Система художественного воспитания



Греческие художники говорили:

- Изучать искусство на основенауки

- Художник должен отдавать преимущество знанию и рассудку, а не вдохновению

- Рисование с натуры

- Изучение анатомии

Художественная школа была частная мастерская,студия, где ученики являлись помощниками и подмастерьями своих учителей.

В 432 г д н э Поликлетиздал сочинение о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела ->проблема contrapposto (контрапосто) ->внутренняя подвижность фигуры, стоящей с упором на одну ногу. (Пример – Дорифор)

4 в д н э. Известные школы рисунка: 

- Сифионская (Памфил)

- Эфесская

- Фивинская

 

Памфил

- В Задачу обучения рисования входит не только копирование предметов реальной действительности, но и познание закономерностей природы

- Рисование развивает пространственное мышление и образное представление (которые необходим всем людям)

- Обучение (возможно говориться про обучение рисованию) способствует всестороннему развитию человека

- Рисование стало рассматриваться какобразовательный предмет и было введено во всех школах Греции.

- Определены цели воспитания, закономерности и принципы.

- Гармоничное развитие детей через воспитание

- Заложен метод научного понимания искусства

- Совершеннолетним человеком считался человек, посадивший хотя бы одно дерево

 

Древний Рим

Частные платные школы под контролем гос-ва

Элементарные школы:
-Чтение
-Пиьсмо
-Законы страны
Учили всех,в том числе и плебеев, мальчиков и девочек
Богатые давали детям домашнее образование

Грамматические:
Там учились сыновья привилегированны родителей.
Семь свободных искусств:

1) Тривиум (грамматика, риторика, диалектика)
2) Квадриум ( арифметика, геометрия, астрономия, музыка)

Школа риторов (ораторов):
Знатное положение, высшая плата
Ученики занимают высшие гос должности
Учителям платили оклады и льготы

 

o Арифметика

o Философия

o Право

o Греческий

o Математика

o Музыка

Марк Фабий Квинтилион( ок. 35- ок. 96 н э )

o Цель – формирование у человека гражданских чувств и свобод

o Обязанность учителя:
-Интерес к учению
-Владеть пед. мастеством
-Любить детей
-Быть сдержанным
-Легко не раздавать наград и наказаний
-Быть примером для учеников и внимательно их изучать (но незаметно для них же)

o Учитель высшей школы должен обязательно поработать в элементарной школе

o Каждыйучитель должен пройти все ступени обучения

o Создал методику обучение ораторскому искусству

o Был первым учителем, получавший жалование из казны

 

Методы обучения рисование в Древнем Риме

- Ремесленно-техническая сторона дела

- Копирование с образца

- Механическое повторение приемов работы

Средние века, Западная Европа

Древний Рим поделился на Западную и Восточную ( Византия) систему образование.

Восточная (Византия):
-античный идеал соед. с христианско-правосладвным
-письменность
Западная:
-античность искореняется
-сословное общество
-монополия церкви на дух. Жизнь
-схоластика
-неприметность обучения

Запад:
С VI в появляются церковные школы:

· Монастырские
Внутренне: Обучали монахов. Внешне: для жителей церковного прихода

· Соборные
Учили детей дворян и истинных горожан

· Приходские
Обучали людей разных возрастов одновременно друг с другом ( в одном классе могли обучаться люди разных возрастов

 

7 Свободных искусств
обучали на латинском языке, учили по рукописным книгам
1.Тривиум (грамматика, диалектика-логика, риторика)

2.Квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, гармоника-музыка)

 

 

Воспитание и образование в Средневековье

12 в - В западной Европе при соборах и монастырях повял. Университеты

4 факультета:

· Артистический – факультет искусств. Закончив становятся Магистром искусств

o Богословский

o Медицинский Доктора наук

o Юридический

Система былаСхоластика («школьный») - Тип религиозной философии, стремившейся соединить науку и богословие
Со временем превратилась в бессодержательную «науку» словопрения.
Не все Университеты были подвержены схоластике.

 

Фома Аквинский (1224-1214)

· Истины науки и веры не могут противоречить друг другу

· Мудрость – стремление постичь бога

· Наука – способствующее этому средство (постигали бога средством науки)

· Вес худ. Произведения имеет воспитательный и дидактический характер

· Творчество не может быть совершенным, т.к. сам человек несовершенен

Рыцарское воспитание
-для детей феодалов

7 добродетелей:

· Езда верхом

· Плавание

· Владение копьем и мечом

· Фехтование

· Охота

· Игра в шахматы

· Умение писать стихи и петь в честь дамы сердца
До 12 в. Книжное обучение презиралось

Цель – Военное Мастерство, заслужить уважение

До 7 лет – воспитание в семье. После – отсылали ко двору родственника или врага, где там становился пажом, общался с рыцарями.

В 15 лет – оруженосец рыцаря

Система худ. Воспитания

Рисование в школах было отменено
Учились по рукописным книгам

В эпоху Средневековья:

· Объединялись в гильдии, цехи, братства

· Метод обучения –ремесленный

· Достижение реалистичного искусства было преданны забвению

· Отвергали реалистические тенденции
Если церковь благословляла, то можно было добавлять в произведения какие то черты реализма

· Существовали специальные мастерские для строительства больших соборов

· Обучение происходило у мастера

Виллар Де Оникур (1195-1266)
архитектор

· «Книга правильных изображений»

· Первым попытался теоретически обосновать закономерности построения в рисункеразных форм и предметов

· После смерти книга стала учебником и по ходу времени дополнялась новыми страницами уже ее владельцев

Византийское искусство
-Канонизировано. Работали не с натуры, а по образцам
-ни одного руководства (или не одно руководство, хаха)

Школа и пед. мысль эпохи Возрождения
Конец 14- нач. 17 в

Джорджо Ваззари

· -интерес к античной культуре возвращается

· Антропоцентризм и светскийхарактер
интерес к человеку и его деят-ти

· Человек – главная ценностьна земмле

· Культ человека- творца

· Идеал духовно и физически развитой личности

· Идеал человека – разнотороннего

· Метод – принцип «мягкой руки» -моральное поощрение

Пед. триада Возрождения (равнозначны и все сразу)

1. Классическое образование – античность (взято от античности)

2. Физ. развитие – Средние Века

3. Гражданское воспитание– Идеи-предвестники нового общество – гражданское воспитание

Трехуровневое образование:

1. Элементарное

· Под церковным началом- релизиозные основы

· Чтение, письмо,счет, церковное наречие

· Появл. первые учебники специально для детей

· Отсутствие физ. воспитания

2. Повешенное

· Городские школы нового типа

· Множество различных школ

3. Высшее

· Расширяется сеть университетов (в 15в их 80, в 16 – 180)

 

Педагоги- гуманисты

Витторано де Фельтре (1378-1446)
педагог-практик, философ, математик. Работал с детьми герцога Гонзаго

· Школа «дом радости» -там могли обучаться не только дети Гонзаго, но и талантливые дети горожан. Богатые обучались за свой счет, бедные – за счет Гонзаго

· Совместноеобучение мальчиков и девочек

· Стремились развитьум, тело и сердце

· Изучали живопись, музыку, литературы, языки, логика

· Метод игры, одобрения +похвала

· Активность и самостоятельного развития

· Иногда- наказание

· Здоровый образ жизни (строгий и умеренный прием еды и питья)

· Детей приучали к труду, их закалили, физ. занятия

Томмазо Кампанелла (1568-1639)
социалист-утопист, писатель,философ
Книга «Город Солнца» - книга об идеальном обществе , где писатель объясняет свой образец образования :

· Девочки и мальчики учатсявместе

· Изучали науки, традициииобычаи

· Метод наглядности

· Любовь к искусству

· Принцип соревновательности

· Общественно-полезный труд

Франсуа Рабле ( 1494-1553)

· Книга «Гагргантюа и Пантагрюэль»

· Главная цель – сильный, разносторонне воспитанный и образованный человек

· Модель гуманистического воспитания ребенка

· Сознательное усвоение знания

· Разумныйиполезный режим

· Многостороннее образование

· Самостоятельное мышление, творчество и активность

· Против зазубривания

Мишель Монтель (1533-1592)
философ, писатель

· «Опыты» -трехтомник

· Образованный критически-мысленный человек,  добывающийзнаниячерез опыт

· Человеку надо помочь научитьсянаблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы

· Ставить эксперименты

 

Эразм Роттердамский (1467-1536)
книгоиздатель, писатель, богослов

· «Похвала глупости» - сатирическое произведение

· Жизнь человека зависитот его воспитанияв раннем детстве

· Ребенка с раннего детства должны воспитывать родители или хороший учитель, живущий в доме

· Нравственное, физическое, религиозное, умственное воспитание

· С 3 лет надо учить языкам – играя

· Профессия учителясамая важная в мире

· Учителя должны быть по-настоящему воспитаны, образованными и подготовлены к своему делу

· Одинаковая программа для женщин и мужчин

Томмас Мор (1479-1533)
писатель, лорд-канцлер Англии

· «Утопия» - произведение

· Гармонично-развитая личность

· Всеобщее(?) образование в гос школах – стабильность общества

· Цель школы - дать каждому возможность развивать свои духовные силы, заниматься «Изучением наук и искусств»

· Воспитание высоконравственной личности. Воспитание в духе морали в соответствии с интересами общества и каждого

· Только образованный человек сможет добиться счастья

· Обязательный физ. труд

· Равное образование мужчин и женщин

Итоги:

· Между идеалами эпохи Возрождения и реальными условиями – противоречие

· Идеи Возрождения носили Утопический характер (природосообразность, демократизация и т.д.)

· Гуманистическое образование ограничилось красноречием

· В школах продолжала царить схоластика

Худ. Образование Возрождения

· Массовый интерес к искусству

· Открыты заново законы перспективы, оптикиианатомии

· Высокое уважение к рисунку

· Архитектор Филиппо Брунеллескичитал публичные лекции на площадях по перспективе

Этапы обучения искусству

· Мальчиков в 12 летотдавали к мастеру (ремесленное обучение искусству – работа)

· К 18 гг могли получить право испольнения отдельных частей работы мастера

· После 6-8 л обучение ученик мог либо оставаться дальше подмастерье, либо уйти к другому мастеру или вообще поменять специальность

· У наиболее крупных мастеров учили:

o ювелирное дело

o литература

o математика

o скульптура

o живопись

o архитектуры

· Боттеги – худ. мастерские эпохи Возрождения (школы, в которой мастер и подмастерья работали вместе)

· Учили слушать объяснения мастера и обучали на натурных пособиях

· В основе обучение – рисунок
Рисунок – как средстве работы над композицией

· Первый научный труд по искусству – ЧенниноЧеннини – «Трактат о живописи»(1821г):

o Рисование с натуры

o Теория и практическое единство

o Большое значение придавал копированию, но не механическому, а целенаправленному


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!