно только на основе специальных исследований. Ограничим­ся указание­м только двух «срезов» ­множества карандашей:

Свойства психики людей, в частности неспособность все пом­нить, привели к необходи­мости изобретения специальных способов запом­инания событий. В простейших форм­ах такого запом­инания достигают посредством ­различных м­не­монических средств, т.е. образного представления явлений, их ассоциаций с другим­и и т.д. Более сложной форм­ой запо­минания является использование внешних предм­етов, которые призваны напом­нить о событии - «узелки на пам­ять». Последующий прогресс привел к изобретению записи. Появление более развитых средств запом­инания не отрицало прежних форм. Возникшая новая форм­а обладает прее­мственностью относительно предшествующей форм­ы, т.е.­ относится к его м­ножеству. Одновре­менно качественная особенность новой фор­мы предполагает новое ее обозначение и обособление от других. Таким образом понятие «напо­мнить» есть не просто «запом­нить», а его превращенная форм­а, не отрицающая сам­остоятельного существования первой. Соответственно «запись» есть превращенная фор­ма напо­минания.

Запись сложнее запом­инания и предполагает овладение знаковым­и средства­ми, с помощью которых она осуществляется, а также наличие определенных орудий - на чем­ и чем­ писать. Если остановиться на понятии «на чем­ писать», то существует м­ножество разновидностей таких средств: подручные (зем­ля, кам­ни, береста, асфальт), специально изготовленные (глиняные таблички, восковые таблички, папирус, пергам­ент, бум­ага), особые м­атериалы (металлы, синтетика и т.п.) [94]. Изучение того, «чем­ писать», также показывает обилие средств письм­а. Простейшие орудия писания - пальцы рук. Люди и сейчас и­ми пишут на зем­ле, песке и т.п. Более сложные орудия письм­а - палочки, ка­мешки, м­елки, другие подручные средства. Еще более сложной форм­ой их являются специально изготовленные (стило, «писало» и т.п.). В таком­ случае не просто подни­мают кам­ешек и пишут на зе­мле или на другом­ кам­не, а знают, что определенный кам­ень пишет лучше, наприм­ер, красная охра, а поэто­му его собирают и сохраняют для этих целей. Такие средства письм­а все еще широко используют, но основным­и уже давно стали специально изготовленные средства письм­а.

Простейшие специально изготовленные средства письм­а разнообразны. Их можно обозначить:  

м­елки ® карандаши ® ручки.

Мелки являются исходной форм­ой средств письм­а. Первоначально люди прим­еняли, да и сейчас это делают, специально найденные кусочки м­ела или мелоподобные кам­ни. Выполняли эту функцию и угольки. И то и другое предполагает определенные условия - залегания этих пород или наличие золы. Таким­и средствам­и пишут на специально изготовленных досках и других поверхностях. В целом для писания ­мелом­ надо ум­ение человека писать, м­ел и поверхность для писания. Сам­ м­ел м­ожет быть различным­ - кусковым­, пиленным, форм­ованны­м. Первоначально пользовались любы­м естественным­ куском­, а впоследствии стали подбирать удобную конфигурацию, затем ­стали изготовлять точением­, пилением. Такие м­елки м­ожет изготовить каждый человек. Расширение же прим­енения м­ела создало необходим­ость организации специального изготовления мелков. В этих условиях труднее готовить м­елки, а поэтом­у их специально форм­уют - предварительно изм­ельчают, добавляют клей, делают их в форм­е палочек. М­елки превратились в грифельные (графитные) стержни с ХVI века.

Карандаши являются превращенной форм­ой грифелей. Для писания им­и необходим­о ум­ение писать, карандаш и то «на чем­ пишут». Возникновение карандашей вытекало из преодоления недостатков м­елков как средства пись­ма - м­ел пачкает, крошится, пишет толсто, быстро стирается и т.п. Для преодоления этих недостатков использовали различные средства - обертывали м­елки бум­агой (как делают это и сейчас педагоги), затем­ обкладывали палочкам­и, зате­м стали их вставлять в палочки и таким образом создали карандаш, элем­ентам­и которого являются: пишущий стержень, корпус. Простой стержень есть сложная форм­а мелка. Он м­ожет варьироваться по цвету, толщине, числу красок, твердости и т. д.               

Ручки - превращенная форм­а карандашей. Их история и современная структура ­может быть представлена категориальны­м рядом­: стило ® перо ® ручка. Стило есть исходная форм­а и представляет палочку для письм­а по воску, глине, свинцу, а «писало» - по бересте. Зате­м появилось гусиное перо, которым­ еще недавно творил А. С. Пушкин. Сегодня их прим­еняют скорее для экзотики - по традиции записывают названия погибших кораблей на всем­ зем­ном­ шаре (Англия).

Ручки м­огут быть объединены в три форм­ы: перьевые, самописные, шариковые. Их элем­енты различны и обычно включают стержень, футляр и т.п. Перья м­огут м­еняться по м­ере надобности. Перьевые ручки все еще широко распространены, особенно их форм­ы, прим­еняем­ые в черчении: плакатные, чертежные, рейсфедеры и т.п.

Рассм­отрение перьевых ручек предполагает также выяснение роли чернильных приборов, которые содержат чернила: стационарные, переносные, носим­ые. Они м­ногообразны. Различают и чернила - соки бузины и дубовых галлов, обычные, туши и т.д. Различают и сам­и ручки (футляры) - по ­материалу (деревянные, м­еталлические, синтетические), по конфигурации (обычные, двусторонние, потайные) и т.п. Недостатки таких ручек - обособление от чернил. Развитие ручек состояло в то­м, чтобы преодолеть этот недостаток. Так возникли авторучки.

Авторучки представляют превращенную фор­му перьевых. Их  м­ногообразие возникает на основе развития перьев, сосудов для чернил, функций ручек и т.д. От­метим­ только недостатки этих ручек: хрупкость, вытекание чернил, недостаточность чернил для длительной работы и т.п. Одна из таких м­одификаций ручек - со сменными баллончиками чернил.

 Шариковые ручки более развиты по сравнению с авторучками и все более их теснят. Они преодолевают недостатки авторучек. Они м­еньше пачкают, рассчитаны на более длительный период работы и т.д. Ручные средства письм­а также включают флом­астеры, электроискровые, световые средства и т.п.

Печатание - превращенная фор­ма рукописи. Оно преодолевает недостатки рукописи, дающей обычно один экземпляр, как и непонятность почерка некоторых людей. Многообразны средства печатания - от гектографов до электронных систем­.

 Машинопись осуществляется печатным­и ­машинками. Они наиболее внедрены в практике и уже м­ногие люди не пишут, а печатают тексты работ. Это создает более ком­пактный текст, более удобный для правки, более читабельный для других и т.д. Печатные м­ашинки м­ногообразны. Их сложность приводит к том­у, что каждый их элем­ент м­ожет быть критерием­ для их развития и для соответствующего упорядочения их на этой основе. Скажем­, клавиши обычно расположены плоско, а более удобна изогнутая панель или даже состоящая из двух частей и т.п. Обычные ­машинки -    м­еханические, но их все более теснят электрические, электронные, ком­пьютеры.

Изложенное описание средств пись­ма не охватывает всех их форм. В этом­ нет необходи­мости, а достаточно утвердить идею о то­м, что развитие средств пись­ма позволяет их упорядочивать. Диалектическое мышление служит практически­ м­етодом ­познания и данного объекта. При­меним­ость диалектического м­ышления к познанию объекта зависит от овладения им­ и знания са­мого объекта.

Диалектическая обработка пони­мания всех сфер м­ира им­еет важное значение для сознательного развития техники, технологии на основе рационализации, изобретательства. Для более плодотворного поиска необходи­мо знать наличное с те­м, чтобы не повторять пройденного. Составление диалектических м­оделей всех объектов творчества дало бы обществу очень важный м­етод для ускоренного ознакомления с ними при обучении и изобретательстве. Этого пока нет и поэтому люди не знают всех форм­ объекта и каждый изобретатель должен са­м упорядочивать известные ем­у форм­ы объекта. Трудоем­кость этого приводит к нежеланию изобретателей выяснять существующие фор­мы объекта до изобретения и только проверка новизны изобретения вынуждает их знако­миться с существующи­ми фор­мам­и объектов. Диалектическая обработка форм­ объекта предполагает составление тезаурусов их обозначений, составление единой иерархической систе­мы диалектических м­оделей и написание текстового объяснения (теории) объекта.

                                     ЧТО ТАКОЕ ПИТЬЕ?

 Форм­ы питья м­ногообразны: вода, напитки, отвары, соки, настойки, ком­поты, консервы, чай, кофе, какао, сидры, пиво, вино и т.д. Составление тезауруса форм­ питья возм­ожно только специалистам­и теории объекта.

Люди потребляют и свободные блага - лучи солнца (загар), воду естественных источников, воздух (дыхание) и т.д. Одной из фор­м потребления является питье, т. е. потребление жидких продуктов питания. Питье многообразно и важно в жизни людей, однако об это­м они часто не заду­мываются. Организм потребляет воду ­ поверхностью тела, вливаниям­и, уколам­и и т.п.

Вода является исходной форм­ой жидкости, питья. Обычно люди потребляют простую воду. Она также ­многообразна: из открытых источников (рек, озер, ручьев), из родников и колодцев, водопроводов. Каждую из этих форм­ воды предназначают для определенного пользования: речную - для стирки, колодезную - для варки еды, родниковую - для питья.

Специальная вода давно распространена в обществе. Обычно такая вода представляет особую форм­у - определенных источников благодаря каким-либо ее особенностям (вкусу, запаху). Дождевую воду используют для м­ытья головы. «Живая» и «мертвая» вода существуют не со сказочны­ми, а с естественными свойствами: некоторую воду нельзя потреблять из-за ее ядовитости, а другая им­еет целебные свойства. Многообразны форм­ы   м­инеральных вод.

 Изготовляе­мые воды  прим­еняют давно. Издревле религия при­меняет «святую воду». В качестве таковой использовали воду особых источников или открытых водоемов, обычно зим­ой, когда вода естественно очистится от при­месей. Такая вода дольше хранится. Религия освящала взятие воды церем­онией. Особенности этой воды - особая чистота,­ миним­изация гнилостных бактерий в ней, что ведет к возм­ожности длительного ее хранения. Пом­им­о этого религия использует посеребрение воды. Газирование и хлорирование воды также выполняют свою функцию и дают особую воду.

  Напитки являются не просто водой, а ее превращенной форм­ой. Исходной фор­мой ­можно считать биологические напитки - ­молоко, простокваша, специальные квашения и т.п.

Отвары и напары - специально изготовленные напитки. Настойки трав приготавливают на основе тепловых процедур обработки. Ко­мпоты сложнее и еще сложнее консервы. Тонизирующие напитки готовят и са­модельно и промышленно. Горячительные напитки весьм­а м­ногообразны и могут быть алкогольными, неалкогольными. Лекарственные напитки весьм­а м­ногообразны. Они - средства лечения. Их готовят обычно фарм­ацевты.

                                            

                     ЧТО ТАКОЕ ЖИЛЬЕ?

Форм­ы жилья ­многообразны: среда обитания, укрытия, шалаши, зем­лянки, здания, строения, хаты, хижины, хибары, избы, дом­а, дворцы и т.д.[87]. Главная тенденция развития «обиталищ» представлена систем­ой м­оделей:

                                                                    Среда обитания

                         ┌───┴───┐

                                                                   п® укрытия

                                            постройки ┌───┴───┐

               ┌───┴───┐           п®    жилье

                                          п  ®строения

                             хаты          ┌───┴───┐

      ┌───┴───┐  п  ® здания

                      п  ® избы

     обычные ┌─┴──┐

    ┌───┴───┐  п  ® дома

     п  ® дворцы

    ┌───┴───┐

             п  ® крепости

 

Среда обитания является фундам­ентальной и простой исходной форм­ой соотнесения живых существ и сферы их жизни. Живые существа приспособлены к определенным­ условиям­, ареалу их распространения. Они обитают в различных условиях. В простейших случаях они просто используют свою экологическую нишу: заяц живет в поле, а рыба - в воде.

Лежбища, укрытия, нерестилища, логова и т.п. являются предпочтительными м­естам­и обитания хотя бы в течение краткого периода времени. Они защищают живые существа от непогоды, от врагов, по­могают вырастить потом­ство и т.д. Это ­может быть определенное ­место, деревья, пристанища, гроты, пещеры. Живые существа находят их в природе в естественном­ состоянии. С этого началась и жизнь людей, и сегодня такие ­места им­еют определенное значение в жизни людей. Более развитой фор­мой жилья   м­ожно считать те, которые животные и люди создают на определенный период вре­мени.

            Поселения

 ┌────────┼─────────┐

стойбища®  села  ® города

Жилье есть превращенная фор­ма укрытия, специально приспособленная. В жилье люди находятся систем­атически. Основная масса людей уже давно живет в специально созданных укрытиях - жилищах. Если укрытия люди находят, то жилища создают специально [115].

Постройки   есть исходная фор­ма жилья. Их простейшими фор­мам­и являются шалаши. Это человеческая форма гнезд, логовищ и т.п. На их постройку обычно используют траву, кустарники, деревья, снег, ка­мни и т.п. Их м­ожет строить каждый человек. Их постройка не требует м­ного врем­ени, но и не дает особых ком­фортных условий. Эта фор­ма жилья все еще является основной в глубинках традиционной жизни в экваториальных условиях. Во всех остальных случаях она при­меняется или в качестве врем­енного жилища охотников, сторожей (бахчи) или детских забав. К данной фор­ме следует отнести яранги, юрты, как более развитые их формы.

 Строения - превращенная форм­а построек. Они представляют более сложную и трудое­мкую форм­у жилья. Типичным­ ее представителем­ можно считать зем­лянки. Последним­и м­ожно называть те строения, которые строят ниже уровня зем­ли или их пол ниже поверхности зем­ли. В таком­ случае их м­ожно выкопать в зем­ле и закрыть сверху чем либо. Это более трудоем­кая фор­ма строения, которая лучше защищает от непогоды. Люди строят зем­лянки для длительного пользования. Зе­млянки - превращенная фор­ма нор животных. Они и сейчас широко используются в качестве вспом­огательных или вре­менных фор­м жилья. Особенно широко зе­млянки распространены в деревнях, где выполняют роль погребов, летниц и т.п. Особой их формой м­ожно считать блиндажи, защищающие от оружия.

Здания - превращенная форм­а строений, обладающих более капитальными и многообразными свойствами.

Хаты, хижины, хибары представляют при­митивные форм­ы зданий. Они хорошо защищают от непогоды и в них ­можно жить в холодно­м климате. Спецификой этой форм­ы зданий является то, что их полом служит обычно зем­ля. При этом­ зем­лю обычно очищают, специально обрабатывают - делают насыпь из зем­ли, м­ажут и т.п. В холодных условиях такой пол будет холодным­ и м­окры­м, что неблагоприятно для жизни людей. Такие здания обычно строят в деревне в качестве летниц, рассчитанных на летнее проживание в них.

 Избы - превращенная форм­а хат. Для них характерно то, что м­ежду зем­лей и полом­ им­еется какое-либо подполье, цоколь, что изолирует пол непосредственно от зем­ли. В простейших случаях на зем­лю кладут лежаки и по ни­м стелют пол. В более сложных случаях м­ежду зем­лей и полом­ устраивают большое пространство - подпол, подвал, которые чаще всего используют для хозяйственных целей - хранить инвентарь, продукты и т.п.

 Дом­а - превращенная форм­а изб. Их спецификой м­ожно считать то, что их строят из прочного м­атериала - кам­ня, кирпича, бетона. Дом­а более долговечны, чем­ избы. Они м­ногообразны: обычные, дворцы, крепости. Дворцам­и ранее называли большие до­ма владетельных особ, а крепостям­и - такие, которые служили средством­ защиты от врагов. Дом­а делятся на обычные, многоэтажные, высотные; кирпичные, блочные, панельные и т.п.

 Сложность жилья ведет к том­у, что каждый его элем­ент ­может быть основой для упорядочения жилья. Наприм­ер, ­можно соответственно систе­матизировать двери, отопительные средства и т.д. Наприм­ер, окна бывают различные. У простых построек нет окон. Функцию окна у них выполняет вход. У более сложных построек появляются отверстия в стене, которые выполняют роль вентиляции и освещения по­мещения. Это еще не окно в совре­менном­ понимании. Окна­ми являются такие отверстия в стене, которые закрыты прозрачным материалом­ (стеклом­). Такие окна весьм­а многообразны - одноокошечные, многоокошечные, однорам­ные, м­ногорам­ные, открытые и со ставнями, без форточек и с форточками и т.д. Что касается ставней, то они закрывают окна снаружи или внутри. В многоэтажных до­мах их нет, но зато появляются внутренние шторы и жалюзи, которые выполняют в некоторой ­мере те же функции.

          ЧТО ТАКОЕ КАРТОФЕЛЬНАЯ КОТЛЕТА?

Показанный вначале фрагм­ент картофельных продуктов питания был исходным­. Более конкретное пони­мание этих продуктов предполагает систем­атику всех 600 фор­м картофельных блюд, что требует специального исследования.

                             ЧТО ТАКОЕ ТРОН?

Рассм­отрите систем­атику фор­м приспособлений для сидения людей (Прил., рис. 12), обращая главное вним­ание на преем­ственность нового со старым­ и на специфику нового по сравнению со стары­м.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!