Оставьте за мной последнее слово»



«Оставьте за мной последнее слово» – способ чтения текста, при котором студенты выбирают самый важный, по их мнению, отрывок и записывают его на одной стороне листа бумаги. С другой стороны пишутся следующего рода комментарии:

· Какие мысли вызвал этот отрывок?

· Почему это важно?

· Как это можно опровергнуть?

Во время последующего обсуждения текстов желающие поочередно точно указывают, какой именно фрагмент они выбрали или зачитывают выбранные для комментирования отрывки. Преподаватель, после чтения кем-то из студентов своего отрывка, приглашает других прокомментировать этот же отрывок. Выслушав всех, студент даёт свой собственный комментарий. За ним, таким образом, остается последнее слово.

За неделю до семинара студенты получают текст, копируют его, прочитывают и приносят свой экземпляр на семинар. На семинаре студентам предлагается выбрать один из фрагментов Гераклита. Подписать листы, разделить их пополам, слева выписать самый важный фрагмент Гераклита, а с правой стороны – письменно ответить на три указанных выше вопроса. Им дается 30 минут на прочтение и письменное комментирование фрагментов Гераклита.

Цель и задачи

Цель. Сформировать у студентов в результате нашей совместной работы понимание того, что за каждой мыслью и за каждым словом языка стоит целая проблема.

Задачи:

1. Повысить активность студентов.

2. Научить применять сентенции Гераклита к жизненным ситуациям, сформировать к ним личное отношение.

3. Подготовить к экзамену: студенты запомнили, что именно говорил Гераклит.

Обсуждение проходит тем успешнее, чем короче текст. Наиболее удачные тексты для таких семинаров: Фрагменты Гераклита; Символ пещеры (Платон, «Государство»); Эпикур, «Письмо к Менекею»; Фрагмент Анаксимандра (в 6 разных переводах); Гегель, статья «Кто мыслит абстрактно?»; Ницше, (фрагмент из книги «Так говорил Заратустра»).

Текст

Гераклит. Фрагмент 1.

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Космос есть нечто упорядоченное, в отличие от хаоса. «Мерами разгорающимся и мерами погасающим» можно прочесть как «ритмично вспыхивающий».

Гераклит. Фрагмент 2.

Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому, как золото обменивается на товары, а товары – на золото.

Гераклит. Фрагмент 3.

Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живёт смертью воздуха, а земля – смертью воды.

Мы вновь встречаемся с учением о четырех стихиях (четырёх элементах). Попробуем перевести фрагмент на современный язык. «Земля» здесь означает твердое вещество вообще, «вода» – любую жидкость, «воздух» – любой газ. «Огонь» означает то, что в современной физике называется «плазма». Поэтому данный фрагмент можно прочесть так: «Плазма возникает, когда загорается твердое тело (например, земля, торф), дым (газ) возникает, когда гаснет огонь, жидкость возникает, когда конденсируется газ, твердое тело возникает, когда кристаллизуется жидкость». Однако Гераклита гораздо больше интересует изменение вещей, чем физика. Точнее, Гераклита интересует их взаимное изменение: «земля умирает, огонь оживает».

Гераклит. Фрагмент 4.

Грядущий огонь все обоймёт и всех рассудит.

Гераклит полагал, что через какое-то время наступит глобальный пожар, который всё уничтожит. После пожара огонь будет остывать и снова возникнет космос, затем опять будет пожар и т. д. Во фрагментах Гераклита 2, 3 и 4 мы видим ту же самую мысль, которую уже видели у Анаксимандра: …из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за несправедливость.

Гераклит. Фрагмент 5.

На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды.

Гераклит. Фрагмент 6.

Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава.

Гераклит. Фрагмент 7.

Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим.

Гераклит. Фрагмент 8.

Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, а другое – за несправедливое.

Гераклит. Фрагмент 9.

Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом.

Гераклит. Фрагмент 10.

В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. Со времен Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) в Европе известен логический закон противоречия: «Не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении». На первый взгляд, кажется, что фрагмент 10 нарушает этот закон. Но это не так.

Гераклит. Фрагмент 11.

Борьба – отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим – людьми. А [из тех] одним – рабами, а другим – свободными.

Гераклит. Фрагмент 12.

Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости.

Гераклит. Фрагмент 13.

Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.

Гесиод (8 в. до н. э.) был первым исторически достоверным греческим поэтом. Пифагор (6 в. до н. э.) – знаменитым греческим философом, Ксенофан (к. 6-нач. 5 в до н. э.) – выдающимся греческим философом и поэтом, Гекатей (к. 6 в. до н. э.) – известным путешественником, географом, историком и этнографом.

Гераклит. Фрагмент 14.

Вечность – дитя, переставляющее шашки, царство ребенка.

Гераклит. Фрагмент 15.

Подобен беспорядочно рассыпанному сору самый прекрасный космос.

 

Задание 9

Философская рецензия»

Тема: философия экзистенциализма

Написание философской рецензии на конкретную жизненную ситуацию, выбранный фильм или книгу экзистенциальной тематики (для доклада на семинаре в последующем). В качестве теоретическо-методологической базы предлагаются работы Ж.П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса и др.

Рецензия – обзор, оценка, рассмотрение произведения.

Требования к рецензии:

· Философская рецензия предполагает оценку выбранного произведения с философских позиций, выяснение того, какие экзистенциальные ситуации и идеи содержатся в произведении, их интерпретацию и оценку на основе подобранного философского материала (первоисточников), а также озвучивание собственной позиции по разбираемым философским проблемам.

· Объем – 4-5 страниц

Структура рецензии:

· Тема и наименование произведения

· Краткое описание героев и сюжета

· Выявление философских проблем произведения и интерпретация их смысла на основе философских работ экзистенциалистов.

· Артикуляция и обоснование собственной позиции по разбираемым философским проблемам.

· Выводы

Критерии оценки:

· соответствие содержания выбранного произведения экзистенциалистской проблематике;

· удачность и обоснованность подведения философских теорий под проблематику произведения;

· подробная интерпретация философских идей произведения;

· логичность и обоснованность аргументации оценки произведения и собственной позиции;

· полнота раскрытия заявленных философских проблем;

· наличие четких выводов;

· образность;

· творческий подход;

· оригинальность;

· самостоятельность.

 

ЗАДАНИЕ 10.

Тема: концепция реальности А. Шопенгауэра.

Проблема: реальность как бессознательная воля вместо реальности как рационального порядка природы. Обоснование того, что за миром представления (разум) есть мир сам по себе (бессознательная воля).

Задание: проанализировать концепцию реальности А. Шопенгауэра и увидеть ее элементы в повседневной реальности (привести примеры).


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 890; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!