Формирование основных лагерей гуситского движения



Гуситское движение в Чехии и его место в истории средневековой Европы и средневекового западного христианства. 

Гуситское движение является результатом острых социальных противоречий, которые приобрели острый характер в конце 14 века, и переросли в гуситское движение в 15 веке.

Социальная структура общества.

Главным образом, экономический кризис имел серьезные социальные последствия:

Дифференциация всего общества (крестьяне, феодалы, духовенство, городское сословие)

Крестьяне. Делились на зажиточных (седлаки)и бедноту (халупники, заградники, челядь). Большую часть деревни составляли владельцы мелких и карликовых участков земли. Помимо оброка и пр. крестьяне несли большое бремя налогов, они только держали землю. Крестьянин подчинялся феодалу и его суду. Власть феодала над крестьянином была неограниченной и жестокой àненависть к представителям господствующего класса.

Город. 3 общественные группы: патрициат, бюргерство и беднота.

· Патрициат – городское управление и суд. В основном немцы.

· Бюргерство – объединялись в цехи, имели имущество, но политической власти не было. Постоянно боролись за полит. власть с патрициатом. В основном чехи.

· Беднота. 40-50 % населения всего города. Голод, жили в трущобах, в общем все плохо.

Господствующий класс. Феодалы и патрициат. Особенно богатые –духовные феодалы, т.к. церковь владела половиной всех земельных имуществ страны и была весьма изощренным эксплуататором, а также взимала десятину со всех слоев населения и получала платежи за отправление обрядов.

Светское дворянство. Паны и рыцари. Паны стремились захватить гос. аппарат, активно действовали в сейме, ограничивали власть короля. Перейти в панское сословие из низшего было практически невозможно. Паны захватили важнейшие должности в местном управлении.

Шляхта. Число родов низшей шляхты достигало несколько тысяч. Имели скромные доходы и господствовали в мелких владениях. + неимущие рыцари, разорившиеся. могли промышлять грабежом.

Для феодалов и низшей шляхты действовало одно право – право общины свободных. (хз что это). Ну а вообще, низшее дворянство занимало второстепенное положение и было им крайне недовольно.

В этих условиях, отношения между всеми слоями населения крайне обостряются.

Крестьяне мечтали об освобождении от ненавистных господ. Бюргерство хотело свергнуть патрициат в городах. Городская беднота была готова бороться за коренное изменение существующего порядка. Дворяне боролись за землю с церковьюà кризис во всех сферах общества на рубеже 14-15 вв.Отсюда же и кризис в церковной жизни. Развитие еретичества, что свидетельствовало о кризисе церковной идеологии. Это и есть основные причины гуситского движения.

        Вообще, гуситское движение – это и борьба классов ,и реформация церкви, и попытки изменить соц.-полит. строй, а также движение нац. характера против засилья немцев в стране. Вождь движения – Ян Гус. (отсюда и название)

       Основные этапы:

       1400-1419 гг. – первый подготовительный этап. Период церковной реформации, время когда и выступил сам Ян Гус, и в конце которого погиб.

       1419-1471 – второй период. Гуситская революция. Была разделена на три фазы:

· 1419-1421 – фаза наивысшего расцвета революции и инициативы радикальных слоев.

· 1422-1437 – фаза борьба внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы, попытка придать движению международный размах.

· Середина 30-х – 1471 г. – борьба за удержание достигнутых рубежей.

Идеологические предпосылки гусизма.

Внутриклассовые и межклассовые противоречия вызвали в чешском обществе недовольство существующими порядками. Протест выливался в религиозную форму. Недовольства церковью были небезосновательны, так как после авиньонского пленения пап в 1378 начался церковный раскол, который показал истинную сущность католической церкви. Там царила безнравственность. Отсюда пошла критика.

1. И первым, кто выступил со смелой критикой в адрес церкви в Чехии, был немец Конрад Вальдгаузер (августинец). В 60-е годы выступил в одном из пражских храмов с разоблачением францисканцев и доминиканцев (нищенствующие ордена)

2. Ян Милич из Кромержижа (1320-1374), чех. Говорил о том, что всеобщая порча нравов признак приближения конца света. Затронул тему об истинных виновниках и причинах всеобщего развращения церкви и выработал программу исправления церкви.

3. Матвей из Янова (1350- 1394). Выступал против испорченного христианства и некоторых обрядов католичества. Автор « Правил Старого и Нового Заветов» , где доказывалась необходимость церковной реформы.

Еще одной предпосылкой являлось учение английского реформатора Джона Виклифа.

На рубеже 14-15 вв. антицерковная оппозиция резко усиливается, что связано с деятельностью магистра Пражского университета Яна Гуса.

Деятельность Яна Гуса.

Примкнул к пражскому кружку виклифитов в Пражском университете. Получил сан священника и начал проповедовать, решительно критикуя церковь. (разоблачал пороки). Проповеди вел на чешском языке. В 1403 пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса с требованием наказать его за еретические высказывания.

В Пражском университет шли бесконечные диспуты (между реформаторами и приверженцами старых порядков). ЗА реформацию выступали чешские магистры (опирались на учение Виклифа). Были и антивиклифиты (немецкие профессора) , которые добились запрета на чтение его в Пражском университете. Спорящие разделились по нац. признаку на немцев и чехов.

Король Вацлав 4, свергнутый в 1400 г., поддерживал реформационную партию, чехи – линию короля. Немцы же начал утверждать, что вся Чехия впала в ересь. Эти противоречия охватили общество в целом.

18 января 1409 г. Вацлав 4 подписал Кутногорский декрет, по которому немцы лишались всех привилегий в университете. Тогда немецкие магистры, бакалавры и студенты покинули Прагу, а университет стал центром деятельности сторонников Реформации. НО и там произошло разделение. Сформировалась радикальная группа во главе с Гусом. Гус считал, что необходимо вернуться к нормам и порядку, которые завещал Христос ( по нормам Библии). Гус был за мирные средства в достижении своей цели.

Папа Римский издал против Гуса буллу, а Пражский архиепископ признал высказывания Гуса подстрекательскими. НО Гус все-равно проповедовал и его проповеди нашли широкое отражение среди народа.

Продажа представителями папы индульгенций вызвала крайнее негодование народа (деньги нужны были для ведения войны против неополитанского короля). Гус объявил, что папа не Бог и поэтому не может прощать грехи. В 1412 году после прибытия в Прагу продавцов индульгенций начались волнения. Гус был предан анафеме и покинул Прагу. 6 июля 1415 года был сожжен как еретик.

Формирование основных лагерей гуситского движения.

Смерть Гуса вызвала массовые недовольства (народ отказался от уплаты десятины церкви). Таким образом, после его смерти нарастает революционный взрыв. Складываются два основных лагеря:

· Партия утраквистов. (подобоев, чашников) . Входили: феодалы, бюргерство,университетские магистры. Главная задача: причащение из чаши и для мирян

· Табориты. Входили: народные массы. Требовали: установление общественного строя, основанного на Библии. (короче они просто более раликальные)

Гуситская революция.

Король Вацлав 4 отказывался удовлетворить требования о подавлении в стране «еретичества». На рубеже 1418-1419 гг. чешские паны, патрициат, римская церковь и немецкий император Сигизмунд объединил силы для наступления против гуситов. Тогда радикальные гуситы начали готовить восстание. 30 июля1419 г. Они собрались с оружием на проповедь священника Яна Желивского и двинулись к ратуше Нового места, требуя освободить людей. Им отказали, и тогда толпа взяла ратушу приступом – начало революции. Вацлав 4 не был в состоянии подавит выступление и он уступил. Прага – центр восстания.

Правые гуситы в конце августа 1419выставили условия Сигизмунду Люксембургскому для признания его чешским королем, так же известные как программа «четырех пражских статей»:

1. Гарантия причащения мирян из чаши

2. Свобода закона божьего

3. Секуляризация церковного имущества

4. Признание установившегося в городах порядка

Радикалы с этой программой не согласились. В это время крестьяне и плебеи пришли в Прагу и были с ликованием встречены пражской беднотой. Тогда католики захватили Пражский град и Малу Страну и разместили там свои войска. Радикалы из Нового места занялиВышеград и между ними началсь война. Через 10 дней было заключено перемирие.

21 февраля 1420 г. гуситы захватили г. Сезимово-Усти и создали там общину, как прообраз равноправного общества братьев и сестер, но город не был не оч. хорошо в отношении укрепления, поэтому выбрали другой – Табор.В Таборе возникла коммуна , об-во братьев и сестер. Каждый, кто приходил бросал ценности в общую кадку. Главный принцип: «Божий закон». Во главе общин стояли 4 гетмана. Был избран и собственный епископ. Программа таборской коммуны предусматривала всеобщее равенство, изгнание порочной церкви и органов феод. управления.

25 марта 1420г. – битва у Судомержи. Гуситы победили. Здесь же проявился военный гений – Яна Жижки.

Однако скоро утопичекие представления таборитов столкнулись с реальностью. Таким образом, образовалось 2 группы: группа вокруг Микулаша из Пелгржимова – более трезво оценивали ситуацию и группа священник МартинекГуска и его единомышленники – радикалы.

Весной 1420 г. МартинекГуска и его сторонники были объявлены нарушителями порядка и дисциплины.

Весна 1421 г. – гетман Ян Жижка физически истребил самые радикальные элементы.

Все это привело к ликвидации первоначальной революционно-плебейской коммуны.

Гуситский войны.

С 1419 г. в Чехии шли гуситские войны. С одной стороны – вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими католическими панами. С другой стороны, борьба чехов-гуситов против международной реакции и иностранной интервенции.

Первая партия была готова признать Сигизмунда Люксембургского чешским королем, но тот подавил восстание чешских «еретиков» и 17 марта начал крестовый поход против них. Битва была проиграна императором , потому что табориты выступили с Яном Жижкой.

После этого между гуситами возобновились распри. Умеренное крыло за монархию, радикалы – против. Пражане назвали таборитское учение – еретическим, и табориты покинули прагу.

В июне 1421 г.Часлав собрал сейм и офиц. отклонил Сигизмунда как кандидата на чешский престол. Тогда Сигизмунд собрал в январе 1422 года второй крестовый и опять потерпел поражение.

9 марта 1422 – в Праге был убит Ян Жилевский и с его смертью закончился радикализм в Праге. Так завершился первый этап гуситской революции. Характерны для этого периода :гегемония бедноты и решительная революционная программа.

Новая фаза революции ознаменовалась отделением Жижки от Табора в 1423г, а также войной между гуситами и внутренними католиками. Но в 1424 Жижка умирает. (это тип не оч, т.к. Жижка всегда все везде выигрывал).

Но победы гуситской армии – это не только заслуга Жижкию. В период гуситского движения чешский народ почувствовал себя свободным и решительно встал на защиту новых идеалов. Гуситская армия состояла из крестьян и городской бедноты. Основа – пехота, имели конница и артиллерия + совершенно новое оружие «боевые возы» помогали пехоте бороться с конницей противника. Армия была крепко спаяна благодаря военному уставу, который разработал Жижка в 1423. Большое значение – энтузиазм людей.

С 1426 г. – главный гетманом таборитов стал Прокоп Голый – выходец из патрицианской семьи.

16 июня 1426 г. – саксонский курфюрст начал 3ий крестовый поход против гуситов, но опять потерпел поражение.

4 августа 1427 г. – потерпел поражение 4ый крестовый поход. Таким образом, установилась гегемония таборитской армии во всей Чехии.

В конце 1429 г. 5 самостоятельных гуситских армий вторглись в Германию. От Нюрнберга гуситы получили огромный выкуп за отказ от штурма. При походах гуситы большое значение уделяли проповеди. Вернулись в 1430г. и в 1431 г пошли в Силезию и Лужицы.

Походы за границу стали средством добычи ресурсов для поддержания большой армии и мерой против эконом. блокады , которые проводили католические страны. Необходимость таких действий изолировала армию от народа и понизило ее статус.

1431 г. – 5ый крестовый поход под руководством кардинала Цезарини. Крестоносцы опять проиграли. И вот в гуситов пригласил на переговоры церковный собор. Договорились о совместном выступлениии против таборитского войска.

30 мая 1434г. – битва у деревни Липаны между таборитами и панским союзом. Табориты разгромлены. Причины: изоляция от народа, усталость от постоянных войн и противоречия внутри гуситского лагеря. Радикальных гуситов больше нет, только умеренные.

В конце концов умеренные гуситы согласились признать Сигизмунда чешским королем.

5 июня 1436 г. – соглашение с католической церковью «Базельскиекомпактаты». Впервые в истории католичества церковь была вынуждена признать еретиков.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!