Тема в когнитивной психологии 4 страница
Принципы, проблемы и категории вза-имосвязаны и разделяются только с целью разграничить в психологическом позна-нии его различные составляющие.
18
Общение — координата науки как деятельности Переход к объяснению науки как деятельности требует взглянуть на нее не только с точки зрения предметно-логического характера ее когнитивных структур. Дело в том, что они действуют в мышлении лишь тогда, когда "обслуживают” проблемные ситуации, возникающие в научном сообществе. Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются тель задает вопросы не только природе, но |
сквозь призму деятельности научного сообщества (особого социума), имеющего свои нормы и эталоны. В нем когнитивное неотделимо от коммуникативного, познание — от общения. Когда речь идет не только о сходном осмыслении терминов (без чего обмен идей невозможен), но об их преобразовании (ибо именно оно совершается в научном исследовании как форме творчества), общение выполняет особую функцию. Оно становится креативным.
Общение ученых не исчерпывается простым обменом информацией. Иллюстрируя важные преимущества обмена идеями по сравнению с обменом товарами, Бернард Шоу писал: “Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то остаемся при своих — у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей”.
|
|
Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального общения не учитывает главной ценности общения в науке как творческом процессе, в котором возникает “третье яблоко", когда при столкновении идей происходит “вспышка гения”. Процесс познания предполагает трансформацию значений.
Если общение выступает в качестве непременного фактора познания, то информация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Она
порождается пересечением линий мысли, идущих из многих источников.
Говоря о производстве знания, мы до сих пор основной акцент делали на его категориальных регуляторах. Такая абстракция позволила выделить его предметно-логический (в отличие от формально-логического) аспект. Мы вели изложение безотносительно к взаимодействию, пересечению, дивергенции и синтезу категориальных ориентации различных исследователей.
Реальное же движение научного познания выступает в форме диалогов, порой весьма напряженных, простирающихся во времени и пространстве. Ведь исследова-
|
|
также другим ее испытателям, ища в их ответах1 информацию (приемлемую или неприемлемую), без которой не может возникнуть его собственное решение. Это побуждает подчеркнуть важный момент. Не следует, как это обычно делается, ограничиваться указанием на то, что значение термина (или высказывания) само по себе “немо" и сообщает нечто существенное только в целостном контексте всей теории. Такой вывод лишь частично верен, ибо неявно предполагает, что теория представляет собой нечто относительно замкнутое. Конечно, термин “ощущение”, к примеру, лишен исторической достоверности, вне контекста конкретной теории, смена постулатов которой меняет и его значение.
В теории Вундта, скажем, ощущение означало элемент сознания, в теории Сеченова оно понималось как чувствование — сигнал, в функциональной школе как сенсорная функция, в современной когнитивной психологии как момент перцептивного цикла и т.д., и т.п.
Различное видение и объяснение одного и того же психического феномена определялось "сеткой” тех понятий, из которых "сплетались" различные теории. Можно ли, однако, ограничиться внутритеоретически-ми связями понятия, чтобы раскрыть его содержание? Дело в том, что теория работает не иначе, как сталкиваясь с другими, “выясняя отношения с ними”. (Так, функциональная психология опровергала установ-
|
|
1 Конечно, эти ответы формулируются не для него, но, вслушиваясь в них, он оказывается участником диалога, когда, опираясь на извлеченный из текстов ответ (который он не мог бы получить, если бы не обращался к этим текстам с собственным вопросом), не удовлетворяется им, а вступает в спор, приводит контраргументацию, продвигаясь тем самым в познании обсуждаемого предмета.
19
ки вундтовской школы, Сеченов дискутировал с интроспекционизмом и т.п.) Поэто-му ее значимые компоненты неотвратимо несут печать этих взаимодействий.
Язык, имея собственную структуру, живет, пока он применяется, пока он вовлечен в конкретные речевые ситуации, в круго-ворот высказываний, природа которых диалогична.
Динамика и смысл высказываний не могут быть “опознаны” по структуре языка, его синтаксису и словарю. Нечто подобное мы наблюдаем и в отношении языка науки. Недостаточно воссоздать его предметно-логический словарь и синтаксис (укорененные в категориях), чтобы рассмотреть науку как деятельность. Следует соотнести эти структуры с “комму-никативными сетями”, актами общения как стимуляторами преобразования зна-ния, рождения новых проблем и идей.
|
|
Если И.П. Павлов отказался от субъективно-психологического объяснения реакций животного, перейдя к объективно-психологическому (о чем он оповестил в 1903 году Международный конгресс в Мадриде), то произошло это в ответ на запросы логики развития науки, где эта тенденция наметилась по всему исследовательскому фронту. Но совершился такой поворот, как свидетельствовал сам ученый, после “нелегкой умственной борьбы”. И была эта борьба, как достоверно известно, не только с самим собой, но и в ожесточенных спо-рах с ближайшими сотрудниками.
Если В. Джеймс, патриарх американской психологии, прославившийся книгой, где излагалось учение о сознании, выступил в 1905 году на Международном психологическом конгрессе в Риме с докладом “Существует ли сознание?”, то сомнения, которые он тогда выразил, были плодом дискуссий — предвестников появления бихевиоризма, объявившего созна-ние своего рода пережитком времен алхимии и схоластики.
Свой классический труд “Мышление и речь” Л.С. Выготский предваряет указа-нием, что книга представляет собой резуль-тат почти десятилетней работы автора и его сотрудников, что многое, считавшееся вначале правильным, оказалось прямым заблуждением.
Выготский подчеркивает, что он подверг критике Ж. Пиаже и В. Штерна. Но он критиковал и самого себя, замыслы своей группы (в которой выделялся покончивший с собой в возрасте около 20 лет Л.С. Сахаров, имя которого сохранилось в модифицированной им методике Аха). Впоследствии Выготский признал, в чем заключался просчет: “...в старых работах мы игнорировали то, что знаку присуще значение”1.
Переход от знака к значению совершился в диалогах, изменивших исследова-тельскую программу Выготского, а тем самым и облик его школы.
Личность ученого,
его программа и школа
Нами были рассмотрены две координа-ты науки как системы деятельности — ког-нитивная (воплощенная в логике ее развития) и коммуникативная (воплощенная в динамике общения). Они неотделимы от третьей координаты — личностной. Творческая мысль ученого движется в пределах “познавательных сетей” и “сетей общения”.
Но она является самостоятельной величиной, без активности которой развитие психологии было бы чудом, а общение невозможно.
Коллективность исследовательского труда приобретает различные формы. Одной из них является научная школа. Понятие о ней неоднозначно, и под ее именем фигурируют различные типологические формы. Среди них выделяются: а) научно-образовательная школа; б) школа — исследовательский коллектив; в) школа как направление в определенной области зна-ний. Наука в качестве деятельности — это “производство” не только идей, но и людей. Без этого не было бы эстафеты зна-ний, передачи традиций, а тем самым и новаторства. Ведь каждый новый прорыв в непознанное возможен не иначе, как бла-годаря предшествующему (даже если последний опровергается).
Наряду с личным вкладом ученого со-циокультурная значимость его творчества оценивается и по критерию создания им школы. Так, говоря о роли И.М. Сеченова, его ближайший ученик М.Н. Шатерников
20
1 Выготский Л.
отмечал в качестве его главной заслуги то, что он “с выдающимся успехом сумел привлечь молодежь к самостоятельной разработке научных вопросов и тем положил начало русской физиологической школе”1.
Здесь подчеркивается деятельность Сеченова как учителя, сформировавшего у тех, кому посчастливилось пройти его шко-лу (на лекциях и в лаборатории), способность самостоятельно разрабатывать свои проекты, отличные от сеченовских. Но отец русской физиологии и объективной психо-логии создал не только научно-образовательную школу. В один из перио-дов своей работы — и можно точно указать те несколько лет, когда это происходило, — он руководил группой учеников, образовав-ших школу как исследовательский коллектив.
Такого типа школа представляет осо-бый интерес в плане анализа процесса на-учного творчества. Ибо именно в этих об-стоятельствах обнажается решающее значение исследовательской программы в управлении этим процессом. Программа является величайшим творением лично-сти ученого, ибо в ней прозревается резуль-тат, который в случае ее успешного испол-нения явится миру в образе открытия, дающего повод вписать имя автора в лето-пись научных достижений.
Разработка программы предполагает осознание ее творцом проблемной ситуа-ции, созданной (не только для него, но для всего научного сообщества) логикой развития науки и наличием орудий, оперируя которыми, можно было бы найти ре-шение.
Программа, относящаяся к нейрофизиологии, зародилась у Сеченова в связи с психологической задачей, касающейся ме-ханизма волевого акта. Открытие им в головном мозгу “центров, задерживающих рефлексы”, принесло ему всеевропейскую славу. Открытие являлось его личным достижением (совершено оно в Париже, в лаборатории Клода Бернара, который не придал сеченовскому результату серьезно-го значения).
Но, вернувшись в Петербург, Сеченов стал трактовать свое открытие как компонент более общей программы по иссле-
дованию отношений между нервными цент-рами. Соответственно он мог теперь раздать своим ученикам различные фрагменты этой программы. Она стала объединяющим началом работы собравшейся вокруг него группы молодых исследователей. Через не-сколько лет, опираясь на эту программу, произвести новое знание более не удава-лось, и школа как исследовательский кол-лектив распалась. Вчерашние ученики пошли каждый своим путем.
Вместе с тем Сеченов стал учителем для следующих поколений исследователей нейрорегуляции поведения и в этом смысле лидером школы как направления в науке. За появлением и исчезновением научных школ как исследовательских кол-лективов скрыта судьба их программ. Каж-дый из этих коллективов — это малая со-циальная общность, отличающаяся “лица необщим выражением”. Различия между ними определяются программами. В каж-дой преломляются запросы предметной логики в той форме, в какой они “запелен-гованы” интеллектуальной чувствительно-стью ее творца. Эти запросы, как отмеча-лось, динамичны, историчны.
Так, в годы становления психологии в качестве самостоятельной науки велик был авторитет школы Вундта. Ее программа получила имя структуралистской (глав-ная проблема виделась в выявлении путем эксперимента элементов, из которых стро-ится сознание). Но вскоре из школы выш-ли молодые психологи, предложившие но-вые исследовательские программы. Они стали лидерами школ, в деятельности ко-торых наметился сдвиг к новой интерпре-тации предметной области психологии. (Таковой, например, выступила так называе-мая вюрцбургская школа с ее лидером — учеником Вундта — О. Кюльпе.)
Параллельно на смену структурализму пришел функционализм. Но его ждала сходная участь. Европейские ученики функционалиста Штумпфа разработали качественно новую программу. Она приоб-рела имя гештальт-теории. В США в кру-гу приверженцев функциональной школы родился “манифест” бихевиоризма.
И вюрцбургская школа, и берлинская школа гештальтистов были малыми научными группами. Каждая состояла из нес-
1 См.: Шате М., 1935. С. 15.
21
кольких человек. Между тем их последующее влияние на прогресс науки оказалось несравненно более значимым, чем вклад сотен других психологов, работавших в те же годы. Это было обусловлено эвристической силой их новаторских исследовательских программ.
Программы исполнялись коллективно, в чем проявлялась коммуникативная составляющая науки как деятельности. Но в них проявлялись и две другие составляющие этой системы: когнитивная и личностная. Смена программ отражала объективный рост знания.
Структурная школа сошла со сцены не из-за случайных обстоятельств, а закономерно, уступив место функциональной. Последняя, в свою очередь, утратив влияние, сменилась гештальтистской (а в США — бихевиористской). В смене программ, изменявших характер понимания, объяснения, анализа психических феноменов, действо-
вал фактор, названный логикой развития науки. Но постичь вектор действия этой логики с тем, чтобы перевести “зов будущего" на язык программы, способной работать, может только человек науки, подготовленный к этому своей жизнью, наделенный великим творческим потенциалом.
Исследовательская программа как организатор деятельности фокусирует в себе все три переменные: когнитивную, коммуникативную и личностную.
* * *
Трактовка трехаспектности науки как деятельности, исследовательской программы как структурной единицы этой деятельности и принципа категориального анализа, призванного реконструировать логику развития науки, впервые представлена и реализована в работах М.Г. Яро-шевского.
22
А.Р.Лурия
[НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1
Отношение психологии к другим наукам
Психология может развиваться, лишь сохраняя тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.
Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология.
Если психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в одно-
родной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизменно большие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в принципах существования между миром насекомых, у которых существуют прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях, и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях, и высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.
Вот почему для научной психологии совершенно необходим учет основных законов биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология (учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в коей мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности.
Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими “уравновешение” организма со средой.
Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы
23
работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.
Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.
Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые определяют поведение, а физиология высшей
нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.
Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!