Спор софистов и Сократа об истине» (с возможностью дискуссии на семинаре)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное автономное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

 

Институт фундаментального образования

Кафедра философии

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Творческие задания для самостоятельной работы по курсу «Философия» для бакалавров и специалистов всех направлений и форм обучения

 

 

Составители: Р.В. Алашеева, И.И. Замощанский, Т.С. Кузубова, А.Л. Мышинский

Научный редактор: к.ф.н., доц. Н.П. Коновалова

 

Философия: творческие задания для самостоятельной работы по курсу «Философия» для бакалавров и специалистов всех направлений и форм обучения. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. – 72 с.

Сборник творческих заданий является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» для подготовки бакалавров и специалистов. Задания рассчитаны на самостоятельную углубленную проработку философских проблем. Задания содержат описание алгоритма работы и требования к их выполнению.

Подготовлено кафедрой философии УрФУ

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры философии __. __.2011 г., протокол № .

Зав. кафедрой                         Н.П. Коновалова

 

 

Екатеринбург

2011

 

Задание 1

Тема: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

1.

«Платон говорит как-то в одном из своих больших диалогов, что разница между философствующим и нефилософствующим – как разница между бодрствованием и сном. Нефилософствующий человек, в том числе и человек науки, конечно существует, но он спит, и только философствование есть бодрствующее присутствие, нечто совершенно другое по отношению ко всему другому, несравнимо самостоятельное» (М. Хайдеггер).

Справедливо ли сравнение Платона? Позволяет ли эта аналогия понять сущность философии?

2.

«Гегель характеризует философию как мир навыворот. Он хочет сказать, что по отношению к тому, что нормально для нормального человека, она воспринимается как извращение, но по существу есть выпрямление человеческого бытия» (М. Хайдеггер).

 Каков смысл высказывания Гегеля? Что такое «мир навыворот»? Почему философия способствует «выпрямлению человеческого бытия»?

3.

«Жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная страданием» (И. А. Ильин).

Согласны ли Вы с мыслью философа? Существует ли связь между страданием и философией, и если да, то в чем она заключается?

4.

«…Самое важное в теоретической установке философского человека – это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной традиции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную вселенную об истине самой по себе…» (Э. Гуссерль).

 Чем объясняется «универсальность критической позиции» философа? Является ли критика «всего и вся» самоцелью для философии?

5.

«Заветной целью философии всегда было познание свободы и познание из свободы. Стихия философии – свобода, а не необходимость. Философия всегда стремилась быть освобождением человеческого духа от рабства у необходимости» (Н. А. Бердяев).

Способствует ли философия «освобождению человеческого духа»? Если да, то почему?

6.

М. Хайдеггер писал о философствовании: «Все неизбежно должно прийти в колебание. Ничего другого, насколько дело в нас, мы не вправе ожидать. На иное мы могли бы рассчитывать только в том случае, если бы нам было обеспечено, что мы, что каждый из нас – некое божество или сам Бог. Тогда и философия тоже стала бы совершенно излишней, тем более – наше разбирательство относительно нее. Потому что Бог не философствует, – коль скоро…»

Почему «Бог не философствует»?

7.

«Или все надежды на абсолютную науку – одно суеверие? Скажем, не только потому, что одиночка или отдельная школа никогда не достигнут этой цели, но и потому, что сама постановка такой цели – принципиальный промах и непризнание глубочайшего существа философии. Философия как абсолютная наука – высокий, непревосходимый идеал. И все-таки, возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа» (М. Хайдеггер. Основные понятия метафизики).

Каково ваше мнение по проблеме, обозначенной М. Хайдеггером? Существуют ли основания для трактовки философии как абсолютной науки?

8.

«Философия в отличие от религии не может останавливаться на состояниях почтения, послушания, уважения. Философия (и мысль вообще) не может и не должна почтительно замирать ни перед чем. Да и человек, попавший в «паузу», пребывающий в состоянии «остановки» и вслушивающийся в мир, ему вдруг открывшийся, – такой человек просто не в состоянии замирать в почтении перед чем-либо» (М. Мамардашвили. Быть философом – это судьба).

Верно ли схвачено в этом высказывании отличие философии от религии? Какова же сверхзадача философии, если состояния почтения и послушания не удовлетворяют ее?

9.

«Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, вместе с тем составляет и собственную сущность человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальной природой, так что на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком» (Вл. Соловьев).

Согласны ли Вы с мыслью Вл. Соловьева об освободительной миссии философии? Если да, то на чем эта миссия основана? Попытайтесь привести пример, подтверждающий мысль Вл. Соловьева.

10.

«Философия – скорее расточительность, чем экономия мышления. В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как в искусстве. Для поддержания жизни в этом мире философия никогда не была необходима, подобно науке, – она необходима была для выхода за пределы данного мира. Философия стремится постигнуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой необходимости» (Н. Бердяев. Смысл творчества).

Согласны ли Вы с размышлениями философа? Удалось ли ему выразить специфику философского знания?

11.

«Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов. Так как, однако, философия есть особый способ мышления…, то философское мышление отличается, далее. От того мышления, которое деятельно во всем человеческом и сообщает всему человеческому его человечность…» (Г. В. Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук).

В чем состоит смысл определения философии как «мыслящего рассмотрения предметов»? в чем заключается специфика философского способа мышления?

12.

«Сегодня вместе с чистотой философии необходимо обрести чистоту науки. Обе они неотделимы друг от друга, но они не одно и то же, философия – не специальная наука наряду с другими, не венчающая наука в качестве результата всех остальных наук и не основополагающая наука, вносящая уверенность в остальные науки» (К. Ясперс. Философская вера).

Что заставило К. Ясперса отвергнуть все приведенные варианты определения философии в качестве науки? Какую роль играет философия по отношению к науке?

13.

«…В философии происходит то, чего не замечают все ее противники: с философствованием человек обретает свои истоки. В этом смысле философия безусловна и не имеет цели. Ее нельзя ни обосновать, исходя из другого, ни оправдать как полезную для чего-либо. Она – не бревно и не соломинка, за которые можно держаться. Философией нельзя распоряжаться, ее нельзя использовать» (К. Ясперс. Философская вера).

Каким образом человек обретает с философствованием свои истоки? Как Вы понимаете мысль Ясперса о «бесцельности» философии?

14.

«…Распространенное общественное мнение считает философию в лучшем случае излишней; ибо полагает, что философия слепа по отношению к настоящему, к его силам и движениям. Спрашивают: Для чего нужна философия? Философия не помогает. Платон не мог помочь грекам, он не предотвратил их гибель, более того, косвенным образом содействовал этой гибели» (К. Ясперс. Философская вера).

Справедливо ли распространенное общественное мнение, считающее философию излишней? Для чего нужна философия?

15.

«Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности» (Н. А. Бердяев. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения).

Чем, по Вашему мнению, объясняется трагизм общественного положения философа? Можно ли говорить о «плодотворности» философии?

16.

«Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное знание о мире, как о целом, или даже как учение о сущности бытия. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что…» (Н. А. Бердяев. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики).

В чем следует видеть главный признак философского познания? Аргументируйте свою позицию.

17.

«Философия – мы как-то вскользь, пожалуй, знаем – вовсе не заурядное занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто собрание познаний, которые в любой момент можно добыть из книг; но – мы лишь смутно это чувствуем – нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор» (М. Хайдеггер. Основные понятия метафизики).

В чем Хайдеггер видит специфику философствования как человеческого дела? Что означают «последнее выговаривание и последний спор человека»?

 

 

Задание 2

Спор софистов и Сократа об истине» (с возможностью дискуссии на семинаре)

1. На основе данных преподавателем источников в письменной форме проанализировать позицию софистов («истина плюралистична») и Сократа («истина одна») по проблеме истины и привести по два аргумента в защиту каждой из позиций.

2. Написать по два деструктивных вопроса на основе заявленных тезисов (от софистов Сократу и от Сократа - софистам) и ответы на них.

3. В конце работы обязательно выводы, а также артикуляция и обоснование собственной позиции по разбираемым философским проблемам.

4. Объем 4-5 страниц.

· вариацией этого задания может стать письменная работа «Об истине» в жанре диалога, с Протагором и Сократом, с аргументами и деструктивными вопросами от каждой стороны. Объем 5-10 страниц.

· Данная самостоятельная работа может стать подготовительным этапом для групповой работы на семинаре, например, игре-дискуссии.

Критерии оценки:

· убедительность аргументов и примеров

· способность рассматривать проблему с противоположных позиций

· логичность и обоснованность аргументации полярных позиций и своей собственной

· полнота раскрытия заявленных философских проблем

· наличие четких выводов

· творческий подход

· оригинальность

· самостоятельность

Компетенции:

ОК (общекультурные): 1. Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук 6. Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ПК (профессиональные компетенции): 1. Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции 2. Способность к категориальному анализу, умение дифференцировать различные формы освоения мира; владение культурой мышления.

Результаты, проверяемые заданием:

Знать: основные проблемы и теории философии, ключевые философские позиции по актуальным проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным мировоззренеческим проблемам.

Владеть: навыками анализа и понимания философских текстов.

Демонстрировать: Способность и готовность к духовному совершенствованию и самообразованию (к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера).

 

ЗАДАНИЕ 3


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1919; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!