Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
Марксистская философия:
- выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
- показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
- осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
- рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
- дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
- выступала с атеистических позиций.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
- материя находится в постоянном движении и развитии;
- Бога нет. Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;
- Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
|
|
- важным фактором развития является практика-преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
- развитие происходит по законам диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.
Разновидностью немецкого материализма XIXв. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).
В частности, они:
- механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
- рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень-желчь»).
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм -направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860).В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
|
|
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия-бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире, то есть жизнь – единственную реальность для человека.
Одним из основоположников «философии жизни» является Фридрих Ницше(1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, о движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти»-экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).
В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений: прагматизма и экзистенциализма.
2.8. Русская философия-феномен IX – XXI вв. как мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
|
|
Характерными чертами русской философии являются:
- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
-специфическая форма выражения философских мыслей-художественное творчество, литературная критика, публицистика ,искусство, «эзопов язык»(что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной, а всем комплексом актуальных проблем;
- большая роль проблем морали и нравственности;
- конкретность;
- широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Можно выделить следующие этапы русской философии:
- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси IX–XIIIвв;
- философия становления и развития централизованного русского государства (Русь Московская) XIII–XVIIвв;
- философия XVIIIв;
- философия XIXв;
- русская и советская философия XXв.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!