Информатика как единство науки и технологии
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое».
План
1. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста.
2. Абзац как средство смыслового членения текста.
3. Информационная переработка текста.
Ø Сокращение текста.
Ø План.
Ø Тезисы.
Ø Выписки.
Ø Конспект. Тематический конспект.
Ø Реферат.
Ø Аннотация.
4. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различ-
ных типов речи.
5. Сложное синтаксическое целое.
6. Средства и виды связи предложений в тексте.
8. Лингвостилистический анализ текста.
ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА ТЕКСТА. ТЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Термин «текст» (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-раз-ному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:
1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характе-
теризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отно-шением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева).
2) «Под текстом понимается логически и структурно организованная сово-
купность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобли-кова).
3) «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее за-
вершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И. Р. Гальперин).
|
|
4) «Текст — это законченное, завершённое произведение» (из учебника
«Русский язык» 10 класс. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, О. В. Чиндилова).
5) «Текст — любое произведение словесности, выраженное в устной или
письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдель-ный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение. Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания» (Р. И. Альбеткова).
6) «Текст — это объединённая смысловой связью последовательность пред-
ложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).
7) «Текст — это произведение письменной или устной речи, предназначен-
ное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаёт-ся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию» (из книги, см. п. 6.).
Таким образом, текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
|
|
Анализ разных определений позволяет выделить следующие основные признаки текста:
Информативность: главное свойство и назначение текста — передача информации. С точки зрения автора, текстовая информация, главная или переда-ющая детали, всегда существенна, и автор рассчитывает на определённый эффект и её воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и, узнав это, испытает какие-то чувства и стремления совершить действие.
По степени самостоятельности тексты можно разделить на первичные, т.е. тексты-оригиналы, вторичные — созданные на основе содержания первичных (различные виды конспектов, пересказов, аннотаций, рефератов и т.п.) и первич-но-вторичные (например, обзоры литературы, школьные сочинения, сообщения по материалам газет, отчёты и т.п.).
Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), еди-ницы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.
|
|
Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически) — это один из важнейших признаков текста, определя-ющих его целостность.
Выделяются два вида связности:
• локальная, т.е. связность последовательно идущих элементов текста (на-пример, высказываний), которая обеспечивается синтаксическими элементами (например, союзами, местоимёнными словами, вводными словами и др.);
• глобальная — смысловая связность текста, которая обеспечивается един-ством темы, основной идеи, ключевыми словами и последовательным развитием основной мысли, т.е. тем, что обеспечивает единство текста как смыслового цело-го, его внутреннюю цельность.
Коммуникативное намерение автора текста — общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.
Создавая текст, автор движим определёнными целями: дать своё видение предметов и явлений окружающей его действительности, существовавшей ранее и воссозданной в его воображении или придуманной им; передать знания научного характера или выразить собственные чувства и эмоции; позволить читателям по-лучить эстетическое удовольствие. Именно авторское намерение и определяет структуру и характерные особенности текста.
|
|
Целостность. Текст — это единое смысловое целое. Читатель восприни-мает текст как завершённое целостное произведение, выражающее единый смысл.
Диалогичность — это свойство текста заключается в том, что у каждого речевого произведения есть автор и читатель, между ними происходит скрытый диалог: автор передаёт смысл, а читатель, интерпретируя текст, соглашается или не соглашается с автором. Таких интерпретаций множество, так как у каждого читателя свой опыт. Диалогичность проявляется и в том, что каждый текст явля-ется составной частью большого не- прекращающегося диалога, осуществляемого между разными авторами, или диалога между текстами. По сути, текст — это от-вет автора на вызов другого автора, читателя, самой жизни.
Текстовая модальность — это отношения отражаемых в тексте ситуации и её элементов к действительности: то, что описывается, может интерпретироваться читателем как реальное, нереальное, субъективно оценённое автором.
Композиция текста — это его строение, соотношение и взаимное располо-жение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступле-ние, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершённостью, логической связностью и соразмерностью частей.
Выделяют следующие композиции текста:
· линейная — последовательное изложение фактов и событий по хронологи-ческому признаку;
· ступенчатая — последовательный переход от одного элемента текста к другому,
· концентрическая — переход от одного положения к другому с возвраще-нием к уже сказанному (спираль);
· параллельная — сопоставление положений, фактов, событий;
· дискретная — изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий;
· кольцевая — возврат в конце текста к уже сказанному в его начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное;
· контрастная — резкое противопоставление двух частей текста.
Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, выра-женное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чём повествуется, что описывается в тексте, о чём ведётся рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а мо-жет и не указывать на тему («Евгений Онегин»), Во многих произведениях (иногда и малых по объёму) может быть несколько тем.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причём связан-ными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделённые друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны:
а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содер-жанию другого;
б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д.
Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам.
Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом
благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопос-тавления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложе-ниях, соотнесённость форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определённом отрезке текста. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?..(А. Пушкин) Здесь риторический вопрос служит средством па-раллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
В цепной связи главное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности дей-ствий (ситуаций), что выражается употреблением глаголов в форме совершенного вида.
Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, сле-ва, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточ-ные предложения.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И, наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
Основная мысль — это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оцен-ку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литера-тура запечатлевает образ времени».
Проблема текста — это сложный вопрос, задача, которые требуют разре-шения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали ал-когольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижа-лась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребён-ка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противо-речия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика— несколько проблем, затронутых в тексте.
Ключевые слова текста — наиболее важные в содержательном плане лек-сические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему за-трагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свёртывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.
Текст всегда рассчитан на понимание, а значит на извлечение информации, содержащейся в нем. Виды информации в тексте:
1) фактуальная информация — это констатация фактов, не окрашенная
личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);
2) концептуальная информация — это информация, связанная с авторским
пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (аналитические статьи, художественная проза, стихотворения, ораторская речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;
3) подтекстная информация, т.е. та, которая не передается открыто, а про-
читывается «между строк»; при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример — басни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).
Кроме того, в тексте можно выделить главную (основную) и второстепен-ную (дополнительную) информацию. Важно заметить, что «главная информация» не приравнивается к основной мысли текста. Главная информация — это знания, заложенные в текст, без подробностей и деталей. Чтобы её вычленить, надо ис-ключить второстепенную информацию, детали и из липшие подробности.
АБЗАЦ КАК СРЕДСТВО СМЫСЛОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА
Части текста имеют свои правила построения. По определённым правилам строится и абзац.
Абзац — это композиционно-стилистическая единица текста, выделяемая отступом в начале строки (красная строка), отрезок текста между двумя такими отступами.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом.
Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения.
Абзац, точнее абзацный отступ, можно причислить к знакам препинания, поскольку абзацное членение текста, как и употребление в письменной речи соб-ственно знаков препинания, служит той же цели — донести до читателя автор-ский текст соответственно заложенному в нем содержанию. Абзацный отступ —это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается трудно, логико-смысловые связи между отдельными предложениями и кусками текста сразу не улавливаются. Абзацное членение пре-следует общую цель — выделить значимые части текста. Однако выделяться час-ти текста могут с разными целевыми установками, соответственно различны функции абзаца.
Абзац может быть чисто формальным средством разграничения реплик раз-ных лиц в диалогической речи (реплики обозначаются тире):
Андрей вдруг почуял, как шевельнулось едва ощутимое, неловкое — к Саблину. Было как-то внове. Он спросил.
— Жили-то дружно?
— Кто? - спросила Соня.
— Супруги Прозоровские.
Ю. Трифонов
В официально-деловых документах, где изложение строго подчинено логи-ке материала, для четкого выделения деталей, имеющих одинаково важное значе-ние, абзац может разрывать даже отдельное предложение. Абзацное членение от-дельного предложения возможно лишь при наличии ряда синтаксически однород-ных и тематически связанных компонентов, обеспечивающих последовательное раскрытие общей темы, которая объявлена в первой части предложения. Это ха-рактерно для текстов законов, постановлений, инструкций, для справочников, описаний научных экспериментов и т. п. Например, абзацы разрывают ряд рас-пространенных однородных членов предложения в таком официальном тексте:
«Задачами органов государственного арбитража являются:
· обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров;
· активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предпри-ятия, учреждения и организации...»
Однако обычно абзац включает несколько предложений. Они могут объе-диняться на разном основании, и в соответствии с этим абзац может выполнять разные функции: логико-смысловую, экспрессивно-эмоциональную, акцентно-выделительную, композиционную.
Наиболее распространенная функция абзаца — логико-смысловая, то есть абзац членит текст на логически и по смыслу объединяемые части. Так оформля-ются тексты официально-деловые, научные, научно-популярные, учебные:
Человек учится не только у человека. Учится у всего, всю жизнь.
Вот стоит березка на береговом скосе речки Покши. В половодье ее чуть ли не до вершин накрывает студеная вода, острые ломаные льдины жестко ударяют о ствол, того и гляди срежут, столкнут или поранят. Она держится. Всё перетерпев, вовремя украшается и зеленой листвой, и сережками, и белизной коры, пригля-дись-ка. Летом в ее тени, откинутой на реку, нежатся щурята, любят подремать окуни.
Я люблю эту березку за ее тихое мужество.
Лиса-огневка попалась в капкан — смерть. Грызла железо, билась, отчаянно дергалась, оторвала сломанную капканом заднюю ногу. Калека. Но вырвалась на свободу. Живет... То на Зайцевском, то на Перечном попе встречаю я ее. Даже знаю, где нора, в которой вывела четырех лисяток...
Серый певчий дрозд остался зимовать – заболел? Кто знает. Зимой прилета-ет на пасеку и к дяде Косте клевать мороженые ягоды рябины. Сороки его не при-нимают, и галки гонят. Один на один остался с зимой. И всё перенес. А теперь, когда солнце стало ярче, заволновался, журчит песенками — своих ждет не дождется.
И ветер нас учит, он то решительный, то неуступчивый, то ласковый. И солнце учит: своей извечной добротой.
Сколько же у нас учителей!
В. Бочарников
В текстах художественных, особенно в повествовательно-описательных, аб-зац также помогает логико-смысловому членению: абзацы намечают последова-тельный переход от одной темы к другой. Такое членение на абзацы повышает напряженность текста, сообщает ему ритмическую четкость и строгость. Например:
Полк отступал вторые сутки. Медленно, с боями, но отступал. По возвы-шенным грунтовым дорогам тянулись обозы русской и румынской армии. Объе-диненные австро-германские части охватывали отступивших глубоким фланго-вым обходом, пытались сомкнуть кольцо.
К вечеру стало известно, что 12-му полку и соседней с ним румынской бри-гаде грозит окружение. Противник на закате солнца выбил румын из деревни Хо-винески и уже продвинулся до высоты «480», что граничит с Голшским перева-лом.
Ночью 12-й полк, подкрепленный батареей конно-горного дивизиона, по-лучил приказ занять позиции в низовьях Голшской долины. Полк, выставив сторожевое охранение, приготовился к встречному бою.
В эту ночь Мишка Кошевой и хуторянин его, чурбаковатый Алексей Беш-няк, были в секрете. Таились в арке возле покинутого обвалившегося колодца, вдыхая разреженный морозом воздух...
М. Шолохов
Первые предложения абзацев здесь формулируют новую мысль, а последу-ющие – конкретизируют или развивают их содержание. Если «стянуть» первые предложения абзацев, построенных по логико-смысловому принципу, то получит-ся короткий пересказ основного содержания отрывка:
Полк отступал вторые сутки.
К вечеру стало известно, что 12-му полку и соседней с ним румынской
бригаде грозит окружение.
Ночью 12-й полк, подкрепленный батареей конно-горного дивизиона, полу-чил приказ занять позиции в низовьях Голшской долины.
В эту ночь Мишка Кошевой и хуторянин его, чурбаковатый Алексей Беш-няк, были в секрете.
Функции абзаца в художественном тексте значительно разнообразнее и ши-ре, чем в других видах письменных текстов. Эмоционально-экспрессивный строй художественного произведения не менее существенен, чем само содержание. Вот почему здесь абзац может разрывать логико-смысловую нить повествования и служить целям воздействия на эмоции читателя, на его психологическое воспри-ятие. Например, в данном отрывке абзац «И заплакала...» нарушает смысловое членение текста и служит ярким выделительным средством:
И она живо, с поразительной ясностью, в первый раз за все эти тринадцать лет, представила себе мать, отца, брата, квартиру в Москве, аквариум с рыбками и всё до последней мелочи, услышала вдруг игру на рояле, голос отца, почувствова-ла себя как тогда, молодой, красивой, нарядной, в светлой, теплой комнате, в кру-гу родных; чувство радости и счастья вдруг охватило ее, от восторга она сжала себе виски ладонями и окликнула нежно, с мольбой:
— Мама!
И заплакала, неизвестно отчего.
А. Чехов
В следующем отрывке абзац также разрывает плавное течение мысли, раз-деляя жестко связанные по смыслу куски текста с целью усиления его эмоцио-нальных качеств (только за то...; не только за это...):
Можно еще много написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно ис-пользовать для нашего благосостояния!
Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, да-же небогатые, они для нас прекрасны.
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
К. Паустовский
Ровное течение повествования, достигаемое при логико-смысловом члене-нии текста на абзацы, нарушается и в том случае, если абзац играет роль своеоб-разного акцента. Функция абзаца здесь акцентно-выделительная. Особенно эф-фективен прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Одинаковое начало каждого из последующих абзацев создает жест-кий ритм:
Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут пов-торять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раз-дать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не заме-чает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. Он может придумать множество удивительных рассказов.
Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был споко-ен и счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь мо-жет зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии.
К. Паустовский
Такое членение на абзацы усиливает воздействие художественной формы на восприятие.
Акцентно-выделительное членение текста обычно сопровождает логико-смысловое членение, поскольку акцентированию подвергаются однородные части тематически связанного отрезка текста:
Вот так говорил председатель Тыналиев, суровый и замкнутый человек, хо-дивший в своей неизменной армейской серой шинели, в которой он, конечно же, мерз, в серой ушанке, с озабоченным заострившимся лицом, а сам молодой еще, скособоченный, с недостающими ребрами, с неразлучной полевой сумкой на бо-ку...
Вот так говорил председатель Тыналиев, стоя у школьной доски с геогра-фической картой, возле той самой карты, на которой люди умудрились поместить все земли и моря, включая такие расчудесные теплые страны, как Цейлон, Ява, Суматра, Австралия, где живи себе в удовольствие и плюй в потолок...
Вот так говорил председатель Тыналиев в школе, топленной соломой, от которой больше сора на полу, нежели тепла. И когда он говорил, что надо на да-леком Аксае поднять дополнительно сотню гектаров яровых для фронта, пар шел из его рта, как на дворе...
Вот так говорил председатель Тыналиев...
Ч. Айтматов
Абзац, рассчитанный на активное эмоциональное восприятие, особенно ха-рактерен для публицистики, ораторской речи, которым свойственны интонации напряженные, с нарастающим темпом и тоном.
Специфика членения текста на абзацы определяется разным характером воз-действия на читателя: для текстов, рассчитанных только на интеллектуальное вос-приятие, показательны логико-смысловые абзацы, построенные по тематическому принципу (новый абзац раскрывает новую микротему); для текстов, предусма-тривающих не только интеллектуальное, но и эмоциональное восприятие – абза-цы акцентно-выделительные и экспрессивные. Немаловажна также и авторская манера организации текста посредством абзацного членения. Объем текста между абзацными отступами в разных текстах различен; это объясняется многими при-чинами: жанровыми особенностями произведения, его функционально-стилевой принадлежностью, стилистической тональностью, общим объемом произведения, его назначением, авторской манерой изложения и т. д. Хотя и в этих условиях проявляются общие закономерности построения текста, нарушение которых воспринимается как следствие недостаточной продуманности его оформления. Например:
Она [Коринна Биль] решается приоткрыть и самые потаенные уголки серд-ца этой женщины и рассказать – опять же с большой дозой иронии, а по сути са-моиронии – о той любви (реальной, придуманной, кажущейся или приснившей- ся – неважно), которую она встретила в такой прежде далекой для нее России.
Далекой, но с детства живущей в ее снах и мечтах. С ранних лет мечтала она подержать в руках настоящую матрешку, и когда это желание сбывается, «старая дама» с восторгом раскладывает ее в своем гостиничном номере.
Здесь нарушен общий принцип абзацного членения. Второй абзац начина-ется с определения, которое искусственно оторвано от впереди стоящего опреде-ляемого слова. Этот абзац мог бы нести экспрессивный заряд, если бы к данному определению не подтягивалось следующее предложение (С ранних лет...). Такое сочетание тематически разных сообщений в одном абзаце нарушает структурно-семантическую целостность текста.
СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА. ПЛАН. ТЕЗИСЫ
Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составле-ние плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами:
1) исключить отдельные его части (соответствующие определённым пунк-там плана);
2) сократить изложение каждой части;
3) заменить развёрнутые предложения более простыми.
При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:
1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части;
2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить;
3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить;
4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращённом тексте были сохранены ключевые слова.
Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.
ПЛАН
План наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования его информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или
вопросительных предложений.
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи.
План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.
План выполняет определенные функции:
· передает схему подачи материала и обобщает;
· раскрывает содержание текста (но не передает его полностью);
· восстанавливает в памяти содержание источника;
· заменяет конспект и тезисы;
· помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);
· улучшает сделанную запись;
· ускоряет проработку источника информации;
· организует самоконтроль;
· сосредотачивает внимание и стимулирует занятия;
· используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
План составляется по прочитанному (готовому) тексту или до написания собственного (авторского, создаваемого) текста.
Виды плана по речевому (языковому) оформлению:
1) назывной (номинативный);
2) вопросный;
3) тезисный;
4) цитатный;
5) план-опорная схема.
Назывной план (номинативный):
· составляется в форме назывных предложений;
· перечисляются основные проблемы, о которых идет речь в тексте;
· используется в подготовке выступлений, для акцентирования основных вопросов, которые необходимо раскрыть.
Вопросный план:
· составляется в виде логических вопросов к каждому информативному центру;
· нацеливает на поиск основной информации, заключенной в тексте;
· при составлении вопросного плана рекомендуется использовать вопросительные слова и местоимения (какой? как? когда? что? почему? и т.д.);
· полные ответы на вопросы отражают основную информацию текста и соответствуют плану в форме тезисов.
Тезисный план(отражает ключевые предложения текста):
· составляется в виде тезисов;
· каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста;
· отличается динамичностью и информативностью.
Цитатный план (пункты плана – цитаты из исходного текста или афоризмы, которые отражают содержание будущего текста).
Цитата – это дословная передача чужого высказывания.
Цитатный план:
· прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли,
выдели те мысли, которые войдут в конспект;
· в соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в
тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2. (цитата);
3. (цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты).
План-опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.
Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основную информацию текста.
По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада.
Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Виды планов по структуре
Простой план – это выделение и наименование основных частей первоисточника.
Сложный план – выделение основных частей текста, которые в свою очередь делятся на ряд дополнительных.Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план | Как составлять сложный план |
1) Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Запишите план. | 1) Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. |
Запомните! План должен соответствовать теме текста и основной мысли.
К недостаткам плана относится то, что он говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нем, о схеме его расположения. Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику. Когда же план как форма записи не может выполнить этих задач, на помощь приходят другие виды записей: выписки, тезисы и конспекты.
Примеры составления различных видов плана на основе текстов
Информатика как единство науки и технологии
Важная особенность информатики – широчайшие возможности применения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них – совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.
Как наука, информатика изучает общие закономерности, свойственные информационным процессам. Когда разрабатываются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользователями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.
Объектом приложений информатики являются самые различные науки и области практической деятельности. Многообразные информационные технологии, имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой.
Перечислим реализации информационных технологий, используя, ставшие традиционными, сокращения.
АСУ – автоматизированные системы управления - комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, в образовании используются системы АСУ-ВУЗ.
АСУТП – автоматизированные системы управления технологическими процессами. Например, такая система управляет работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического аппарата и т.д.
АСНИ – автоматизированная система научных исследований - программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.
АОС – автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие обучающим осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебные материалы и т.д.
САПР – система автоматизированного проектирования – программно-аппаратный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инженером-проектировщиком, архитектором и т.д.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.
Спектр применения информационных технологий чрезвычайно широк и в будущем он будет только расширяться.
Назывной план | Вопросный план | Тезисный план |
ПРОСТОЙ ПЛАН | ||
1. Возможности применения информатики. 2. Общие закономерности информатики. 3. Классификацияреализаций информационных технологий. 4. Будущее информационных технологий. | 1. Каковы возможности применения информатики? 2. Что важно для СУБД? 3. Как классифицируются реализации информационных технологий? 4. Каково будущее информационных технологий? | 1. Информатика применяется почти во всех видах деятельности человека. 2. Важными для СУБД являются общие принципы организации и эффективность поиска данных. 3. Выделяют пять видов реализаций информационных технологий. 4. Спектр применения информационных технологий в будущем расширится. |
Назывной план | Вопросный план | Тезисный план |
СЛОЖНЫЙ ПЛАН | ||
1. Возможности применения информатики. 2. Общие закономерности информатики. 3. Классификацияреализации информационных технологий. 3.1. Автоматизированные системы управления. 3.2. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3.3. Автоматизированная система научных исследований. 3.4. Автоматизированная обучающая система. 3.5. Система автоматизированного проектирования. 4. Будущее информационных технологий. | 1. Каковы возможности применения информатики? 2. Что важно для СУБД? 3. Как классифицируются реализации информационных технологий? 3.1. Что такое АСУ? 3.2. Что такое АСУТП? 3.3. Что такое АСНИ? 3.4. Что такое АОС? 3.5. Что такое САПР? 4.Каково будущее информационных технологий? | 1. Информатика применяется почти во всех видах деятельности человека. 2. Важными для СУБД являются общие принципы организации и эффективность поиска данных. 3. Выделяют пять видов реализаций информационных технологий. 3.1. АСУ – комплекс программных средств, помогающих в производстве. 3.2. АСУТП управляет техническими процессами. 3.3. АСНИ управляет приборами. 3.4. АОС помогает в обучении. 3.5. САПР – программно-аппаратный комплекс, позволяющий проектировать здания, механизмы. 4.Спектр применения информационных технологий в будущем расширится. |
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необ-ходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основ-ных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследо-вания.
Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА
При его составлении обычно допускают следующие ошибки:
· несоответствие плана теме;
· пункты требуют более детальной проработки (каждый из них должен быть раскрыт в подпунктах);
· пункты взаимоисключают друг друга;
· пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет, хотя он также требует конкретизации);
· нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;
· отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.
ТЕЗИСЫ
Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.
По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется:
· преамбула,
· основное тезисное положение,
· заключительный тезис.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
· использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
· с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);
· использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:
· тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;
· тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
Известно, что…
Следует отметить, что…
Однако…
При этом важно, что…
Предполагается, что…
Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
Ставит вопрос…
Считает…
Сравнивает…
Приводит пример…
Перечисляет…
Характеризует…
Подчеркивает…
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Приведем пример тезисов.
1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.
2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.
3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.
4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.
5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
ВЫПИСКИ
При работе с текстом нередко делаются выписки — дословная, докумен-тально точная запись частей текста.
Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не всё произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьёй для подготовки доклада, реферата, сочинения.
Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные сло-ва автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.
При чтении интересующих книг делайте выписки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, при необходимости используйте их.
Классификация выписок:
А.
1) выписки из чужих книг/статей;
2) наши собственный материалы (дневники, записные книжки и т.д.).
Выписки при работе с книгой следует делать лишь после того, как книга прочитана полностью, т.е. при повторном беглом чтении. Однако пришедшие в голову удачные формулировки записывайте сразу. Целесообразнее пользоваться для этой цели вкладными листками: на них и делаются все нужные пометки и записи.
Выписки могут иметь две формы: тетрадную и карточную.
Карточная система выписок очень удобна для работы. Каждая выписка делается на отдельной карточке или на отдельном листке бумаги одинакового формата. Есть разные способы составления таких выписок. Проще всего – и для целей самообразования вполне достаточен – такой способ.
Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской – тема ее. Например, «Капитал, определение его», «Ощущение, сущность его» и т. п. Под выпиской – фaмилия автора, название книги, какое издание книги, год и № страницы, из которой взята цитата.
С карточками очень удобно иметь дело. Их легко подобрать по темам, в любой момент легко вставить новую карточку, перетасовать, если нужно, по фамилиям авторов и т. д. Хранить можно в коробках, конвертах – как кому удобнее. Требуется только одно: аккуратность. По использовании их надо сейчас же ставить на место, не разбрасывать и т. д. Потерянную карточку часто не восстановишь. Кто за собой не замечает особой аккуратности, тому можно посоветовать прибегнуть к менее удобному, но более безопасному способу выписок – в тетрадях. Берется толстая тетрадь, делаются в ней поля. нумеруются страницы н на них делаются выписки. Число, месяц, год – пишутся в начале каждой выписки или выдержки. На полях – тема ее. Под выпиской – название автора, сочинения и т. д.
Для того, чтобы удобно было пользоваться такой тетрадью и легко находить нужные выписки, делают в особой тетрадке алфавитный указатель тем. Делая какую-нибудь выписку, в то же время отмечают в указателе тему ее, номер тетради и страницу. Например, сделав выписку на тему: «Капитал», отмечают в указателе, под буквою К: Капитал, определение К. I. 43. II, 27. Это значит – первая тетрадь, С. 43; вторая тетрадь, С. 27, и т. д.
Б.
1) дословные выписки (цитаты);
2) свободные выписки (мысли автора читатель излагает самостоятельно);
3) выписки без выписывания.
Большие объемы текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки. Всегда полезно давать ссылки на источники, например, на страницу книги (а также название книги, какое издание книги, год и № страницы).
К выпискам без выписывания относятся вырезки из журналов, т.е. материал на будущее.
Пример: большинство женщин вырезают рецепты из различных журналов и годами их хранят.
КОНСПЕКТ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ
Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различают четыре типа конспектов:
План-конспект– это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстовый конспект– это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект– это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект– составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана:
1. Подберите литературу по теме. Изучите тот источник, где тема изложена наиболее полно и на современном уровне.
2. Составьте подробный план этого источника с указанием нужных страниц.
3. Изучите другие источники и наметьте материал, дополняющий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной стороны, добавьте соответствующий пункт плана.
4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте оконча-тельный план, который объединяет материалы разных источников. По нему и пи-шите тематический конспект.
Конспект полностью определяется содержанием реферируемого источника и не предполагает субъективной оценки.
Структура конспекта:
1.Вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе).
2.Основная часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы).
3.Заключение (формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста).
Этапы работы над конспектом:
1. Ознакомительный (ориентирующий) этап предполагает беглое чтение, в процессе которого внимание акцентируется на заглавии, введении, оглавлении, выводах, резюме, ключевых словах и др. деталях, отражающих основную мысль текста.
2. Изучающий этап предполагает внимательное чтение текста, его осмысление, выделение смысловых блоков.
3. Резюмирующий этап заключается в письменном изложении главных мыслей, которые автор содержательно раскрывает. Это изложение должно быть кратким и лаконичным. Изученный материал последовательно и кратко излагается своими словами или в виде цитат. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Правила конспектирования:
1. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
2. Используйте реферативный способ изложения, т.е. стандартный, клишированный стиль с использованием типологизированных речевых оборотов: «автор считает...(раскрывает)...», «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делает следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, деепричастные и причастные обороты.
3. Конспектируя, оставляйте место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
4. Записывайте содержание конспекта своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
5. Применяйте определенную систему сокращений, условных обозначений.
6. Соблюдайте правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Критерии оценки конспекта:
1. Соответствие содержания теме.
2. Правильная структурированность информации.
3. Наличие логической связи изложенной информации.
4. Соответствие оформления требованиям.
5. Аккуратность и грамотность изложения.
Опорный конспект – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.
Рекомендации по составлению опорных конспектов
Опорные конспекты – это особый вид графической наглядности, представляющий собой схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала. Это схематично развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.
Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.
Цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.
Задачи опорного конспекта:
1) самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
3) быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
4) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить в установленный срок.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!