ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКОРТОСТАНЕ 4 страница



Балбуково— поселение кара-табынцев по р. Уй. Оно с 19 дворами было известно IV ревизии 1784 г. X ревизия показала 32 двора с 357 жителями. В 32 дворах было 9 полигамных семей. Между 1859и1865гг. на р. Янбика возникла д. Малобалбуково с 16 дворами и 78 жителями. Советская перепись 1920 г. зафиксировала в новой деревне 29 домов с 134 жителями, в старой — 59 дворов и 332 человека. Обе находились в 6 верстах от центра Тунгатаровской волости. В деревне не встречалась фамилия Балбуковых, но она имелась в других деревнях (например, в д. Новохусаиново).

В 1841 г. на каждый из 32 дворов приходилось по 7,5 лошади, 2,2 коровы, 6,5 овцы, 1,4 козы. Все семьи летом выезжали на яйляу. Кочевки находились около горы Саратур, на правом берегу р. Ай, по pp. Сызгаруш-кан и Ямаза. Земледелие — исключительно новая отрасль хозяйства. На каждый двор засевали по 5,2 пуда только ярового хлеба.

Жители занимались и золотым промыслом. В нем было занято в 1867 г. на тептярских землях — 217, на казачьих землях 520, на башкирских землях — 1097 старателей — работных людей из коренных жителей Троицкого и Верхнеуральского уездов. Только в 1843—1867 гг. было добыто золота на тептярских землях - 297, на башкирских землях — 398, на казачьих землях - 1029 пудов16.

Кара-табынская д. Сулеймановов конце XVIII в. состояла лишь из 15 дворов с 38 мужчинами и 25 женщинами. Если по X ревизии в каждом из 69 домов проживало по 8,4 жителя, то в 1920 г. на каждый из 88 дворов приходилось по 5,1 человека.

Она носит имя вотчинника волости Сулеймана Иштуганова, упоминаемого в источниках под 1737 г. Имена его сына и внуков перечисляются в материалах ревизских сказок. Его сын Асфандияр, 1787 года рождения, служил зауряд-есаулом, его дети Мухамадияр, Кильдияр, зауряд-хорунжий Ярулла, Хайрулла, Хабибулла.

Деревня имеет и Бторое название — Мулдашево. Старший сын Муддаша Абызгильды (1784—1851) имел сыновей Фахретдина (его сын Багаутдин), Сахаутдина (его сын Кур-мангали) и Фахрислама. По материалам X ревизии видно, что Курамша Мулдашев жил здесь в 1788—1857 гг., его сыновья Хафизитдин (его сын Гайнитдин) и Зиязитдин.

Зауряд-чиновники кантонного управления и богатые башкиры этой деревни имели по три и две жены. Таких полигамных семей в 1859 г. было 14 из 69, что составляло


 


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1388. Л. 18. Там же. Ф. 51. Оп. 1.Д. 11.


16 Горный журнал. 1868. № 1.


ТРОИЦКИЙ УЕЗД ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ


15


 


20,2%. Из состоятельных мужчин в основном имели более одной жены те, у кого не было детей от первой или даже от второй жены или у кого не было сыновей. Временами наблюдается большой возрастной разрыв между супругами, что свидетельствует о бытовании левиратных браков у башкир, как у многих других тюркских народов. В частности, у зауряд-хорунжего Гайнуллы Бикбашева были жены 36, 59 и 22 лет. Средняя жена старше мужа на 12 лет. Это — левират, т. е. он взял жену своего умершего старшего брата. Языческий левират был отменен Кораном, и все же у некоторых народов в какой-то мере он сохранился. В 1784 г. этот обычай был зафиксирован таким образом: «После смерти старшего брата его родной младший брат берет жену покойного спустя 4 месяца 10 дней после его смерти, если она не брюхата, в замуженство за себя... и жениться таковым и позволено и отдает ей калым». В народной шуточной песне отражено это же явление: «Если умрет брат и останется сноха, не отпустим ее к чужим — '.

Претендентов на сноху-вдову было предостаточно. Первый из них — младший брат умершего («

 — Младший брат мужа — наполовину муж, нет мужа — полностью муж»). Следующий кандидат на нее — племянник, сын брата покойного мужа (« — Сноха принадлежит внуку»).

Случалось, до других черед не доходил. Главную причину сохранения института левирата исследователи видят в материальной стороне дела. В случае ухода снохи-вдовы неразделенная семья лишалась работницы, имеющей значительное приданое. Но следует добавить, что левират у всех народов не лишен был и гуманного содержания в смысле воспитания детей умершего брата.

Сулеймановцы — полукочевники. Сто тридцать лет тому назад кочевки их находились по pp. Казнашар, Сар-накау и на склоне горы Жунлатау. На каждый из 40 дворов (228 человек) приходилось лошадей — 8,5, коров — 2,2, овец — 7,5, коз — 0,2 головы. Это — средние цифры. Фактически у одних хозяев были десятки голов лошадей, а другие были без- или однолошадными. Например, для ведения рентабельного коневодства этих поголовий было явно недостаточно. Поэтому жители одним скотоводством ограничиваться не могли. Искали себе счастья на золотых приисках, на сплавах, на извозе руды. Часть из них постепенно переходила к хлебопашеству. На каждого из 228 жителей было засеяно только ярового хлеба 4,5 пуда. Озимый хлеб им еще не был известен.

Дд. Сулейманово, Кучуково, Суюндуково и Мулда-каево были расположены на спорной земле Кара- и Бара-Табынской волостей с Златоустовскими заводами.

Д. Кучуково возникла перед самым 1834 г., там насчитывалось лишь 98 жителей. Через 25 лет 202 человека проживали в 18 дворах. Известны имена сыновей Кучука. Старший Айдарали жил в 1778—1851 гг., его сын Зайнул-ла, внуки Гиззатулла, Ибатулла, Хазиулла. Младший сын с 1787 г. Это — Айдарбек Кучуков, его дети Абдрашит (его Абдрахман) и Рахматулла (его Нигматулла).

Обратим внимание на формы семьи. Всем народам — кочевым и оседлым — известны малая и сложная (неразделенная) семья. В 1859 г. в д. Кучуково было 18 дворов, в них ревизия показала 38 семей. В 9 дворах отмечены малые семьи, где с родителями жили несовершеннолетние дети. В остальных дворах показаны неразделенные семьи в от-


цовском, братском типах и в виде дядя-племянник; из них в трех дворах — отцовские семьи. С родителями совместно хозяйство вели женатые сыновья. Общее хозяйство и собственность имели 5 дворов братских семей. Из них в двух дворах жили два женатых брата, в одном дворе — 3 женатых брата, еще в одном дворе — 5 и еще в одном дворе — 6 женатых братьев. В одном дворе проживали женатые дядя и племянник. Каждая малая семья в составе сложных семей имела свой дом и хозяйственные постройки, но наделы, скот и хозяйственный инвентарь находились в общей собственности. Главой семьи в такой сложной семье считался старший мужчина. Им мог быть или отец, или старший брат, или дядя. Только он был ответственным лицом перед властями и общиной — коллективом деревни — за выполнение феодальных повинностей. Он считался вотчинником — асаба, поэтому лишь он участвовал в сходах, решая вопросы о продаже и аренде вотчинных общинных земель. Глава самостоятельной малой семьи имел такие же права и обязанности, как и глава неразделенной семьи. Но главы малых семей в составе неразделенной семьи не имели таких прав и обязанностей. За выполнение повинностей отвечала неразделенная семья, а не малые семьи, входящие в эту сложную семью. Следовательно, всю ответственность перед обществом нес глава неразделенной семьи, а не главы малых семей, объединенных в сложную семью. Поэтому последние и не имели прав как вотчинники, не могли участвовать в сходах и решать вопросы на них. Только после раздела (выдела) и обзаведения своим домом и собственным хозяйством бывшие неравноправные семьи приоб/-ретали права и обязанности полнокровной малой семьи.

Встает вопрос о причинах объединения малых семей в одну неразделенную семью. Основной причиной возникновения отцовской, братской и других сложных семей являлась тяжесть несения растущих военно-феодальных повинностей в период кантонного управления в Башкирии, когда башкиры и мишари находились в военном сословии. Неразделенная семья, имея несколько взрослых мужчин, без особого напряжения справлялась с военно-феодальными повинностями. Поэтому малые семьи объединялись в отцовскую, братскую семьи. До введения кантонного управления и после его упразднения безраздельно господствовала малая семья. Таким образом, в существовании неразделенных семей мы видим чуткую реакцию крестьян на военно-политическую обстановку в стране.

Кучуковцы продолжали полукочевую жизнь. С ранней весны до глубокой осени кочевали на своих угодьях в четырех местах — по р. Айтаиш, около гор Башмакли ло pp. Кулдубай и Ужалы, а также по р. Сарнакау. На 35 дворов (194 человека) в 1842 г. имели 200 лошадей, лишь 40 коров, 200 овец, 10 коз. Всего было засеяно озимого хлеба 40, ярового — 360 пудов.

У кара-табынцев было две деревни под названием Суюндуково.Одна из них находится у озера Карабалык, недалеко от д. Кучуково. Время ее основания установить не удалось. Во всяком случае, в конце XVIII в. ее еще не было. В 1834 г. было 35 дворов, в каждом из них проживало в среднем по 5,5 человека. X ревизия показала 39 дворов с 238 вотчинниками, а также 5 дворов припущенни-ков. Относилась к Троицкому уезду.

В 1841 г. на 36 дворов (200 человек) приходилось 200 лошадей, 40 коров, 200 овец и 10 коз. 400 пудов ярового хлеба было засеяно на 200 человек.


16


УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


Другая д. Суюндуковобыла расположена на берегу р. Белая. В 1834 г. в ней было всего лишь 18 дворов со 109 жителями. Эта новая деревня возникла между 20—30-ми гг. К X ревизии в 29 дворах проживало 149 человек. На 18 дворов было посеяно 56 пудов озимого и 296 пудов ярового хлеба. Эта деревня относилась к Верхнеуральскому уезду, сейчас — к Белорецкому району.

Была и третья д. Суюндуково,принадлежавшая Кува-канской волости Троицкого уезда. Она известна с 90-х гг. XVIII в. V ревизия показала 22 двора со 125 жителями. Известны имена сыновей первопоселенца — Еражбай (его сын Яныбай) и Ильчикай (его сыновья Ахметша, Муха-метша).

Скотоводство переживало кризис. 30 дворов имело 72 лошади, 58 коров, 43 овцы, 22 козы. Но хлебопашества почти не было. 144 пуда ярового хлеба было засеяно в начале 40-х гг. Местонахождение деревни установить не удалось.

Д. Мулдакаеводо 1850 г. имела второе название Иль-чигулово.Однако в конце XVTII в. деревень с такими названиями не было. Д. Мулдакаево возникла при ключе в начале XIX в. Ревизии перечисляют имена сыновей, внуков, правнуков Мулдакая и Ильчигула. У Гайсы Мул-дакаева было много детей — Ураз (его сыновья Фаткулла, Гилязитдин, Давлетша), Бакай, Абдулмуталлап, Абдулму-жип. Назовем и детей Ильчигула. Ульмяскул Ильчугулов жил в 1780—1832 гг., его дети Халяусура, Нурмухамет, Алсынбай, Кильдияр; Зауряд-сотник Зайнагабдин Иль-чигулов (1789—1833), его дети Ямгур, Мухаматьяр, Кильдияр; Филял Ильчигулов, 1825 г., его сын Мухаметсадык; Губайдулла Ильчигулов, его дети Ташбулат, Шумрат.

В 1834 г. в деревне проживали 284 человека, через 25 лет — столько же. Из 30 дворов в 8 жили двоеженцы (26,6%). В 1920 г. в 101 дворе — 509 жителей. Выезжали на кочевку по р. Шаранбы и на горе Угзгале. 391 житель имел 350 лошадей, 60 коров, 200 овец и 25 коз. Было засеяно 1008 пудов ярового хлеба.

Между 1850—1858 гг. часть жителей во главе с Ильчи-гуловыми выделяется и основывает при р. Миасс новую д. Ильчигулово.Расстояние между деревнями одна верста. X ревизия показала в ней 20 дворов со 149 жителями. В 1920 г. в 80 домах проживали 423 человека.

Кроме того, при этой же речке возник рудник с 7 дворами, где имелась «фабрика для промывки золотых песков». Трудились здесь башкиры окрестных деревень.

Мулдакаевцы основали на своей вотчинной земле новую д. Байрамгуловопри озере Ауш-куль. Переселились сюда в 1824 г. 49 мужчин и 64 женщины. Старшинский помощник Байрамгул Габдулзалилев дал ей свое имя. К X ревизии ему исполнилось 78 лет и жил он со своими взрослыми сыновьями Алибеком, Мухаметом, Мухамет-шарифом. У последнего были дети Иксан, Фарислам, Мухаметзян, Ислам. Переехали в новую деревню и братья Байрамгула — Курамша, Зиганша, Кулбак. Здесь жили и сыновья Мулдакая - Имиль (1736—1824) и Гайса (1744—1826). Обосновался в Байрамгулово и сын последнего Абдулмуталап Гайсин. X ревизия показала в деревне 39 дворов с 306 жителями. Из них в 5 — двоеженцы.

В составе 14-го башкирского полка Сайфутдин Кадыргалин участвовал во взятии Парижа. Радость одержанной победы над врагом выражена в песне «Любизар».


Наполеона знали мы, Да и Париж видали мы. Когда французов побеждали, Землю потрясали мы. Любезники, любизар, Молодчина, молодец!

Из 19 дворов 15 выезжали на кочевку в районы озер Ут-лукташ, Сарысак, по pp. Казнашар и Кук-Дунян, а также около камня Асенташ. 103 человека имели лошадей — 180, коров — 40, овец — 150, коз — 15 голов. Цифры говорят о нерентабельности кочевого хозяйства. В том же 1842 г. засевали 40 пудов озимого и 392 пуда ярового хлеба.

Отдельные из жителей засевали хлеба свыше ста пудов. Это — Сибай Габдулгазизов (ПО пудов), Баймурат Аккучуков (118), Ахмет Байгильдин (115), Абубакир Сайтов и Бикбай Габдулгазизов по 130 пудов.

Эту деревню сегодня называют Старое Байрамгулово,хотя она сравнительно позднего происхождения, чем другая деревня такого же названия. В 1919—1930 гг. входила в Тунгатаровскую волость Тамьян-Катайского кантона.

В 6 верстах от д. Тунгатарово возникла д. Курамино.Основал ее начальник 4-го кантона, чиновник 14-го класса Курами Муйнаков (1760—1828), выходец из д. Муйна-ково. Курами стоял во главе кантона до 1819г., когда его заменил вымогатель-взяточник и притеснитель народа юртовой старшина Тухватулла Утявов, опорочивший Муйнакова ложными доносами и в 1832 г. сосланный в Сибирь на вечное поселение с лишением чина и звания личного дворянина. Курамино как поселение барын-та-бынцев известно с начала XIX в. В 1834 г. в 33 дворах проживало 214, в 1859 г. — в 57 дворах 451 житель. 3 семьи были перечислены в д. Бурылайгыр. В 5 семьях была полигамия.

Известны имена сыновей Курами. Это — Ишнияз (его дети Шарияз, Юнус, Шагиахмет), Уразай, Сахаутдин (его дети Мухаметфарук, Абдулзяппар).

Кураминцы — полукочевники. Из 33 дворов на кочевку выезжало 30 кибиток. Кочевали близ деревни на Солонсаке, на вершине горы Урал, по pp. Алтмыш Кулан и Ямаза. Кураминцы на 33 двора имели 250 лошадей, 100 коров, 300 овец, 15 коз. На 214 человек (33 двора) было засеяно 1040 пудов ярового хлеба.

В 1920 г. в 156 домах проживали 746 человек.

Д. Каримовона карте 1786 г. и по материалам V ревизии отсутствует. Но зато она показана на карте Оренбургской губернии за 1802 г. VIII ревизия зафиксировала в ней 115 мужчин и 149 женщин. По X ревизии — в 69 дворах 633 жителя. В 17 дворах отмечены двоеженцы и один троеженец (кантонный начальник сотник Абдулнафик Итжимясович Кутуев). В 1920 г. в 189 дворах проживали 877 человек. Нам не известен первопоселенец из кара-табынцев. Не удалось установить и имена его детей. В конце XIX в. жители основали д. Тупеево,находившуюся, как и коренная д. Каримово, в 12 верстах от центра Тунгатаровской волости. В 1920 г. в ней был 41 двор со 178 жителями. И вот X ревизия перечислила сыновей и внуков Тупея, живших в д. Каримово. Старший сын Гай-нулла, 1809 г., его дети Валиулла (его Ярулла, Габдулла), Халиулла (его Шарафетдин, Камалетдин, Фазлитдин, Галямитдин), Хамидулла (его Хайрулла), Гибатулла и Хайрулла. Средний сын Галиулла, 1812 г., его сын Мир-


ТРОИЦКИЙ УЕЗД ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ


17


 


хайдар. Младший Мирас, 1823 г., его сыновья Рахма-тулла, Гатиятулла, Шайхетдин. В том же 4-м Загорном кантоне Троицкого уезда в 5-й юрте была деревня той же Кара-Табынской волости под названием Тупеево, но земли ее отошли казакам Уйской станицы. В эту юрту еще входили дд. Тухватово, Лапино и Мустаево. Д. Каримово и две деревни Тупеево принадлежали одной и той же волости. Жители этих поселений имели связи. Об этом говорят переселения жителей. В частности, в 1858 г. сюда переселились из д. Мустаево одна, из д. Бурылайгыр три семьи. Но определенно и ясно сказать о родственных связях Тупеевых крайне затруднительно.

Жители Каримово — скотоводы. В 1841 г. на 57 дворов (304 человек) приходилось 300 лошадей, 100 коров, 300 овец, 50 коз. Кочевали весной на горе Кук-Дунян, летом — на склонах горы Башмаклы, осенью — по р. Сар-накау. На всех было засеяно 24 пуда озимого и 424 пуда ярового хлеба.

* * *

А теперь охарактеризуем населенные пункты Кувакан-ской волости. Прежде всего отметим, что эта волость известна тем, что оказалась в центре башкирского восстания 1735—1740 гг., а ее старшина абыз (грамотный, ученый) Бепеня Трупбердин, казненный в г. Мензелинск в 1739 г., стал одним из его предводителей. В письме главному начальнику Оренбургского края В. Н. Татищеву Бепеня писал о добровольном характере башкирского подданства Русскому государству и причинах выступления башкир против царского правительства: «Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов, а великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею. И в то время, что государи дали нам землю, мы в знак того, что подданные, платили ясак. Теперь на ясачных землях строят города, башкир притесняют, и если не будет изменен этот порядок, башкиры будут сопротивляться, хотя пропасть, хотя смерть принять готовы»17.

Куваканцы в Троицком уезде имели около 38 тыс. десятин земли. Некоторые из них потеряли вотчинное право в результате подавления башкирских восстаний, захватов земель казной и заводами. Часть земли оставлена куваканцами «из-за малопригодности ее к земледелию». Бывшие вотчинники собственных земель стали припущенниками — арендаторами чужих земель.

Почти все куваканские деревни, входящие сегодня в состав Учалинского района, находились не на своей вотчинной земле, а на арендованной у Кара- и Бара-Табынской волости.

Д. Бурангулово(Новое) возникла перед самым 1819 г., тогда в ней проживал 101 человек. Через 25 лет в ней — 300 жителей. Особо она не росла, и к 1920 г. здесь в 36 дворах проживали 340 человек.

Первопоселенцу зауряд-есаулу Бурангулу Габдулзе-лилову в 1859 г. исполнилось 78 лет. От двух жен у него было два сына — первый Мухаметшариф, у которого были дети Иксан и Фахрислам. Второй Мухаметзариф, его сын Ислам. Здесь жили и братья Бурангула — Зиганша, Курамша и Кулбак.


На 100 человек приходилось лишь 48 лошадей, 42 коровы, 65 овец и 24 козы.

И в д. Татлембетовожили куваканцы — припущенники Кара-Табынской волости. Причем эти земли оспаривались Златоустовскими заводами. В 1795 г. в ней в 16 дворах проживало 72 жителя. Через 64 года — в 25 дворах — 100 человек. В 1920 г. было 43 двора с 231 жителем.

Деревня имеет и второе название — Бикчурино. Оба названия происходят от антропонимов, но не удалось точно установить ни первопоселенцев, ни их детей.

Жители деревни имели несколько мест кочевок: на местностях Урман Карсига и Сарнакумган, а также по р. Черная. 32 двора (123 человека) имели 200 лошадей, 60 коров, 130 овец и 80 коз. Конечно, эти цифры не могут свидетельствовать о рентабельности ни коневодства, ни молочного животноводства. В том же 1841 г. каждым двором было засеяно по 7,5 пуда ярового хлеба, это означало примерно по 2 пуда на душу обоего пола. Но требовалось засевать по 3 пуда на душу. Семян даже в русских селах и деревнях не хватало. Чтобы выполнить приказ военного губернатора, для покупки семян бедные башкиры вынуждены были продавать последнюю лошадь. Следствием таких мер было постепенное массовое обеднение полукочевых жителей. Современники выступали через печать в защиту башкир. Вот что писал один из них в 1860 г.: «Ломать хозяйственный быт народа никто не имеет права, сколько бы предполагаемые преобразования ни казались благодетельны. Опыт учит, что все насильственное непрочно, все несвоевременное гнило. Делать кочевника оседлым пахарем есть поэтому насилие»18.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 49; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ