Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX-XIIIвв.)



Наиболее яркие представители этого периода являются - митрополит Илларион, Владимир Маномах, Климент Столятич, Филипп Пустынник.

Основные темы ранней философии: моральные и нравственные ценности, объяснение сущности христианства; сущность и роль государства и права.

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, там и в философии приходится на XIII-XVIIвв.

(Сергей Радонежский, Андрей Курбский, Ния Сорокин, Васеиан Патрикеев, Аввакум и Никон, Юрий Киржанич.)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание.

Русская философия XVIIIв. включает два этапа своего развития:

Философия эпохи петровских реформ (Ф. Прокович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантимир.), имела социально-политическую направленность и рассматривала вопросы: устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императорской нерушимости, прав императора, войны и мира.

Материалистическая философия. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.), дает материалистическое обоснование законов природы, социально-политического устройства общества, а также большое внимание вопросам этики, морали, нравственности.

Русская философия XIXв. включает в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое.

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов – социально - политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права, необходимость для России правового строя, отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека, ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

Проблема истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов».

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г.Белинский.

«Западники» хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии ( материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению «западников», отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России-освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентам «западников» являлись «славянофилы». Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно «славянофилам» основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели-отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIXв. было: «православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.

Основными темами своей философии они считали: единство мира, проблему жизни и смерти, проблему морали и правильной критики (морального) образа жизни, негативных явлений русской жизни.

Представителями философского религиозного направления были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», обычаи, традиции. Выделяет два варианта жизненного пути человека: путь человекобожества и путь богочеловека.

Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину-толстовство. Суть которого в том, чтобы многие религиозные доктрины следует отбросить, религия должна быть простой и доступной для народа, бог и религия-добро, любовь, разум, совесть, смысл жизни –самосовершенство, главное зло на Земле - смерть и насилие, сопротивление злу - в этом основа поведения человека, государство - отживающий институт.

Представителями революционно-демократического направления русской философии XIXв. были: Н.Г. Чернышевский; народники Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений-социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, бедующее видели по-разному.

Завершает философскую традицию XIXв. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ В.С. Соловьев (1853-1900).

Основными идеалами его философии были:

- идея всеединства-объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

- идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший – любовь);

- идея прогресса - как всеобщей связи поколений;

- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение) , так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

- идея Бога как выражения добра.

Основными направлениями Русской философии конца XIX-XXвв. были:

- философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

- естественно - научная философия;

- светская философия;

- философия русского зарубежья.

Особенности современной русской философии, ее специфические основополагающие черты:

- сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

 «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIXв.-10-х годов XXв. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

Основные идеи религиозной философии: объединение всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» церковь. Разобщенность-главная причина всех бед на земле; мир как единое взаимосвязанное целое.

Космизм-направление в философии, которое рассматривает космосом, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Видными представителями этого направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

Основные философские идеи этого направления: идея Ноосферы-сферы разума, вечности, несотворимости и неуничтожаемости материи, космос-живой развивающийся организм, космос как система космических монад, идея космической биологии.

 Естественно-научная философия представлена творчеством ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А.Тимирязева и других.

Основные идеи этого направления: бытие есть материальная развивающаяся система и рассматривать это надо с точки зрения естественных наук-физики, химии, биологии, медицины; допускается возможность познания механизма Вселенной; общество это развивающаяся единая система на основе объективных законов.

Начиная с 20-х гг. XXв. и вплоть до начала 90-х гг.XXв. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развилась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксисткой философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

- 1917-30-е гг.- время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

- 30-е-50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

- 50-е-80-е гг. время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х-80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

- Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

- А. Богданов (теория систем - «тектология»);

- А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

- М.М. Бахтин (проблема истории);

- А.М. Деборин (творческое понимание материализма);

- Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

- М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

- Б.М. Кедров (общество, история);

- В. Асмус (широкий круг исследований);

- Ю. Лотман (общество, философия, история);

- П.В. Копнин (философия).

Не все философы нашли возможность для продолжения своей философской деятельности в России.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философиярусского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

2.9. Развитие классической философии, стремившейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке завершилось в середине XIXв. В современной философии, получившей название постнеклассической, многочисленные школы и концепции группируются вокруг нескольких основанных направлений. Философия начинает искать (и исследовать) основания существования явлений не в высших (потусторонних) законах или идеях, а в формах (структурах) самой жизни (в формах культуры, языка, деятельности, практики, экзистенции и пр.). Эта направленность философского знания на саму философствующую личность находит выражение в том, что философия приобретает антропоцентрический характер. Философия рассматривается при этом как специальная область интеллектуальной деятельности, как особая человеческая способность к размышлению. Выражается эта способность в умении ставить вопросы и проблемы, видеть область своего незнания, в стремлении к прояснению мыслей и на этом основании к межчеловеческому взаимопониманию.

На особенности развития философии XX – XXI вв. существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и в культуры в целом. В результате в современной культуре формируются две социокультурных ориентаций, которые специфически по-разному осмысливают этот абсолютный образ науки, сциентизм и антисциентизм.

Формирование ряда крупных философских направлений, таких как позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, психоанализ и др. создает общую «философскую картину» XX века.

1. Позитивизм-направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIXв. и выступающее, за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достовереное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1866; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!