Материалы, необходимые для оценки умений, навыков и (или) опыта



Деятельности (примерные практико-ориентированные задания)

№ п/п Темы примерных практико-ориентированных заданий Код компетенций
1. Предложить варианты экспозиционного решения темы «Часы и время» на основе использования систематического, ансамблевого, тематического и музейно-образного методов. ПК-10
2. Предложить варианты экспозиционного решения темы «Троицкая ярмарка» на основе использования систематического, ансамблевого, тематического и музейно-образного методов. Та же
3. Предложить варианты экспозиционного решения темы «В мастерской фотографа» на основе использования систематического, ансамблевого, тематического и музейно-образного методов. Та же
4. Дайте типо-видовую характеристику предложенного перечня/комплекта экспозиционных материалов и средств Та же
5. Выполнить редакцию предложенного комплекта этикеток, объяснить причины исправлений Та же
6. По предложенным описаниям определить методы построения экспозиции и виды экспозиционных комплексов Та же
7.  По предложенным определениям установить наименование термина Та же
8. Из предложенного комплекта карточек-пазлов составить блок-схему теоретического этапа работы над экспозицией Та же
9. Из предложенного комплекта карточек-пазлов составить блок-схему этапа реализации проекта экспозиции Та же
10. Из предложенного комплекта карточек-пазлов составить блок-схему теоретического этапов монтажа и демонтажа экспозиции Та же

Темы и методические указания по подготовке рефератов,

Эссе и творческих заданий по дисциплине

В качестве творческого задания студентам предлагается подготовить рецензию на одну из стационарных экспозиций Музея истории Южного Урала («Природа и древняя история края», «История и быт народов» «История XX в.», «Детский музей») в соответствии с предложенным планом:

1. Название экспозиции, ее место в системе экспозиций ЧОКМ.

2. Основные разделы экспозиции (в соответствии с предусмотренным научнойконцепцией экспозициимаршрутом осмотра).

3. Характеристика и обоснование выбора основных методов, использованных при создании экспозиции (применительно к каким темам, разделам, подразделам):

· Систематического (коллекционного);

· Ансамблевого;

· Ландшафтного;

· Тематического;

· Экспериментальных (музейно-образного; сюжетно-образного).

4.   Анализ экспозиции как результата научно-исследовательнской работы (на примере конкретной темы).

5. Особенности реализации принципа предметности в экспозиции (характеристика основных групп музейных предметов; примеры наиболее аттрактивных экспонатов; использование в экспозиции воспроизведений музейных предметов и характеристика научно-вспомогательных материалов). Соотношение подлинника и копии в экспозиции как методическая проблема.

6. Экспозиция как коммуникационная система:

· Характеристика основных групп посетителей, которым адресована экспозиция, учет их интересов и потребностей в экспозиции (оформить в виде таблицы и сделать соответствующие выводы):

  № Категория посетителей Интересы, потребности, связанные с посещением музея Особенности экспозиции
       

· Интерактивные зоны в экспозиции и зоны эмоциональной разгрузки;

· Особенности текстовой информации.

· Применение информационных технических систем

Результаты анализа оформить в виде рецензии объемом 3 - 4 страницы в текстовом редакторе World.

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

 

Курсовая работа по дисциплине учебным планом не предусмотрена.

Типовые задания для проведения текущего контроля

Формирования компетенций

Планы семинарских занятий

Семинар № 1. Музейная экспозиция в коммуникационно-информационной модели музея (ПК-10), (4 ч.).

План:

1. Основные положения теории социальной коммуникации и формирование понятия музейной коммуникации в контексте проблемы взаимодействия музея и общества.

2. Понятийный аппарат музейной коммуникации. Значение работ Д. Камерона (Канада) для понимания сущности и развития современных концепций музейной коммуникации.

3. Основные модели музейной коммуникации и тенденции в реализации коммуникативной функции музейной экспозиции.

4. Экспозиция как знаковая система, как текст и вид искусства.

5. Объекты и субъекты экспозиционной деятельности (музейный предмет, посетитель, экспозиционер, художник, экскурсовод) в системе музейной коммуникации.

Семинар № 2. Основные методы и принципы построения экспозиции (ПК-10), (4 часа).

План:

1. Научная объективность экспозиции в свете нового гуманитарного знания.

2. Значение музейного предмета в экспозиции. Предметность как критерий «музейности» экспозиции, проблемы его применения на практике.

3. Коммуникативность в контексте требований к современной экспозиции.

4. Основные принципы группировки и интерпретации экспозиционных материалов: историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный.

 

Семинар № 3. Музейная выставка: определение понятия, классификация, функции, методика создания. (ПК-10), (4 часа).

План:

1. Понятие выставки и выставочной деятельности музея.

2. Классификация музейных выставок по тематике, содержанию и характеру экспозиционных материалов, по месту размещения, по продолжительности работы.

3. Характеристика основных типов музейных выставок: выставка новых поступлений, фондов, выставка из частных собраний, мемориальная выставка, юбилейная и т.д.

4. Роль и значение музейных биеннале и Международной межмузейной выставки «Интермузей» для развития музейного дела в России.

5. Основные функции современной музейной выставки.

6. Методика организации выставки.

 

Семинар № 4. Технология научного проектирования экспозиции (ПК-10), (6 часов).

План:

1. Понятия «концепция» и «проектирование» экспозиции. Предпосылки применения проектного метода в экспозиционной деятельности музеев.

2. Основные этапы проектирования. Общая характеристика проектной документации.

3. Структура научной концепции экспозиции.

4. Расширенная тематическая структура и тематико-экспозиционный план: понятия, функции, методика составления.

 

Семинар № 5. Информационная система музейной экспозиции. Тексты в экспозиции: определение понятия, значение, виды, общие требования к содержанию и размещению. (ПК-10), (6 часов).

План:

1. Предпосылки и этапы формирования информационной системы экспозиции.

2. Структура информационной системы: средства пространственного ориентирования; средства ориентирования в содержании экспозиции; средства интерпретации музейных предметов в экспозиции.

3. Тексты в экспозиции: определение понятия, значение и общие требования.

4. Виды текстов: общая характеристика.

5. Виды и структура этикетки.

6. Методика составления этикетки к разным видам источников.

7. Общие правила оформления текстов.

8. Требования к оформлению и размещению этикетажа.

 

Семинар № 6. Интерактивность экспозиции: от идеологии к технологии (ПК-10), (6 часов).

План:

1. Интерактивность музейная: определение понятия. Цель интерактивности.

2. Формирование идеологии интерактивности в природе протомузейных форм.

3. Виды интерактивных технологий:предметно опосредованные (контактные) технологии; мультимедийные технологии; креативные технологии; технологии современного дизайна.

4. Задачи применения АИС в экспозиции.

 

Семинар №7. Эргономика и дизайн музейной экспозиции (ПК-10), (4 часов).

1. Психофизические особенности экспозиции как визуально воспринимаемой среды.

2. Методика анализа выставочного пространства, его зонирования, определения доминант и пассивных зон, маршрута осмотра.

3. Учет особенностей эмоционального восприятия формы пространства.

4. Понятие зрительного пояса, значение пассивных зон (пауз) в экспозиции, экспозиционная значимость доминанты.

5. Способы группировки предметов, основные приемы показа. Формирование предметных ансамблей (музейных натюрмортов)

6. Правила размещения предметов на вертикальной плоскости.

7. Группировка предметов из разных материалов, значение их экспозиционных свойств и степени контактности.

8. Значение симметрии и асимметрии в экспозиции, контрастов, акцентов, ритмов, колористических соотношений.

 

Семинар № 8. Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции (ПК-10), (4 часа).

План:

1.Характеристика системы инструктивно-методических материалов, характеризующих общие требования к хранению музейных предметов («Инструкция по учету и хранению музейных ценностей…», 1984 г., ГОСТы).

2. Основные факторы формирования микроклимата в экспозиционных помещениях и методы его нормализации.

3. Профилактика музейных объектов от повреждений микроорганизмами и насекомыми.

4.Особенности монтажа и экспонирования музейных предметов из тканей, кожи, фарфора, фаянса, стекла.

5. Особенности хранения и монтажа археологического металла.

6.Основные требования с точки зрения сохранности к экспонированию оружия, предметов нумизматики, фотодокументов, произведений графики, живописи, документов на бумажной основе и книг, мебели, домашней утвари и предметов декоративно-прикладного искусства из дерева.

 

Семинар № 9. Современная экспозиция: традиции и новые подходы (ПК-10), (4 часа).

План:

1.Сущность и методология культурно-антропологического (междисциплинарного) подхода к истории. Научные и художественные методы воссоздания в экспозиции историко-культурологического контекста.

2.Повседневность в музейном отражении. Исторические реконструкции и интерьеры на выставках и в исторических экспозициях.

 

Литература:

Балакирев А. С. Музей исторического профиля и гуманитарное знание / А. С. Балакирев // Музейное дело. Вып. 27 : Проблемы теории, истории и методики музейной работы. – М., 2002. – С. 6–31.

Балакирев А. С. Музей исторического профиля : пути самоопределения // А. С. Балакирев // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков. – М., 2001. – С. 49–75.

Балакирев А. С. Историческая экспозиция и гуманитарное знание / А. С. Балакирев // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. – М., 2002. – С.154–171.

Горохова Е. Г. Проблемы реконструкции исторических реалий в новой экспозиции ГИМ «Российская империя в XVIII в.» / Е. Г. Горохова // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. – М., 2006. – С. 89–99.

Горохова Е. Г. Проблемы реконструкции исторических реалий в новой экспозиции ГИМ «Российская империя в XVIII в.» / Е. Г. Горохова // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. – М., 2006. – С. 89–99.

Оттомайер Х. Реконструкция исторических интерьеров на выставках и в музеях / Х. Оттомайер // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. – М., 2006. – С. 65–76.

Скрипкина Л. И. Музей в системе общества потребления и постмодернистской парадигмы научного знания / Л. И. Скрипкина // Музей в современном обществе. Поиски новых решений. – М., 1999. – С. 45–57.

Чевтайкина Н. Н. Исторические реконструкции и интерьеры на выставках и в экспозициях по истории XX в. / Н. Н. Чевтайкина // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. – М., 2006. – С. 77–88.

 

3.Историческая реальность в музейном предмете: исследование и презентация в экспозиции его знаковой и символической сущности. Особенности интерпретации памятников археологии в музейной экспозиции.

 

Балакирев А. С. Музей исторического профиля в современной культурно-информационной ситуации / А. С. Балакирев // Музей на рубеже веков. – М., 2001. – С. 27–52.

Балакирев А. С. Проблемы музейного отражения общероссийской культурной традиции нового времени / А. С. Балакирев // Музей в современном обществе. Поиски новых решений. – М., 1999. – С. 58–73. 

Балакирев А. С. Сохранение и изучение традиций общества в музеях исторического профиля / А. С. Балакирев //Материалы научно-практических конференций музейных работников по теме «Музей и традиции» в гг. Москве и Саратове. 1996 г. – М., 1997. – С. 12–20.

Ольшевская Г. К. Некоторые проблемы экспозиционной работы музеев / Г. К. Ольшевская // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. – М., 2002. – С. 207–219.

Ольшевская Г. К. Проблемы комплектования материалов по современному периоду отечественной истории / Г. К. Ольшевская // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков. – М., 2001. – С. 237–245.

Ольшевская Г. К. Экспозиции по истории XX в. в свете советской и постсоветской традиции / Г. К. Ольшевская //Материалы научно-практических конференций музейных работников по теме «Музей и традиции» в гг. Москве и Саратове. 1996 г. – М., 1997. – С. 23–27.

Скрипкина Л. И. Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России / Л. И. Скрипкина // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков. – М., 2001. – С. 17–48.

Скрипкина Л. И. Эволюция влияния исторической науки на научную адекватность содержания экспозиций. Роль историко-краеведческих музеев в коммуникации исторических знаний в конце XX – начале XXI в. / Л. И. Скрипкина // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. – М., 2002. – С. 123–141.

 

4.Социологическое и гуманитарное лицо истории в экспозиции. Проблема личности в экспозиции.

 

 Горохова Е. Г. «Немец у царского трона. Граф А. И. Остерман и его время»: инновационные подходы к художественному решению экспозиции // Е. Г. Горохова // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков. – М., 2001. – С. 398–409.

Каулен М. Е. Проблема личности в исторической экспозиции / М. Е. Каулен // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. – М., 2002. – С. 219–226.

Казакова Л. Ф. Новые подходы к интерпретации истории в музейных экспозициях (На основе опыта Государственного музея обороны Москвы) / Л. Ф. Казакова // Музей в современном обществе. Поиски новых решений. – М., 1999. – С. 79–89.

5.Формирование образно-сюжетного (художественно-мифологического) метода проектирования музейных экспозиций, его жанровые формы: экспозиционно-художественный очерк, экспозиционно-художественное исследование, экспозиционно-художественная легенда, экспозиционно-художественная модель исторического процесса. Понятие авторского музея. Реализация образно-сюжетного метода в экспозициях отечественных музеев.

 Поляков Т. П. Как делать музей? (о методах проектирования музейной экспозиции): учеб пособие. – М., 1997. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.future.museum.ru%2Flmp%2Fbooks%2Farchive%2Fpolyakov.pdf&name=polyakov.pdf&lang=ru&c=58aa1802243b

 Поляков Т. П. Музей будущего: проблема выбора модели / Т. П. Поляков // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков. – М., 2001. – С. 76–85.

Поляков Т. П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции / Т. П. Поляков // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 1988. – С. 35–53.

6.Поиски способов сочетания элементов познавательности и развлекательности в экспозиции. Возможности и границы применения средств анимации и интерактивности.

 

Ткачук О. В. Современные направления в традиционной деятельности музеев мира / О. В. Ткачук //Материалы научно-практических конференций музейных работников по теме «Музей и традиции» в гг. Москве и Саратове. 1996 г. – М., 1997. – С. 28–30.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!