Еще раз сравнить классический и постклассический период развития онтологии

Вопрос 5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

Осн. смысл:Развертка онтологической проблематики в классической и постклассической философии.

    План:Определение философии. Историческая развертка процесса: формирование и эволюция онтологии. Античность: натурфилософия, онтология Платона и метафизика Аристотеля. Основные смыслы метафизики в истории философии. Натурфилософия Возрождения. Философия природы в оценке позитивизма и марксизма. Онтологическая проблематика в ХХ веке. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Постмодернистский подход к онтологической проблематике. Основные формы бытия и проблема виртуальной реальности

Что такое онтология?

Философия — это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

В философии такое проблемное поле, как природа, внешнее по отношению к человеческому духу бытие, является исторически первым. В связи с этим появляется один из фундаментальных разделов философского знания - онтология (онтос – сущее, логос – учение). Онтологии – это учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

Онтологический – важнейший предметный уровень в философии. Вопросы: Что такое мир? Развивается ли он? Есть ли закономерности? Что лежит в основе бытия? И т.д. Нельзя строить общее представление о бытии на фундаменте частных наук. Принципиально неполной является и опора на множество наук. Картины мира меняются, иногда полностью. Человек живет не только в объективном мире, но и в мире чувств, переживаний. Наконец человек живет в социуме, отсюда следуют особенности его отношения к миру. Следовательно, категория бытия должна рассматриваться во всех формах – бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.

2.Историческая развертка: формирование и эволюция онтологии.

В культуре античности проблемы онтологии первоначально развивались в творчестве старших и младших физиков. Первоначально людьми осваивается природное бытие, поэтому онтология выступает в виде натурфилософии (от лат. natura  – природа). Но практического интереса ни к проблеме природы, ни к проблеме человека или познания, не было. В этот период формировалась программа умозрительного постижения мира, мира сущего вообще. Парменид предположил, что мир, данный человеку и мир, скрытый от него, различны. Постижение скрытой сущности мира возможно только разумом. Начинает формироваться философия природы как натурфилософия, основной задачей которой был поиск первоисточника, субстанции космоса,архэ (от греч. arhe– начало) – единой основы мироздания.

Классический период античной философии (Аристотель, Платон) отмечен оформлением онтологии как таковой. На этапе зрелой классики античной философии стремление к созданию натурфилософских космогонических моделей сменилось устойчивой ориентацией философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, оформившейся в рамках онтологии (от греч. ontos – сущее и loqos – слово, учение) – учения о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

В проблемном поле классической философии развитие онтологии представлено в нескольких версиях. Одна из них актуализирует стремление к умозрительному постижению сверхчувственных основ бытия и восходит к учению элеатов (Парменид, Зенон), впервые эксплицировавших проблему бытия в античной философской традиции. Учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира получает оформление в метафизике (или “первой философии”) Аристотеля. В дальнейшем традиционная метафизика разрабатывается в различных концепциях европейской философии – учении Платона, средневековом реализме, гегелевской философии, неотомизме и др.

Метафизика(основные смыслы): 1)онтология — учение о скрытой сущности мира, не данной в чувственном восприятии.

2)философия вообще — постижение того, что не дано в чувственном опыте.

3)Энгельс противопоставляется диалектике как методу исследования, метафизический взгляд на мир — это модельная конструкция мира статичного, внутренние области которого не связаны между собой, противоположная диалектике, некая картина реальности.

 

    Вместе с тем начиная с эпохи Возрождения оживляется интерес к натурфилософской аппликации онтологической проблематики – умозрительному истолкованию природы в ее целостности (Н. Коперник, Парацельс, Дж. Бруно, Т. Кампанелла).

В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософские построения отходят на второй план.

В XIX в. Натурфилософская философская традиция теснится наукой на периферию теоретического мышления. Она развивается в немецкой классике на идеалистической почве (Шеллинг). На материалистической почве, при опоре на науку, философия природы разрабатывается марксизмом.

В начале 20 в. Онтология развивается в новой проблематике. Это уже Новая онтология, онтология Человека. Основатель – Марин Хайдеггер(«Бытие и время» (1927 год).

Постмодернистская философия, исходящая из трактовки реальности как текста, который можно менять, исследует, как бытие реализуется в коммуникативных языковых играх.

 

Еще раз сравнить классический и постклассический период развития онтологии.

 

Таким образом, в процессе исторического развития философского знания интерес философовк различным проявлениям бытия менялся.Если для классической философии этот интерес аккумулировался в плоскости изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания. В этот период понятие субстанции обозначает некоторую реальную основу конкретного природного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений.

Исторически сложившееся направления трактовки проблемы оснований бытия:

- Монисты. (Спиноза) Единая субстанция – причина самой себя. Она совпадает с мыслящим, интеллектуальным богом (пантеизм).

- Идеалистический монизм – в основе мира лежит Бог, Идея, Абсолютный Разум (Платон, Гегель).

- Материалистический монизм – в основе мира материальное начало (Фалес, Гераклит, Спиноза, важное значение имел атомизм Демокрита, диалектический материализм).

- Дуалисты. В основе бытия дух и материя. Проявления субстанции – модусы. (Декарт) Модусы духа – чувства, воображение и т.д., Модусы материи – геометрические и физические свойства мира.

- Плюралисты. Признается существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Лейбниц).

В постклассической философии в качестве центральной онтологической проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. М. Хайдеггер, акцентировал  внимание на фундаментальном характере человеческого бытия. В ХХ в. эта тема получила наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии, непосредственно обратившейся к аналитике человеческого существования и выявившей ряд аксиологических параметров бытия человека в мире. 

        

В современной философии 20 в. онтология как всегда имеет дело с различными формами бытия. В качестве таковых выделяют а)социальное бытие  б)духовное бытие, в) бытие материи, г) бытие человека. Сегодня активно изучается специфика  виртуального бытия.  Философия природы оказывается на перифериифилософского интереса.

В ходе исследования проблемы бытия в рамках классической философии сложился развернутый категориальный аппарат, логический каркас которого наряду с такими универсалиями культуры как бытие и небытие, констатирующими, что нечто существует или не существует, включает в себя ряд других категорий: материя, движение, пространство, время и т.д.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 642; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!