Основные стратегии развития постклассической философии

Вопрос 3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

Осн. смысл:Структурирование массива развивающегося философского знания.

План:Многомерность рассмотрения проблемы: диахронный и синхронный срез. Классика и постклассика: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Основные принципы структурирования на основных этапах эволюции философского знания. Развертка стратегий в рамках выделенных этапов.

Отличия классической от постклассической философии.

Западно-европейская философия развивается на протяжении длительного отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, методов, которые в конечном счете могут быть отнесены либо к классической либо к постклассической философии. Классическая философия развивается до середины XIXв., постклассическая – с середины 19 века до настоящего времени. В середине XIXв. в развитии философии происходит разрыв.

Классическая и постклассическая философия имеют целый ряд сходств и различий.

Основные отличительные признаки:

1.классическая теория претендовала на охват всех проблем.Для классики характерны грандиозные системы в которых содержится знание о всех проблемах природного, социального, духовного развития. Для постклассики характерна фрагментация проблемных полей, проблемное поле дифференцируется, появляются философия права, философия политики, философия науки и пр.Непрерывная стратегия развития философии прерывается.

2.Постклассику от классики отличает отказ от бинарной оппозиции человек-мир которая характерна для классики.

3.Отличия в понимание познания: в классике познание –беспредпосылочный процесс получения знания, в постклассике познание – социокультурно обусловлено, знания всегда опирается на традиции, которые идут от культуры.

4.Классическая философия развивается, отвечая на основной вопрос философии: «что первично материя или сознание, дух или природа». В постклассической философии основной вопрос философии некорректен.

5.В классике рационализм доведен до крайней степени панлогизма, а в постклассической философии превалируют идеи иррационализма, хотя рационализм тоже сохраняется.

6.Понимание исторического процесса и социальной реальности: классика характерна идеей исторического прогресса, линейной направленностью истории, историческим оптимизмом, постклассика – нелинейными моделями социального развития, отказом от самого термина прогресс, исторического оптимизма. Развивается идея системного духовного, антропологического, социального кризиса.

                     

Общность классической и постклассической философии.

Общность двух этапов развития западноевропейской философии состоит в выполнении своей основной функции, своего основного предназначения – рефлексии над основаниями культуры. Философия осмысливает бытие во всех проявлениях, переосмысливает его и продуцирует возможные варианты развития. Классическую и постклассическую философию объединяет рефлексия над основаниями культуры, критическое переосмысление их содержания.

При этом философия всегда плюралистична.

Основные стратегии развития классической философии.

                 Основные стратегии развития классической философии определяются основным вопросом философии, основание выделения стратегий постклассическойфилософии– отношение к классическому наследию и понимание своего предназначения в культуре и обществе.

        

Отправная точка классической философииОсновной Вопрос Философии– это отношение человеческого сознания к внешнему миру, человек – мир. Первая сторона ОВФ – что первично материя или сознание, вторая сторона – познаваем ли окружающий мир.Решение основного вопроса философии, двух его сторонзадает стратегии развития классики.

Линии материализма и идеализмаобъединены общим подходом. Для материализма первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно. Общая стратегия идеализма: какой бы феномен ни рассматривали идеалисты начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало - надличностное сознание (объективный идеализм, Платон, Гегель) и личностное сознание (субъективный идеализм, Беркли). 

Следующий вопрос и стратегии постижения мира – познаваем ли мир. Гносеологический оптимизм: мир в принципе познаваем, нет ничего в природе мира и человека что бы запрещало процесс познания.Агностицизм -философское учение,  согласно, которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Оновной тезис: знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы.

Эта схема дополняется методами - диалектическим и метафизическим, которые отвечают на вопрос, – как мы осваиваем этот мир в мышлении. Два основных принципа диалектики (диалектика не сводится только к ним) – принцип всеобщей связи явлений и принцип развития. В метафизике любой предмет надо рассматривать в изоляции от других объектов, вне процесса развития. Метафизический метод рождается в естествознании Нового времени, наука в этот период развития не изучает. В XVII-XVIII вв более всего развита классическая механика, которая изучает перемещение, но не развитие, биология, которая классифицирует растения, геология, классифицирующая минералы. Наука начинает осваивать развитие и связь в природе – тепловые и механические явления в началеXIXв, электрические – в 20-30 г XIX в (Фарадей, Эрстед). Метафизика отходит на второй план, но сохраняется, как ориентация в классической философии.

        Еще более детальную схему основных стратегий появляется при сочетанииматериализмаи с диалектикой и с метафизикой: материалистическая диалектика (марксизм), метафизический материализм (весь материализм до Маркса). Идеализм также в разных сочетаниях с диалектическим и метафизическим методами дает большое разнообразие течений и школ.Картина еще более уточнится, если ввести еще один параметр – как все эти философские течения решали вопрос о познаваемости мира, присоединялись ли они к гносеологическому оптимизму, пессимизму или агностицизму. Важно учесть, что для материализма возможна одна версия – гносеологического оптимизма. Именно поэтому наука опирается на базовые философские идеи о возможности познать мир и стихийно материалистична.

Вся эта развертка – основные стратегии развития классической философии.

 

Основные стратегии развития постклассической философии.

                 Вторая половина XIX в. -  это переходный период в постклассической философии, основные, зримые стратегии обозначаются вначале XX столетия. К числу этих основных стратегий относятся: исторически первая социально-критическая, аналитическая стратегия, экзистенциально-феноменологическаястратегия.Каждая из этих стратегий 1) выбирает из основного проблемного поля классики свою тему, 2) при этом отказывается от каких-то стилистических особенностей классической философии, и 3) по своему понимает свое собственное предназначение. По этим трем параметрам их можно выделить, т.е. основание для структурирования у них иное, чем у классической философии.

                 Социально-критическая стратегия начинается от первой  исторической версиимарксизма (19 в.), развертывается в 20 веке в Неомарксизм, Постмарксизм. 1) Проблематика – общество, но в обществе самый важный вопрос -  генезис идеологии, проблема отчуждения, социализация в условиях репрессивных социальных прав, природы социальных конфликтов и др.2) Отказываются в классике от созерцательности.Знаменит тезис Маркса о том, что немецкие философы только созерцали мир, а задача заключается в том, чтобы его изменить. 3) Основное предназначение, основная функция – содействие эмансипации человека.Для Маркса это угнетение по социально-классовому признаку, для феминизмаугнетение по гендерному признаку.Протест против всех видов угнетения человека– по этническому признаку, расовому, по возрасту, и пр.- и содействие эмансипации человека.

                 Аналитическая, рождается в начале XXв. 1) Проблемное поле – языковая реальность, первоначально язык науки, потом язык обыденного общения. Сквозная традиция, в которой развивается философия науки – неопозитивизм, постпозитивизм, современная философия языка. 2) От чего отказываются в классикеот рассмотрения проблемы субстанции мира. Вопрос о том, как устроен мир, в чем его первооснова - это задача науки. Аналитическая стратегия  обращена только к языку, который фиксирует, описывает, конструирует реальность, а значит делает существующим для человека и науки. 3)Задача -в прояснении языка, а следовательно, и мира. Классическая идея о тождестве бытия и мышления в этой стратегии не отбрасывается. ЛОГОС (античное понятие, обозначающее и закон мироустройства, и законы мышления и логики, и схему социального устройства)  – это закон нашего мышления, логика – наука о правильном мышлении, Человек в состоянии силой мысли постичь мир, потому что мышление и мир, мышление и язык тождественны. С помощью языковых конструкций, развиваемых по законам логики, мышление в состоянии познать мир. Эта программа лежит в основе античной культуры и, соответственно, рождает науку. Аналитическая философия, опираясь на этот принцип, утверждает, чтоможно изменить и прояснить мир, совершенствуя язык.Из этой проблематики выросла проблема построения искусственных языков науки, формализованных языков, правила построения этих языков, родилась современная математическая логика.

Экзистенциально-феноменологическая стратегия обращена 1)  кпроблематике  индивидуального человека, точка приложения ее усилий Человек в Мире (это единый смысловой комплекс). окружение, у каждого из нас разный жизненный мир, хотя мы погружены в один и тот же универсум, живем в одной и той же вселенной, 2) философия экзистенциализма  отказывается в классике от  противопоставления человека миру. Бинарность человека и мира преодолевается, человек всегда рассматривается погруженным в мир, поэтому основной вопрос в принципе снимается. Проблема человек в «жизненном мире», причем жизненный мир – это не вообще вселенная, а это мир, в котором мы участвуем, мир нашей судьбы, пропущенный через нашу субъективность.3) Свою задачу видит в первую очередь в обретении подлинности существования в этом мире. Человек в мире ведет не подлинное существование, по Ясперсу, ему надо вернуть его человеческую природу,вернуть человеку аутентичность бытия. Это гуманистическая ориентация, очень внимательное и бережное отношение к человеку,

 

                  Эти исследовательские стратегии, в чистом виде наблюдаются в середине XX столетия. Затем они обособляются, развиваются, и к концу столетия в культуре, в науке и в философии появляется междисциплинарный синтез, возникает в философии так называемые гибридные образования, в частности герменевтика.Во второй половине 20 века возникает философия структурализма и постструктурализма. В 70-80 г.г. – постмодернизм.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!