Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая: основные мировоззренческие идеи
Предпосылки и особенности философии Древней Индии и Древнего Китая. Понимание соотношения человека и вселенной в восточной модели философствования. Различение действительного мира и мира страдания. Умозрительность как способ выявления действительности. "Веды" как один из основных источников изучения религиозно-философских представлений древнего индо-арийского общества. Закон кармы. Понятие сансары. «Упанишады». Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Религиозно-философские учения: джайнизм, чарвака, буддизм.
Зарождение философии в Древнем Китае. Учение об основе мира ‑ две противоположные силы «ян» и «инь». Конфуцианство и даосизм. Конфуцианство как направление древнекитайской философской мысли. Общественно-политические и этические аспекты конфуцианства. Учение о «благородном муже». Влияние идей конфуцианства на социальную и культурную историю Китая. Мировоззренческое значение идей даосизма.
Тема 3. Античная философия.
Космоцентризм античного мировоззрения.
Протофилософия древней Греции (ионийская: пифагорейская, элеаты). Космологизм древнегреческой философии. Специфика гераклитовской диалектики. Ксенофан: критика религиозного антропоморфизма. Парменид. Путь истины и путь взгляда. Тождество бытия и мышления. Основные характеристики бытия по Пармениду. Апории Зенона. Немыслимисть движения. Метод доказательства от противного.
|
|
Эмпедокл и Анаксагор. Древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Решение проблемы соотношения целого и движения в атомизме Демокрита. Проблема соотношения необходимости и свободы.
Антропологический переворот в античной философии классического периода. Софисты. Человек как мера всех вещей (Протагор). Сократ: его жизнь и характер философствования. Сократ: диалектика, майевтика, ирония ‑ аспекты сократовского метода. Этический рационализм Сократа: отождествление знания и добродетели. Всемирно-историческое значение личности Сократа.
Платон. Идея как подлинное бытие, как прообраз единичных вещей. Система идей, идея блага. Материя как источник множественности и изменчивости. Диалектика Платона. Учение Платона о душе.
Аристотель. Критика теории идей Платона. Первичная и вторичная сущность. Диалектика материи и формы. Формальная, материальная, движущая и целевая причины. Учение про энтелехию. Учение о Боге-перводвигателе. Учение о душе. Виды и способности души. Виды знания. Классификация наук. Аристотель как основоположник формальной логики.
Философия поздней античности (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм).
Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения.
|
|
Культурно-цивилизационные процессы на стыке античности и Средневековья (становление мировых религий, Библия и античное наследие). Теоцентризм средневековой философии. Формирование христианской догматики. Бог, человек и мир в христианской философии. Апологетика и патристика. А. Августин. Учение о «двух градах».
Схоластика. Вера и разум. Философия Платона и Аристотеля как источник споров об универсалиях. Реализм, номинализм, концептуализм. Фома Аквинский. Доказательство бытия Бога. Мистика эпохи Средневековья.
Европейское Возрождение как историческая эпоха. Гуманизм Петрарки и Л. Валлы. Мистический пантеизм Кузанского. Гносеология Кузанского: концепция ученого незнания. Дж. Бруно. Учение о бесконечности вселенной. Учение о мировой душе. Теория познания и диалектика Дж. Бруно.
Тема 5. Западноевропейская философия Нового времени.
Особенности эпохи Нового времени. Проблема метода в философии Нового времени. Механицизм как мировоззренческая установка Нового времени.
Формирование экспериментальной науки и гносеологической ориентации философии Нового времени. Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.
|
|
Ф. Бэкон и Р. Декарт. Бэконовский проект прагматического преобразования науки. Концепция идолов познания, пути преодоления идолов. Р. Декарт о принципе сомнения, первичной достоверности познания и разуме в процессе познания. Проблемы существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и четкость в качестве критериев истины. Правила для руководства ума. Метод Декарта.
Понимание необходимости и объективности знания сенсуализмом и рационализмом. Эмпиризм об источниках познания, критерии истинности знания и формах мышления. Материалистическое (Ф. Бэкон, Гоббс, Дж. Локк) и идеалистическое (Дж. Беркли, Д. Юм) понимание чувственного опыта.
Рационализм о разуме как источнике знания и критерии его истинности. Учение Р. Декарта, Б. Спинозы, Лейбница об истинах разума и их признаках. Критика Локком теории врожденных идей. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, субстанциальный плюрализм Лейбница).
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 661; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!