Тема 9. Социальная структура: стратификация и мобильность



Социальная стратификация.

Социальная мобильность.

Теория социальной стратификации описывает наличие в обществе социального неравенства, деление общества на различные группы: богатых и бедных, имеющих власть и безвластных, привилегированных и непривилегированных и т.д. Термин "страт" был взят из геологии, где обозначает расслоение пластов земли по вертикали. Социология изучает как раз расположение социальных слоев по вертикали. И основания такого деления могут быть самые различные признаки (богатство - накопленные деньги, драгоценности, недвижимость и т.п.; доход - количество денег, которые получает человек за определенный период, а именно: зарплата, пенсии, гонорары и т.п.; власть, т.е. способ навязывать свою волю другим людям, независимо от их желания, престиж - уважение людей к той или иной должности, профессии и т.п.; место проживания: в богатом районе или в квартале для бедных; место проведения отпуска и т.д.).

Как правило, такие признаки, как доход, богатство, власть, престиж или чаще их совокупность, определяют положение человека, его статус в системе социальной стратификации.

Причем история развития человеческого общества свидетельствует о том, что в первобытном обществе не было выраженной социальной дифференциации на группы в иерархическом ранге, т.е. социальная стратификация существовала в зачаточной форме. Рабство явилось первой системой четкой социальной структуры (полное бесправие рабов, не имевших никакой собственности, семьи и т.п., и абсолютная власть рабовладельцев над жизнью и смертью рабов, богатство рабовладельцев). Кастовый строй (характерный только для Индии) тоже имел жесткую стратификацию, где социальное положение человека, его принадлежность к социальной группе определялись исключительно рождением. В средневековых обществах Европы с IV по XIV века люди делились на сословия, т.е. социальные группы, права и обязанности членов которых были юридически закреплены и передавались по наследству. С XVIII в. началось разрушение сословной системы и возникло классовое общество, где уже были уничтожены сословные перегородки, привилегии и условности. Классы возникли на основе исключительно экономического положения людей (их отношения к собственности, формы и размеров дохода, роль в производстве). Буржуазия и рабочие - главные классы капитализма, индустриального общества.

Если в прошлом социальная иерархия поддерживалась силой государства, оружия, религии, то в современных демократических государствах она поддерживается социальной мобильностью, наличием мощного среднего класса.

2

Социальная мобильность - это переходы людей из одних общественных групп, слоев в другие, их движение от более низких страт к более высоким и наоборот. Различают вертикальную мобильность (восхождение - нисхождение) и горизонтальную (переход, например, от одной профессии к другой на одном социальном уровне).

Понятие социальная мобильность ввел в научный оборот П.Сорокин. Состояние социальной мобильности (высокая или низкая) характеризует характер общества. В условиях "закрытого", т.е. тоталитарного, например, кастового общества степень социальной мобильности сравнительно низка. И наоборот, "открытое", т.е. демократическое общество, характеризуется высокой степенью мобильности. Эмпирическим показателем мобильности служит индекс мобильности-стабильности, который рассчитывается на основании данных о соотношении наблюдаемых и ожидаемых пропорций между числом мобильных и стабильных лиц в исследуемой группе. Причем различают как индивидуальную, так и групповую мобильность. В целях перехода из одной группы в более высокую другую группу люди используют различные средства. В качестве социальных лифтов используются и образованной знакомства, и браки.

Социологические исследования помогают определить, насколько открытым является общество, насколько оно позволяет переходить людям из низших категорий в высшие, как формируются высшие классы общества, правящая элита (элитарный - лучший), т.е. правящий слой общества.

В процессе социальной мобильности меняется по-разному положение человека в обществе. Некоторые люди теряют свой присущий им социальный статус, лишаются возможности заняться привычным делом, адаптироваться к новым условиям. Они оказываются в пограничном слое, не примыкая ни к какой группе. Их называют маргиналами (от слова margon - край). Нередко их характеризует пассивность или агрессивность. Маргиналы нередко питают кадрами различные экстремистские группы.

Социальные институты

Сущность и типология социальных институтов.

Политические социальные институты.

Экономические социальные институты.

Религия как социокультурный институт.

1

Социальные институты — это ценностно-нормативные комплексы, исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Величайшее изобретение людей - это социальные институты, обеспечивающие стабильность, управляемость, предсказуемость поведения людей. Поэтому социальные институты выступают главным компонентом социальной структуры общества. Их нередко называют узлами, канатами, скрепляющими общество, обеспечивающими в нем порядок. Социальные институты: государство, семья, образование, экономика и т.д. возникли не сразу — они продукт длительного развития. Они складывались постепенно. Это процесс институализации общества, который может быть описан следующим образом. Сначала появились определенные потребности (в продолжении рода, образовании, защите общества и т.д.). Затем формируется система ценностей, норм, идеалов, обеспечивающих устойчивость складывающихся связей. Одновременно возникают организации, оформляющие появившиеся структуры (государство, право, семья и т.д.) и обеспечивающие жесткий, обязывающий характер регулирования поведения людей: четкое распределение функций, социальный контроль и т.п.

Социальные институты возникают как подсистемы общества, выполняющие функции воспроизводства членов общества, социализации, производства и распределения и другие.

Типология социальных институтов включает их деление по сферам:

· социально-экономические или экономические (собственность, деньги, банки т.д.);

· политические (государство, партии, профсоюзы и т.д.);

· социально-культурные;

· воспитательно-образовательные (семья, школы искусство и т.д.).

Социальные институты делятся также на формальные и не формальные социальные институты. Если первые имеют четкую организацию обеспеченную законодательно, то вторые, например институт дружбы, опираются на моральные нормы, обычаи, традиции.

Следует заметить, что одна и та же функция может выполняться несколькими институтами, например, функция воспитания выполняется и семьей и государством и искусством. Социальные институты нередко подстраховывают друг друга. Развитость социальных институтов — критерий зрелости общества.

Социальные институты, как и все в этом мире, подвержены изменениям, развитию. Тогда, когда тот или иной институт не выполняет свои Функции (дисфункция), на смену ему приходят другие. Например, на место плановой экономики у нас приходит рыночная экономика.

2

Политические институты (государство, власть, партии и т.д.) возникают и действуют в сфере политики, т.е. в области, в которой принимаются решения, затрагивающие большие группы людей, весь народ, его отношение к власти. Это сфера управления обществом. Власть — ключевое понятие, ибо политика — это прежде всего взаимоотношение с властью, т.е. способность навязывать свою волю другим, независимо от их желания.

Государство — главный социальный политический институт. Это организация, обеспечивающая управление обществом посредством господства над людьми и опирающаяся на их признание необходимости этого господства (легитимность, законность этой власти).

Государство имеет как внутренние, так и внешние функции. В их числе: обеспечение социального порядка, стабильности и устойчивости общества; распределение ресурсов и ценностей; культурно-образовательная деятельность, развитие науки, социальный контроль над девиантным поведением людей; защита Отечества, защита интересов общества средствами дипломатии, экономики, культуры на международной арене, обеспечение неприкосновенности границ, суверенитета и безопасности страны и др.

Социология исследует сферу политики как любую другую, а это значит, в первую очередь, ценностно-нормативные стандарты, регулирующие поведение людей, их политическую культуру, т.е. их политические знания, ценности, поведение. Она исследует политическую систему, т.е. взаимодействие политических организаций; поведение личности и контроль за ее поведением.

Важно различать качественно различный уровень развития политической культуры. Ее развитие шло от патриархальной культуры, которая не знала еще обособившейся политической культуры, через подданническую к гражданской политической культуре, которая предполагает активное участие граждан в политической жизни.

Социология четко разграничивает государство и гражданское общество в демократических странах. Последнее предполагает в стране развитую структуру негосударственных самодеятельных организаций, способных противостоять всевластию государства. В их числе политические партии и общественные организации, права и свободы граждан, плюрализм в. политической сфере. Гражданское общество выступает как система негосударственных отношений и как состояние общественной жизни, характерное развитой демократией.

3

Экономические социальные институты (собственность, деньги, банки, производство и т.д.) выполняют такую важную функцию, как адаптация общества к внутренним и внешним условиям. Можно считать, что вся экономика в свою очередь выступает как социальный институт, который представляет собой устойчивые формы социальной организации, в рамках которых осуществляется производство и разделение труда, экономическое поведение людей.

Социология различает три типа экономических институтов:

• примитивный, характерный для глубокой древности;

• аграрный, в котором главную роль играло сельскохозяйственное производство;

 •индустриальный, современный.

Социология уделяет главное внимание экономическому поведению людей, следовательно, экономической культуре, т.е. системе ценностей, потребностей, значений, норм морали, традиций, обычаев, посредством которых регулируется экономическое поведение людей.

В содержание экономической культуры включаются ценности и нормы, определяющие отношение человека к труду, его экономические потребности. Ясно, что в нашей стране мотивация труда в различные периоды ее истории существенно, менялась. Мотивация рабочих 30-х годов и современных весьма различна. Входят в экономическую культуру и такие компоненты, как профессионализм и научно-теоретические знания, влияющие на производительность, эффективность труда, а также профессиональная этика. Социологию интересует и ролевое поведение социальных институтов, и рыночные механизмы (законы, обычаи, нормы).

Социология исследует также интегрирующие и дезинтегрирующие функции экономических институтов. Например, денежная система и объединяет (интегрирует) людей, и разъединяет их, деля на бедных и богатых. В зависимости от места в социальной структуре, в производстве люди имеют разное экономическое поведение и как производители, и как потребители.

Социологические исследования в области экономических институтов способствуют совершенствованию экономического поведения людей. Например, одна из американских социологических школ (Ф. Херцберг), разрабатывая концепцию обогащенного труда, пришла к выводу, что рост производительности труда связан с персональной ответственностью за результаты труда (личное клеймо), с открытой связью с клиентом, правом обращения рабочего к любому работнику администрации и т.д. В современном индустриальном обществе социология играет большую роль в изучении поведения потребителя, который выступает, по существу, диктатором, повелителем в рыночной экономике. Социология исследует зависимость поведения потребителя от различных социальных факторов (место в социальной структуре, статус, уровень доходов, образование, профессия, отношение к религии и т.д.).

4

Религия изучается многими науками: философией, религиоведением, историей, но социология имеет свой аспект. Она изучает религию как социальный институт, т.е. прежде всего как систему ценностей, норм, значений, управляющих поведением людей. Социология преодолевает односторонние оценки религии, которые присутствуют в общественном сознании (религия - или сплошные заблуждения и ошибки, или основа общественной жизни, определяющая судьбы людей) и рассматривает религию как один из важных социальных институтов, имеющих свою нишу в общественной жизни.

Религия - это стремление человека дать ответ на «предельно конечные условия человеческого существования» (рождение, смерть, смысл жизни, добро и зло и т.д.). Как показывают социологические исследования, религиозное поведение человека нередко рождается из его познавательной, моральной и эмоциональной неудовлетворенности. Люди ищут ответ в религии особенно в кризисных ситуациях, в своем стремлении преодолеть тоску и отчаяние. Религия выполняет компенсаторские функции тогда, когда человек не может найти других ответов на поставленные жизнью вопросы.

В то же время религия всегда выполняла и выполняет функции социального контроля над человеческим поведением. Это система контро­ля, хотя в наше время по сравнению со временем средних веков (речь идет о Европе) сфера влияния религии потеснена. Наука выдвигает и обосновывает свою систему ценностей.

Религия как социокультурный институт, как подсистема общества включает:

во-первых, религиозное сознание, т.е. ценностно-нормативную структуру (верования, символы, религиозная литература);

во-вторых, культовые действия (молитвы, проповеди, литургии, обряды, например, крещение, венчание и т.д.);

в-третьих, религиозные организации: церковь как объединение верующих, придерживающихся одного и того же вероисповедания. Она включает клир (священников) и мирян (рядовых членов церкви).

Наряду с церковью существуют религиозные секты, которые отличаются от церкви меньшей численностью верующих, отношениями с властью (нередко в оппозиции), особенностью организации (зачастую главную роль в сектах играет характер руководителя секты).

В настоящее время возрастает роль во многих странах нетрадиционных культов, так называемых деминаций, предоставляющих иногда переход от секты к церкви.

Основными функциями религии являются:

1. Интегративная, т.е. религия, как правило, способствует сплочению верующих и при достаточном их количестве, общества в целом.

2.Регулятивная - она, религия, поддерживает действенность социальных и моральных норм, осуществляет социальный контроль.

3.Психотерапевтическая (компенсаторская), т.е. религия успокаивает, утешает людей, удовлетворяет их моральные и эмоциональные потребности.

4.Коммуникативные функции - обеспечивает общение верующих между собой и предметом культа.

Социология проводит большие исследования по определению религиозной ориентации населения, изучает степень, уровень и характер религиозности различных групп населения страны, анализируется влияние различных образцов религиозных действий - отправления культа, посещения богослужения, молитв в домашних условиях и т.д.

************************************************************************************


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!