Тифлопедагогика и практика обучения слепых во Франции



Родиной тифлопедагогики и практики обучения слепых является Франция, которая в конце 70-х гг. XVIII века была передовой страной Европы по уровню развития общественных и педагогических идей.

Во Франции представители кружка просветителей выдвинули и научно обосновали идею обучения слепых. Открытие первого учебного заведения для слепых и разработка методов их обучения связаны с именем В. Гаюи.

А) Научно-педагогическая деятельность В. Гаюи (1745-1822 гг.).

В. Гаюи родился в семье крестьянина-ткача в Пикардии (область Франции). Первоначальную грамоту он усвоил в ближайшем монастыре, где проявил большие способности к обучению. С помощью брата В. Гаюи получил по тому времени хорошее гуманитарное образование. Он увлекся общественной благотворительностью, которая была широко распространенным явлением накануне Французской буржуазной революции. По своему происхождению и мировоззрению В. Гаюи принадлежал к «третьему сословию», разделял идеи французских просветителей. По некоторым источникам известно, что В. Гаюи посещал кружок Д. Дидро. Вероятно, с интересом читал «Письма» того. Это и натолкнуло его на мысль обучать слепых письму, чтению и другим доступным им учебным предметам. В. Гаюи знакомится с некоторыми известными тогда слепыми музыкантами, изучает способы их письма, арифметическую доску Саундерсона. По имеющимся в специальной литературе сведениям, случайная встреча В. Гаюи со слепыми на ярмарке окончательно убедила его в необходимости начать их обучение. Предложение В. Гаюи «Человеколюбивому обществу» открыть училище для слепых, было оставлено без внимания. Лишь после того, как он на свои средства обучил слепого нищего Ф. Лезуера и доложил об этом Французской академии, об успехах В. Гаюи заговорили столичные газеты. Это произошло в 1784 году, который считается началом создания научно обоснованной системы обучения слепых. В 1786 году было открыто первое учебное заведение для слепых на 30 человек, получившее название «института», вскоре оно увеличилось до 120 человек. В. Гаюи были выделены государственные средства.

В этом же году В. Гаюи выпускает книгу «Очерк об обучение слепых», которая является первой попыткой определить задачи, содержание и методы обучения слепых. Некоторые западные тифлопедагоги (Ф. Цех, А. Мель, Пинье и др.), много сделавшие для восстановления имени В. Гаюи в истории тифлопедагогики, с классовых позиций освещают положение Парижского института слепых в период буржуазной революции. Они подчеркивали главным образом его бедственное положение. Действительно, институт в этот период испытывал большие материальные затруднения, обусловленные экономическим положением страны. Но именно революционный конвент после казни Людовика XVI не только сохраняет учреждения для слепых, но и именует его «национальным институтом», выделяет из своих скудных средств 12U государственных стипендий. Во все провинции Франции рассылаются уведомления о «национальном институте» слепых и возможности помещения туда всех желающих обучаться слепых. В. Гаюи является сторонником мер, принятых революционным правительством, пользуется его доверием и привлекается правительством к работе «комитета спасения» для разбора тайной переписки контрреволюционеров. Учащихся института В. Гаюи воспитывал в соответствии со своими передовыми взглядами, о чем свидетельствует тот факт, что 10-11 августа 1792 года в дни восстания санкюлотов оркестр из института слепых был на площади и играл Карманьол\ю. Этого никогда не могла простить В. Гаюи Франция Бурбонов после реставрации ее власти в 1815 году.

С победой крупной буржуазии, которая в своих интересах воспользовалась успехами революции, положение института действительно становится трагическим.

С приходом Л. Наполеона к власти национальный институт для слепых закрывается, а его создатель остается не у дел. Попытка В. Гаюи открыть в Париже институт «для слепых детей зажиточных родителей» успеха не имела.

В 1788 году В. Гаюи выпускает вторую книгу «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых», где обобщает опыт своей работы и взгляды о методах обучения слепых.

В 1803 году В. Гаюи приглашается в Россию для открытия школы слепых. Его отъезд задерживается до 1806 года. Проездом через Германию совместно с А. Цейне он участвовал в открытии учебного заведения слепых в Берлине. Пробыв в России 11 лет, В. Гаюи издает там небольшую брошюру, в которой продолжает развивать идеи обучения слепых.

Научное наследие В. Гаюи, в обобщении которого сыграли большую роль в России А.И. Скребицкий, а во Франции Пинье, М. де-Сизерон и П. Анри, дает возможность судить о педагогических взглядах В. Гаюи, содержании и методах его обучения. Определяя основную задачу обучения слепых, В. Гаюи пишет «На обязанности каждой семьи, имеющей в своей среде слепого, а равно общества и правительства прилагать старания дать этим несчастным такое воспитание, которое давало бы им возможность трудами своими снискать себе средства для существования». [31]

Развивая дальше основные задачи обучения, он уточняет их в письме министру просвещения России Завадскому от 29 ноября 1806 года

1. Дать возможность слепым заниматься, избавить их от праздности, от усвоения худых привычек и пороков.

2. Возвратить обществу праздною, но здоровые руки поводырей, существующих за счет благотворителей.

3 Бедным людям дать источник существования, избавить их от прошения милостыни и нищенства.

В этих задачах В. Гаюи с позиций передового человека своего времени определяет роль труда в жизни слепого. С первых дней существования руководимый В. Гаюи институт слепых дает не только элементарные знания, но и пытается решить вопросы профессиональной подготовки, которая оценивается В. Гаюи и как средство коррекции личности слепого.

В своих задачах В. Гаюи выдвигает идею государственного обучения слепых. За ее осуществление боролись тифлопедагоги многих стран. Она и сейчас не потеряла своей актуальности в современной Франции, где вопрос о создании государственных школ остается открытым.

До нас не дошли программы, по которым обучались дети первого института слепых, но из отдельных положений книги, перечня наглядных пособий и методических указаний к их использованию следует, что главное внимание было обращено на чтение, письмо и арифметику. В программу были включены элементы географии, предусматривались ориентировка на местности и чтение рельефных карт, ремесло и музыка tid ucHubL \Ktuantiu^ uLiLUL источиков можно говорить о некоторых методах, использовавшихся педагогами в процессе обучения слепых детей.

На уроках геометрии ученики изображали фигуры из проволоки, для счета на уроках арифметики применялась доска Саундерсона. В преподавании географии использовались рельефные карты и глобусы.

Хотя эти и другие учебные пособия приспосабливались для обязательного восприятия их слепыми, основным способом изложения знаний оставался устный метод, рассчитанный на слуховое восприятие. Применение устного метода в обучении слепых как главного отражало уровень тогдашних знаний по вопросам психологии познавательной деятельности слепых.

Для чтения и письма В. Гаюи пользовался латинским шрифтом, выполненным рельефно в виде выпуклых линий.

В нашей литературе этот способ чтения и письма считается неудачным, а сам автор обвиняется в том, что он стоял на принципиально неправильных позициях. Действительно, этот способ не учитывал всех особенностей осязания слепого. Но ведь надо учесть, что это был первый шрифт, который использовался в индивидуальном обучении. Шрифт Ф. Лана был тогда почти неизвестен.

Смежные науки (психология, физиология) того времени не давали еще достаточных фактов, раскрывающих особенности осязания слепых. В. Гаюи исходил из необходимости создания такого шрифта, который бы приблизил слепого к зрячему, был понятен тем и другим.

Большую роль отводит В. Гаюи учителю слепых, от которого требует высоких научных и ремесленных знаний, умения понять слепого ребенка и полюбить его. Особое место уделяет В. Гаюи нравственным качествам учителя, его умению быть требовательным и добрым к слепым детям. Конечно, В. Гаюи, хотя и был передовым педагогом своего времени, выражал идеи буржуазии, которые он разделял. Это отражается и в определении задач обучения, где он говорит о создании учебных заведений для слепых двух типов:

1-й тип учебного заведения для слепых «из среды достаточной». Задачи этого училища «доставить возможность заниматься науками, литературой, искусством».

2-й тип учебного заведения для бедных. Задачи этого типа училищ следует видеть в том, чтобы «доставить слепцам заработок».

Краткий анализ педагогических взглядов В. Гаюи, обосновавшего задачи, содержание и методы обучения слепых детей, показывает, что для того времени они были прогрессивны, отражали уровень развития современных ему наук, но носили классовый характер.

Вернувшись из России во Францию в 1817 году, В. Гаюи не находит себе места даже младшего учителя в организованном им институте слепых, который был снова открыт в 1815 году. Директор Парижского института слепых Гийе, выражая интересы реакционного правительства Бурбонов, не может простить В. Гаюи его революционного прошлого. Лишь за год до смерти, в 1821 году, В. Гаюи был приглашен в институт в качестве гостя, где в числе приветствующих его учеников был Луи Брайль.

В 1822 году В. Гаюи умер в крайней бедности и был похоронен на общественные средства на кладбище для бедных. Лишь в 60-х годах XIX века имя создателя методов обучения слепых было восстановлено: ему был поставлен памятник в 1861 году перед институтом в Париже. В 1884 году тифлопедагоги многих стран отметили столетие со дня открытия первого учебного заведения для слепых, организатором которого был В. Гаюи. Во всех странах он был признан родоначальником научно обоснованных методов обучения слепых детей.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!