Алгоритм лингвистического анализа текста



1. Общие стилистические особенности данного текста

 

Научный Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость
Публицистический Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка
Официально-деловой Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, стереотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер
Разговорный Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения

 

2. Жанровые особенности текста

 

Научный Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации
Публицистический Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его характер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)
Художественный Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа
Официально-деловой Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка

 

3. Лексические средства выразительности

 

Научный Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
Публицистический   Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы
Официально-деловой Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера

 

4. Средства художественной выразительности, характерные для художе-ственного и публицистического стилей:

тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербо-ла, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;

стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, паралле-лизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпи-фора

5. Фонетический уровень – звуковые образные средства.

    Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (ал-литерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности тек-ста.

    6. Морфологические средства выразительности

 

Научный Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление
Публицистический Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)
Официально-деловой Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии

           7. Синтаксические средства выразительности

Научный Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов
Публицистический Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений
Художественный Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения
Официально-деловой Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

1.    Восстановите последовательность пред­ложений, расставьте пропущенные знаки препинания.

КУЦЫЙ

1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.

2. Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно.

3. Предложение было принято с полным сочувствием.

4. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».

5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного

хлеба и отрезки рубцов купленных на свои копейки.

6. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера.

7. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день дня за три до

отхода «Могучего» трехмачтово­го военного судна в кругосветное плавание.

8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.

9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.

10. Разрешение было получено.

11. Собака подозрительно взглянула своими умными глаза­ми на матроса но несколько

дальнейших ласковых слов произ­несенных доброжелательным тоном успокоили ее насчет не-доб­рых намерений и она жалобно завыла.

12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос Кочнев возвращался на корвет стоя-

вший в военной гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к водосточной трубе и вздра­гивающую от холода.

13. Окромя как Куцым никак его не назвать предложил кто-то.

14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от камбуза и не веря своему счастью

часто тревожно просыпалась во сне.

15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула ему руку тронутая лаской и завыла

еще сильней.

16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.

17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.

18. Ты брат чей будешь проговорил он останавливаясь около собаки.

19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько се­кунд съела все и снова во-

просительно смотрела на матроса.

20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.

21. Он ласково свистнул.

22. Все посматривали на весьма неказистую собаку которая в ответ на ласковые взгляды

повиливала обрубком хвоста и бла­годарно лизала руки матросов гладивших ее.

23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы собака ис­пуганно озиралась но Кочнев

значительно успокоил ее поставив перед ней чашку с жидкой кашицей которой завтракали ма-тросы.

24. Спустя несколько времени когда палуба была вымыта Кочнев вывел ее наверх и

предложил матросам оставить ее на корвете.

25. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет

и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

26. Кличка понравилась.

18.  Выделите тезис.

Притча «Богатство»

«Как — то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, отче, что нам делать, чтобы разбогатеть?»

Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими».

«Открой нам этот день, отче!» — вскричали юноши. «Рад бы, дети мои, да по старости своей я забыл его, — улыбнулся в усы старец, — потому лучше вам ни дня оставаться без работы».

Так и в духовной жизни, постоянно делай добрые дела, чтобы дьявол всегда находил тебя занятым».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 122;