Трактовки религии в истории социологической мысли



Социология религии

Оглавление

1.Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997). 1

2. Религия как социальный институт. 3

2.1. Определение религии. 3

2.2.Структура и функции религии. 4

3.Трактовки религии в истории социологической мысли. 9

3.1. Герберт Спенсер и Эдвард Тайлор. 9

3.2. Эмиль Дюркгейм (1858- 1917). 9

3.3. Карл Маркс (1818 -1883). 11

3.4. Макс Вебер (1864-1920). 12

3.5. Выводы.. 13

4. Религии мира. 14

5. Особенности современной религиозной ситуации. 18

6. Гендер и религия. 22

7. Приложения . Статистические данные о религиозной жизни в России и других странах. 23

Литература: 25

 

Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997)

Статья 3.Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,- прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Религия как социальный институт.

Определение религии.

 

Рассмотрим религию как социальный институт. Особенность социологического подхода к религии состоит в том, что социология не выступает ни за, ни против определённой системы верований и религии вообще.

Существует огромное множество определений религии.Иногда религию определяют через веру в Бога - если есть вера в Бога, значит, и религия имеет место, но такая точка зрения уязвима, поскольку существует немало религий, в том числе развитых, в которых Бога нет. Это относится к первобытным религиям, а также к таким религиям, как конфуцианство или буддизм.

И Конфуций, и Будда - это не Боги, поскольку известны обстоятельства их жизни. Конечно, это были великие люди. Будда превосходил всех по достижению нирваны, и остальные верующие буддисты стремятся приблизиться к тому идеалу, который представлял для них Будда. И, тем не менее, эти личности не могут быть отнесены к Богам, хотя, в какой-то мере, тоже обожествляются, как это часто бывает в мире людей.

Существует группа историко-генетических определений религии, которыеакцентируют внимание на том, из чего возникла религия и каков тот минимум, который мы можем считать характерным для религии как социального института. К таким определениям относят натурмифологические и анимистические интерпретации религии. Согласно натурмифологическомуподходу, религия возникла из-за того, что первобытный человек боялся окружающей его природной среды, природных стихий, таких как гром, молния, солнце, землетрясение и тому подобное. И, опасаясь их, чувствуя себя зависимым от них, первобытный человек их обожествлял: поклонялся им с тем, чтобы их умилостивить.

Анимистическая точка зрения на религии исходит из того, что минимум религии заключается в вере в душу и в духов.В разных комбинациях вера в духов и в души встречается в самых разных религиях.

Существуют также функциональные определения религий. Они сосредотачивают свое внимание на том, что религия делает для человека, общества. Такие определения подчёркивают, что религия выполняет важнейшую функцию объяснения конечных или предельных жизненных ценностей и смыслов. Такие определения тоже подвергались критике за чрезмерную широту- с этой точки зрения вера в коммунизм тоже оказывается религией и, таким образом, к сфере религии могут быть отнесены любые ценности, которыми люди дорожат, которым они приписывают важное значение в своей жизни.

Если объединить эти подходы, то можно сказать, что религия представляет собой систему верований, действий, социальных взаимодействий, которые сосредоточены на вопросах конечных или предельных смыслов человеческого бытия.

Особое значение для социологического истолкования религии имеют понятия священного или сакрального, с одной стороны, и светского или мирского, с другой. Эти понятия в социологию и в социологию религии ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Под священным или сакральным он понимал любые объекты, действия, ценности и тому подобное, которые относятся к запретному, к сфере неприкосновенного, к тому, что радикально противостоит обыденному, повседневному, изменчивому.

Религия в таком истолковании выступает не только какнабор уже готовых священных явлений, но и как процесс, формирующийся и сегодня, как процесс сакрализации, и этот процесс не закончен.Согласно Дюркгейму, в принципе, любая вещь может быть или стать священной в том случае, если она начинает символизировать определённые социальные связи, социальные отношения, иначе говоря, социальную реальность.

Дюркгейм подчёркивал принципиальную близость собственно религиозных явлений, то есть тех, которые считаются собственно религиозными и теми, которые обычно к религиозным явлениям не относятся, например, гражданские праздники, ритуалы и церемонии.

Дюркгейм обосновывал социоморфистский взгляд на религию, согласно которому, поклоняясь каким-то религиозным сущностям, верующие в действительности поклоняются обществу. Ему был присущ своеобразный религиозный релятивизм. С точки зрения Дюркгейма: «Нет религий, которые были бы ложными. Все они истинны на свой лад, потому что все они соответствуют фундаментальным условиям человеческого существования и потому что все они, так или иначе, хотя и по-разному, выражают социальную реальность».

Согласно известному выражению Дюркгейма, Бог – это есть символическое выражение общества. Общество, согласно Дюркгейму, это и субъект, и объект всех религиозных верований.

Л.Фейербах в свое время дал следующее определение - религия представляет собой совокупность ценностей, выработанных людьми в ходе культурного развития и глубоко укоренившихся в общественном сознании, но ошибочно приписываемых божественным силам или богам.

Структура и функции религии.

 

Рассмотрим, из каких элементов религия состоит.

Первый элемент структуры религии, это религиозные верования - определённые идеи, которые являются объектом религиозного культа и которые представляют определённые священные явления и объекты.

Второй элемент религии – это религиозные ритуалы или обряды. Это действия определённые, куда входят и жесты и слова, которые ориентированы на религиозные верования и, так или иначе, с ними связанны.

Третий элемент структуры религии - это религиозные символы. К ним относятся и разного рода слова, вещи и прочие объекты, которые представляют те или иные сакральные или священные явления и благодаря связи с этими явлениями религиозные ритуалы сами обретают сакральный характер.

Четвёртый элемент религиозной структуры – это определённые группы или организации, к которым относятся: церкви, секты, деноминации, общины верующих.

 

Типы религиозных организаций

Классификация М.Вебера и Э.Трельча:

· Церкви– общепризнанные и прочно укоренившиеся религиозные организации значительных размеров (католическая,православная церковь). Цековь обычно имеет формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонной представлять интересы консервативных религиозны хслоев, поскольку действует в рамках уже сложившихся институтов.

· Секты – имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви (кальвинисты и методисты). Секты обычно малы, они стремятся найти свой истинный путь к Богу. В общественной жизни им свойственно тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивает равенство всех своих членов.

 

Классификация Г.Бекера

· Деноминации – секты, которые уже «успокоились» и являются уже в большой степени сложившимся социальным институтом, чем активной оппозиционной группой. Кальвинизм и методизм являлись сектами на начальном пути своего развития, когда их приверженцы страстно защищали свои взгляды. Сейчас они стали более респектабельными.

· Культы – подобны сектам, но более свободны и преходящи из всех типов религиозных организаций. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего мира. Главное внимание отводится индивидуальному опыту, что объединяет людей со схожими взглядами. Как и секты, культы часто образуются вокруг лидера вдохновителя. К культам в современном мире можно отнести верующих в спиритизм, астрологию или трансцедентальные медитации.

 

Функции религии.

Функции религии позволяют понять, какова её роль в жизни человека и общества. Религия - это универсальный институт, она существует во всех обществах, известных нам. Однако удельный вес этого института, его масштабы, его функциональная нагрузка  - различны в разных обществах.

Обратимся к идеям французского философа Анри Бергсона, лауреата Нобелевской премии по литературе. В своей книге «Два источника морали и религии»  Бергсон подчёркивает феномен универсальности религии как института. Он отмечает, что мы можем встретить общество без экономики, без политики и прочих социальных институтов, но никогда не существовало общества без религии.

В своей книге Бергсон противопоставляет друг другу закрытую мораль, закрытое общество и статическую религию с одной стороны, и открытую мораль, открытое общество и динамическую религию - с другой.

Закрытое общество и закрытая мораль и соответствующий им тип религии - это нечто подобное морали муравья в муравейнике или пчелы в улье. Индивиды привержены своей группе, своему обществу и их мораль ограничена рамками этого общества. Это социальная мораль.

Что касается открытой морали и открытого общества, а так же динамической религии, то они устремлены на всё человечество. Традиционная, социологическая точка зрения состоит в том, что посредством расширения того социального целого, к которому принадлежит человек, начиная в частности от семьи, далее через город, через гражданскую нацию можно дойти до самого широкого, предельного понятия человечества. И понятие человечества отождествляется с понятием общества в максимальном, так сказать, масштабе.

Бергсон радикально противопоставляет общество с одной стороны и человечество с другой и показывает, что путём простого расширения того социального целого, к которому принадлежит человек, дойти до человечества невозможно, потому что это разные типы морали, разные типы общества, разные типы религии. В этом смысле он противостоит социологической традиции, в частности той, которая была присуща и Дюркгейму.

Парадокс состоит в том, что когда Бергсон трактует социальную мораль и социальные функции религии, речь идёт именно о статической религии, он во многом следует по стопам Дюркгейма и других социологов. Однако он подчёркивает, что для того, что бы перейти от закрытого общества к открытому, от закрытой морали к открытой и от статической религии к динамической, нужны специальные усилия. Переход возможен, но этот переход требует, согласно Бергсону, специальных усилий, и как пишет образно Бергсон, подобное тому, как между человеком, который сидит и человеком, который стоит, есть человек, который поднимается.Подобно этому, между душой человека, которая закрыта и душой, которая открыта, есть душа, которая открывается. Но повторяю, такого рода открытия требуют специальных усилий.

Говоря о статической религии, Бергсон подчёркивает такие её функции, как:

· дисциплинирующая функция

· сплачивающая функция

· мифотворческая

 

Все они укрепляют социальные связи и прикрепляют индивида к его коллективу, подобно тому, как это происходит опять-таки с муравьём в муравейнике или пчелой в улье. Статическая религия защищает человека от депрессии, от социально-групповой дезорганизации, от разного рода непредвиденных обстоятельств. Согласно Бергсону, человек - это единственное живое существо, которое точно знает, что оно умрёт и ум говорит ему об этом. Но природа сделала так, чтобы ум, который не может с этим смириться, создал специальные механизмы, которые позволили бы смириться ему с неизбежностью смерти. Вот с этой точки зрения религия, имеется в виду статическая религия, представляет собой защитную реакцию природы против разлагающей деятельности ума, а ум, по Бергсону, индивидуалистичен и эгоистичен против разлагающей деятельности ума и защищающей социальные контакты, социальные связи единства социального организма.

 

Мифотворческая функция статической религии аналогична тому, что делает инстинкт в обществах животных. Она сплачивает индивидов в единое целое.

Что касается динамической религии, то она направлена на творчество, на любовь, на человечество. Динамическую религию мы находим, согласно Бергсону, в наиболее совершенных проявлениях христианства, в деятельности христианских мистиков, которые эту религию воплощали и двигали человечество за пределы их закрытой морали и их статической религии.

 

Рассмотрими другие социальные функции религии:

· Социально-регламентирующая функция - укрепление и поддержание социальных норм и социальных ценностей. Религия укрепляет эффективность их действия. Создание и поддержание определённых социальных идеалов. Религиозные нормы применимы к повседневной жизни. Например, четыре из 10 Заповедей содержат наставления, касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

· Обозначение и фиксация наиболее важных для общества и для человека событий, явлений, которые религия подчёркивает и таким образом организует социальную и индивидуальную жизнь людей. Применительно к обществу эта функция выступает в институционализации, стандартизации и организации социального пространства и социального времени. Эта функция реализуется и вразного рода праздниках, и в календаре, и в пространственном распределении социальной жизни. Если говорить о человеке, об индивиде, то религия освящает и фиксирует наиболее важные моменты жизненного цикла человека - рождение, наступление зрелости, вступление в брак, смерть и так далее.

· Функция социальной идентификации -создание и поддержание социальной сплочённости, точнее, сплочённости среди единоверцев. При этом надо иметь в виду, что сплачивая одних, религия часто разъединяет с другими. О чём свидетельствуют многочисленные конфликты, и войны, порождённые религиозным фактором. Часто, к сожалению, мы встречаем их и в истории и современную эпоху так же.

· Компенсаторная функция - объяснение и разрешение разного рода жизненных противоречий, сомнений, неопределённостей. Она позволяет нам примириться, в какой-то мере, с трагизмом человеческого существования, с неопределённостью, с непредсказуемостью и с тем, что постоянно тревожит нас в повседневной жизни. Благодаря религии эта тревожность понижается. Грибоедов устами Чацкого говорит: - «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

· Функция социального контроля. Религия не только определяет нормы для поведения людей, но и осуществляет контроль за их поведением. Например, запрет потребления алкоголя в Коране. Запрет на самоубийства в христианстве.

· Мировоззренческая функция.Религия дает ответы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного целого.

· Адаптационная функция.Церковь, например, может оказывать помощь мигрантам в адаптации в другой стране

· Охранительная функция (Идеологическая).Большинство религий оказывают поддержку правительству и сопротивляются любым изменениям в социальной ситуации. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку церкви. В ряде стран некоторые религии находятся под покровительством власти. В Швеции это лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, В Италии – римско-католическая церковь, в России – православие.

· Социально-критическая функция.Хотя религия очень часто связана с господствующим социальным слоем, и оказывает сопротивление изменениям, бывают случаи, когда она выступает с критикой существующей ситуации в обществе. В 60-е годы движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену расовой дискриминации, возглавляли религиозные лидеры – Мартин Лютер Кинг, баптистский священник (убит в 1968 г.).

 

Значение религии в социальной жизни чрезвычайно велико. Велика, можно сказать, колоссально, социально-функциональная нагрузка религии как института. Но при этом надо понимать, что религия - это не надсоциальный институт, а именно социальный институт. Она находится не над обществом, а внутри общества. И поэтому важно ее гармоничное взаимодействие с другими, светскими социальными институтами - светской наукой, искусством и правом. Со всеми этими институтами религии необходимо находить эффективное взаимодействие. Это чрезвычайно важно и для религии и для общества.

Трактовки религии в истории социологической мысли.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!