Тема 3. Образ в поэтике эпохи синкретизма



Задания и вопросы к занятиям по дисциплине «Историческая поэтика»

Темы 1 – 2. Предмет и метод исторической поэтики.

Субъектная сфера в поэтике эпохи синкретизма

Задания

· Прочитайте «Введение» и главы «Синкретизм как художественный принцип» и «Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма» в учебнике С. Н. Бройтмана «Историческая поэтика» (Теория литературы: В 2 т. Т. 2. – М., 2004).

· По хрестоматии (Бройтман С. Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004) прочитайте фрагменты из следующих работ: А. Н. Веселовский. Три главы из «Исторической поэтики»; О. М. Фрейденберг. Образ и понятие; М.М. Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности. Ответьте на вопросы после фрагментов и в конце раздела на с. 61 – 64 (задания 1 – 5).

· Поясните значение тезиса С. Н. Бройтмана о том, что в предмет исторической поэтики входит «содержание эстетической деятельности» («эстетический объект»).

· Как определил метод исторической поэтики А. Н. Веселовский? В чем смысл тех уточнений, которые вносят в определение метода ИП О. М. Фрейденберг и М. М. Бахтин?

· Как черты субъектного синкретизма проявляются в пении? Почему М.М. Бахтин определяет пение как «персонологическоедвуголосие»?

· Прочитайте текст (прил. 1). Алан Маршалл пересказывает предание австралийских аборигенов «Собака и кенгуру». Такой облик текст приобрел в переводе, пересказе писателя, в записи фольклориста и в изложении информанта. Комментатор С. А. Токарев отмечает, что в «подлинных, самобытных тотемических мифах австралийцев вместо столь отчетливой (хотя и фантастической) идеи превращения человека в животное, перед нами выступают бесформенные образы, носящие имя животного, но ведущие себя скорее как люди. И в мифе никогда не ясно, идет ли речь о человеке или о животном». Охарактеризуйте текст с точки зрения субъектной структуры. Объясните происхождение повторов. Определите соотношение прямой речи и рассказа. Какие черты синкретизма сохранились в этом тексте? Попытайтесь восстановить происхождение этого текста, опираясь на идеи О. М. Фрейденберг о происхождении наррации из речи.

Приложение 1

Собака и кенгуру. Пересказ Алана Маршалла

Когда кенгуру и собака были людьми, повстречались они как-то на лесной тропе.

Ты куда идешь, пес? – сказал кенгуру.

– Иду на охоту,– сказал пес.

– Я бы тоже пошел с тобой,– сказал кенгуру.

– Ладно, – сказал пес.– Пойдем со мной и будь мне другом.

Они собрали свои копья и воммеры*, и кенгуру сказал:

– Куда же мы пойдем?

– Пойдем вон туда! – сказал пес и повел кенгуру в горы.

Вскоре они подошли к речке. Берега у речки были глинистые. Там была и коричневая глина, и красная, и белая.

Они накопали копьями разноцветной глины и сложили ее холмиками возле себя.

– Попробуй разрисовать меня, – сказал пес. – Разрисуй меня так, чтобы я стал похож на собаку.

– Ладно,– сказал кенгуру.– Я разрисую тебя так, что ты станешь похож на собаку.

– Ты сначала нарисуй меня коричневой глиной, – сказал пес. – Попробуй преврати меня в собаку.

Кенгуру нарисовал сначала голову собаки, потом шею, и брюхо, и грудь, и хвост, и четыре лапы.

– Гляди! – сказал кенгуру.– Я разрисовал тебя. Я разрисовал все как полагается. Ты получился совсем как собака.

– Ты хорошо разрисовал, – сказал нес. – Ты разрисовал меня совсем как собаку.

– А теперь ты разрисуй меня, – сказал кенгуру.

– Ладно,– согласился пес. – Ложись.

– Ты меня кое-как не рисуй, – сказал кенгуру.

– А ты ляг,– сказал пес. – И я разрисую тебя так, что ты станешь кенгуру и поскачешь во всю прыть – хоп-хоп-хоп!

Пес нарисовал голову кенгуру, потом две передние лапы, потом брюхо и хвост и задние лапы.

– Вот ты и готов, – сказал пес. – Я тебя хорошо разрисовал. Я нарисовал все, что надо.

– Если ты все нарисовал, я должен стать кенгуру, – сказал кенгуру.

– Я все, все нарисовал,– сказал пес.

– Ну-ка попробуй залаять по-собачьи,– сказал кенгуру.

– Ладно, – сказал пес и залаял.

– А теперь догони меня, – сказал кенгуру.– Пробежимся немного.

– Беги вперед, – сказал пес, – а я побегу за тобой.

И теперь они уже были не люди; они стали собакой и кенгуру.

Кенгуру поскакал вперед, а пес погнался за ним. Они пробежали по долине, перескочили через ручей и взобрались по склону холма, а пес все время лаял. Потом они остановились отдохнуть.

– Как же мы назовем то место, где мы разрисовали друг друга? – спросил пес.

– Даже не придумаю, как бы нам назвать это место, – сказал кенгуру.

– Назовем его Барл-барл,– сказал пес.

– А теперь бежим дальше, – сказал кенгуру.

– Ладно,– сказал пес. – Беги вперед, а я залаю.

Долго они бежали. Перебрались еще через одну речку и очутились у подножия большой горы.

– Вот хорошее место,– сказал пес.– Давай взберемся на эту скалу.

– Давай, – сказал кенгуру.– Укуси меня за хвост, и я прыгну на самую вершину.

Когда пес тоже взобрался на скалу, он сказал:

– А как мы назовем это место?

– Назовем его Нумилукари и Бинаминами, – сказал кенгуру.

– Ладно, – сказал пес. – Теперь мы будем тут жить.

И они жили там, и пес лаял с утра до вечера.

 

Тема 3. Образ в поэтике эпохи синкретизма.

 

· Прочитайте главу «Словесный образ в эпоху синкретизма» в учебнике С. Н. Бройтмана «Историческая поэтика» (Теория литературы: В 2 т. Т. 2. – М., 2004).

· По хрестоматии (Бройтман С. Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004) прочитайте фрагменты из следующих работ: А. Н. Веселовский. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля; А. А. Потебня. О некоторых символах в савянской народной поэзии. О. М. Фрейденберг. Образ и понятие; В. Н. Топоров. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха); Ответьте на вопросы после фрагментов и в конце разделов на с. 161 – 164 (задания 1 – 3).

· Объясните, почему в древнейшую эпоху истории поэзии образ не мог быть основан на тропах. В чем смысл противопоставления «темы» и «значения» высказывания в работе М. М. Бахтина «Формальный метод в литературоведении».

· Какие черты архаического слова сохраняются в современном поэтическом языке? Попробуйте объяснить, используя примеры.

· Охарактеризуйте параллелизм как тип образа и основные формы параллелизма. Какие возражения выдвигает А. А. Потебня против идей А. Н. Веселовского о параллелизме как первоначальной форме образа? Используйте при подготовке ответов материал из «Хрестоматии», задание 1 к разделу «Образ».

· Охарактеризуйте кумуляцию как наиболее архаический тип образного синкретизма.

· Как исторически связаны между собой кумуляция и параллелизм?

· Как из форм параллелизма развиваются более поздние формы образа? Охарактеризуйте гомеровские сравнения, библейские и индийские эпические сравнения и их связь с образным языком параллелизма. Используйте при подготовке ответов материал из «Хрестоматии», задания 2 и 3 к разделу «Образ».

· Прокомментируйте рассуждения О. М. Фрейденберг о ранней метафоре («Образ и понятие», «Хрестоматия», с. 91 – 113, постарайтесь максимально точно ответить на вопросы на с. 113 – 114, используя материал учебника С. Н. Бройтмана).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 314;