Функции практики в процессе познания:

Познание. Уровни познания.

Понятие истины, её критерии.

Богпроф.10 § 20,21; Баранов разд. 4, темы 1-3; Клим-Рум. Разд. 3, п. 1-2.


1.1. Теория познания.
Гносеология
(от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания.

1.2. Познание и знание.
Познание

1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром;

Процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.


Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.

 

Формы и уровни познания.

2.1. Чувственное познание (чувственный уровень) - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.)

Формы чувственного познания:

                                                                           3) представление

                                    2) восприятие

1) ощущение

1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.
2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

 

2.2. Рациональное, логическое познание (рациональный уровень) - высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.

Формы рационального познания:

                                                                                   3) умозаключение

                                          2) суждение

1) понятие

1) Понятие – 1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.
Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.
Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.
Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».
Закон обратного отношения между содержанием и объёмом: чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.
2) Суждение – 1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел.
Пример: зубы млекопитающих имеют корни.
3) Умозаключение – 1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Виды умозаключений:
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
Дедукция (от лат. deductio – выведение) –путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.
Пример:
1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;
2-я посылка: собака – млекопитающее;
Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.
Традуктивным умозаключением является аналогия.
Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

2.3. Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.

3. Источники познания: разум, чувство или интуиция?
3.1. Рационализм.
Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями.
Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.
Анамнезис (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт. Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться.
1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogitoergosum).
2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.

Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями.
Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.
Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – 1) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

3.2. Эмпиризм.
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Сенсуализм(от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.
Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.
Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabularasa), лишенной каких бы то ни было образов идей.

 

3.4. Интуиция как источник знания.
Интуитивизм
течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.
Виды интуиции:

1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

4.1. Существует ли истина? Агностицизм.
Агностицизм (
греч.а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.
Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – 1) представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.
Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.

4.2. В чём причина относительности человеческих знаний?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
Учение Бэкона о призраках познания.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский государственный деятель и философ, автор ставшего крылатым высказывания: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, станет могущественным».

Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания:
1) Идолы рода заключены в самой природе человека, в ограниченности его ума и в несовершенстве органов чувств. Идолы рода искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы.
2) Идолы пещеры: источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;
4) Идолы театра вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.

Истина.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.Другие определения:

· соответствие знаний действительности;

· то, что подтверждено опытом;

· некое соглашение, конвенция;

· свойство самосогласованности знаний;

· полезность полученного знания для практики

Объективная, абсолютная и относительная истина.
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.

Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.
Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов».
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

4.4. Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и простота теории;
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный)– материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);

2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);

3) практика является движущей силой развития общества;

4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);

5) практика – критерий истинности познания.
Основные виды практики:

1) научный эксперимент,

2) производство материальных благ и

3) социально-преобразующая деятельность масс.
Структура практики: 1) потребность, 2) цель, 3) мотив, 4) целесообразная деятельность, 5) предмет, 6) средства и 7) результат.
Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.


Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1970; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!