Разница между менеджером и лидером



 

Мы можем использовать слова “лидер” и “менеджер” как синонимы, но здесь я хочу обозначить различие между лидером и менеджером: лидер - это тот, кто способен вдохновить и организовать людей, а менеджер - это тот, кто может организовывать ситуации. Они не беспокоятся о людях. Точнее, они могут беспокоиться о людях, а могут не беспокоиться, но это не их роль. И даже если менеджер не беспокоиться о людях, он всё равно способен сделать то, что он должен сделать. Но, если он также будет обращать внимание на людей, он станет более успешным менеджером. Но лидер не должен быть хорошим менеджером, лидер должен знать, как вдохновлять людей, как работать с людьми, он должен знать, что делает личность личностью. У них есть ценности, у них есть потребности, вот что делает их личностями. Не тело делает их личностями. Не ум и не разум, не ложное эго. Нет. Их сознание, душа - сат-чид-ананда. Он существует, он отождествляет себя с чем-то, у него есть потребность как-то себя идентифицировать, у него есть потребность в счастье, поэтому у него есть потребность в деятельности, которая принесет это счастье. Это то, с чем работают лидеры. Менеджеры - нет. Лидер может руководить, выполнять функции менеджера. Как, например, Шрила Прабхупада говорит, что Джи-Би-Си являются менеджерами, они что-то организовывают, но главное - это то, что они лидеры. Они вдохновляют преданных, они наблюдают за президентами храмов, смотрят, что они делают. Президент храма, прежде всего - лидер, его роль вдохновлять преданных. Вот что нам нужно - нам нужно лидерство. Но если не хватает менеджмента, то пусть менеджментом занимаются менеджеры.

 

Я помню один храм. По-моему это был Перт. Посреди ничего. Официально это самый удаленный город в мире. И там очень хороший храм, замечательная община, все очень энтузиастичны, и президент храма - хороший лидер. Все в хорошем сознании Кришны, полны энтузиазма. Но он не был хорошим менеджером. И с течением времени появились долги, потому что он был не очень хорошим менеджером. Но все любили его. Итак, каково решение? С лидерством всё хорошо, а где же слабое место? Слабое место в менеджменте. Возьмите менеджера, который будет следить за счетами, чтобы всё происходило как надо. Нет, они убрали этого лидера, а на его место поставили менеджера. И теперь это ещё один храм, как и многие из тех, что у нас есть. Почему? Потому что решение было принято на уровне внешней формы. Реальные люди и их вдохновение не были учтены. Это был не правильный призыв со стороны так называемых лидеров. Потому что они не смогли различить, как говорится в этом стихе, между формой и тем, что реально заставляет эту форму действовать, её природой. 

 

В Индии нет такой проблемы. Почему? Потому, что у любой духовной организации есть лидеры, и есть менеджеры. Во всех храмах, во всех матхах есть свои духовные лидеры, и есть свои менеджеры. Менеджер просто приходит, смотрит, что происходит со счетами, расписание соблюдается, собрания проходят как надо, всё в порядке во взаимоотношениях с властями. А лидер смотрит, что происходит с духовными вопросами. Если мы не сможем разграничивать, мы будем делать подобные ошибки.

 

Я привел этот конкретный пример потому, что мы обсуждаем вопросы лидерства, и я надеюсь, что как лидеры вы поймете эти тонкости. И не будете делать из этого политику. Я могу приводить общие примеры, но вам тогда будет трудно понять, потому что это не будет подкреплено примером. Я хочу показать, что решения на уровне менеджмента не решают проблем. Почему? Потому что они не знают в чем проблема. И мы должны помнить, что эти «они», возможно вы. Вы лидеры, и это может касаться вас.

 

Вся идея в том, что наши действия должны быть основаны на этой философии. Понимаете?

Четвертый стих Чатуршлоки. Прямо и косвенно

 

И в завершение Кришна говорит в последнем стихе:

 

ШБ 2.9.36: Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.

 

Этот стих говорит об абхидейе. Первый стих описывал поле самбандхи. Второй стих описывал вдохновение и работу на поле самбандхи. А третий стих описывал прайоджану или цель - Личность Бога. А четвертый стих - это абхидейа. То есть процесс. Процесс таков, что тот, кто ищет Бога как личность, должен практиковать все эти предыдущие 3 стиха: всегда, везде и при любых обстоятельствах.

 

Таким образом вот эта идея: «Да, Веды - это очень хорошая философия, но как насчет места, времени и обстоятельств?» И Кришна как раз говорит здесь: «Всегда, в любом месте и при любых обстоятельствах». Итак «место, время, обстоятельства». Вы должны понять, что эта концепция «время, место, обстоятельства» - это ведическая концепция, данная Богом. Если вы применяете ведические писания не принимая во внимание место, время и обстоятельства, это не соответствует ведическому. О, преданные говорят: «мы пытались делать это раньше». А я говорю, что они не пытались. Они пытались, да. Но они не были успешны. Почему? Они не учли время, место и обстоятельства. Это означает, что есть вот этот человек, с которым вы имеете дело. Каково его умонастроение прямо сейчас? Каким должно стать его настроение? Что надо сделать, чтобы его настроение прошло путь от того, где оно находится сейчас до того, каким оно должно стать. И как этого добиться? Достаточно просто поменять какие-то внешние факторы или нужно работать с сознанием? Если настроение правильное, менеджмент происходит очень легко. Очень легко организовать людей, которые хотят делать и знают, что от них ожидается. Люди, которые не хотят делать, вот это очень большая проблема. Большая проблема. И поскольку наша организация добровольная, лучше действовать на этом уровне. Если вы хотите действовать по принципу мирского менеджмента - замечательно, но в мирском менеджменте всем платят. Нет денег, нет работы. Вот почему они работают. Вы должны помнить об этом.

 

Итак вы пытаетесь менять природу на всех уровнях. Прямо, то есть на уровне садханы, помятования о Кришне и всё такое. И косвенно: понимая каким образом ёршик в туалете - это Кришна. И как взаимодействовать с Кришной в форме туалетного ёршика. Это дает человеку способность быть лидером во все времена, в любом месте и при любых обстоятельствах. Иными словами, насколько вы способны видеть, настолько вы и сможете действовать. Если вы хотите руководить везде, всегда и при любых обстоятельствах, тогда вы должны видеть таким образом, потому что это единственное, что связано с любым местом, любым временем и любыми обстоятельствами. Кришна говорит, вы должны искать, пока не найдете это. И это лидерство. Таково видение лидера. Не так что, вот у него есть план на 20 лет. Да, это форма. Но у вас должно быть такое видение, чтобы вы были успешны на протяжении всех этих 20-ти лет. Да? В этом есть смысл?

 

Преданный: Что означает «прямо и косвенно»?

 

Прямо - означает, что вы видите Верховную Личность Бога, как описано в третьем стихе. А косвенно - означает видеть то, как Он вошел во всё, как описано в первом и втором стихе, как объекты, которые находятся в этой вселенной, так и ценность, которая есть в этих вещах.

 

Вы хотите что-то добавить?

 

Преданный: Махарадж, я так понял, что этот семинар посвящен отношениям в сфере менеджмента.

 

Да, отношениям с сфере менеджмента. Да, мы должны разбирать практичные вопросы, но если мы не научимся видеть это таким образом, то мы не сможем сохранить баланс. Если вы погружаетесь в ведический менеджмент, в детали, вы должны понимать, какая природа за ними стоит. Если вы не поймете, каковы современные социальные ценности, каковы личные ценности, вы не сможете реально использовать ведические инструменты.

 

Преданный: Почему я задаю этот вопрос. Дело в том, что отношения начинаются с того, что необходимо в начале организовать себя, стать лидером по отношению к самому себе. Как сопоставить эту идею, что нужно быть сознающим, с менеджментом?

То есть как совместить то, что необходимо быть сознающим, и менеджмент.

 

Поскольку вы видите Кришну во всем, поэтому всё, с чем вы имеете дело, это тоже Кришна. И вы видите, как сделать то, что Кришна хочет. Материальное вы делаете идеально, потому что технически нет ничего материального. Материальное - это просто форма, на самом деле это Кришна, и его энергии, которые взаимодействуют друг с другом.

 

Как мы привели пример с туалетным ёршиком. Главный принцип, который заложен в нем - это чистота. И одновременно с этим заложена идея о том, что можно поддерживать чистоту находясь на некотором расстоянии, так как только конец ершика касается туалета, а не ваша рука. Итак эта щетка является проявлением чистоты. С помощью этой щетки вы можете обрести чистоту. Это значит, что вы должны использовать эту щетку в соответствии с её природой для того, чтобы создавать чистоту. Правильно? Это означает, что вы должны держаться за ручку, а не за щетину. Именно щетиной, а не какой-то другой частью щетки вы должны тереть в том месте, где грязно. Итак, если вы видите щетку, мою руку, туалет, моющее средство и понимаете как они все связаны и как должны взаимодействовать друг с другом и помните об этом, когда вы совершаете процесс очищения, тогда вы добьетесь чистоты. Это означает, что вы:

● Первое - вы сознаете Бога,

● Второе - ваш туалет становится очень хорошим и чистым.

 

Таким образом философия действует на всех уровнях. Потому что всё это Бог. И если мы говорим: “о, я не могу быть на этом уровне, я должен быть практичными”. Это обожествление. Это не сознание Кришны. «Да, философия сознания Кришны - это замечательно. Но мы должны идти и делать дело. Мы должны быть практичными». Это обожествление. Это не слова преданного. Понимаете?

 

Да, мы можем говорить, что надо быть практичными. Но я сам наблюдаю за этим уже на протяжении последних 25 лет, и я не увидел, чтобы это принесло хоть какой-то результат. Почему? Потому что мы не применяем философию. Раньше, когда философию применяли, всё происходило. Но их преданность была смешана, поэтому возникали разные проблемы. Но вместо того, чтобы избавиться от проблемы, они избавились вообще от всего.

 

Преданный: Как как этот момент можно разобрать с точки зрения расы?

 

С точки зрения расы?

 

Смысл в том, что чистота - это Кришна. Поэтому на Вайкунтхе они тоже убирают, хотя там нет никакой грязи, но они делают это просто для того, чтобы удовлетворить Кришну. Во Вриндаване они тоже убирают. Перед тем, как устроить танец раса они подметали берег. Не так что они просто пришли туда и оставили всё как есть. Они там убрали. Итак уборка происходит всегда. Отсюда возникает лила Господа Чайтаньи Гундича-марджана. Есть так много историй о Шриле Прабхупаде, связанных с чистотой.

 

Итак с этих двух уровней Брахмана и Параматмы, которые описаны в первых двух стихах, мы можем прийти к личности. Игры Кришны, игры Господа Чайтаньи, игры Шрилы Прабхупады, мы можем привести все эти примеры. Почему я привожу всё это? Потому что мы думаем, что эти сферы никак не связаны с Кришной. Это сферы, из которых мы изгнали Бога. Но если вы можете увидеть Бога в таких вопросах, то почему вы не сможете увидеть Господа там, где это ещё более очевидно? Например, на санкиртане. Или в чем-то подобном. Идея в том, что люди покупают книги. Почему мы хотим, чтобы эти люди покупали книги? Мы хотим, чтобы они их изучали. Тогда, если они изучают книги, у них будут появляться вопросы. И тогда нужно, чтобы мы оказались рядом, чтобы ответить на эти вопросы. Таким образом, обсуждения связанные с изучением книг - это часть проповеднического процесса. Конечно, если мы видим это под таким углом. Но, если мы смотрим на этот вопрос только с точки зрения экономики, учитывая, что экономика - это Кришна, то если вы правильно ведете себя на улице, вы получите свои деньги. Но потом, если у людей появятся вопросы об этих книгах, или нужно будет обучать преданных по этим книгам, то это уже не входит в ваши планы, потому что вы видите Кришну только в экономике. Тогда было ли это проповедью? Это была экономика.

 

Вот что я имею ввиду, когда говорю “тяжелая наука”. Вы не можете никак обойти эти законы. Эти 4 стиха - это научное описание всего. Все Пураны, аюрведа, астрология, нити, ньяя, любое направление работает на основании этих четырех стихов. Это означает, что и менеджмент также работает на основании этих четырех принципов.

Итак, первое: вы должны сознавать Бога. Второе: вы почтительны в обращении с материальной энергией, так как материальная энергия это также Кришна. И третье: вы развиваете свои отношения с Кришной как с личностью.

 

Так вы переносите своё сознание от материального в духовному, потом от духовности к преданности. И тогда ваше взаимодействие с материальной энергии приводит к успеху. Итак это очень просто. Вы просто должны изменить своё сознание, так как сознание - это то, что поменять легче всего.

 

Управлять тут всем и пытаться всё организовать на внешнем плане это очень трудно. Да, в Сатья-югу это было гораздо проще. Но в Сатья-югу и сознание было именно таким, как мы описали. И сейчас наступает золотой век. Золотой век сравнивается с Сатья-югой, и это означает, что люди обладающие таким мышлением сотворят золотой век.

 

Итак, на этом мы сегодня закончим. А завтра мы продолжим обсуждать другие аспекты.

 


 

 

Лекция 2

9 февраля 2010

Отношения и условия для отношений

Вчера мы обсуждали философские основы менеджмента и лидерства. Попросту говоря, джива должна принять, что она не может избавиться от Верховного Господа, не может избавиться от Бога. Это, по сути, и является причиной нашего пребывания в материальном мире. Попав под влияние иллюзии, мы не можем видеть Господа. Это реальность. Во Второй Песни нам дается понимание того, как мы можем увидеть Господа во всем.

 

“Прямо” относится к тому, что непосредственно связано с Господом. Это то, что важно Господу. Это Его имя, форма, качества, лилы с Его преданными, которые наслаждаются трансцендентными расами отношений с Ним.

 

И второе - это то, что Кришна называет “искрой Своего великолепия” - это всё материальное творение. И в рамках этого творения Он приходит и являет Свои игры, как Васудева. Это позволяет нам соприкоснуться, привлечься Его именем, формой и играми. Но за пределами этих лил все живые существа находится в материальном мире, потому что они привлечены возможностями, удобствами предоставляемыми материальной энергией. Это то, что приводит живое существо в материальный мир - оно привлекается возможностями. Обитатели духовного мира видят возможности, условия, которые есть на Вайкунтхе в связи с Верховным Господом. Итак Господь велик, поэтому и Вайкунтха великая, она наполнена богатствами и красотой. Но они видят всё это в связи с Господом. Им нравится такая атмосфера, такое богатое окружение, со своими правилами и предписаниями, им нравится взаимодействовать с Господом в этом месте. Но на Голоке условия не являются действительно важным элементом. Они просто подходят для того, чтобы проявлять определенную форму любви. Там всё создано для этого. Но когда живое существо привлекается теми возможностями, которые есть в духовном мире, но при этом не видит их в связи с Господом, то единственным подходящим местом в таком случае оказывается материальный мир. Вот почему живое существо оказывается здесь.

 

Это совершенно естественно для живого существа видеть Господа во всех тех объектах, которые оно видит вокруг себя. Вот что нас привлекает. Если мы попробуем обсудить это с кем-то, то человек достаточно быстро приходит к выводу что все эти предметы имеют смысл потому, что они связаны с отношениями, с чувствами, с каким-то обменом между людьми. Но чем дальше на запад вы отправляетесь, тем глубже вам надо копать, чтобы прийти к этому пониманию. В Азии люди достаточно хорошо понимают это. Но, чем дальше вы пойдете на запад, тем больше люди привлекаются условиями. Поэтому люди из Азии кажутся странными для людей с запада. Потому что они не так сильно беспокоятся об условиях. Они живут очень просто. Они жертвуют условиями ради отношений.

 

Но это отвергается западным менталитетом. Потому что на западе все эти условия, которые вас окружают: ваше имя, ваше положение, ваша сила, ваши деньги, удобства, которые у вас есть - все это определяет кто вы есть. И в этих условиях, если вы не знаете, как видеть всё это в связи с Господом, и если вы не имеете действительно сильного влечения к играм Господа непосредственно, вам нравится повторять Его имя, вы погружены в Его игры, тогда вы будете сбиты с толку. И если вы имеете дело с менеджментом, вы взаимодействуете с большим количеством всего этого. Очень много различных благ, люди переживают об этих благах: “О, посмотрите, этому преданному достался свободный дом, а я жил в храме дольше, я старший, почему это досталось ему.” Вы знаете как это бывает. Драки вокруг положения, драки вокруг силы, драки вокруг влияния. Эго. Люди борются друг с другом, потому что “Я сказал, что будет так и несмотря ни на что я докажу, что я прав”. Даже не смотря на то, что вы знаете, что вы не правы.

 

Итак, что это? Это Имена Кришны, Его форма, лилы, качества, такие сладкие, что их можно перекатывать на языке, затем они естественно врезаются в ум? Или это просто мирские материальные отношения?

 

Эта чатур-шлока объясняет нам, как мы можем взять это мирское, и подобно тому, как одну колючку вынимают с помощью другой колючки, мы можем избавиться от этой привязанности. И держать наше внимание сосредоточенным на Кришне постоянно. И мы видим, что если человек на умеет этого, разве может он быть по-настоящему хорошим менеджером в духовном обществе. Человек может быть специалистом в том, чтобы двигать материальную энергию. Он знает методы, у него есть способности и понимание, у него есть план, у него есть цель. Но что вы будете делать с этим? После того, как вы как-то переделали материальную энергию и создали материальную обозримую форму, которую вы хотели, а дальше что? Мы естественно приходим к этому вопросу.

 

Лидерство означает, что вы должны научить других, как это делать. Потому что это то, что им не достает. Предполагается, что вы должны делать это. В противном случае будет так, как раньше, когда все жили в храме. Почему все жили в храме, потому что никому не было никакого дела до общества. Они считали что общество всё прогнило, оно ужасно, поэтому они создали своё собственное общество на улицах Нью Йорка или где бы то ни было, в Эшбери или ещё где-то. Но прошло время и мы можем посмотреть, где все эти преданные живут сейчас. Разве они живут в храме? Да в храме есть преданные. И в храме должны быть преданные. И храм всегда будет. Но где сейчас живет большинство преданных? Они живут за пределами храма. Во многих храмах так, что в храме живет 5-10-20 человек и от 3 до 5 сотен преданных живет вне храма. И что храм может дать этим преданным. Храм может дать им храмовую программу, вечернее арати, воскресную программу, Джанмаштами. И что дальше? Но если они придут и спросят, как мне лучше поступить в той или в этой ситуации? Скорее всего они услышат что-то вроде, “ну, делайте что хотите, но регулярно приносите в храм и жертвуйте деньги”. Итак будут ли участники этой общины чувствовать что этот храм делает что-то для меня и для моей жизни? Почему тогда они должны отдавать свои деньги, почему они должны отдавать своё время? Время и деньги считаются очень ценными. Почему вы меняете одну ценность на другую? Отношения означают, что вы получаете что-то ценное и вы даете в ответ что-то ценное. Кто-то отдает вам своё время, вы отдаете своё время, кто-то дает вам деньги, вы также хотите дать деньги, кто то делится с вами эмоциями, и вы также отвечаете эмоциями.

Важность Бхагаватам

 

Мы можем просто откинуть всё это, просто сдуть всё и сказать: “О, у меня новый план! Это не работало, а теперь у нас новый план.” Это очень хорошо, это означает, что у вас есть разум, это означает, что вы развиваетесь. Но вопрос в том, хотите ли вы быть успешны духовно. Возможно, сами вы уже успешны. Но как лидер, вы должны и также сделать и других духовно успешными. Вот в чем вопрос. И это не подлежит сомнению. Пойдите на любое собрание по менеджменту, там какой-то Кови, какой-то, как это... “Закон влечения”, ещё кто-то, “Бедный папа, богатый папа”, ещё какой-то папа. Вы можете отправиться на любое собрание менеджеров, и ничего такого там не услышите. Потому что люди, которые занимаются управлением, ничего не знают о существовании этих книг. И те, от кого они получили это, тоже ничего не знали об этом.

 

Потому что никто не говорит о Бхагаватам. Вспомните, кто слушал Бхагаватам. Там были ведущие лидеры во вселенной. Это не были просто какие-то болтуны. Понимаете? Никаких болтунов и бездельников. Это всё были лидеры вселенной.

 

Бхагаватам говорит на таком уровне. Он настолько сложный и возвышенный, что люди не могут его оценить. Но для нас это легко, так как практически все преданные знают о чем там говорится. Это забавно, но все инструменты, которые необходимы для того, чтобы привести общество к успеху, чтобы вести за собой общину или храм, вам уже известны. Осталось соединить между собой точки. Не так что это что-то новое, что нужно изучить, я не могу в этом разобраться, у меня нет времени. Всё, что нужно это сосредоточиться.

 

И удивительно, что для того, чтобы разобраться во всем, вам необходимо будет достаточно много времени. И у вас есть есть много времени, когда ваш ум не занят. Конечно, иногда нужно сосредоточиться на каком-то важном моменте. Но в промежутках есть много времени, чтобы поразмышлять, когда вы идете куда-то, например, когда вы делаете что-то. Это время, когда нужно размышлять. Если вы научитесь этому, вы сможете научить других. Если вы повторяете мантру, тогда вы сможете и других научить повторять мантру. Вы посвятили всю свою жизнь, тогда вы сможете и других вдохновить предаться. Если вы сможете сами сосредоточиться и размышлять, вы сможете научить других также.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!