Герберт Спенсер и Эдвард Тайлор



Остановимся теперь на некоторых истолкованиях религии в истории социологической мысли. Британские учёные, социолог Герберт Спенсер и социальный антрополог Эдвард Тайлор обосновывали эволюционистский взгляд на религию, и они сформулировали известную анимистическую теорию сущности и происхождения религии. Согласно этим учёным, существует определённый минимум религии, и этот минимум состоит в вере в духов и в душу. Этот минимум, развиваясь, вступая в различные комбинации, сочетания с другими представлениями образует уже и развитые религии. И какую бы религию мы не взяли, согласно этим социальным учёным, в них вот эта вера в том или ином виде, вера в душу и в духов присутствует. И эта вера приобретает самые разнообразные формы. Эти духи могут поселяться в самых разных местах, в самых разных объектах, в людях, где угодно. Они могут свободно путешествовать. Они могут отделяться от человеческого тела, могут снова возвращаться в него. Существует огромное разнообразие функций этих духов. Ну и история даёт нам огромный материал, который свидетельствует о том, что такого рода представление, такого рода интерпретация религии совсем не беспочвенна.

Эмиль Дюркгейм (1858- 1917)

Дюркгейм много занимался изучением религии. В 1912 году вышла его книга «Элементарные формы религии». Дюркгейм писал о связи религии с природой общественных институтов в целом. В основу своей работы он положил изучение тотемистских верований австралийских аборигенов и утверждал, что тотемизм представляет собой религию в наиболее простой, «элементарной» форме.

Тотем – это животные или растения, обладающие сверхестественной силой согласно различным верованиям. Каждый род или клан имели свой тотем, с которым были связаны различные виды ритуальной деятельности. Тотем выступает в роли сакрального/священного объекта, возбуждающего чувство благоговения и окружаемого различными ритуалами. Употребление в пищу тотемов запрещается (в исламе – свинья священное животное, у индусов – корова и т.д.)

Почему тотем является священным? Согласно Дюркгейму, тотем служит символом самой группы, выступая в качестве важнейшей ценности группы или общины. Благоговение, которое люди испытывают к тотемам, на самом деле обусловлено уважением, которое люди питают к основным социальным ценностям. В религии объектом поклонения является в действительности само общество. Для любой религии характерны ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды отвлекают людей от забот мирской жизни и переносят их в сферу, где царят возвышенные чувства и где они могут ощутить слияние с высшими силами. Эти высшие силы, которыми якобы являются тотемы, в действительности являются отражением влияния общества на личность.

Обряды и ритуалы согласно Дюркгейму, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. Коллективные обряды, совершаемые в ситуациях серьезных жизненных изменений, укрепляют групповую солидарность.

В малых культурах традиционного типа, все стороны жизни пронизаны религией. Религиозные обряды, с одной стороны порождают новые идеи и категории мышления, а с другой – укрепляют уже сложившиеся ценности. Религия является не только последовательностью чувств и поступков, она определяет способ мышления людей в культурах традиционного типа.

Дюркгейм об изменении религии

Влияние религии в современном обществе ослабевает, но в измененной форме религия, вероятно, все равно сохранится. Общества современного типа также нуждаются в ритуалах, которые бы подтверждали их ценности и обеспечивали бы прочность их положения.

Э. Дюркгейм делал акцент на функционалистском истолковании религии. С его точки зрения важно не столько то, во что люди верят, поскольку, в конечном счете, они всегда верят в общество, с его точки зрения. Важно то, что делает религия и в целом он формулировал 2 функции религии.

Первая функция это создание и поддержание сплочённости среди единоверцев. То есть, исповедуя определённую религию, люди объединяются в процессе исполнения обрядов. И это воспроизводит социальную и групповую сплочённость. И это чрезвычайно важно, с точки зрения Дюркгейма.

Вторая функция религии, фундаментальная функция религии, согласно Дюркгейму состоит в том, что религия формулирует и утверждает социальные идеалы. А общество, согласно Дюркгейму, не может ни создаваться, ни воссоздаваться без одновременного создания и воссоздания идеала. В своей классической работе «Элементарные формы религиозной жизни», вышедшей в 1912 году и посвящённой анализу системы тотемических верований австралийских аборигенов, Дюркгейм тщательно проанализировал функции ритуалов в австралийской тотемической системе. Осуществил классификацию этих ритуалов. И значение трактовки ритуала в этой работе сохраняется и по сей день.

Дюркгейм полагал, что главное в религии - не религиозные представления, не религиозные верования, а культ, сам ритуал. И это вытекало из его представления о религии как таковой, поскольку повторяю, с его точки зрения все религии истинные и за всеми религиозными верованиями скрывается, в общем-то один и тот же объект - общество.

Карл Маркс (1818 -1883)

Идеи К.Маркса связаны с работой Л.Фейербаха «Сущность христианства» (1841). Поскольку люди не могут осознать собственную историю в полной мере, им свойственно объяснять ценности и нормы, имеющие социальную природу, деятельностью богов. Так, например, предание о 10 заповедях, переданных Моисею Богом, с точки зрения К.Маркса, является мифом, объясняющим происхождение моральных запретов.

Карл Маркс обосновывал взгляд на религию как на орудие классового господства, как средство убеждения угнетаемых классов в том, чтобы не примерялись со своим угнетённым положением. Маркс подчёркивал идеологическую функцию религии как орудие классового подавления. И с точки зрения Маркса, религия представляет собой иллюзорную форму разрешения классовых и прочих социальных противоречий. Религия, с точки зрения Маркса, выполняет функцию своего рода социального наркотика, который позволяет людям компенсировать в иллюзорной форме свои реальные жизненные невзгоды, и в этом, собственно, заключается смысл знаменитого тезиса Маркса: «Религия - опиум народа», поскольку религия обещает, что награда за все тяготы земной жизни будет получена в загробном мире и учит смиряться с существующими жизненными условиями. Надежда на счастье в загробной жизни отвлекает внимание от борьбы с неравенством в земной жизни. Религия имеет сильно выраженный идеологический компонент – религиозные верования и ценности служат оправданием существующего неравенства и различий в социальном положении.Религия - это своего рода социальный, классовый наркотик.

Религия по К.Марксу – это «сердце бессердечного мира», прибежище от жестокой реальности». Тем не менее, с его точки зрения религия в ее традиционных формах должна исчезнуть. Это произойдет потому, что ценности, находящие воплощение в религии, могут стать путеводными идеалами для совершенствования большинства человечества. Мы не должны бояться богов, которых сами создали, и должны прекратить наделять их ценностями, которые сами можем реализовать.

Макс Вебер (1864-1920)

Макс Вебер, немецкий социолог, один из родоначальников социологии как науки. В 1904-1905 годах М.Вебер опубликовал «Протестантскую этику и дух капитализма», в которой проанализировал влияние христианства на историю Запада. Вебер, в отличие от Маркса, утверждал, что религия не обязательно является консервативной силой. Социальные религиозные движения часто приводили к серьезным переменам в обществе.

С точки зрения Вебера, протестантизм заложил фундамент капиталистического развития Запада – первыми предпринимателями были в основном кальвинистами. Их внутреннее побуждение к успеху подкреплялось изначально желанием служить Богу. Материальный успех для них был знаком божественного благорасположения. Вебер полагал, что восточные религии стали непреодолимой преградой развития промышленного капитализма западного образца. Это происходило потому, что их ценности отличались от ценностей, господствующих в Европе. Он имел в виду, что основные ценности, например, индуизма, заключаются в освобождении от власти материального мира, что приводит к переходу на высшую ступень духовного развития. Индуизм рассматривает материальную реальность как пелену, под которой скрываются истинные интересы человечества. В конфуцианстве также подчеркивается важность достижения гармонии с миром, а не активное вмешательство в него.

М.Вебер характеризует христианство как религию спасения, подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христианства и соблюдает его заповеди. Очень важным для христианства является понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоциональную динамику, которая совершенно отсутствует в восточных религиях. Религии спасения имеют революционный аспект – христианство стимулирует постоянную борьбу с греховностью, в отличие от восточных религий, воспитывающих у верующих пассивное созерцательное отношение к существующему порядку вещей. Это поощряет в христианских обществах борьбу с существующим порядком вещей. Появляются религиозные вожди, подобные Иисусу, бросающие вызов сложившейся структуре власти.

М.Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» постарался проследить, как религиозная этика воздействует на различные социальные институты, в том числе на экономику как на социальный институт. Веберстремился понять - как определённая этика, определённые религиозные идеи сформировали то, что он называл «духом капитализма».

Согласно Веберу, в различных религиях существует специфическая хозяйственная этика, и эта этика оказывает существенное влияние на институты данного общества. Он исследовал хозяйственные этики различных религий, в том числе мировых религий.

Для Вебера было важно то, что в протестантской этике присутствовал рационализм. Рационализм, который и сформировал этот самый дух капитализма. Но при этом он подчёркивал, что здесь нет никакой исторической необходимости. Рационализм, в принципе, может возникать и из других идейных источников, не обязательно протестантских. Просто так получилось, что в Европе в определённое время сформировался этот самый дух капитализма потому, что в протестантской этике произошла, так называемая констелляция, то есть соединение или созвездие различных факторов, которые как раз и образовали этот самый рационализм. Рационализация, согласно Веберу, это всемирно исторический процесс, который и вызвал индустриализацию и капитализм как таковой.

Выводы

Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием классиков социологии – К.Маркса, Э. Дюркгейма и М.Вебера. Они не были верующими, и считали, что в современном мире значение религии уменьшается. Они полагали, что религия по своей природе является иллюзией. Они полагали, что разнообразие религий и их зависимость от типа общества, делают заявления защитников веры неправдоподобными.

Вышеназванные ученые каждый по-своему определяли важнейшие черты религии, которые в целом дополняют друг друга. Маркс акцентировал внимание на идеологическом содержании религии и ее служении оправданию удовлетворения интересов правящих кругов, чему в истории человечества есть много подтверждений. Например, европейские христианские миссионеры обращали «язычников» в свою веру, возможно с искренними намерениями. Но христианское вероучение способствовало разрушению традиционной культуры местных сообществ и способствовало укреплению власти белой расы. Почти все христианские вероисповедания относились терпимо к рабству до 19-го столетия – рабство объяснялось божественным предначертанием.

М.Вебер, в свою очередь, отметил революционный характер воздействия религиозных идеалов на установившийся общественный порядок. Хотя церковь первоначально поддерживала рабство в США, впоследствии многие церковные лидеры сыграли важную роль в освобождении рабов. Они занимают выдающееся место в истории борьбы за гражданские права в США в 60-е годы 20-го века. Другим выражением связи религии с изменениями в общественном порядке были вооруженные столкновения и войны, которые велись по религиозным мотивам и часто приводили к массовому кровопролитию.

Э. Дюркгейм подчеркивал место религии в обеспечении общественного согласия. Его идеи можно применить к объяснению религиозной розни и порождаемых ею социальных изменений. Глубина враждебных чувств, испытываемых верующими по отношению к другим религиозным группам, зависит от преданности религиозным ценностям, которых придерживается их собственная община. Дюркгейм указывал, что религиозные ритуалы отражают основные события в жизни – рождение, достижение совершеннолетия, брак, смерть.

Религии мира.

Рис. 1. Мировые религии на карте мира

Источник: - http://mirkart.ru/world/world.cgi?X=-17&Y=11&Z=1&L_Gorod=ON&L_Religion=ON

Религии мира многообразны, их можно разделить на:

 

· Монотеистические(существует один бог - иудаизм, христианство, ислам)

и политеистические религии – существует несколько богов - индуизм, тотемизм)

· Мировые, национальные и региональные – по охвату населения

· Восточные и западные

 

Табл. 1 Разновидности мировых религий

Религия Численность верующих Страны наибольшего распространения
Буддизм Около 700 млн. Вьетнам, Кампучия, Лаос, Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Китай, Япония, Россия (Бурятия, Калмыкия, Тува)
Христианство В том числе: Более 1 млрд.  
Католицизм Более 600 млн. Испания, Португалия, Франция, Польша, Хорватия и др. евр. Страны, США, латиноамериканские и африканские страны
Православие Более 200 млн. Греция, Болгария, Румыния, Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Кипр, Молдавия и др.
Протестантизм Более 350 млн. Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, США, Россия, Эстония, Латвия
Ислам В том числе: Около 800 млн. Страны арабского Востока, Иран, Пакистан, Северная Африка, Турция, Азербайджан, страны Средней Азии, Босния и Герцеговина, Россия (Северный Кавказ, Башкирия, Татарстан)
Сунниты 90%  
Шииты 10%  

Национальные религии

1 Индуизм Менее 700 млн. Индия, Непал
2 Джайнизм - Индия (Бихар)
3 Сикхизм Около 14 млн. Индия (Пенджаб)
4 Парсизм Ок. 130 тыс. Индия, Иран
5 Конфуцианство   Китай, Корея, Япония
6 Даосизм 7 Синтоизм Ок. 80 млн. Китай, Япония
8 Иудаизм Ок. 20 млн. Израиль

 

Картина современной религии в мире весьма сложна. На рисунках, предложенных выше, вы видите, насколько разнообразны даже наиболее значительные религиозные системы, которые мы наблюдаем в современном мире. Существует большое количество крупных и мелких религий.

Иудаизм, христианство, ислам – три монотеистические религии, которые оказали наибольшее влияние на историю человечества. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

Иудаизм – старейшая из этих трех монотеистических религий, его возникновение относится к 1000 году до нашей эры. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди частично заимствовали свои идеи из религиозных верований Египта, но при этом исповедовали веру в единого всемогущего Бога.

Христианство

Наиболее значительной по масштабам религией в современном мире является христианство – оно управляет более 1 млрд. верующих на планете.

Количество христиан в мире последние десятилетия держится примерно на уровне тридцати процентов - ооколо 32-33%. Эта цифра носит более или менее устойчивый характер. При этом христианство, как и многие другие религии, носит довольно дифференцированный характер и делится на ряд конфессий, которые находятся между собой часто в весьма непростых отношениях.

Христианство наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем и христианство возникло как секта внутри иудаизма.Последователи Иисуса именовали его Мессией, что на древнееврейском означало «помазанник», на греческом – «Христос» - грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями. Основные заслуги в распространении христианства связывают с именем Павла, римского гражданина, проповедовавшего во многих городах Малой Азии и Греции. И хотя первоначально христиан жестоко преследовали, император Константин сделал христианство государственной религией Римской империи.

Почти 2 тысячи лет христианство было моральной и духовной основой развития Запада – не только утешая и наставляя верующих, но и давая начало многочисленным войнам. Христианство имело и сильное материальное влияние. Церкви соперничали и часто превосходили монархов и правительства в политической мощи и богатстве. Духовенство сохраняло монополию на грамотность, образование, обучение.

С наступлением индустриализации место религии изменилось. Церковь и религиозные общества в западных странах потеряли большую часть своего влияния, государство приняло на себя множество задач, ранее выполнявшихся церковью.

Секуляризация– процесс, посредством которого религия теряет свое влияние в различных сферах общественной жизни

Ислам

Второй по численности религией мира является ислам. И число его приверженцев в последние годы растёт. Отчасти в связи с тем, что рождаемость в мусульманских странах довольно высока.

Ислам и христианство имеют отчасти общее происхождение. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в 7 веке н.э. Согласно Исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми. Столпы ислама – пять важнейших религиозных обязанностей мусульман. Первый из них - произнесение формулы исламской веры «нет Бога кроме Аллаха» и Мухаммед – посланник божий». Второй – произнесение 5 раз в день формальной молитвы, которой предшествует обряд омовения. При этом лицо молящегося непременно должно быть обращено в сторону священного города Мекки в Саудовской Аравии. Третий столп – соблюдение Рамазана, месячного поста, в течение которого запрещено принимать еду и питье, начиная от восхода солнца и до наступления темноты. Четвертый – обязательная милостыня, установленная шариатом и часто использовавшаяся государством в качестве налогообложения. Пятый столп – каждый мусульманин должен, хотя бы однажды совершить паломничество в Мекку. Мусульмане верят, что Аллах говорил устами предшествующих пророков – включая Моисея и Иисуса – до появления Мухаммеда, чьё учение наиболее точно выражает его волю.

Индуизм

Индуизм, учитывая то, что Индия страна с очень большим населением и большинство жителей Индии – это индусы, относится к числу многочисленных религий.Между индуизмом, христианством и исламом существуют большие различия. Старейшей из всех великих религий, которые сохранили значение в современном мире, является индуизм, ядро которого сложилось 6 тысяч лет назад. Индуизм является политеистической религией. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что живые существа участвуют бесконечном цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях. Для каждой касты существуют свои особые роды занятий и ритуалы. Индуизм, в отличии от христианства и ислама, не ставит задачу обращения последователей других религий в правоверных.

Буддизм, конфуцианство, даосизм. В этих религиях нет богов. Они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной. Буддизм берет начало в проповедях Сиддхартхи Гаутамы или Будды, который был по происхождению индусом, сыном царя небольшого государства в южном Непале и жил в 6 веке до н.э. Согласно учению Будды человек может избежать дальнейшего цикла перевоплощений, отрекшись от желаний. Путь к спасению лежит через внутреннюю дисциплину и медитации, преодоление всех земных привязанностей.

Конечной целью буддизма является достижение нирваны состояния полной духовной отрешенности.

Конфуцианство составляло основу культуры правящих кругов в традиционном Китае. Конфуций жил в 6 веке до н.э. как и Будда. Конфуций, как и Лао-Цзы, основатель даосизма, были учителями, а не религиозными пророками.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!