Тема 1. Теоретические основы научного проектирования экспозиции



Истоки искусства экспонирования и зарождение выставочного дела.Выставление предметов напоказ какосновная предпосылка формирования экспозиционного искусства. Типология экспозиционных ситуаций и протоформы музейной экспозиции периодов древней истории и античности: коммерческое выставление товара, декорация святилищ и культовых помещений, показ культовых предметов в контексте культовых действий и процессий. демонстрация предметов в рамках светских обычаев и ритуалов (показ победителями трофеев, процессии с контрибуцией, триумфы, выставки приданого и пр. ). Формирование общественных и частных коллекций античного периода, включение произведений искусства в интерьер жилых и общественных помещений Формирование концепции интерьера средневекового храма и значение программной концептуализации пространства Ренессансное коллекционирование, создание специальных помещений для размещения коллекций и особенности их экспозиции (студиоло, кунсткамеры, естественно-научные кабинеты, дворцовые галереи). Формирование выставки как новой институциональной формы (конец XVII – начало XVIII в.) Широкое развитие науки, техники и производства в XIX в., формирование типа экономических выставок и их влияние на развитие музейного дела и музейной экспозиции.

Музейная экспозиция как система: основные понятия и функции. Музейная экспозиция: определение понятия. Экспозиционная деятельность как информационная система, ее трехчастное строение: проектирование, экспозиция, коммуникация (восприятие). Проектирование как исходный этап создания экспозиции, понятийный аппарат проектной деятельности. Экспозиция как сложная система. Внешнее строение экспозиции (визуально воспринимаемая система). Морфология экспозиционного пространства, оборудование, экспозиционные материалы. Понятия «экспонат» и «экспозиционный комплекс». Структура содержания экспозиции (тема, идея, последовательность тем, подтем, экспозиционных комплексов). Экспозиция как текст. Функциональная структура экспозиции.

Экспозиция как форма музейной коммуникации. Основные положения теории социальной коммуникации и формирование понятия музейной коммуникации в контексте проблемы взаимодействия музея и общества. Понятийный аппарат музейной коммуникации. Значение работ Д. Камерона (Канада) для понимания сущности и развития современных концепций музейной коммуникации. Основные модели музейной коммуникации и тенденции в реализации коммуникативной функции музейной экспозиции. Экспозиция как знаковая система, как текст и вид искусства. Объекты и субъекты экспозиционной деятельности (музейный предмет, посетитель, экспозиционер, художник, экскурсовод) в системе музейной коммуникации.

Экспозиционные материалы. Понятие «экспозиционные материалы» как терминологическая проблема музеологии. Экспозиционные материалы как система. Видовая характеристика основных групп экспозиционных материалов. Объекты показа, имеющие значение подлинника, первоисточника знаний о природе и обществе (музейные предметы, предметы музейного значения, нематериальные (неосязаемые) объекты наследия). Предметы/объекты специально изготовленные для экспозиционного использования. Воспроизведения музейных предметов: определение понятия, классификация, роль и значение в системе экспозиции. Научно-вспомогательные материалы, тексты в экспозиции, произведения экспозиционного искусства.

Тема 2. Основные методы и принципы построения экспозиции. Понятие метода построения экспозиции как научно обоснованного порядка группировки и организации экспозиционных материалов. Характеристика основных методов: коллекционного (систематического), ансамблевого, ландшафтного, тематического (иллюстративного), музейно-образного, образно-сюжетного. Видовые особенности и примеры экспозиций, созданных на основе перечисленных методов. Специфика экспозиционных комплексов.

История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX – 1920-е гг.). Формирование коллекционного (систематического) метода проектирования музейных экспозиций в Западной Европе (вторая половина XIX в.). Проектирование экспозиции Российского исторического музея и специфика применения коллекционного метода в России на рубеже XIX – XX вв. Ансамблевый метод в этнографических и мемориальных музеях Европы. Ансамблевые экспозиции в России.

Трансформация коллекционного и ансамблевого методов в 1920-е гг. в иллюстративный и музейно-образный в связи с постановкой перед музеями массово-просветительских целей. Основные положения первой отечественной монографии по музейному проектированию Н.И. Романова «Местные музеи и как их устраивать» (1919). Разработка методологии музейно-образного метода в работах Ф.И. Шмита.

Развитие иллюстративного метода проектирования в практике Музея Революции и научных трудах Н.М. Дружинина. Этапы формирования тематического комплекса в экспозиции. Влияние традиционных и экспериментальных направлений в искусстве на экспозиционную деятельность.

Первый Всероссийский музейный съезд (1930) о новых методах. «Музейный язык» (И.К. Луппол) и концепция «музейного предложения».

Развитие методов проектирования музейных экспозиций в 1930-е – 1980-е гг. Музейная экспозиция как «учебное пособие» (1930-е гг.). Формирование иллюстративно-дидактических подходов на основе коллекционного, ансамблевого и музейно-образного методов.

Ослабление позиций дидактического иллюстрирования в годы Великой Отечественной войны.

Тематический метод как универсальный метод проектирования экспозиций в 1950-60-е гг. Теоретические работы А.И. Михайловской.

Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964 г.) и критика иллюстративно-дидактических экспозиций. Влияние практики международной выставочной деятельности на становление метода художественного проектирования экспозиций. Деятельность художников Центральной студии художественно-проектного творчества по созданию экспозиций и реэкспозиций Государственного музея этнографии народов СССР (г. Ленинград), Музея А.С. Пушкина, Центрального музея Вооруженных сил СССР (г. Москва) и др. Понятия «экспозиционно-художественный образ» и «музейный натюрморт». Сосуществование музейно-образного и иллюстративного методов в 1970-е – 80-е гг. Дискуссия о социальной функции экспозиции (А. Разгон, Л. Каратеева).

Приоритет музейно-образного метода в проектировании 1980-х гг.

Экспозиционная деятельность в контексте формирования нового гуманитарного знания. Научные и художественные методы воссоздания в экспозиции историко-культурологического контекста. Историческая реальность в музейном предмете: исследование и презентация в экспозиции его знаковой и символической сущности. Социологическое и гуманитарное лицо истории в экспозиции: методы обобщения и индивидуализации. Примеры реализации культурно-антропологического подхода в экспозициях ГИМ, ГЦМСИР, ГМИР и др.

 Формирование образно-сюжетного (художественно-мифологического) метода проектирования музейных экспозиций, его жанровые формы: экспозиционно-художественный очерк, экспозиционно-художественное исследование, экспозиционно-художественная легенда, экспозиционно-художественная модель исторического процесса.

Основные принципы построения экспозиции. Научная объективность экспозиции в свете нового гуманитарного знания. Значение музейного предмета в экспозиции. Предметность как критерий «музейности» экспозиции, проблемы его применения на практике. Коммуникативность в контексте требований к современной экспозиции. Основные принципы группировки и интерпретации экспозиционных материалов: историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный.

Научная объективность, предметность, коммуникативность в контексте требований к современной экспозиции. Историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный принципы группировки и интерпретации экспозиционных материалов.

Выставка как вид экспозиции. Понятие выставки и выставочной деятельности музея. Классификация музейных выставок по тематике, содержанию и характеру экспозиционных материалов (монографические, фотовыставки, художественные и т.д.), по месту размещения (внемузейные, передвижные, выездные), по продолжительности работы (постоянные, временные). Характеристика основных типов музейных выставок: выставка новых поступлений, фондов, выставка из частных собраний, мемориальная выставка, юбилейная и т.д. Нетрадиционные – кинетические и языковые - принципы классификации (Н.В. Мазный, Т.П. Поляков, Э.А. Шулепова).

Роль и значение музейных биеннале и Международной межмузейной выставки «Интермузей» для развития музейного дела в России.

Основные функции современной музейной выставки. Выставка как первый этап формирования нового музея, как форма публикации, комплектования и популяризации музейных коллекций, инструмент модернизации основной экспозиции музея и маркетинга. Система выставок как специфическая форма функционирования основной музейной экспозиции.

Методика организации выставки.

 

Тема 3. Научное проектирование экспозиции.Понятия «концепция» и «проектирование» экспозиции. Предпосылки применения проектного метода в экспозиционной деятельности музеев.Основные этапы проектирования. Общая характеристика проектной документации.Структура научной концепции экспозиции.Расширенная тематическая структура и тематико-экспозиционный план: понятия, функции, методика составления.

Музейная экспозиция на современном этапе: традиции и новые подходы. Сущность и методология культурно-антропологического (междисциплинарного) подхода к истории. Культурно-антропологический подход как средство реализации миссии музея. Научные и художественные методы воссоздания в экспозиции историко-культурологического контекста. Повседневность в музейном отражении. Исторические реконструкции и интерьеры на выставках и в исторических экспозициях. Историческая реальность в музейном предмете: исследование и презентация в экспозиции его знаковой и символической сущности. Социологическое и гуманитарное лицо истории в экспозиции. Проблема личности в экспозиции. Поиски способов сочетания элементов познавательности и развлекательности в экспозиции. Возможности и границы применения средств анимации и интерактивности. Современная музейная интерпретация русской истории XVIII - XIX вв. Экспозиции по истории XX в. в свете советской и постсоветской традиции. Проблемы комплектования и музейного показа материалов по современному периоду отечественной истории.

 Художественная экспозиция в системе культуры

Предпосылки формирования художественной экспозиции. Значение традиций декорирования средневекового храма для развития художественного экспонирования. Характеристика основных типов художественных экспозиций в современной музейной практике: «декоративного комплекса», «академического ряда», «экспоната в фокусе», «проблемной группировки».

Экспозиции музеев различных профилей (историко-краеведческих, естественно-научных, литературных и пр.)

Актуализация проблем содержания исторических экспозиций музеев на рубеже XX – XXI вв. Основные концепции развития музеев исторического профиля. Современные концепции музейного показа археологических материалов и памятников средневековья. Актуальные проблемы научного проектирования экспозиций региональных музеев историко-краеведческого профиля и их роль в коммуникации исторических знаний.

Естественноисторический музей в структуре современной культуры. Особенности музейного показа натуральной истории в контексте эволюции социальной роли естественноисторических музеев. Научная концепция экспозиции и выставочная деятельность Государственного Дарвиновского музея.

Тема 4. Архитектурно-художественное проектирование экспозиции.Понятие «архитектурно-художественное проектирование экспозиции». Специфика экспозиционного образа. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций. Экспозиционный ансамбль как основная форма музейной экспозиции. Психофизиологические особенности и нормы восприятия экспозиции. Объемно-пространственная организация экспозиции и значение оборудования. Типы и виды оборудования и значение функционально-декоративного оформления. Свет и цвет как компоненты экспозиционного ансамбля. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций. Характеристика генерального решения (художественной концепции экспозиции). Эскизный и технорабочий проекты. Монтажные листы и шаблоны. Пробная экспозиция, монтаж.

Экспозиционный дизайн музеев на рубеже веков. Варианты дизайнерских решений создания экспозиций отечественных и зарубежных музеев. Видные музейные художники, характеристика экспозиций, ими созданных. Современные школы экспозиционного дизайна.

Эргономика и дизайн музейной экспозиции. Психофизические особенности экспозиции как визуально воспринимаемой среды. Методика анализа выставочного пространства, его зонирования, определения доминант и пассивных зон, маршрута осмотра.Учет особенностей эмоционального восприятия формы пространства. Система расчетов антропометричных величин (модулор) и ее использование в процессе зонирования пространства. Понятие зрительного пояса, расчет объемных величин активно воспринимаемого фрагмента пространства. Значение пассивных зон (пауз) в экспозиции. Экспозиционная значимость доминанты. Способы группировки предметов, основные приемы показа. Линейные ритмы в экспозиции как способ создания интуитивно ощущаемого направления движения. Правила размещения предметов на вертикальной плоскости: визуальный баланс композиции, учет визуального веса предметов, находящихся в ее верхней и нижней частях, особенности восприятия восходящей диагонали и правого поля композиции, правила размещения доминанты; законом выравнивания. Создание предметных комплексов, отбор предметов с учетом правила Миллера. Группировка предметов из разных материалов, значение их экспозиционных свойств и степени контактности. Формирование предметных ансамблей (музейных натюрмортов) –, выбор доминанты и субдоминант, построение предметных композиций. Значение симметрии и асимметрии в экспозиции, контрастов, акцентов, ритмов, колористических соотношений.

Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции

Инструктивно-методические материалы, характеризующие общие требования к хранению музейных предметов («Инструкция по учету и хранению музейных ценностей…», 1984 г., ГОСТы).

Основные факторы формирования микроклимата в экспозиционных помещениях и методы его нормализации. Профилактика музейных объектов от повреждений микроорганизмами и насекомыми.

Особенности монтажа и экспонирования музейных предметов из тканей, кожи, фарфора, фаянса, стекла. Особенности хранения и монтажа археологического металла. Основные требования с точки зрения сохранности к экспонированию оружия, предметов нумизматики, фотодокументов, произведений графики, живописи, документов на бумажной основе и книг, мебели, домашней утвари и предметов декоративно-прикладного искусства из дерева.

 

Тема 5. Сценарий музейной экспозиции.Формирование сценографического направления в практике проектирования музейных экспозиций. Сценарий музейной экспозиции: определение понятия и литературная специфика. Фигура сценариста. Основные средства создания экспозиционного «спектакля»: музейные предметы, средства ФДО, экспозиционно-художественный образ, экспозиционный сюжет. Жанровые формы образно-сюжетной экспозиции. Понятие авторского музея. Реализация сценарного замысла в экспозициях Музея В. Маяковского (г. Москва), Красноярского краевого музея («Приметы советской эпохи»), Музеях Ф. М. Достоевского (г. Санкт-Петербург, Новокузнецк), Музея-библиотеки Н. В. Гоголя (г. Москва) и др. Методика работы над сценарием. Сценарий как документ, регламентирующий использование динамических средств в экспозиции.

Тема 6. Информационная система музейной экспозиции. Текст в экспозиции.Предпосылки и этапы формирования информационной системы экспозиции. Структура информационной системы: средства пространственного ориентирования (планы размещения экспозиционных залов, текстовые указатели); средства ориентирования в содержании экспозиции (оглавительные, ведущие, пояснительные тексты); средства интерпретации музейных предметов в экспозиции (этикетаж). Тексты в экспозиции: определение понятия, значение и общие требования. Виды текстов: общая характеристика. Виды и структура этикетки. Определение названия предмета и отбор атрибуционных данных в зависимости от профиля музея, цели и темы экспозиции. Особенности дополнительных сведений о предмете. Методика составления этикетки к разным видам источников. Общие правила оформления текстов. Требования к оформлению и размещению этикетажа.

 

Тема 7. Интерактивные средства и информационные технические системы в экспозиции.Интерактивность музейная: определение понятия. Формирование идеологии интерактивности в природе протомузейных форм. Значение интерактивности для профильной группы музеев науки и техники, а также музеев под открытым небом второй половины XIX в. Цель интерактивности – активизация познавательной и мыслительной деятельности. Виды интерактивных технологий:предметно опосредованные (контактные) технологии, направленные на манипуляцию подлинниками, их воспроизведениями и научно-вспомогательными материалами в экспозиции, имеющими вещественную составляющую; мультимедийные технологии (электронные экспозиции); креативные технологии (реализуют творческие способности посетителей посредством активизации участия в воспроизведении нематериального наследия, традиционной технологии, игровой, эвристической деятельности); технологии современного дизайна (декорации, инсталляции, бутафория). Задачи применения АИС в экспозиции.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!