Пример оформления источников информации в библиографическом списке

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологии, инжиниринга и дизайна

Кафедра «Дизайна и изобразительного искусства»

Методические рекомендации по выполнению

Курсового проекта по учебной дисциплине

«Теория и методика преподавания изобразительного искусства»

 

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

направленность (профиль) «Изобразительное искусство»

 

направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

направленность (профиль) «Изобразительное искусство. Дополнительное образование»

 

Киров

2016


Общие положения

Курсовая работа по учебной дисциплине «Теория и методика преподавания изобразительного искусства» – это вид учебных занятий, предусматривающий самостоятельную научно-методическую работу студента под руководством преподавателя, направленную на формирование и развитие профессионально важных компетенций и качеств личности будущего учителя изобразительного искусства. Курсовая работа интегрирует элементы научного, проектного, искусствоведческого, технологического, а также методического поиска.

Курсовая работа имеет комплексный междисциплинарный характер. В ее основе лежит теоретическая проработка основных понятий методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе в рамках урочной и внеурочной деятельности школьников; методики преподавания дисциплин художественного цикла (рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного творчества) в специализированных художественных образовательных учреждениях разного уровня.

Объектом проектирования курсовой работы является разработка методики преподавания художественных дисциплин.

На первом этапе выбирается тема работы, выявляется ее цель и задачи, формулируется актуальность на основе изучения состояния вопроса в теории и на практике, составляется задание, разрабатывается график выполнения, делается аналитический обзор библиографических источников, формулируется концепция работы.

На втором – изучаются теоретические аспекты выбранной темы, анализируется нормативная и научно-методическая литература, педагогический опыт, в том числе инновационные методики преподавания изучаемой темы.

На третьем этапе – выполняется практическая часть курсовой работы: разрабатывается методика или методические рекомендации преподавания художественных дисциплин с учетом темы исследования.

На итоговом этапе оформляется текстовая и иллюстративная составляющие курсовой работы, формулируются выводы и рекомендации, осуществляется подготовка защиты и защита курсовой работы.

Курсовая работа может стать этапом подготовки к дипломной работе по методике преподавания изобразительного искусства или теоретической и методической части к диплому по графике, живописи, декоративно-прикладному искусству

Компоненты курсовой работы:

– текстовая часть (пояснительная записка) к курсовой работе с приложениями, в том числе на электронном носителе;

– комплект дидактических материалов;

–презентация к защите курсовой работы.

Структура текстовой части

(пояснительной записки) курсовой работы

В текстовой части должны быть

1. Титульный листоформляется по установленному образцу (Приложение А) и является первой страницей работы.

2. Задание на выполнение курсовой работы(Приложение Б).

3. Аннотация – краткое изложение сущности курсовой работы с указанием числа страниц, рисунков, библиографических источников, приложений, таблиц, количества листов графической части.

Оглавление.

5. Введение, в которомотражается методология исследования по теме курсовой работы: актуальность темы, объект, предмет исследования, цель, задачи исследования, методы исследования, практическая значимость (теоретическая значимость и новизна при наличии), апробация и внедрение результатов исследования.

6. Основная часть. Как правило, состоит из логически взаимосвязанных двух глав: теоретическойи методической.

Заключение. В данном разделе приводится текст выступления на защите курсовой работы: основные методологические положения исследования (актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования), выводы по главам курсовой работы, отмечается степень решения поставленных задач, оцениваются полученный результат, формулируется практическая значимость исследования (теоретическая значимость и новизна при наличии в исследовании) и возможности практической реализации проекта, а также перспективы развития данной темы.

Библиографический список.Количество используемых при выполнении курсовой работы источников должно быть не менее 35–50.

Приложениев зависимости от характера содержания работы может включать:

– каталог иллюстраций изделий, выполненных с применением изучаемого вида творчества;

– таблицы, иллюстрации, не вошедшие в текстовую часть, слайды, видеозаписи;

– дидактические материалы для преподавания на бумажных и электронных носителях;

– фотографии готовых изделий, выполненных обучающимися под руководством студента;

– презентацию (в том числе на электронном носителе), сопровождающую защиту курсовой работы;

– другие материалы, необходимые для доказательства достижения цели исследования.

Объем основой текстовой части – 35–50 страниц машинописного текста (без Приложений).

Как правило, первая глава – теоретическая, вторая – методическая.

В первой главе (теоретической), согласно предмету исследования, должна быть показана глубина теоретического изучения научной или методической проблемы, раскрыт комплекс взглядов ученых, известных психологов и педагогов, их представления и идеи, направленные на толкование, объяснение исследуемого явления.

Задача теоретической части – глубже разобраться в сущности выбранной проблемы. Эта часть показывает уровень понимания предмета исследования, вводит исследователя в круг научных проблем. Здесь же должны быть даны психологическая характеристика возраста учеников и раскрыта психологическая природа изучаемого предмета (восприятие, творчество, образное мышление, интерес и т.д.).

Необходимо стремиться к тому, чтобы в процессе теоретического исследования конкретного материала был обобщен передовой педагогический опыт по решению проблемы, выявлены недостатки в исследовании или методике изучения проблемы и, по возможности, намечены пути их устранения.

Вторая глава (методическая) посвящена разработке методических аспектов (обоснованию содержания, форм, методов и средств обучения, контроля). Этот раздел отражает педагогический опыт исследователя, его умения разрабатывать занятия и разрабатывать методические рекомендации по их проведению. Методические разработки: тематические планы блоков уроков, планы-конспекты, сценарии уроков или внеклассных мероприятий, представленные в этом разделе, отражают способы и средства решения проблемы, которую исследовал автор курсовой работы.

Методические рекомендации кроме планов конспектов занятий могут содержать:

- информацию по технологии изобразительного материала;

- педагогические рисунки или фотографии, отражающие этапы работы над художественным изделием;

- способы и этапы изготовления дидактических пособий (макетов, моделей, динамических плакатов).

Оглавление курсовой работы должно отражать логику исследования. Формулировки заглавий параграфов раскрывают основные понятия главы.

Оформление текста

Наименования структурных элементов пояснительной записки «АННОТАЦИЯ», «ОГЛАВЛЕНИЕ», «введение», «основная часть», «заключение»,«Библиографический список», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных элементов пояснительной записки.

Каждый структурный элементпояснительной записки следует начинать с нового листа (страницы).

Заголовки структурных элементовпояснительной записки следует располагать по центру и записывать прописными буквами без точки в конце.

Расстояние между заголовками структурных элементов пояснительной записки и разделами основной части и текстом должно быть не менее одного интервала.

Основную частьпояснительной записки следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. При делении текста пояснительной записки на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки разделов основной части следует печатать с абзацного отступа прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая.

Заголовки подразделов, пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой прописной, без точки в конце, не подчеркивая.

Недопустимо написание заголовка в конце страницы, а последующего текста на следующей странице. Целесообразно, чтобы под заголовком было написано не менее трёх строк. Недопустимо оставлять более 2/3 пустого места на странице в конце раздела.

Пояснительная записка должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, кегль 14.

Текст записки следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое -30мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом 1,25 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных терминах, формулах, применяя полужирное начертание к выделенному тексту (нельзя использовать подчеркивание).

Страницы пояснительной записки следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют справа в нижней части листа без точки.


Пример оформления источников информации в библиографическом списке

Документы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Приор, 2001. – 32 с.

Стандарты

2. ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

Книги

3. Дизайн. Иллюстрированный дизайн-справочник [Текст, изоматериал] / Г.Б. Минервин и др.; под общей ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М. : «Архитектура-С», 2004. – 288 с., ил. – ISBN 5-9647-0021-7

4. Калмыкова, Н.В. Макетирование [Текст, изоматериал] : учеб. пособие / Н.В. Калмыкова, И.А. Максимова. – М. : «Архитектура-С», 2004. – 288 с., ил. – ISBN 5-9647-0015-2

5. Эргономика: Принципы и рекомендации [Текст, изоматериал] : метод. руководство / Под ред. : В.М. Мунипов и др. – 2-е изд., перераб. – М. : ВНИИТЭ, 1983. – 184 с., ил.

Статьи

6. Эсслингер, Х. Манифест глобального дизайна [Текст] / Х. Эсслингер // Designer : журнал о визуальных коммуникациях «дизайнер». – 2002. – № 3. – С. 4-7. – ISBN 1609-5766

7. Язык символов Юкиа Ота [Текст, изоматериал] // Просто дизайн. – 2004. – № 3. – С. 4-7.

Диски

8. 5000 шедевров рисунка [Электронный ресурс] // Шедевры мировой культуры на CD. – Т. 8. – Электрон, дан.– М. : DirectMedia, 2003. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM); 27 см – Систем. требования: IBM PC 486 и выше, 16 Мбайт RAM, CD-ROM, SVGA, MS Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 – Загл. с этикеток дисков. – ISBN 5-94865-009-x

9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2003) [Электронный ресурс] : 7 изд. с изм. и доп. – Электрон, дан. и прогр.– М. : Кирилл и Мефодий, 2003. – 2 электрон, опт. диск (CD-ROM); 12 см + рук. пользователя (10 с.) – Систем. требования: IBM PC: MS Windows 98 и выше, процессор Pentium, 64 Мбайт ОЗУ, 4-х скоростной CD-ROM, SVGA-видекарта (800*600, 65536 цветов), 16-битная звуковая карта, MS Windows совместимая мышь, MS Internet Exploer 5,0 – Загл. с этикеток дисков.

Материалы из сети Internet

10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] – Электрон энцикл.– М. : Кирилл и Мефодий, (2000). – Режим доступа к энцикл.: http://www.KM.ru – Доступен также на дисках. – Систем. требования: IBM PC: MS Windows 98 и выше, процессор Pentium, 64 Мбайт ОЗУ, 4-х скоростной CD-ROM, SVGA-видекарта (800*600, 65536 цветов), 16-битная звуковая карта, MS Windows совместимая мышь, MS Internet Exploer 5,0 – Загл. с экрана.

11. Пальтовые ткани [Электронный ресурс] / Клуб любителей шитья – М.: Интернет-магазин – Режим доступа: http://www.season.ru/tkani&furnitura/tkani/palt_tk.html (дата обращения: 15.04.12).

Литература на иностранных языках

12. 4000 monograms [Art] – Amsterdam : ThePepinPress, 1998. – 288 p. – ISBN 90-5496-045-0

 

В библиографическом списке все источники выстраиваются в алфавитном порядке.

 

Презентация.Объем презентации 5-7 слайдов. Презентация должна быть выдержана в едином стиле,каждый слайд обязательно имеет заголовок.Титульный слайд – единообразный для всех, фоновый цвет - белый, на нем помещается информация об учебном заведении, факультете и кафедре на которой выполнена работа, а так же название самой работы, фамилии и инициалы выполнившего работу студента и принявшего работу преподавателя, год защиты. Рекомендуемый шрифт Arial, кегль для заголовков 28-36, для текста 18-24. Максимальная краткость и информативность текста. Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию. Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.Недопустимоискажение пропорций, нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений, использование изображений с пониженной резкостью, использование необработанных сканированных изображений (например – изображений с «грязным» (серым, желтым) фоном вместо белого, неконтрастных, размытых и т.п.) Иллюстрации сопровождаются пояснительным текстом, пояснительная надпись располагается под рисунком.

Оценка курсовой работы

При оценке курсовой работы учитываются наличие и качество всех составных частей курсовой работы:

а) качество текстовой части и приложений к курсовой работе:

– полнота и научность раскрытия темы;

– значимость выполненной работы, оригинальность, уровень творчества, сложности, качество работы;

– степень самостоятельности при выполнении работы;

– умение анализировать и аргументировано излагать результаты своей работы, формулировать выводы по теме работы;

– четкость, логичность и полнота изложения основных положений при защите курсовой работы, умение отвечать на вопросы;

– внедрение результатов исследования (выступление студента с сообщениями по теме на научных конференциях, проведение мастер-класса и др.);

– оформление работы в соответствии с ГОСТ.

б) качество презентации к защите курсовой работы:

– четкость, логичность и полнота изложения основных положений курсовой работы;

– целесообразность цветового решения в оформлении презентации;

– оптимальное сочетание текста и иллюстраций на слайде.

Каждая работа оценивается комиссией после защиты всех студентов.

Отдельные работы могут быть рекомендованы для дальнейшей разработки в качестве выпускных квалификационных работ.

 

 


 

Приложение А

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологии, инжиниринга и дизайна

Кафедра «Дизайна и изобразительного искусства»

Разработка объектов практических заданий
по художественной обработке бумаги

для уроков изобразительного искусства

Пояснительная записка

Курсовой проект по дисциплине

«Теория и методика обучения изобразительному искусству»

направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

профиль «Изобразительное искусство. Дополнительное образование»

 

 

Выполнил студент гр. ПОб-41_____________            ФИО студента

(подпись)

 

Руководитель                                  ______________ФИО руководителя

(подпись)

 

Проект защищен с оценкой«_____________» «___»____________ 2016г.

 

 

Члены комиссии                            ______________/___________________/

(подпись)

 

                                                         ______________/___________________/

(подпись)

 

Киров

2016


Приложение Б

Утверждаю

Зав. каф. ДиИЗО

 

________________   В.А. Крысова

подпись                                

«______» ____________ 20    ____ г.            

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу (проект)

по дисциплине Теория и методика обучения изобразительному искусству

Студенту__________________________________________________________обучающемуся на образовательной программе 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство. Дополнительное образование»

ПОб-4801-55-00                                           очная

     курс обучения                                                                  форма обучения 

Тема курсовой работы (проекта):______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Исходные данные________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основные разделы ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. График выполнения_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Представить выполненную курсовую работу (проект) на проверку

не позднее:                                                                                ________

   Дата      

Руководитель работы    _______________ ______________ ________

              Подпись руководителя Ф.И.О. руководителя    Дата

          


 

Приложение В

Пример оформления оглавления

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ ДЛЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 1.1. Многообразие видов техник в художественной обработке бумаги 1.2. Используемые материалы по художественной обработке бумаги для уроков изобразительного искусства 1.3. Место и значение художественной обработки бумаги в учебной программе по изобразительному искусству и школьных учебниках Б. М. Неменского ГЛАВА 2. СЕРИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ ДЛЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 2.1. Классификация техник по художественной обработке бумаги 2.2. Рекомендации по дополнению содержания темы художественной обработки бумаги для уроков изобразительного искусства с последовательностью выполнения рекомендуемых заданий ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

Приложение Г

 

Библиографический список

 

1. ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

2. Дизайн. Иллюстрированный дизайн-справочник [Текст, изоматериал] / Г.Б. Минервин и др.; под общей ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М. : «Архитектура-С», 2004. – 288 с., ил. – ISBN 5-9647-0021-7

3. Калмыкова, Н.В. Макетирование [Текст, изоматериал] : учеб. пособие / Н.В. Калмыкова, И.А. Максимова. – М. : «Архитектура-С», 2004. – 288 с., ил. – ISBN 5-9647-0015-2

4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 175 с. : ил.

5. Неменская Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб.для 1 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; Под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещени, 2005. – 111 с.: ил.

6. Новостной портал нового поколения [Электронный ресурс]: Современное искусство: 3D- аппликация из цветной бумаги.: Режим доступа .: http://belport.by/138955-sovremennoe-iskusstvo-3d-applikacii-iz-cvetnoy-bumagi.html. – (дата обращения 7.04.15).

7. Открытки, конверты, шоколадницы, тэги ручной работы [Электронный ресурс]: Открытки Iloveyou своими руками. – Режим доступа .: http://postila.ru/post/9287763. – (дата обращения 7.04.15).

8. Пальтовые ткани [Электронный ресурс] / Клуб любителей шитья – М.: Интернет-магазин – Режим доступа: http://www.season.ru/tkani&furnitura/tkani/palt_tk.html (дата обращения: 15.04.12).

9. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.7–8 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с.: ил.

10. Поделки своими руками [Электронный ресурс]: Примеры аппликации из бумаги, ткани, природных материалов. – Режим доступа .:http://handmadehelp.ru/primeryi-applikatsiy-iz-bumagi-tkani-prirodnyih-materialov/. – (дата обращения 7.04.15).

11. Эсслингер, Х. Манифест глобального дизайна [Текст] / Х. Эсслингер // Designer : журнал о визуальных коммуникациях «дизайнер». – 2002. – № 3. – С. 4-7. – ISBN 1609-5766

12. Язык символов Юкиа Ота [Текст, изоматериал] // Просто дизайн. – 2004. – № 3. – С. 4-7.


 

Приложение Д

Пример оформления приложений

 

Приложение 1

История развития техники декупаж

 

Рис.1. Разделочная доска 17 век Рис.2. Жестяная ёмкость 17 век
Рис.3. Секретарь. Венеция 18 век     Рис.4. Стол. Венеция 18 век  

 

 

 

Приложение Е

 

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине теория и методика обучения изобразительному искусству

 

1. Разработка учебно-методических материалов по теме «Портрет» для уроков изобразительного искусства в 6 классе

2. Методика применения информационных технологий на уроках изобразительного искусства в 5 классе

3. Разработка содержания и методики преподавания темы «Искусство Хохломы» на уроках изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной школы

4. Развитие творчески-активной личности через использование ИКТ-технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе

5. Выявление особенностей организации занятий по рисованию на пленэре в 5 классе, разработка наглядных пособий по теме «Пейзаж»

6. Разработка и создание наглядных пособий по теме «Натюрморт» и особенности ее реализации в 5 классе художественно-технологического лицея

7. Развитие воображения средствами лепки на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!