Основные школы античной философии



 

Милетская школа – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;

Пифагорийская школа – Пифагор;

Элеаты– Парменид, Зенон;

Школа атомизма – Левкипп и Демокрит;

Школа софистики – Гиппий и Протагор;

     Это так называемые философы досократики, т.е. жившие и творившие до Сократа.

Особняком в истории греческой философии стоит фигура Сократа, Можно утверждать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума – академики и перипатетики, из его чувств - киники, из его иронии – скептики, из его смерти – стоики.  В своем учении о человеке и природе он исследовал понятие «души», которая, в понимании Сократа, проста по своей структуре. Главная способность души – разум,которому противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Они способствуют неумеренности. У разума преимущество перед страстями, поскольку он логичен. Он источник самообладания, благодаря которому человек приходит к власти над собой. Такая власть означает свободу.

По Сократу свободен тот, кто умеет управлять страстями, кто умеет их ограничивать. Раб чревоугодия и сладострастия не может быть свободным. Сократ считал, что разум всегда может установить меру чувственных удовольствий.

Сократа по праву можно считать основоположником этики –науки о морали и нравственности. Его этика подразделялась на три части: учение о благе, учение о добродетелях, учение об обязанностях.

Благо –понятие, определяющее цель человеческой жизни, её ценность. Это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым.

К благу Сократ относил:

- хорошее здоровье и телесные силы;

- духовное здоровье и умственные способности;

- искусства и науки;

- дружбу, согласие между родителями, детьми и братьями и т.д.

Чтобы достичь блага, нужно обладать определёнными качествами – добродетелями. Их три: воздержанность, храбрость и справедливость.

Эти добродетели, взятые вместе – мудрость,то есть умение различать хорошее и дурное, полезное и вредное. Храбрость есть знание, как справляться с опасностями. Справедливость есть знание, как соблюдать законы – как писанные, так и не писанные.

Третья часть этического учения – учение об обязанностях.Обязанность есть закон, которому разумный человек должен следовать в жизни. По Сократу, основной закон состоит в том, чтобы избегать дурного и стремиться к благу. Для этого необходимо ограничивать потребности и чувственные удовольствия.

Одной из составных частей сократовской диалектики был сократовский метод  майовтики.Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путём последовательных рациональных шагов мысли, человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно только самостоятельно открыть её для себя.  

IV век до н. э., начавшийся в Афинах казнью Сократа. стал периодом наивысшего рассвета древнегреческой и мировой философии. Учение Гераклита, Пифагора, Демокрита и других философов создали основу для глубочайших обобщений и великого синтеза, осуществленного учеником Сократа Платоном.

Платон – самый известный из учеников Сократа. О взглядах и деятельности самого Сократа мы узнаём из произведений Платона, поскольку сам Сократ ничего не писал.

Платон выступает основателем метафизики –взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно-интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности.

Платон приходит к выводу о существовании двух миров. Один из них – привычный и хорошо всем знакомый мир чувственно воспринимаемых вещей, другой мир требует для своего постижения интеллектуальных усилий, мир идей или умопостигаемых сущностей. Мир идей вечен, мир вещей проходя. Вечный и совершенный мир идей есть модель, образец космоса в целом. Платоновский космос призван родить восхищение перед красотой и гармонией.

Платон развивает понимание человека из двух основных составляющих: души и тела. В душе основную роль играет ум. Тело есть обиталище души. Благодаря душе тело живет, поэтому оно должно находиться на службе души. Однако для души тело – не самое лучшее место обитания и является «темницей души». Тело – корень всех зол, ибо оно источник страстей. Поэтому «забота о душе» означает её очищение, которое осуществляется путем рационально-логического познания. Главным средством очищения является наука.

Платон создал свою философскую школу – Академию, а его ученик Аристотель создал философскую школу – Лицей (перипатетиков)

Аристотель– ученик Платона. Ему удалось освоить основную массу знаний своего времени: логику, математику, естествознание. Его учение о познании сыграло большую роль в истории философии. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. Он считается создателем психологии. Большой интерес представляет та часть философского наследия Аристотеля, в которой изложены его взгляды по вопросам развития общества и государства. Творчество Аристотеля в области философии и науки признано вершиной античной мысли.

Подводя итог его деятельности, можно сказать, что если Сократ заложил формальные основы философии, Платон обосновал ее объективный характер и наличие идеала, то Аристотель завершил создание философии как дисциплины с четко обозначенным реальным предметом исследования.

ФилософГераклит –первым назвал мироздание «Космосом». Для него это слово обозначало порядок в государстве и в личной жизни. Он утверждал мысль об универсальности изменения, его всеобщности. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Гераклит большое место отводил вопросам познания. Познание осуществляется с помощью органов чувств, но они не могут дать истинного знания, которое приобретается только благодаря мышлению.

Философ Демокритвыдвинул гипотезу о том, что мир состоит из пустотыи мельчайших неделимых частиц – атомов. По его мнению, богов придумали люди по своему образу и подобию в попытках объяснить мир. Цель жизни он видел в стремлении к подъему, возвышению духовных сил.В этике он исходил из интересов отдельного человека. Основным средством нравственного воспитания Демокрит считал убеждение.

 

Важнейшими философскими направлениями античности являются:

· Скептицизм – в древнегреческой философии всегда был силен скептический момент, отрицавший возможность что-либо доказать. Главный аргумент античных скептиков в том, что существуют разные точки зрения по различным вопросам, а какая из них истина определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Их девиз: «ничего не определять, ни с чем не соглашаться».

· Эпикуризм – «единственное благо для человека - наслаждение» - считал Эпикур, - которое он понимал как отсутствие страдания.

· Кинизм – представители Антисфен, Диоген Синопский. Главная цель кинического учения – не выработка философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество, пренебрежение к гигиене, крайний аскетизм, замкнутость). Название произошло от слова «киносарг» - холма и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался учениками.

· Стоицизм – ответная реакция на кинизм. Название происходит от портика в Афинах, где эта философская школа была основана. Основателем является Зенон Китийский. Основная идея школы стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. Для достижения этой цели стоики избрали отличный от киников путь – постоянное самосовершенствование, мудрость, восприятие лучших достижений культуры. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию. Наиболее известные представители этой школы были Сенека и Марк Аврелий.

II

Средневековая европейская философия датируется II - ХV вв. В средневековой философии обычно выделяют два основных этапа – патристику (от II в. до VIII вв.) и схоластику (от IХ в до начала ХV в.).

Время средневековой философии заканчивается в ХV в., когда философия освобождается от античного космоцентризма. Для средневековой философии в целом характерен теоцентризм.

Возникновение христианства знаменовало собой поворот в философском мышлении, возникновение новой философии, которая опирается на фундаментальные идеи Священного Писания.

Дохристианская античность не знала единого Бога. В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианский Бог – личность. Только с таким Богом могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви.

Центральной идеей Писания является идея творения,творенияиз ничего. Христианская мысль прямо утверждает сверхразумность акта божественного творения. Сотворив мир «из ничего», Бог не может не любить его. Его любовь также сверхразумна, так как вмещает в себя неупорядоченность мира, и его греховность. В ней появляется момент милосердия.

Дохристианская мысль не противопоставляла человека природе. Они едины. Для Библии же характерна другая трактовка. Человек – не просто часть Вселенной: он резко выделяется среди всех существ, так как создан «по образу и подобию», что выделяет его среди тварных существ. Он становится центром тварного мира, царём природы.

В античности считалось, что нравственные установления есть природная необходимость, которой человек должен подчиняться. Античный Бог сам был подчинен природным законам. Христианский Бог не только находится выше сферы природных законов, но и сам даёт нравственный закон людям. Высшей добродетелью становится следование божественным заветам, которые зафиксированы десяти заповедях и в Нагорной проповеди Христа. Наибольший грех состоит в нарушении этих Заветов.

Первородный грех состоит в неподчинении. Вкусив запретный плод, человек продемонстрировал нетерпимость ко всякого рода ограничениям, более того – желание стать Богом. Нарушив запрет, Адам и Ева вошли в мир зла, страданий и смерти, отделились от Бога. Грех стал неизбежным атрибутом земной жизни. Смертность человека становится синонимом греховности, преодолеть которую можно только на пути возврата к Богу. Явление Христа, его искупительная жертва и воскрешение – всё это свидетельствует о готовности Бога снять вину с человека, освободить его от последствий греха.

Античная философия также искала путь спасения. Она видела его, по преимуществу, в знании. Библия же открывает иную возможность, перенося акцент с познания наверу.

Библия открывает веру как особую способность души, не сводимую к знанию или незнанию. Откровение призывает человека осознать ценность веры как таковой, ценность, отличную от той, которой обладает интеллект. Этим самым библия открывает человеку новое измерение – измерение духовное.

Если античная философия выделила в человеке две составляющие – душу и тело, причем на первом месте стояла телесная красота, то Библия открывает в бытии человека ещё одну сферу – сферу духа. Дух –это причастность к божественному, то есть сверхразумному посредством веры.

Духовное бытие раскрывается как бытие ценностей, которые создают как бы «вертикаль» человеческого бытия. Эта вертикаль основывается на вере. Но она предполагает ещё одно качество души – любовь. Если античная любовь – любовь эротическая, то библейская предполагает самопожертвование, милосердие и сострадание.Для христианина любовь – прежде всего Бог, а человеческая любовь есть стремление следовать божественному примеру. Любовь есть бескорыстный дар, а не что-то мотивированное вознаграждением. Даже половая любовь, с христианской точки зрения, помимо эротического момента включает в себя самопожертвование, терпимость и доброту. Любовь к Богу обуславливает надеждукак важнейший компонент человеческой жизни.

Надеждаесть убеждение в том, что правильный образ жизни, строящийся на соблюдении божественных заповедей, принесет свои плоды, несмотря на весь грех, неизбежный в земной жизни. Надежде противоположны уныние и отчаяние. Главное средство от них – смирение,как фундаментальная добродетель христианина.

Все эти основы христианского богословия закладывались в период патристики в I – VIII в н.э. Это особый тип размышления Отцов церкви, целью которых было разъяснение смысла христианских истин, пояснение текста Писания.

Одним из самых влиятельных представителей патристики был Аврелий Августин («Блаженный»).

Августин Аврелий, Блаженный – философ, писатель, богослов. Написал 93 трактата (232 книги) и около 500 писем и проповедей.

Центральный пункт его философской системы – Бог. По мнению Августина, Бог представляет собой высшую сущность, он – единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего. Все остальное определяется божественной волей и зависит от неё. Бог – первопричина любого существования и всех изменений в мире. Он сотворил мир и продолжает его творить.

Идея постоянного творения мира Богом привела Августина к концепции фатализма, веры в судьбу. Человек ничего не может изменить в своей судьбе, все совершается по воле Божьей.

В работе «О граде Божьем» Августин исследовал душу человека. При этом он считал, что не материальная душа находится в материальном теле человека, и здесь возникает проблема их взаимодействия. Августин признавал превосходство человеческой души над телом. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечётся сам через свою свободную волю. Все в мире определяется борьбой двух царств – царства Божьего и царства земного. Его ключевой идеей можно считать следующую: Познай Бога и собственную душу. Бога через душу, душу через Бога.Бог и душа – главные темы философии Августина.

Патристика стала предтечей схоластикисредневековой философии. Совокупность доктрин, созданных в период средневековья, и принято называть схоластикой. Она фактически была занята выработкой аргументов, подтверждающих истинность Писания и Предания.

Фома Аквинский – самый крупный представитель схоластической философии периода её расцвета. Произведения Фомы Аквинского «Сумма философии» и «Сумма теологии» касаются философско-теологических вопросов. По его мнению, философия и теология – это две не зависящих друг от друга дисциплины. «Философия есть служанка богословия», так как её принципы использует теология для обоснования истин Откровения (истины, высказанные Богом) и приближения их к душе человека. Аквинский настаивает над превосходством веры над знанием.Как и Августин Блаженный, он пытался снять с Бога ответственность за зло. Фома Аквинский воспроизвел четыре традиционные греческие добродетели – мудрость, отвагу, умеренность, справедливость, но добавил к ним веру, надежду и любовь.

Церковь монополизировала процессы развития образования и научного знания.

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, по которым ученик мог дойти до самых высших. После церковных и монастырских школ ученики попадали в Университеты, которые опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении Писания и Предания. В соответствии с данной задачей большинство Университетов состояли из двух факультетов – факультет свободных искусств и факультет теологии. Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму (6 лет). На факультете теологии обучение длилось не менее 8 лет.

Университеты, таким образом, решали несколько задач. Прежде всего, они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных защитников христианства. Они же производили богословско-философскую продукцию.

Характерные черты средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциоциализм, принцип откровения.

Охарактеризуем их. Теоцентризм – это принцип, согласно которому в центре мировоздания находится Бог – духовный абсолют, вневременной и внепространственный. Бог олицетворяет всю полноту как божественной природы, так и человеческой.

Креационизм – означает следующее: Бог – творец, он создал мир из ничего, в начале творения были божественная воля и божественное слово – Логос. Божественное творение изначально гармонично, мир создан благим, и это являлось основой средневекового этического оптимизма и философского объективизма.

Третий принцип – провиденциализм, гласит: Бог управляет миром. История – это исполнение истинного предначертания а события земной жизни имеют высший смысл.

Суть четвертого принципа, откровения: Бог открывает человеку свою волю и истину бытия через священные книги. Библия – книга книг, в ней ключи ко всем смыслам мира, к тайнам спасения.

В Средневековье особо ценилась точность воспроизведения авторитетных идей, содержащихся в Библии и трудах Отцов Церкви. Важно было быть эрудированным, уметь комментировать и систематизировать священные знания. Философия этого периода занималась формально-логическими комментариями к священным текстам, особенно в период схоластики. Было развито искусство толкования священных текстов – экзегетика.

К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога.

Проблема соотношений веры и разума решались авторами по – разному. Можно сформулировать три варианта (тезиса) этой проблемы:

1. Тезис Аврелия Августина: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.

2. Тезис Пьера Абеляра: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.

3. Тезис Тертуллиана: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

Вторая проблема – доказательство бытия Бога – это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

Суть онтологического доводасостоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие – составная часть высшего совершенства. Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца. Теологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

Таким образом средневековая философия существует преимущественно как теоцентрическое мировоззрение,так как теоретическая проблематика концентрируется вокруг Бога, а любовь к мудрости реализуется как течение богословской мысли. Рациональный элемент знания в ней подчиняется вере, научный интерес – религии. Отсюда и её функциональное определение, данное Ф. Аквинским: философия – служанка богословия.

 

3

Следующим историческим типом философии является эпоха Возрождения (XV -–XVI в.в.) – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Именно в это время получает развитие наука, меняются отношения церкви и государства, формируется идеологиясекуляризма и гуманизма. Эпоха Возрождения началась с сомнения в истинности религиозных догм. Центр внимания философа перемещается от Бога к человеку, и характерной чертой философии становится гуманизм.

Главное, что характеризует этот период – освобождение культуры от религиозного диктата.

Три страны в ХV веке определяют общеевропейскую ситуацию: это Италия, Нидерланды и Испания. По выражению испанского философа Х. Ортеги-и-Гасета (1883-1955), из Нидерландов по всему континенту разлетелись семена новой религии, из Италии – зерна новой науки, из Испании пришла современная идея государства.

Можно выделить основные черты, которые характерны для философии эпохи Возрождения:

· пантеизм  – это отождествление природы с Богом;

· антропоцентризм, в отличие от космоцентризма античности и теоцентризма средневековой философии в центре философии этой эпохи –человек.

· индивидуализм, означающий, что в центр своего мировоззрения и практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

· культ светской (то есть нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

· освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам, признанным средневековой схоластикой;

· чрезвычайный вкус к искусствам.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Под влиянием науки изменяется средневековая картина мира.

Важнейшей отличительной чертой эпохи Возрождения является ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Центральная фигура не Бог, а человек.Бог – начало всех вещей, а человек – центр деятельности людей.

Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными чертами передового человека того времени.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира.

Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. Человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.

Философы эпохи Возрождения придавали огромное значение человеческой деятельности. Именно человек, по их мнению, преображает жизнь, создавая непреходящие ценности. Они провозглашали принцип доброты человеческой природы и равенства всех людей.

Идеи философов Возрождения заложили основы для развития философии и естествознания Нового Времени.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 786; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!