Техника речи. Тренировка добора воздуха для постановки речевого дыхания



Представили, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быстрее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счёт: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: пять, шесть - вслух, семь, восемь - мысленно. И т.д.

А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом - не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться - как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напряжение с голосового аппарата, т.к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание выбрасывается рывками на словах счёта.

Техника речи. Упражнение "гекзаметр" для постановки речевого дыхания диктора.

Возьмите одно из произведений Гомера. "Илиаду", либо "Одиссею". И читайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов. Затем читайте две строчки - эту же и следующую. Всё на одном дыхании без пауз. Затем три строчки, четыре и т.д. Потом обратный порядок. Постепенно, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточно много.

Цель упражнений для постановки речевого дыхания состоит в воспитании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохраняла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упражнения для постановки речевого дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на "хэ"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диафрагмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вдох - короткие, энергичные, свободные. сами. Только не нужно перенапрягаться! Рубите легко, играючи.

Пусть вам не кажется это занятие каким-то чудачеством. Это нормальная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые компоненты помогают раскрепостить организм, особенно мышцы фонационных путей. А следовательно, быстрее выявить природный тембр голоса и наиболее эффективно развивать его. Меньше иронии, больше веры, и вы обязательно сможете научиться красиво говорить!

Постановка голоса (резонаторы)

Расслабление мышц и развитие резонаторных ощущений

Чтобы научиться красиво говорить, кроме правильного дыхания, для постановки голоса диктору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса диктора, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах.

Звонкость, полётность, яркость, качество голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр голоса, на который отвечает головной резонатор. Для этого диктору необходимо выполнять упражнения для постановки голоса, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.

Итак, для постановки голоса диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении.

Чтоб голос свободно рождался и "пел", нужно выработать чувство свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".

Техника речи. Упражнение для постановки голоса "стон".

Чтобы выполнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя положение тела "на колок", не откидывайтесь, держите спину привычно в прямом положении. Это поможет работе дыхательного аппарата. Представьте, что у вас болит голова или горло. И начинайте негромко стонать голосом, чтоб "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос получается глухой, звук короткий, связки напряжены. Всё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опущены. Шея так свободна, что голова наклонилась в сторону или вниз.

Теперь начинайте двигать головой влево, вниз, вправо… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте стонать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "средней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не плотно, а соединены слегка. Как при произнесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения упражнения, ощутите свободное звукотечение. Стон - это звук, беспрепятственно выходящий из гортани.

Продолжая стонать, сохраняя положение тела, медленно, без напряжения слегка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закрываете рот:

мма-мма-мма…

"А" произносится мягко, мышцы губ и нижней челюсти свободные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражнение проделайте несколько раз. Самое главное - это мышечная свобода. Работать должен только дыхательный аппарат.

А теперь, продолжая стонать, слитно, как одно слово, произнесите голосом фразу "Мам, мёду нам". Открывая рот, сейчас же мягко возвращайте его в исходное положение на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согласные звуки "м", "н" удваиваются:

мамм-мёдунн-намм…

Далее упражнение для постановки голоса "стон" сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая резонаторную функцию носовой полости.

На стоне тренируйте различные сочетания сонорных согласных с гласными:

Мм-мУ-мм-мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм-мнЭ-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-мнАли-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-мм-РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…

Сонорные - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стоните монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло, голос. Рот при звучании гласных свободно открывается, но не широко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", "р", "л".

Далее, достигнув свободы звучания, постепенно переходите к повышению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не более как на два-три тона от средней ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей.

В упражнение на сонорные согласные постепенно вводим элементы речевого способа произношения с опорой.

Вначале произнесите слитно на стоне, полунапевно: м

маммаммаммамм…

Потом три раза слитно на стоне, а четвёртый разговорно - зовём голосом маму:

Ммаммаммам-мАм!

В речевом аппарате ничего не меняется . Так же свободно, мягко в области глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - опёрла звук.

Следует добиваться, чтоб характер звучания голоса изменял и характер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость дыхания от звучания.

На стоне произнесите знакомую фразу:

Ммаммёдуннамм

И здесь же - каждое слово отрывисто:

мАм! мЁду! нАм!

Проследите, чтоб при речевом произнесении не было чрезмерной активности, чтоб сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне.

Тренируйте знакомые сочетания:

ммУ! ммО! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!

мнУли! мнОли! мнАли! мнЭли! мнИли! мнЫли!

РлУрм! РлОрм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!

******************************************************************************************************************************************************************************************************************************************


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!