Факторы, влияющие на динамику посещаемости храмов



Http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=b0b0c2&url=http%3A%2F%2Fburawoy.berkeley.edu%2FPS.Webpage%2Fps.sym.laboratorium.htm&msgid=13269845770000000209;0,1   Николай Митрохин, Ольга Сибирева Николай Александрович Митрохин (р. 1972) - историк, автор книг «Русская партия» и «Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы», вышедших в «Библиотеке НЗ» в 2003 и 2004 годах. Ольга Александровна Сибирева (р. 1975) - социолог религии, сотрудник информационно-аналитического центра «СОВА». Николай Митрохин, Ольга Сибирева «Не бойся, малое стадо!»[1]: Об оценке численности православных верующих на материале полевых исследований в Рязанской области Начиная с 2002 года Ольга Сибирева, под научным руководством Николая Митрохина, занимается комплексным изучением современной православной религиозности на примере отдельно взятой епархии сегодняшней Русской православной церкви (РПЦ). Для изучения была выбрана Рязанская область. Исследование охватывает развитие епархиальной инфраструктуры в 1990-2000 годы и анализирует особенности взаимоотношений духовенства и мирян[2]. Несколько выходя за рамки исследования, авторы статьи хотели бы попробовать оценить количество практикующих православных (то есть людей, регулярно посещающих храмы) в пределах одной епархии, а также разрешить ряд методологических вопросов, связанных с подобными расчетами, с учетом специфики проведения полевых исследований. Полевая работа Ольги Сибиревой проводится в форме регулярных поездок (4-5 в год; суммарно около полутора месяцев) в Рязанскую область из Москвы. Базой является Рязань, а также Шацк - крупный районный центр на юго-востоке области. Программа исследования предусматривает изучение ситуации в самом областном центре, комплексно - в одном сельском районе, отличающемся высокой религиозной активностью (Шацком, где исследовательница побывала в 10 из 11 существующих приходов и во всех трех тамошних монастырях, а также на расположенном в этом районе подворье Троице-Сергиевой лавры), и в значительном количестве райцентров (в настоящее время в 11 из 25), расположенных в разных частях региона. Исследовательница встречается со священниками и прихожанами, присутствует, когда это удается, на службах. Поскольку опрашиваемые иногда возражают против аудиозаписей, сведения, полученные в этих разговорах, фиксируются в полевом дневнике. Чаще всего отдельный районный или сельский храм посещается один раз, что в немалой степени связано с транспортными проблемами, а также с отсутствием стабильной телефонной связи в приходах. В самой Рязани в некоторых храмах исследовательница, конечно же, побывала не один раз. Основной объем сведений о количестве практикующих православных верующих, которыми мы располагаем, составляют две группы данных: собственные подсчеты исследовательницы во время служб (38) и информация, предоставленная священниками (49). Далеко не во всех храмах, где побывала Ольга Сибирева, ей удалось застать службу. Например, в сельских храмах в течение рабочей недели, если на это время не выпадает крупный церковный праздник, служб нет вовсе. В этих случаях информация священника о количестве прихожан, полученная во время интервью, является единственным источником.

Общая характеристика региона и приходской инфраструктуры

Рязанская область была выбрана для проведения исследования в качестве типичного с точки зрения религиозной жизни региона Центральной России: моноэтнического, со средними по сравнению с соседями показателями урбанизации[3]. Несмотря на наличие в Рязанской области относительно крупных групп автохтонного инорелигиозного населения[4], она входит в число регионов, составляющих так называемый «православный пояс России». В них число приходов РПЦ превышает суммарное количество других зарегистрированных религиозных организаций[5].

По мере проведения исследования стало очевидно, что Рязанская область по некоторым признакам[6] является несколько «более православным» регионом, чем ее соседи. Это становится очевидным при сопоставлении количества жителей с числом приходов в Рязанской и соседних с ней областях, а также в некоторых других регионах, входящих в «православный пояс».

Таблица 1. Соотношение численности населения некоторых областей Центральной России с количеством приходов РПЦ (в 2005-2007 годы) с учетом фактора урбанизации

Область Численность населения (тыс. чел.) (город/село)[7] Количество приходов (город/село) Информация на Количество человек на один приход (город/село)* Соотношение городского и сельского населения (%) Соотношение городских и сельских приходов (%)
Владимирская[8] 1524,9 (1215,4/309,5) 265 (63/202) 2005 5754 (19292 / 1532) 79,7/20,3 23,8/76,2
Калужская 1040,9 (779,7/261,2) 168 2006 6195 74,9/25,1  
Ивановская 1148,9 (949,7/199,2) 252 2006 4559 82,7/17,3  
Костромская 737,5 205 21.12.2006 3597    
Липецкая[9] 1213,4 (780,0/433,4) 180 27.01.2005 6741 64,3/35,7  
Московская 6627,0 (5255,5/1371,5) 1057[10] 20.12.2006 6269 79,3/20,7  
Нижегородская 3524,0 (2755,3/768,7) 431 31.12.2006 8176 78,2/21,8  
Рязанская 1228,0 (846,3/381,7) 308 (65/243) [11] 27.12.2005 3987 (13,02 тыс./ 1570) 68,9/31,1 21,1/78,9
Пензенская 1453,4 (945,5/507,9) 186[12] 12.06.2006 7813 65/35  
Тамбовская 1179,6 (675,3/504,3) 155 2007 7610 57,2/42,8  
Тверская 1472,6 (1076,9/395,7) 207 (45/162) 2007 7114 (23931/ 2442) 73,1/26,9 21,7/78,3
Тульская 1675,7 (1366,7/309,0) 150 (56/94) 2007 11171 (24405/ 3287) 81,6/18,4 37,3/62,7
Ярославская 1367,7 (1107,1/260,6) 269 2005 5084 80,9/19,1  
Республика Мордовия 888,7 (531,4/357,3) 255 (25/230)[13] 1.01.2006 3485 (21256/ 1553) 59,8/40,2 9,8/90,2

* Данные о соотношении городского и сельского населения удалось получить не по всем представленным епархиям.

При том, что по соотношению количества городских и сельских приходов область не выделяется из общей массы[14], количество православных приходов на душу населения в ней (как и в граничащей с ней на востоке Мордовии, а также Костромской области) вдвое больше, чем у подавляющего большинства соседей. Если в целом по составленной нами таблице число потенциальных прихожан у одного прихода РПЦ в Центральной России (без учета Москвы) составляет 6254[15], то в Рязанской области, как мы видим, их в полтора раза меньше.

При использовании подобной статистики важно понимать, что чаще всего речь в ней идет только о зарегистрированных приходах, то есть существующих номинально. По нашему мнению, количество «приписных» (не имеющих собственного священника и нередко не проводящих регулярных богослужений) приходов в каждой епархии может составлять до 20% от общего числа[16]. В 1999 году рязанская епархиальная пресса писала: «В настоящее время в Рязанской епархии 209 зарегистрированных приходов, а действующих - 186»[17]. В 2006-м, несмотря на общий рост числа православных общин, пасхальные службы в области, по данным МВД, прошли лишь в 278 храмах при наличии более 300 зарегистрированных приходов[18]. В то же время в таблице 1 не учитывается количество монастырей (на 2006 год их в Рязанской области было 11), имеющих, как правило, помимо паломников, еще и постоянных прихожан.

Факторы, влияющие на динамику посещаемости храмов

В современной Церкви принадлежность верующего к определенномуприходу не фиксируется[19] и никаких формальных обязательств по посещению храма на него не накладывается. Поэтому мирянин волен выбирать и храм (храмы), куда он ходит, и регулярность, с которой он это делает. В этой ситуации число посещающих конкретную церковь не является постоянным и зависит от многих факторов.

Наиболее важным из них является календарный - мы имеем в виду и церковный календарь, и астрономический. Очевидно, что во время постов и церковных праздников храмы посещает больше людей, чем в «обычные» дни. Летом, в период отпусков, когда часть городского населения перебирается за город, число прихожан сельских храмов возрастает, иногда во много раз, а в городских людей становится меньше.

Необходимо помнить и о том, что в один и тот же день в двух расположенных неподалеку храмах число прихожан может заметно различаться. Имея свободу выбора, верующий учитывает возможность удобного подъезда к церкви, красоту ее убранства, наличие известной святыни, репутацию священника и многое другое.

Поэтому автоматическое перенесение ситуации, зафиксированной исследователем в одном приходе, на все остальные неизбежно приведет к значительным искажениям. Компенсировать их можно только за счет репрезентативной выборки и достаточно широкого охвата. Для этого в приводимые ниже таблицы мы включили как наиболее популярные, так и менее посещаемые храмы, оценка показателей посещаемости которых дает в итоге достаточно корректный результат.

В таблице 2 собраны сведения о количестве посещавших богослужения в воскресные дни, двунадесятые (за исключением Рождества), великие и менее крупные церковные праздники[20] (исключая те случаи, когда какой-то из этих праздников является для храма престольным) в приходах в селах и районных центрах области - в сопоставлении с численностью жителей этих населенных пунктов. Сюда же включены два монастыря, расположенные в сельской местности, а также два московских подворья, поскольку они функционируют и воспринимаются местными жителями как обычные приходские храмы. Данные о храмах областного центра - Рязани - для удобства приведены нами в таблице 3. Сведения о присутствовавших на пасхальной, рождественской службах, а также на престольных праздниках[21] отражены в таблице 4.

Таблица 2. Фиксация посещаемости храма на селе и в районном центре Рязанской области в зависимости от типа служба и в процентном отношении к населению административного образования

Название и местоположение храма Количество жителей в населенном пункте[22] Субботняя всенощная Воскресная литургия % Будни, литургия % Двунадесятые и великие праздники, литургия % Другие праздники, литургия, всенощная %
Сельский                    
Александро-Невский, п. Ибердский, Кораблинский р-н 474           300 63,2    
Вознесенский, с. Князево, Скопинский р-н[23] 618   20 3,2            
Пятницкий, с. Панино, Спасский р-н 817               5 0,6
Никольский, с. Задубровье, Шиловский р-н 625   20 3,2            
Архангельский, с. Казачий Дюк, ШР 260   10 3,8            
Архангельский, с. Желанное, ШР[24] 542 1-2 10 0,003; 0,02     40 7,4    
Казанский, с. Лесное Конобеево, ШР 1487   20 1,3            
Никольский, с. Борки, ШР 676   50 7,4     120-150 17,8-22,2    
Никольский, с. Темешово, ШР 825               40 4,8
Сергиевский, с. Эммануиловка, ШР 88   5-10 5,7-11,4            
Троицкий, с. Польное Ялтуново, ШР 877   30-40 3,4-4,6     100 11,4    
Троицкий, с. Высокое, ШР 365   10-15 2,7-4,1            
Свято-Никольский монастырь, с. Чернеево, ШР 536   40 7,5            
Димитриевский монастырь (п. Заречный, г. Скопин)[25]             100      
Районный центр                    
Никольский, г. Рыбное 19 039   50 0,26            
Троицкий, г. Шацк 7157   80-120 1,1-1,7            
Успенский, г. Шацк 7157 10 40 0,42     60-80 2,5-3,4    
Преображенский, г. Спас-Клепики 6671 40-50 70 0,6-0,7; 1     120 1,8    
Вознесенский собор, г. Касимов 34544   90 1,56            
Успенский, п. Шилово 16 024   100 0,62         20-25в 0,12-0,15
Покровский, с. Путятино 3138   50 1,6     80 2,5    
Казанский, г. Сасово 29 568   200 1,4 30-40 0,2-0,3        
Никольский, п. Сапожок 4135   80 3,9            
Рождества Богородицы, г. Михайлов 12 884   100 2,3 10-15 0,2-0,3        
Архангельский, п. Пронск 4195   30-40 0,7-1            
Петра и Павла, п. Старожилово 5291               40 0,8
Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», г. Новомичуринск[26] 20 254   50-100 0,09-0,5            

% - к числу жителей населенного пункта.

ШР - Шацкий район.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 99;