VI. Тренировочные упражнения

ФИО учителя: Иванова Елена Егоровна        ОУ: МБОУ СОШ № 2 тел./факс (48153) 7-09-52 E-mail: School2Desn@mail.ru Населённый пункт: 216400 Смоленская область, г. Десногорск Предмет: словесность Учебник: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 кл.: учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2008. Класс: 5 Тема урока: «Интонация». Тип урока: урок объяснения нового материала Цели: 1) Познакомить учащихся с интонацией как одним из средств выразительности речи. 2) Развивать у учащихся умение выразительного чтения художественного произведения. 3) Воспитывать любовь к родному слову и родной речи. Задачи: 1) Продолжить работу над формированием умения анализировать художественный текст. 2) Углубить представление учащихся об интонации и её средствах.  3) Научить определять средства интонации в тексте. Использованные источники: 1). Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 классы. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. 2). Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2001.     Ход урока:

         

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых…

М. Ю. Лермонтов

 

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний. Беседа.

-    Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова М. Ю. Лермонтова?

- Неотъемлемой частью звучащей речи является интонация. В толковом словаре С. И. Ожегова даётся следующее значение этого термина:

Интонация - 1. Повышение и понижение тона голоса при произношении. И. речи. Вопросительная и. Повествовательная и.

                  2. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Властная и. Насмешливая и.

                  3. Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении. Правильная и. Фальшивая и.

 

- О каком значении термина пойдёт речь на сегодняшнем занятии?

- Какие цели мы поставим перед собой, приступая к работе? (Мы должны научиться находить правильную интонацию при чтении художественного текста, чтобы предельно точно отразить его содержание, показать чувства и мысли автора, передать слушателям эстетическую радость от чтения текста, насыщенного изобразительно-выразительными средствами языка.)

III. Изучение нового материала. Работа с § 34 на с.114

IV. Беседа:

- Как вы можете объяснить понятие «интонация»? (Главное выразительное средство звучащей речи, тон высказывания, передающий отношение говорящего к тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится.)

- Какие средства интонации вы можете назвать? (Логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса, выбор слов с определённой эмоциональной окраской).

- Что определяет интонацию? (Цель высказывания: какие чувства и мысли мы хотим выразить).

V. Индивидуальное сообщение «Из истории методики обучения выразительному чтению».

Методика обучения выразительному чтению художественного произведения имеет долгий путь развития. Ещё до введения светского художественного чтения в школах России были разработаны определённые наставления – «указы» - к чтению псалтырей. Читать рекомендовалось «ясно, чисто, звонко», достаточно громко, но не крикливо («ни на силу кричати, ни тихо»), произносить по стихам, добирая на паузах воздух («ни борзо, а крепко по три или по четыре строки духом, и ровно строкою говори же»), перед чтением вдох («всякое слово почати духом»).

Зачинателем светского художественного чтения был деятель русского просвещения XVII века Симеон Полоцкий. Свой сборник «Рифмологион» он предназначал «юным в науку дати, да же возумеют они чинно глаголати». Полоцкий дал немало ценных советов, в основе которых положена мысль о необходимости правды в искусстве: «Да не рекут противно бытии правде». А его знаменитое требование передавать при чтении не слова, а мысль, быть «не слов ловитель, но ума искатель», - до сих пор цитируются в учебниках по сценической речи.

Наконец, специальные правила для работы над выразительным чтением были сформулированы в начале XIX века А. Никольским, который подчёркивал, что искусное произношение даёт возможность чувствовать всю красоту речи, скрывая многие её недостатки. Иногда один голос говорящего проникает в нас до глубины сердца, а один его безмолвный вид способен вызвать слёзы.

Совершенно ясно, что живое произношение значительно богаче, ярче, точнее передаёт не только мысль, но и душевное состояние человека. Вот строки из письма М. Ю. Лермонтова к М. Лопухиной от 23 декабря 1834 года, в которых поэт противопоставляет живое, звучащее слово слову «мёртвому», написанному: «О! как я хотел бы вас снова увидеть, говорить с вами, потому что звук вашей речи доставляет мне облегчение. На самом деле следовало бы в письмах помещать над словами ноты; в настоящее время, когда читаешь письмо, словно смотришь на портрет: нет ни жизни, ни движения; отражение застывшей мысли, нечто такое, в чём чувствуется смерть». В стихах М. Ю. Лермонтова часто можно встретить выражение «звук голоса», «звук речей», а звучащее слово он называет живым.

VI. Тренировочные упражнения.

      

1). Противопоставьте друг другу единицы счёта, произнеся первое число более высоким тоном по отношению ко второму, а затем наоборот. Попробуйте уловить смысловую и интонационную разницу двух вариантов фраз.

Не 3, а 6.

Не 10, а 5.

Не 20, а 100.

Не 50, а 60.

Не 2,3,4,5,6, а 8,9.

2). Прочитайте описание щенка от лица мальчика, мечтающего о такой собаке; от лица мальчика, мечтающего о другом щенке.

…Щенок был охотничьей породы. Крупный. Белый. С тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у него тоже была коричневая. Уши огромные. Шерсть короткая, гладкая.

3). Прочитайте отрывок из басни И. А. Крылова «Мышь и крыса» согласно расставленным паузам и логическим ударениям, Исправьте интонационный рисунок отрывка, обозначив стрелками повышение и понижение голоса.

 

«Соседка, слышала // ль ты добрую // молву? –              

Вбежавши, крысе / Мышь сказала, -

Ведь // кошка, говорят, попалась в когти // льву?

Вот отдохнуть // и нам пора / настала!»

Не радуйся. // мой свет, -

Ей Крыса говорит /// в ответ, -

И не надейся / по-пустому!

Коль до когтей у // них дойдёт,

  То, верно, льву не // быть живому:

Сильнее / кошки зверя /// нет!»

 

4). Проведите интонационный анализ:

                                       

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

                                                                                           (А. С. Пушкин)

 

 

VII. Рефлексия.

- Закончите предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)……………….»

 

VIII.Домашнее задание.

§ 34, выучить определения, упражнение 110, с. 116 (письменно)


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 101;