Десять медитаций. Под контролем



Следование за дыханием

«Приступившие к следованию за дыханием оставляют метод подсчета и всем сердцем опираются на выходы и входы воздуха. Сердце захвачено, а дыхание привязано. Познав, что дыхание входит и выходит, сердце останавливается, дыхание привязывается, мысли не рассеиваются. Это называют сюсци». Когда подсчет дыханий приводит к тому, что сердце и чувства успокаиваются, больше считать не нужно. Тогда всей душой обращаются к следованию за выходом и входом воздуха.

«У подтверждающих следование, сердце тонкое, спокойное и упорядоченное, они ощущают дыхание как долгое и короткое, отклоняют тело при входе и выходе воздуха. Сердце и дыхание позволяют воздуху двигаться во взаимном согласии, мысли и рассуждения становятся безмятежными и застывают в покое.

Когда ощущается, что следование грубое и сердцу надоело, возникает желание отбросить, как будто человек устал предельно и хочет спать, не вдохновляясь делами, тогда практикующий должен отбросить следование и приступать к остановке». Сердце успокоилось, путаницы нет и ощущается, в каком состоянии производятся выдохи и вдохи — длинные или короткие. Также выдохи и вдохи заставляют тело отклоняться, мышление происходит в тишине и покое, склоняя ко сну. В это время нужно переходить к остановке дыхания.

Остановка

«У практикующих остановку, дыхание привязано к размышлениям, невозможно считать и следовать, сердце застыло в спокойствии — это называют сю-чжи». Когда следование дыханию созрело, то больше не следят за выходами и входами воздуха, но оказываются в состоянии  необычайно утихомирить и успокоить сердце и чувства.

«У подтверждающих остановку, ощущается, что сердце и тело словно тонут, погружаясь в устойчивость. Не видно ни внутренних, ни внешних образов и видов. Посредством устойчивости поддерживается сердце, позволяя дыханию происходить без движения». Тогда ощущается, что все тело и сердце [сознание], как бы, не существуют, а находятся в некоем высшем состоянии вхождения в покой.

Созерцание

«Практикующие созерцание, утвердившись в устойчивости сердца, различают посредством мудрости (хуэй), созерцают тонкие виды выходящих и входящих дыханий, напоминающих ветерок в пустоте. Кожа, мышцы, суставы, кости и тридцать шесть предметов нереальны. Сердечное познание не постоянно, мгновения не задерживаются, человека словно и нет вовсе, тело воспринимает сердечный закон, не остается никакой собственной природы, не воспринимаются законы мира, на которые устойчивость могла бы опереться. Это называют сюгуань» (рис. 58). При высокой степени успокоенности насквозь просматривают состояние собственного дыхания, напоминающего ветерок в пустоте, и приходят к заключению о собственной нереальности.

«Подтверждающие созерцание ощущают, что выходы и входы дыхания отклонились к порам, сердце и глаза открыты и ясно воспринимают, проникая в тридцать шесть предметов, все червивые трупы, внутреннюю и внешнюю пустоту, мгновенные изменения и превращения, рождаемые в сердце печали и радости, обретают четыре места мысли, разрушают четыре перевертыша. Это называют подтверждать созерцание». Во время подтверждения созерцания наблюдают, как будто выходы и входы дыхания повсеместно перешли к порам, и обращенным взором созерцают свои внутренние органы.

Возвращение (хуань)

«Практикующие возвращение уже знают, что созерцание из сердца рождается. Если следовать за изменением области, это не может быть основным источником. Следует обращенным взором созерцать сердце. При созерцании сердца смотрят, откуда нечто рождается: из созерцания сердца или нет. Если рождается из созерцания сердца, значит, уже есть созерцание, но реальность такова по какой причине? Потому что в трех способах (подсчет, следование и остановка) нет мгновенного созерцания. Если не исходить из рождения при созерцании сердца, то несозерцание сердца ведет к уничтожению рождения или не ведет. Если не уничтожается рождение, то два сердца объединяются, если рождается способом уничтожения, то уничтожение отходит и не может родиться созерцание. Если говорить о том, уничтожается или нет, приводит к неуничтожению рождения или не приводит — все равно не получается. Следует знать, что основа созерцания сердца сама не рождается. Причина нерождения — отсутствие, причина отсутствия — пустота, причина пустоты — несозерцание сердца. Если нет созерцания сердца, то не может быть созерцания области. Область и мудрость гибнут, нужно возвращаться к источнику. Это называют сю-хуань-сян».

Итак, мы уже можем использовать сердце для созерцания дыхания. Существует сердце, которое может созерцать и наблюдать, способно увидеть состояние дыхания, поэтому нужно возвращаться к основному источнику сердца.

«У подтверждающих возвращение раскрывается сердечная мудрость. Не прикладывая искусную силу, позволяют дыханию циркулировать. Но само оно может сбиться и исказиться, поэтому поворачивают назад, возвращаясь к основному источнику. Это называют подтверждением возвращения». В состоянии крайней степени успокоения возможность управления сердечной мудростью еще более укрепляется. При любых обстоятельствах ее можно использовать произвольно.

Чистота (цзин)

«Практикующие чистоту знают чистоту цвета, поэтому у них не возникает безрассудных мыслей о различении. Они получают мысли и осуществляют познание и повторяют этот процесс, гася грязь безрассудных мыслей, различения и взятия себя. Это называют создавать чистоту. Если возможно, чтобы сердце напоминало основную чистоту,— это называют чистотой. Не получают возможности строить построенное, и чистота — не чистота. Это называют сю-цзин». Чистота прекращает возникновение безрассудных помыслов. Все сердце очищено, нет ни волоска беспорядочных мыслей.

«Подтверждающие чистоту свидетельствуют, что сердце и мудрость открыто друг друга поддерживают, чувствуют себя беспрепятственно и удобно, допускают свободное движение, истинно воспринимают самадхи, сердцем ни на что не опираются». В этом состоянии сердце ощущается как остановившаяся вода, безрассудные мысли полностью отсутствуют, ни пылинки в уме не поднимается (рис. 59).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!