Билет 39: Философские взгляды и просветительская деятельность Д. Дидро



(1713-1784) – французский философ - материалист, основатель и редактор «Энциклопедии», один из выдающихся представителей буржуазных воинств, атеизма. Философские взгляды Дидро претерпели сложную эволюцию: начинал он как сторонник теизма, затем стал деистом, а в зрелом периоде перешел на позиции материализма и атеизма. Часто подвергался гонениям со стороны светских и церковных властей. В 1749 за распространение материалистичен и атеистичен произведений был заточен в Венсенский замок. После выхода из тюрьмы основал и возглавил знаменитую «Энциклопедию» (1751-1780), 35 томов которой выпустил, несмотря на все чинимые ему препятствия. В своем творчестве большое внимание уделил проблемам всесторонней критики религии, убедительно показав ее несовместимость с научным мировоззрением. Отвергая мораль, он справедливо указывал на то, что она убивает в человеке активность, калечит его, прививает ему рабскую покорность. Подверг глубокой критике вероучение и практику христианства, показав несостоятельность догмата о троице, нелепость веры в чудеса, противоречивость евангельских рассказов. Дидро считается одним из предшественников мифологии, школы, он, ссылаясь на отсутствие достоверных свидетельств, ставил под сомнение историчность Христа. Одним из первых он установил преемственную связь между античными и христианскими мифами. Выступая против деятельности духовенства, выдвигал требование свободы граждан в делах веры, выступал за упразднение контроля церкви над школой. Атеизм Дидро носил исторически ограниченный, просветительский характер, религию он рассматривал как продукт невежества и страха людей, обманутых духовенством, считал просвещение главным средством преодоления религии, не требовал отделения церкви от государства. Однако в целом творчество и деятельность Дидро были важной вехой в развитии атеистических воззрений.

 

Билет 40: Учение Канта о предпосылке и особенности научного знания   

Согласно Канту, научные знания строятся на предпосылках, априорных представлениях человека.

Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба этих источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. В философии Канта трансцендентальный – априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует различать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный к миру явлений и недоступный теоретическому миру познаний.

Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это материализм. Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе”.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним, то это синтетические суждения.

Вопрос о априорных синтетических суждениях Кант ставит в следующей форме:

1. как возможны такие суждения в математике

2.как возможны они в теоретическом естествознании

3.возможны ли они в метафизике.

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

 

Билет 41: Особенности марксистской философии

Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:

1) промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;

2) появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;

3) идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

4) открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.

Особенности марксистской философии:

1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

3) Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

4) Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Важным вкладом К. Маркса в философию и общество знание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, в котором властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время.

Марксистская теория несвободна от недостатков, как и всякая другая. К ним относятся: чрезвычайное преувеличение роли диктатуры пролетариата во всех сферах жизни общества; воинствующий атеизм; абсолютизация законов общественного развития.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!