СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И СОЗЕРЦАНИЯ



Приступая к практике, выравнивают беспорядочное мышление, если же это не получается, то прибегают к методу созерцания, в связи с чем в книге для начинающих сказано: «Когда практикующий вначале садится в медидацию, поскольку сердце его грубое и беспорядочное, следует совершить остановку для исключения и уничтожения лишнего. Если остановка не прекращает хаос, то следует переходить к созерцанию». Созерцание (гуань) означает обращение взора внутрь при закрытых глазах и преодоление некоторых мыслей методом анализа и умозаключения. Содержание метода остановки и созерцания в книге разобрано весьма подробно, хотя и не хватает конкретности. В этом особенность произведений Чжи И — склонность к основанной на догадках и перегруженной мелочами схоластической философии. Этим объясняется неточность приведенных ниже терминов. Далее будут описаны некоторые методы.

 

Терминология остановки и созерцания

Часть первая. Остановка и созерцание в положении сидя. Освоение остановки и созерцания для управления начальными грубостью и беспорядочностью сердца включает:

— работу над остановкой путем создания привязки и сохранения сознания в определенной области, подчинения сердца и истинной остановки ума;

— работу над созерцанием следующих видов: нечистым, сердечно-любовным, над разделением мира, со счетом дыханий.

Собственно остановка и созерцание включает:

— работу над остановкой и созерцанием для лечения таких болезней сердца, как погружение и плавание;

— произвольное вхождение в остановку и созерцание;

— работу над остановкой и созерцанием для утончения сердца в достижении устойчивости;

— пребывание в остановке и созерцании для равномерной устойчивости и мудрости

(рис. 56).

Часть вторая. Освоение остановки и созерцания с созданием привязок к различным областям включает:

— работу над остановкой и созерцанием с прохождением привязок при ходьбе, стоя, сидя, лежа, в действии, при разговоре;

— работу над остановкой и созерцанием в шести корневых воротах (по областям) во время наблюдения цвета глазами, слушания звуков ушами, обоняния запахов носом, восприятия вкусов языком, осязания кожей и мышления.

Некоторые практические методы остановки и созерцания

Методы достижения остановки; создания привязки и сохранения внимания в определенной области. «Связывают сердце с кончиком носа, пупочной впадиной или т. п., чтобы сердце не рассеивалось, поэтому в трактатах сказано: соединяй сердце, не давая ему убегать, и связывай его, как обезьяну». Беспорядочные мысли должны иметь объектом события или предметы. Эти события и предметы и есть привязка, показывающая, на что налагаются мысли. Можно воспользоваться методом подключения сердца к вниманию, сохраняя его энергию в определенной области. Местом сохранения обычно становится кончик носа или пупочный центр. Это все равно, что привязать обезьяну к деревянному столбу.

Метод остановки путем подчинения сердца. «Как только сердце вздымается, следует сразу заняться подчинением его и остановкой, не позволяя ему метаться и рассеиваться. В трактатах говорится о существовании пяти корней, и сердце среди них — главное, именно поэтому вы должны как следует останавливать сердце». Когда соединяют внимание с привязкой и сохраняют в выбранной области, тем самым его останавливают, после чего сердце и чувства относительно успокаиваются, и метод сохранения на кончике носа и в пупочном центре больше не требуется. Тогда обращаются к объекту мышления, а именно рассматривают источник возникновения мыслей и своевременно обуздывают их. Глаза уши, нос, рот, язык, тело и мысль составляют шесть корней (корень — мысль, способная произвести другую мысль), среди которых главным считается сердечная мысль, поэтому прикладывают усилия для овладения этим важнейшим звеном.

Метод остановки путем выяснения истинности. «По мере того как сердце мыслит, всеми способами узнают, что рождается от привязки. Собственной природы нет, поэтому сердце ничего не воспринимает, а значит, бессмысленно думать о сердце и дыханиц отсюда и происходит остановка». Этот метод основан на реализации двух предыдущих, однако по отношению к неожиданно появляющимся мыслям используют метод анализа, чтобы выявить, истинные ли онц и таким образом узнают, что все мысли представляют собой случайное совпадение, все они пусты и бессмысленны. Полностью отбросив их, можно остановиться.

Метод созерцания пустоты. Различные явления и предметы, возникающие при беспорядочном мышлении, относящиеся как к внешней среде, так и к внутреннему миру, быстро меняются со временем, не оставляя ничего поистине существующего, устойчивого, постоянного — все это пустые фантазии, лишенные реальности. Побуждение сердца к осознанию этого являения называют созерцанием пустоты (кунгуань).

Метод созерцания ложного. Различные явления и предметы, возникающие при беспорядочном мышлении, как относящиеся к внешней среде, так и к внутреннему миру, не имеют реального содержания, они всегда надуманные, ложные, и на них нельзя опереться. Побуждение сердца к осознанию их ложности называют созерцанием  ложного (цзягуань).

Метод созерцания среднего. В указанных выше случаях, созерцая пустоту, не опираются на пустоту, а созерцая ложное, не опираются на ложное, но объединяют пустое и ложное в одно, чтобы добиться чистоты сердца, света и проникновения. Это называют созерцанием среднего (чжунгуань).

Приведенные методы остановки и созерцания в целом заключаются в следующем. Когда разные мысли возвращаются к единой первооснове — это остановка, а различение и понимание — это созерцание. Их можно использовать поочередно и совместно, чтобы они способствовали друг другу, но не следует применять их совершенно по отдельности.

ШЕСТЬ ТОНКИХ МЕТОДОВ-ВОРОТ

Здесь подразумеваются шесть методов остановки и созерцания. Чжи И разбил их на десять видов по шесть тонких методов-ворот в каждом: шесть тонких ворот для различных медитаций с преодолением различий и противопоставлений и шесть тонких ворот с последующим взаимопорождением, а также с произвольным подходом, управлением противоположностями и взаимодействиямц преодолением различий, вращением, созерцанием сердца, круговым созерцанием и истинностью в сердце (рис. 57).

Среди них шесть тонких ворот с последующим взаимопорождением наиболее важны, поэтому Чжи И в самом начале книги «Шесть тонких методов-ворот» указывал: «Вначале Шакьямуни, достигнув древа Пути и усевшись на лужайке в позе лотоса, успокоил внутренние мысли. В этом процессе первое — счет (шу), второе — следование (суй), третье — остановка (чжи), четвертое — созерцание (гуань), пятое — возвращение (хуань), шестое — чистота (цзин). Тогда тьма вещей раскрывается, вымыслы рассеиваются и образуется Путь». Когда говорят о шести тонких воротах, подразумевают именно этот метод, а остальные девять служат в основном для рассуждении о медитации, поэтому здесь они рассматриваться не будут.

Комплекс из шести тонких методов относится к практикам, сочетающим успокоение сердца и налаживание дыхания. Хотя Мудрый Спокойный неправильно приписывает его создание Шакьямуни, первое письменное упоминание о нем встречается в «Сутре об успокоении и сохранении мысли», где сказано: «Будда владеет шестью связываниями мыслей, которые называются подсчет дыханий, взаимоследование, остановка, созерцание, возвращение и чистота». При династии Западная Цзинь (265—317 гг.)  Дхармаракша перевел на китайский язык «Сутру о строительстве, деятельностц пути и земле», где в пятом свитке обращается внимание на следующие аспекты: «При счете дыханий и сохранении мысли важны четыре вещи: первая — подсчет дыханий, вторая — взаимоследование, третья — остановка, четвертая — возвращение и чистота». Чжи И переименовал шесть связываний мыслей в шесть тонких ворот.

Каждый метод из этих шести ворот разделяется на две части: строительство и подтверждение. Ниже приводится оригинальный текст с краткими комментариями.

Подсчет дыханий

«Производящие подсчет практикующие налаживают гармоничное течение ци, и дыхание становится не шероховатым и не гладким. Они спокойно и внимательно считают цифры от одного до десяти, обратив сердце к подсчету, без торопливости и рассеяния. Это называется сюшу». Выдохи и вдохи считают от одного до десяти, а затем начинают сначала, иногда можно доводить подсчет до ста или вести обратный счет. Главное — путем привязывания сердца к подсчету выдохов-вдохов избавиться от беспорядочного мышления. «Подтверждающие счет чувствуют, что сердце позволяет доходить от одного до десяти, не прикладывая дополнительных усилий. Когда сердце останавливается, а дыхание привязано, ощущают дыхание как пустое и слабое, а сердце постепенно работает все тоньше. Страдая от грубости такого действия, как произведение подсчета, мышление отказывается считать, тогда практикующий должен прекратить подсчет и приступить к следованию». По мере подсчета настрой постепенно становится все устойчивей, так что считают от одного до десяти естественно, не сбиваясь. Выдохи и вдохи становятся относительно легче и тоньше, появляется ощущение невозможности счета и можно переходить к следованию за дыханием.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!