Лундская школа географии. Принципы Лундской школы. Понятия Лундской школы



Теория социокультурных систем (Николаенко)

Социокультурная система (СКС) — тип социокультурного образования, доминирующий в социокультурной эволюции. СКС включают основную часть обитаемых территорий и населения мира. СКС характеризуются большими размерами территорий и значимой численностью населения, имеют оригинальные стандарты организации пространства, общества и государства и обладают многими уникальными свойствами, благодаря которым существенно отличаются от остальных социокультурных образований.

Основные черты СКС таковы:

• способность расширять свой хоумленд за счет социокультурной переработки новых территорий;

• способность генерировать сложную структуру собственного пространства с внутренними буферными зонами для защиты от остальных СКС;

• наличие полного цикла социокультурной переработки территорий, включающего семь этапов;

• доминирование внутренних закономерностей над внешними факторами, которые всегда используются в строгом соответствии с внутренней логикой развития СКС;

• способность формировать естественно зависимых вассалов в процессе социокультурного преобразования территорий;

• приверженность мировой религии или ее местному варианту;

• способность распространять свой язык за пределами хоумленда, что прежде всего касается внутреннего буфера и естественно зависимых вассалов;

• надежность и самодостаточность собственной экономики;

• способность генерировать и реализовывать устойчивые оригинальные экономические стандарты и формы, не имеющие аналогов за пределами данной СКС.

Выделяются восемь СКС, каждая из которых проходит семь этапов эволюции. При этом на каждом этапе СКС обретают специфичные конкретные формы. Таким образом, насчитывается 56существенно различных внешних форм СКС, для понимания которых нужно исходить из корректной генерализации высокого уровня.

Социокультурная среда — тип социокультурного образования. Во многом схож с социокультурной системой, но имеет большое количество принципиальных отличий. Характерны устойчивость и длительность существования, наличие специфичных экономических, социальных и культурных форм.

Основные отличия от СКС проявляются в категорической неспособности перерабатывать новые пространства всвойхоумленд, расширяя его при этом, и формировать естественно зависимых вассалов: нет работы с пространством, которая ведется социокультурными системами. Итогом становится своего рода консервация сред: они не меняют своего пространства и сами не эволюционируют на протяжении длительного времени, современным итогом чего являются небольшие размеры их территорий. Существенное отличие от СКС проявляется и в чрезвычайной ситуативности поведения.

На современном уровне изученности социокультурных образований и процессов нет возможности определить причины формирования различий социокультурных систем и сред в отношении к пространству, однако можно детально их описать.

Регион смешанного социокультурного освоения — тип социокультурного образования. Пространство, не имеющее четкого внутреннего социокультурного доминанта, на котором присутствуют различные социокультурные образования (СКС, среды и буферные зоны).

Как правило, это районы молодого исторического освоения, которые в перспективе обретают социокультурную определенность, но при этом могут сохранять присутствие в своих пределах нескольких социокультурных образований. Наиболее вероятна эволюция регионов смешанного социокультурного освоения в естественно зависимых вассалов и внешние буферные зоны, в более редких случаях — в часть хоумленда одной из СКС.

Внешний социокультурный буфер — тип социокультурного образования, складывающийся для разделения двух и более СКС. Как правило, внешние буферные зоны соседствуют не непосредственно с СКС, а с их внутренними буферами, полностью подконтрольными своим СКС. Внешняя буферная зона как особое социокультурное образование характеризуется чрезвычайной нестабильностью и зависимостью от динамики тех СКС, которые она разделяет.

Примером внешней буферной зоны может служить Восточная Европа — особый тип социокультурного образования, разделяющего западную и российскую СКС.

Естественно зависимый вассал — относительно целостная территория с собственным населением, способная иметь некоторые принципиальные отличия от соседней, доминирующей над ней СКС, но ставшая ее неотъемлемой частью в результате длительной и систематической социокультурной переработки.

Примечательно, что размеры государств — естественно зависимых вассалов могут быть существенно различными, но главное отличие в их особом социокультурном характере.

Естественно зависимые вассалы могут обладать немалой политической и экономической самостоятельностью, иметь неоднозначные и порой конфликтные отношения со своим доминантом, в реальности являясь лишь частью определенной СКС. Изменить социокультурный статус практически не могут. Дело не в отдельных разовых экономических или политических акциях, но в социокультурных мероприятиях, которые нужно последовательно проводить в течение нескольких столетий и (вероятно) по инициативе конкурирующей СКС. Инициативы или, тем более, декларативного желания самого естественно зависимого вассала для изменения его социокультурного статуса недостаточно. Примеры изменения статуса естественно зависимого вассала нам не известны. Изучение восьми СКС на протяжении всей их истории показало, что, если территория сформирована как естественно зависимый вассал определенной СКС, то она такой и остается на все времена.

Анклав— пространство исторически временного доминирования одной из СКС в рамках иного социокультурного образования. Генезис формирования анклавов многообразен и во многом зависит от конкретных особенностей динамики СКС.

Как правило, анклавы генерируются в процессе расширения пространства контроля той или иной СКС. Они выполняют важные социокультурные задачи, но недолговечны с исторической точки зрения. Очередной этап эволюции СКС может стать причиной деградации анклава, даже при отсутствии внешнего давления на него.

Община-анклав в пределах иной СКС — критическая самовоспроизводящаяся масса населения одной СКС, постоянно проживающая на территории другой СКС и сохраняющая при этом свои социокультурные стандарты.

Воспроизводство общины-анклава осуществляется как посредством естественного прироста, так и механических миграций населения из материнской СКС в СКС постоянного проживания. Общины-анклавы наиболее характерны для регионов смешанного и пионерного освоения. Классическим примером могут служить черные жители Северной Америки, в особенности — США.

Цивилизация— первичная форма очагового социокультурного освоения территории, встречающаяся в социокультурных системах, но не носящая обязательного для них характера. Характерны для первых этапов СКС. При переходе к площадному освоению территорий «растворяются» в своих СКС, переходят в иные формы. Цивилизации изолированы друг от друга, но не от своих СКС. Это начальная форма СКС, ее возможное первое внешнее выражение.

Часто конкретной причиной перехода от очагового освоения территорий в цивилизациях к их площадному освоению оказываются экологические кризисы, которые генерируются как показатель определенного уровня освоенности территории. Итогами экологических кризисов, порожденных цивилизациями, являются миграции населения в иные регионы. С этой точки зрения цивилизация выступает и как генератор определенной численности населения СКС.

Экологические кризисы как причина гибели цивилизаций или их деградации должны рассматриваться в рамках общего социокультурного процесса освоения территорий. В таком контексте понятно, что экологический кризис — это наиболее эффективный способ и основание, чтобы заставить население определенной цивилизации растекаться по малоосвоенной территории своей СКС.

 

Лундская школа географии. Принципы Лундской школы. Понятия Лундской школы.

Основателем и признанным лидером Лундской школы стал шведский географ ТорстенХегерстранд. Школа развивается с конца 50-х годов в значительной степени на основе конкретизации и разработки его идей. Основополагающие положения, послужившие базой формирования школы, изложены Хегерстрандом в начале 50-х годов. Потребовалось около 10 лет, чтобы идеи стали западной географической классикой. Хегерстранд исследовал процесс диффузии нововведений. Проблема занимала западных географов и раньше, но Хегерстранд применил для этой цели строгие методы, что позволило получить оригинальные результаты.

Основное достижение Хегерстранда и Лундской школы в целом состоит не столько в создании математической основы пространственно-временных исследований, сколько строго последовательной теоретической их базы. Географы обычно оперируют неявно определяемыми теоретическими и методологическими принципами, как правило, без жесткой формализации их. Хегерстранд одним из первых создал географическую теорию с последовательно описанными самим автором принципами и системой понятий. Основное значение его исследований состоит именно в создании прецедента: исследование пространственных процессов может быть не менее строгим, чем исследования в других областях, бравирующих своей строгой научностью и применением математики.

Помимо общего теоретического и методологического значения разработки Хегерстранда исключительно важны для понимания процесса диффузии нововведений как волнового явления. Диффузия нововведений — очень общий процесс, характерный для множества областей. К примеру, процессы освоения пространства во всех существующих социокультурных системах могут успешно описываться с этих позиций. Подобный подход плодотворен и во многих других областях, в частности рекреационной географии.

На начальном этапе исследование процесса диффузии нововведений почти целиком шло в духе количественной географии. Учет отдельных элементов психологии людей был обусловлен спецификой проблематики, но определяющего влияния на постановку и решение проблем не оказывал. Продолжая работать в том же направлении, Хегерстранд существенно откорректировал свои первоначальные взгляды. В 60-е годы в основных чертах была сформулирована система принципов и понятий «временной» географии, которая сохраняется и поныне.

Важным этапом эволюции научной школы стало создание в Лунде исследовательской группы по проекту «Использование времени и экологическая организация». В ее рамках Хегерстранд со своими коллегами Б. Ленторпом, С. Мартенссоном, П. Карлстейном и другими продолжил исследования. Важнейшее значение для формирования школы имело и то, что Хегерстранд и его последователи основали журнал «LundStudiesinGeography. HumanGeography», в котором могли оперативно и на доступном для громадного большинства географов мира языке публиковать свои — и не только свои — разработки, как правило пионерного характера. В частности, знаменитая книга В. Бунге «Теоретическая география», ставшая классикой количественной революции в географии, не могла быть опубликована в Северной Америке: даже столь толерантное научное сообщество, как в США, сочло ее слишком радикальной. Книгу Бунге опубликовали в Лунде, и уже через год после этого она стала классикой.

В целом, для формирования школы сложились благоприятные условия: бесспорный лидер с идеями, способными увлечь научную молодежь; результаты исследований, находившие применение на практике и высоко оцениваемые правительством Швеции; собственный журнал — все это способствовало формированию жизнестойкой и продуктивной научной школы. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами западной географической науки.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!