Тема в когнитивной психологии 52 страница



Но что такое человеческая жизнь? Это есть совокупность, точнее, система сменя­ющих друг друга деятельностей. В деятель-ности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также пере­ход деятельности в ее объективные резуль-таты, в ее продукты. Взятая с этой сторо­ны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами “субъект — объект”. “В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь”, — замечает Маркс2.

О категории предметной деятельности

Деятельность есть молярная, не адди­тивная единица жизни телесного, матери­ального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это еди­ница жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого


268


состоит в том, что оно ориентирует субъек­та в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не сово­купность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и пре­вращения, свое развитие.

Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее пол­ноте, в ее важнейших зависимостях и де­терминациях: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различ­ных видах и формах. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы ответить на вопрос, как именно выступает категория деятельнос­ти в психологии. Вопрос этот ставит ряд далеко еще не решенных теоретических проблем. Само собой разумеется, что я могу затронуть лишь некоторые из них.

Психология человека имеет дело с дея­тельностью конкретных индивидов, про­текающей или в условиях открытой кол­лективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром — перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из обществен­ных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность че­ловеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отноше­ний общества. Вне этих отношений чело­веческая деятельность вообще не суще­ствует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения (Verkehr), которые порождаются развити­ем производства и которые не могут реа­лизоваться иначе, как в деятельности кон­кретных людей1.

Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивиду­альных обстоятельствах.

Особенно следует предостеречь против понимания деятельности человека как от-


ношения, существующего между челове­ком и противостоящим ему обществом. Это приходится подчеркивать, так как за­топляющие сейчас психологию позитиви­стские концепции всячески навязывают идею противопоставленности человеческо­го индивида обществу. Для человека об­щество якобы составляет лишь ту вне­шнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться “неадаптированным” и выжить, совершен­но так же, как животное вынуждено при­спосабливаться к внешней природной сре­де. С этой точки зрения деятельность человека формируется в результате ее под­крепления, хотя бы и не прямого (напри­мер, через оценку, выражаемую "референт­ной” группой). При этом упускается главное — то, что в обществе человек нахо­дит не просто внешние условия, к кото­рым он должен приноравливать свою дея­тельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; сло­вом, что общество производит деятельность образующих его индивидов. <...>

Основной, или, как иногда говорят, кон­ституирующей, характеристикой деятель­ности является ее предметность. Собствен­но, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее пред­мета (Gegenstand). Выражение “беспред­метная деятельность” лишено всякого смысла. Деятельность может казаться бес­предметной, но научное исследование дея­тельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиня­ющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в резуль­тате деятельности субъекта и иначе осуще­ствиться не может.

Уже в самом зарождении деятельнос­ти и психического отражения обнаружи­вается их предметная природа. Так, было показано, что жизнь организмов в гомо­генной, хотя и изменчивой среде может развиваться лишь в форме усложнения той системы элементарных отправлений, кото­рая поддерживает их существование. Толь-


 


1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 19.


269


ко при переходе к жизни в дискретной сре­де, т. е. к жизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям, имеющим прямое биотическое значение, надстраиваются процессы, вызываемые воздействиями, которые сами по себе мо­гут быть нейтральными, абиотическими, но ориентирующими организм по отношению к воздействиям первого рода. Формиро­вание этих процессов, опосредствующих фундаментальные жизненные отправления, происходит в силу того, что биотические свойства предмета (например, его пищевые свойства) выступают как скрытые за дру­гими, “поверхностными” его свойствами, поверхностными в том смысле, что, преж­де чем испытать на себе эффекты, вызыва­емые биотическим воздействием, нужно, образно говоря, пройти через эти свойства (таковы, например, механические свойства твердого тела по отношению к химичес­ким его свойствам). <...>

Итак, предыстория человеческой дея­тельности начинается с приобретения жиз­ненными процессами предметности. Пос­леднее означает также появление элемен­тарных форм психического отражения — превращение раздражимости (irribilitas) в чувствительность (sensibilitas), в “способ­ность ощущения”.

Дальнейшая эволюция поведения и психики животных может быть адекват­но понята именно как история развития предметного содержания деятельности. На каждом новом этапе возникает все более полная подчиненность эффекторных про­цессов деятельности объективным связям и отношениям свойств предметов, во взаи­модействие с которыми вступает живот­ное. Предметный мир как бы все более “втягивается” в деятельность. Так, движе­ние животного вдоль преграды подчиняет­ся ее “геометрии” — уподобляется ей и несет ее в себе, движение прыжка подчи­няется объективной метрике среды, а вы­бор обходного пути — межпредметным отношениям.

Развитие предметного содержания де­ятельности находит свое выражение в иду­щем вслед развитии психического отра­жения, которое регулирует деятельность в предметной среде.

Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация -> эф-фекторные процессы, реализующие контак-


ты с предметной средой -> коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа. Сей­час кольцевой характер процессов, осуще­ствляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и доста­точно хорошо описан. Однако главное зак­лючается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, что психическое отраже­ние предметного мира порождается не не­посредственно внешними воздействиями (в том числе и воздействиями “обратными”), а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контак­ты с предметным миром и которые поэто­му необходимо подчиняются его независи­мым свойствам, связям, отношениям. Последнее означает, что “афферентатором”, управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично — его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет -> про­цесс деятельности и переход деятель­ность -> ее субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта проис­ходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объек­та, трансформируемого человеческой дея­тельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в “покоящееся свой­ство" (ruhende Eigenschaft) ее объективно­го продукта.

На первый взгляд кажется, что пред­ставление о предметной природе психики относится только к сфере собственно по­знавательных процессов; что же касается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление не распространяется. Это, однако, не так.

Взгляды на эмоционально-потребност-ную сферу как на сферу состояний и про­цессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних усло­вий, основываются на смешении, по суще­ству, разных категорий, на смешении, ко­торое особенно дает о себе знать в проблеме потребностей.

В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения


270


потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок дея­тельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную де­ятельность субъекта в предметной среде. "Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить дви­жение в ту или другую сторону и видо­изменять его сообразно требованиям ме­стности и случайностям встреч”1, — писал И. М. Сеченов. Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенно направленной дея­тельности; ее функция ограничивается активацией соответствующих биологичес­ких отправлений и общим возбуждени­ем двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате ее “встречи” с отвеча­ющим ей предметом она впервые стано­вится способной направлять и регулиро­вать деятельность.

Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Он отмечался уже Ч.Дарвином, о нем свидетельствуют не­которые данные И. П. Павлова; о нем говорит Д. Н. Узнадзе как об условии воз­никновения установки, и его блистатель­ное описание дают современные этологи. Этот чрезвычайный акт есть акт опред­мечивания потребности — “наполнения” ее содержанием, которое черпается из ок­ружающего мира. Это и переводит потреб­ность на собственно психологический уровень.

Развитие потребностей на этом уровне происходит в форме развития их предмет­ного содержания. Кстати сказать, это об­стоятельство только и позволяет понять появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют сво­их аналогов у животных, “отвязаны” от биологических потребностей организма и в этом смысле являются “автономными”2.


Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметы потреб­ностей производятся, а благодаря этому про­изводятся и сами потребности3.

Итак, потребности управляют деятель­ностью со стороны субъекта, но они спо­собны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Отсюда и происходит возможность оборо­та терминов, который позволил К.Левину говорить о побудительной силе (Auffor-derungscharakter) самих предметов4.

Не иначе обстоит дело с эмоциями и чувствами. И здесь необходимо различать, с одной стороны, беспредметные стеничес-кие, астенические состояния, а с другой — собственно эмоции и чувства, порождаемые соотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами. Но об этом нужно говорить особо. В связи же с анализом деятельности достаточно указать на то, что предметность деятель­ности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.

Процесс развития предметного содер­жания потребностей не является, конечно, односторонним. Другая его сторона состо­ит в том, что и сам предмет деятельности открывается субъекту как отвечающий той или иной его потребности. Таким об­разом, потребности побуждают деятель­ность и управляют ею со стороны субъек­та, но они способны выполнять эти функции при условии, что они являются предметными.

Предметная деятельность и психология

То обстоятельство, что генетически ис­ходной и основной формой человеческой деятельности является деятельность вне­шняя, чувственно-практическая, имеет для психологии особый смысл. Ведь психоло­гия всегда, конечно, изучала деятельность, например, деятельность мыслительную, де­ятельность воображения, запоминания и т. д. Только такая внутренняя деятельность, подпадающая под декартовскую категорию


 


1 Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1952. Т. 1. С. 581. 2Allport G. Pattern and Growth in Personality. N. Y., 1961.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 48. Ч. 1. С. 26—31.

4 См. Levin К. A. Dynamic Theory of Personality. N. Y., 1928.


271


cogito, собственно, и считалась психоло­гической, единственно входящей в поле зрения психолога. Психология, таким об­разом, отлучалась от изучения практичес­кой, чувственной деятельности.

Если внешняя деятельность и фигури­ровала в старой психологии, то лишь как выражающая внутреннюю деятельность, де­ятельность сознания. Происшедший на рубеже нашего столетия бунт бихевиорис-тов против подобной менталистской пси­хологии скорее углубил, чем устранил разрыв между сознанием и внешней дея­тельностью, только теперь, наоборот, вне­шняя деятельность оказалась отлученной от сознания.

Подготовленный объективным ходом развития психологических знаний вопрос, который встал сейчас во весь рост, состо­ит в том, входит ли изучение внешней практической деятельности в задачу пси­хологии. Ведь “на лбу" деятельности “не написано", предметом какой науки она яв­ляется. Вместе с тем научный опыт по­казывает, что выделение деятельности в качестве предмета некоей особой области знания — “праксиологии” — не является оправданием. Как и всякая эмпирически данная реальность, деятельность изучает­ся разными науками; можно изучать фи­зиологию деятельности, но столь же пра­вомерным является ее изучение, например, в политической экономии или социологии. Внешняя практическая дея­тельность не может быть изъята и из соб­ственно психологического исследования. Последнее положение может, однако, по­ниматься существенно по-разному.

Еще в 30-х гг. С. Л. Рубинштейн1 ука­зывал на важное теоретическое значение для психологии мысли Маркса о том, что в обыкновенной материальной промышлен­ности мы имеем перед собой раскрытую книгу человеческих сущностных сил и что психология, для которой эта книга остает­ся закрытой, не может стать содержатель­ной и реальной наукой, что психология не должна игнорировать богатство человечес­кой деятельности.

Вместе с тем в своих последующих публикациях С. Л. Рубинштейн подчер-


кивал, что, хотя в сферу психологии вхо­дит и та практическая деятельность, по­средством которой люди изменяют при­роду и общество, предметом психологи­ческого изучения “является только их специфически психологическое содержа­ние, их мотивация и регуляция, посред­ством которой действия приводятся в со­ответствие с отраженными в ощущении, восприятии, сознании объективными ус­ловиями, в которых они совершаются”2.

Итак, практическая деятельность, по мысли автора, входит в предмет изучения психологии, но лишь тем особым своим содержанием, которое выступает в форме ощущения, восприятия, мышления и вооб­ще в форме внутренних психических про­цессов и состояний субъекта. Но это ут­верждение является по меньшей мере односторонним, так как оно абстрагирует­ся от того капитального факта, что дея­тельность — в той или иной ее форме — входит в самый процесс психического от­ражения, в само содержание этого процес­са, его порождение.

Рассмотрим самый простой случай: процесс восприятия упругости предмета. Это процесс внешнедвигательный, с помо­щью которого субъект вступает в практи­ческий контакт, в практическую связь с внешним предметом и который может быть направлен на осуществление даже не познавательной, а непосредственно практи­ческой задачи, например, на его деформа­цию. Возникающий при этом субъектив­ный образ — это, конечно, психическое и, соответственно, бесспорный предмет пси­хологического изучения. Однако, для того чтобы понять природу данного образа, я должен изучить процесс, его порождающий, а он в рассматриваемом случае является процессом внешним, практическим. Хочу я этого или не хочу, соответствует или не соответствует это моим теоретическим взглядам, я все же вынужден включить в предмет моего психологического исследо­вания внешнее предметное действие субъекта. <...>

Иными словами, именно во внешней деятельности происходит размыкание круга внутренних психических процессов


1 См.: Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Советская психотехника.
1934. № 7.

2 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 40.

272


как бы навстречу объективному предмет­ному миру, властно врывающемуся в этот круг.

Итак, деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей “частью" или “элементом”, а своей особой функци­ей. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преоб­разования в форму субъективности.

Вернемся, однако, к описанному случаю порождения психического отражения эле­ментарного свойства вещественного пред­мета в условиях практического контакта с ним. Случай этот был приведен в каче­стве только поясняющего, грубо упрощен­ного примера. Он имеет, однако, и реаль­ный генетический смысл. Едва ли нужно сейчас доказывать, что на первоначальных этапах своего развития деятельность необ­ходимо имеет форму внешних процессов и что, соответственно, психический образ является продуктом этих процессов, прак­тически связывающих субъект с предмет­ной действительностью.

Очевидно, что на ранних генетических этапах научное объяснение природы и осо­бенностей психического отражения невоз­можно иначе, как на основе изучения этих внешних процессов. При этом последнее означает не подмену исследования психи­ки исследованием поведения, а лишь де­мистификацию природы психики. Ведь иначе нам не остается ничего другого, как признать существование таинственной “психической способности”, которая состо­ит в том, что под влиянием внешних тол­чков, падающих на рецепторы субъекта, в его мозге — в порядке параллельного фи­зиологическим процессам явления — вспыхивает некий внутренний свет, озаря­ющий человеку мир, что происходит как бы излучение образов, которые затем ло­кализуются, “объективируются” субъек­том в окружающем пространстве. <...>

Соотношение внешней

и внутренней деятельности

Старая психология имела дело только с внутренними процессами — с движени­ем представлений, их ассоциацией в со­знании, с их генерализацией и движением


их субститутов — слов. Эти процессы, как и непознавательные внутренние пережи­вания, считались единственно составляю­щими предмет изучения психологии.

Начало переориентации прежней пси­хологии было положено постановкой про­блемы о происхождении внутренних психи­ческих процессов. Решающий шаг в этом отношении был сделан И. М. Сеченовым, ко­торый еще сто лет тому назад указывал, что психология незаконно вырывает из целос­тного процесса, звенья которого связаны са­мой природой, его середину — “психичес­кое”, противопоставляя его “материально­му". Так как психология родилась из этой, по выражению И. М. Сеченова, противоес­тественной операции, то потом уже “ни­какие уловки не могли склеить эти разор­ванные его звенья”. Такой подход к делу, писал далее И. М. Сеченов, должен изме­ниться. "Научная психология по всему сво­ему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятелъностей" \


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!