Тема 5. Современные школы и направления в современной социологической мысли



Социологические парадигмы

Макросоциологические парадигмы: функционалистская социология, конфликтологическая социология.  

Микросоциологические парадигмы:символический интеракционизм и теория обмена.

Основные понятия:

Функция, дисфункция, адаптация, целедостижение, интеграция, удержание образца, согласие, конфликт, символы, смысл, ценности, обмен.

 

1

Функционалистская социология (Толкотт Парсонс (1902 - 1979 гг.), Роберт Мертон (род, в 1910 г.) рассматривает общество как сложную структуру, все элементы которой скрепляются функциями. Функции- -это те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляцией данной системы или ееприспособлению к данной среде. Дисфункция - это тс последствия, которые ослабляют систему. Иными словами, функция проявляют себя в последствиях социальных событий, фактов, объектов. Функциональность становится главным выражением социологического анализа.

Поскольку общество - это бесконечное множество переплетений взаимодействия людей, то функциональный анализ помогает найти устойчивые элементы этих связей - функции. Важно иметь согласованность функций всех частей социальных институтов.  Функционализм обращает внимание на полезность и универсальность функций. Например, исследуя религию, ставится вопрос о ее роли в обществе, почему она существует. Функции обладают неизбежностью, принудительностью своего действия.

Причем одно и то же явление может иметь различные функции; одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Функции могут быть явными; т.е. быть осознаваемыми людьми и латентными, т.е. быть следствием поступка, которое не входило в намерение личности.

Современный функционализм (Т.Парсонс) рассматривает отличительные черты общества от биологического организма. Эти черты характеризуются:

• наличием символических средств регуляции (язык, ценности и т.п.);

• нормативностью (нормы регулируют поведение людей);

• наличием иррациональности, волюнтаристских тенденций. Рассматривая общество как социальную систему, Т.Парсонс выделил набор четырех функций:

1.Адаптации (любая система адаптируется как к внутренней, так и к внешней среде. Как правило, речь идет прежде всего о экономике как социальном институте).

2.Целедостижения (система выдвигает и стремится достичь поставленных целей. Эту функцию выполняет политическая система).

3.Интеграции (система сама увязывает свои компоненты и функции. Речь идет о правовых институтах, обычаях).

4.Удержание образца (система создает, сохраняет, совершенствует и обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культуры. Большую роль играют в этом верования, моральные нормы, традиции и т.п.).

Функционализм на первый план выдвигает необходимость стабильности, эволюции общества. Интеграция - это гармоничное функционирование различных систем. Для этого системы должны обеспечивать удовлетворение потребностей, быть совместимыми, контролируемыми, пресекать отклонения, иметь единый язык и принципы общения. Иначе интеграция исчезнет и система распадается.

Формализованная система Т.Парсонса включала культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, которые находятся в единстве и взаимодействии. Общим направлением развития общества как системы является его усложнение, усиление дифференциации. Общество развивается от примитивного к промежуточному (появляется письменность, социальная стратификация, легитимность власти и т.д.) и к современному (отделение правил системы от религии, формирование административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы). Р.Мертон обратил внимание на системы среднего уровня (город, деревня, армия и т.д.) и сосредоточился на разработке теорий среднего уровня (ТСУ), которые заняли ведущие места в структуре социологических школ и направлений.

2

Конфликтологические теории представлены Т.Гоббсом, К.Марксом. Г. Зиммелем, Р. Миллсом, Л. Козером, Ральфом Дарендорфом).

Представители этого направления в социологии на первый план выдвигают не стабильность и консенсус как характеристики общества борьбу различных групп и направлений в обществе, конфликты, в результате которых, и формируются соответствующие социальные структуры.

По мнению этих теоретиков, социальные группы соперничают в обществе за власть, за доходы, за духовное господство. Общество может существовать только на основе баланса конфликтов, которые имеют позитивный смысл. Они не дают обществу закостенеть, выступают средствами инноваций.

Согласие и конфликт - это две стадии функционирования общества. Конфликт неизбежен, т.к. в его основе господство и подчинение в обществе, соперничество людей.

Задача социологии - это изучение поведения людей в точке столкновения их интересов, изучение, конфликтов, типология которых насчитывает полтора десятка разновидностей (конфликты общего ранга, целого и частного, господства и подчинения и т.д.).

Все это нужно для того, чтобы научиться предвидеть возникнове­ние конфликтных ситуаций, управлять развитием конфликта и успешно разрешать их, не допуская распада общества. Согласие - постоянное состояние общества, а конфликт -временное. Современная конфликтология играет большую роль в жизни общества, насчитывает большое число письменных работ. Стремление к мирному, умелому разрешению конфликтов - характерная черта современных демократий .

Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, А. Стросс, Т. Шибутани, Т. Кун) и теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау).

Символический интеракционизм дословно означает "взаимодействие с помощью символов, слов". Сторонники этой школы исходят их того, что поведение индивида, как правило, является реакцией на поведение других людей. Причем в этом взаимодействии людей важен смысл символов (слов), которые вкладывают в эти слова лица, вступающие во взаимодействие (интеракт). Социологу важно научиться понимать смысл поступков людей. Люди могут одинаково интенсивно трудиться, но по разным причинам. И труд для них будет иметь различный" смысл (одни - ради денег, другие - из-за интереса к данному труду, третьи - по традиции и т.д.).

Человек в процессе взаимодействия с другими людьми смотрит как бы в "зеркало" на других и корректирует свое поведение. И "символы" рождаются в этом "взаимодействии", определяя поведение людей. По­нятие "защита Отечества" уже само по себе требует определенного поведения.

Отсюда следует, что структура личности включает обязательно общественно значимый элемент и "остаток", связанный с индивидуальным, порой бессознательным миром человека.

Ирвинг Гоффман считал, что эти элементы по-разному проявляются в поведении людей. Человек, дескать, на людях как актер на сцене, ведет себя одним образом, наедине (как за кулисами) по-другому, расслабляется, меняет смысл своего поведения. Некоторые люди специально создают свой ложный имидж, образец поведения для других людей ("ролевое дистанцирование").

Теория обмена рассматривает поведение людей как постоянный обмен ценностями на основе их интересов. Предметом обмена является все, что циркулирует в обществе, все ценности. Например, человек может обменять свои умственные достоинства на те или иные материальные ценности, свое свободное время на общение с друзьями и т.д. Шкала ценностей довольно велика: красота женщины меняется на материальные блага, которые ей может дать какой-либо сводник или уродец, и т.д.

Считается, что этот обмен всегда приблизителен, ибо полного равенства в обмене нет. Всегда кто-либо проигрывает, как правило, тому, кто имеет более высокий статус.

Сторонники теории обмена подчеркивают, что человеком движет поощрение или наказание, которые нередко проявляются в ходе обмена. Социология исследует динамику этого обмена.

*************************************************************************************


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!