Cписок литературы и интернет-ресурсов



1. Информационно-образовательный проект «Философия: студенту, аспиранту, философу» // Режим доступа: http://philosoff.ru

2. Библиотека Гумер – Философия // Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

3. Научная электронная библиотека // Режим доступа: http://elibrary.ru

4. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники [Текст]  / Э. Агацци. – М.: МФФ, 1998. – 343 с.

5. Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки [Текст]  / В.И. Аршинов. – М.: Наука, 1999. – 303 с.

6. Бабур, И. Этика в век технологии [Текст]  / И. Бабур. М.: Прогресс, 2001. – 387 с.

7. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст]  / В.И. Вернадский. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003. — 575 с.

8. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление [Текст] / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1991. — 270 с.

9. Казютинский, В. В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассической науке [Текст] / В.В. Казитюнский // Проблемы методологии постнеклассической науки: сб. науч. Статей / отв. Ред. В. С. Степин. – М.: Наука, 1992. – С. 146-153.

10. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст]  / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М.: Прогресс, 1994. – 295 с.

11. Кочергин, А.Н. Экология и техносфера [Текст]  / А.Н. Кочергин. М.: Наука, 1995. – 206 с.

12. Маркова, Л.А. Конец века - конец науки? [Текст] / Л.А. Маркова. - М.: Наука, 1992. - 134 с.

13. Огурцов, А.П. Благо и истина. Точки схождения и расхождения [Текст]  / А.П. Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. – М.: Наука, 1998. – С. 67-84.

14. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1984. – 305 с.

15. Степин, В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) [Текст]  / В.С. Степин // Ценностные аспекты развития науки: Сб. науч. Статей / отв. Ред. В.С. Степин. – М.: Наука, 1990. – С. 152-166.

16. Фролов, И.Т. Этика науки [Текст] / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.

17. Хесле, В. Философия и экология [Текст] / В. Хесле. - М.: Наука, 1993. 204 с.

ТЕМА IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАУКИ

Цели изучения темы:дать представление о функционировании науки как социального института, социокультурных ценностях, детерминирующих деятельность научного сообщества, о роли науки в контексте экономических и политических отношений.

ПЛАН

§ 1. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

§ 2. Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки.

§ 3. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

§ 4. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

§ 5. Соотношение науки и экономики, науки и власти.

 

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

Основные понятия:аксиология, внутринаучные ценности, социальные ценности науки.

Проблема ценностей в науке предполагает не только ответ на вопрос, какова специфика аксиологического подхода к науке, но и во-первых, осмысление соотношения социальных и внутринаучных ценностей как условия современного развития науки; во-вторых, определение границ «автономности» научного знания; в-третьих, анализ основ изменения этоса науки в постнеклассической картине мира; в-четвертых, определение мировоззренческих основ «экологической этики»; в-пятых – характеристику основных тенденций в рамках этики науки. Каждый из поставленных вопросов не предполагает однозначного ответа – такое просто невозможно на данном этапе развития постнеклассической науки.

Подходы к аксиологической проблематике:

1.Стандартная концепция науки лишала ее внутринаучных цен­ностей и настаивала на ценностной нейтральности науки. В царившей долгое время демаркации научного знания и цен­ностей факт и ценность противопоставляются друг другу и суще­ствуют автономно. Ценность элиминируется из науки. Однако пос­ледняя сама представляет собой несомненную ценность, состоя­щую в рациональном видении мира. Научное познание является ценностью для практической деятельности и прогрессивного раз­вития человечества. Ценностью является знание и сама истина. Таким образом, важнейшим теоретическим моментом является включение объективно истинных результатов познания, в первую очередь на­учных истин, в «арсенал» общественных и индивидуальных цен­ностей. Истина и ценность могут рассматриваться как взаимоис­ключающие противоположности только в одном отношении, если под ценностным понимается субъективистское, произвольное, идеологическое или утилитарное — в общем, любое «деформирую­щее» начало. В этом смысле справедливо требование: наука, ис­тинное знание должны развиваться независимо от «ценностных размерностей» (М.К. Мамардашвили), но если знание истинно, то оно приобретает значимость, ценность для общества, в этом смыс­ле истина относится к «ценностным универсалиям» (Н.В. Мотрошилова).

2.Постнеклассическая наука: позиция Макса Борна. М. Полани, напротив, восставал против безличностно объектированного идеала науки, заявляя, что науку делают люди, а, следовательно, привносят всю палит­ру ценностных отношений. Т. Кун также отмечал роль ценностей, разделяемых творческими лич­ностями, влияющих на выбор и изменяющихся в процессе науч­ного познания. К. Поппер подчеркивает, что требование безусловной свободы от ценностей парадоксально, так как объективность, истинность, и «сама свобода от ценностей» уже есть ценности. По его мнению, свободный от ценностей ученый не является ученым. Точка зре­ния современного западного философа X. Лэйси сводится к тому, что «наука и ценности только соприкасаются, но не обуславли­вают друг друга».

Преодоление ситуации игнорирования когнитивных ценнос­тей привело к осмыслению взаимосвязей социальных и внутри-научных ценностей и стало активно обсуждаться в науковедческой, социологической и методологической литературе. Дискуссии затрагивали круг вопросов об ответственности ученых за сделан­ные ими открытия и их применение, о взаимосвязи социальных институтов и институтов экспертов, о влиянии господствующей в обществе идеологии на развитие науки, о роли ценностных фак­торов в процессе научного поиска и познавательной деятельности, о соотношении науки и властных структур и пр.

В связи с этим в философии науки возник вопрос о соотношении разных видов ценностей: внутринаучных и социальных.

Внутринаучные (когнитивные) ценности - рефлексия над теми теоретико-методологическими, мировоззренческими и практическими последствиями, которые следовали из бурного развития науки. Эта проблематика была направлена на осознание необходимости органический интеллектуальной экспансии науки на мир челове­ческих отношений в целом, на понимание того факта, что науч­ное познание не является сферой монополии человеческого суще­ствования и не может доминировать в сложных смысложизненных ориентациях. В многообразных контекстах человеческих от­ношений первостепенное значение имеют понятия добро-зло, прекрасное-безобразное, справедливое-несправедливое, полез­ное-вредное. Современные методологи пришли к выводу о неуст­ранимости из сферы научного познания ценностного и оценочного аспектов. Научное познание регулируется не только механизма­ми интеллектуальной деятельности, но и влияниями, идущими из мира ценностей.

 Они выполняют определенные регулирующие и ориентирующие функции. К ним относятся методологические нормы, процедуры научного поиска и проведения экспериментов, а также оценки научного материала, входящие в состав научных теорий. Внутринаучные ценности проявляются в системе убеждений ученого, выступают основанием для консолидации ученых в научном сообществе, служат критерием определения научности.

Виды внутринаучных ценностей:

Ø объективизм (общезначимость);

Ø адекватное описание;

Ø непротиворечивое объяснение;

Ø аргументированное доказательство, обоснование.

 Социальные ценности (ценности для науки). Социальные ценности воплощены в социальных институтах и укоренены в структуре общества. Они демонстрируются в про­граммах, постановлениях, правительственных документах, зако­нах и определенным образом выражаются в практике реальных отношений. Свобода, права собственности, равноправие, а также стабильность общества и его динамика - это важные социальные ценности, которые для своего воплощения нуждаются в опреде­ленных социальных условиях и определенном общественном порядке, необходимом для их поддержания. Социальные институ­ты обеспечивают поддержку тем видам деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. Со­циальные ценности могут выступать в качестве основания для критики научных изысканий, могут выступать в роли критериев для выбора стандартов поведения. Они вплетены в обществен­ную жизнь, претендуют на то, чтобы быть общезначимыми.

Виды социальных ценностей:

Ø свобода;

Ø права собственности;

Ø равноправие;

Ø стабильность общества и его динамика;

Ø общественное признание, уважение.

Такую систему ценностей по первым буквам называют аббревиатурой CUDOS, хотя в современной науке все более значительную роль начинает играть другая ценностная система, исследованная Дж. Зиманом, получившая название PLACE (Интеллектуальная собственность, локальность, оценка экспертным сообществом, заказной характер работы). Эти ценностные системы во многом не совпадают, более того, исключают друг друга. В силу этого, современный этап развития научного сообщества характеризуется антиномичностью социальных норм, регулирующих поведение ученых.

Существуют различные точки зрения на влияние ценностей на науку:

1). М. Полани: науку делают люди, а потому они вносят в нее всю палитру человеческих ценностей.

2). Т. Кун: ценности, разделяемые творческими личностями, влияют на развитие науки.

3) К. Поппер: нет нейтральной к ценностям науки. Внутринаучные ценности (например, истинность знания) зависят от того или иного типа общества – открытого или закрытого (т.е. от определенной системы ценностей этого общества). Однако и внутринаучные ценности, например, скептицизм, критичность, рациональность также определяют взаимоотношения в обществе. Критика – важнейший механизм общественного прогресса.

4) Х. Лэйси: наука и ценности только соприкасаются, но не обуславливают друг друга.

Резюме: аксиологический подход к науке показывает, что она должна быть понята как интегральная составляющая современного социального развития. Аксиологичность научного познания признается его неотъемлемой чертой. Наука не должна быть подчинена как узкопрагматическим интересам, так и монополии военно-промышленного комплекса. Философия науки отмечает влияние на науку как внутринаучных, так и социальных ценностей.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!