Анализ синтаксической структуры текста



Беседа:

– Сколько предложений в этом стихотворении? Сколько строчек занимает каждое предложение?

– Как вы это определили? Какие знаки препинания использовал автор для обозначения границ предложений?

– Как вы думаете, почему выбраны именно эти знаки препинания?

Анализ первой строфы.

Беседа с элементами сообщения учителя, работа над теоретико-литературными понятиями.

Вопросы и задания:

– Почему в первой строке Тютчева называет грохот бури «веселым»? Какие чувства вызывает у вас приближение грозы? Похожи ли эти чувства, на те, которые передает Тютчев в стихотворении? Опишите свои чувства.

– Во второй строке автор использует слово «прах». Какое значение имеет это слово? (Ответ группы «лингвистов».)

– Каким современным синонимом мы можем заменить это слово?

Как вы думаете, почему же поэт выбрал именно «прах»?

– Пыль в воздухе поднимается при порывах ветра. Как Тютчеву удается передать движение воздуха, хотя поэт не использует слово «ветер»? Чему, какому процессу уподобляются порывы ветра («взметая прах»? Как называется такой художественный прием?

– Как называется образное прилагательное, использованное в словосочетании «прах летучий»? Как называется такой порядок слов?

– Что такое лазурь? (Ответ группы «лингвистов».)

– Как вы понимаете значение выражения «смутит небесную лазурь»? Как называется такой прием?

– Гроза у Тютчева наступает внезапно, неожиданно. Перечитайте первые четыре строчки, вслушиваясь в их звучание и выделяя голосом ударные слоги.

– Что помогает «услышать» приближение бури, шум ветра? Как мы называем такой прием?

– Обратите внимание, что эти звуки будут повторяться на протяжении всего стихотворения. Внимание Тютчева к аллитерациям связано с его музыкальным восприятием мира.

– Определите размер стихотворения.

– Обратите внимание, что именно двусложный размер с ударением на втором слоге помогает Тютчеву передать стремительность приближения грозы, ее мощь и силу.

– Давайте проследим, как поэт описывает дубраву во время бури. Гроза набегает «опрометчиво-безумно». Определите значение слова «опрометчиво»и подберите синонимы к данному сочетанию. (Ответ группы «лингвистов».)

– Прочитайте ещё раз следующие строки:

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

– Какой приём помогает автору передать шум деревьев при сильном ветре?

– Слово «широколиственно» вы не найдете словарях: оно придумано самим поэтом.Как вы понимаете значение этого слова? Попробуйте заменить синонимами?

– Как вам кажется, какова цель использования поэтом многосложного слова?

Сообщение учителя.

Исследователи творчества Тютчева обратили внимание на то, что поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом из них есть одно или два многосложных.

Анализ второй строфы.

Словесное рисование эпизода стихотворения.

– Ещё раз про себя перечитайте строки, где поэт описывает дубраву во время бури. Попробуйте словесно воссоздать картину леса, на который «набежала» гроза.

Аналитическая беседа (продолжение)

Вопросы и задания для анализа:

– Почему автор не употребляет слово «деревья», как он их называет? Какой приём при этом используется?

– Какая строчка производит на вас большее впечатление: «лесные гнутся исполины» или «гнутся большие деревья»? Как вы думаете почему?

– А как вы понимаете строчку: «тревожно ропщут их вершины...», что происходит с деревьями?

– Но деревья не просто «говорят», они «ропщут». Определите значение этого слова, подберите синонимы. (Ответ группы «лингвистов».)

Сравнение чернового и окончательного вариантов текста.

Первоначально одиннадцатая строка читалась так: «Тревожно свищут их вершины». Позднее Тютчев изменяет эту строку на «тревожно ропщут их вершины».

– Сравните эти два варианта и подумайте, почему автор произвел такую замену; какой глагол лучше передает замысел.

– Как это влияет на ваше личное восприятие стихотворения?

Углубление представления об олицетворении (сообщение учителя, работа со словарем литературоведческих терминов).

– Чувства обиды и недовольства характерны для человека. Когда Тютчев говорит о деревьях, что они «ропщут», «совещаются» между собой, он переносит на неодушевленные предметы (деревья) свойства людей. Такой прием называется олицетворением.

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника найдите определение термина «олицетворение»и выпишите это определение в тетрадь.

Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы высказать, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни, о человеческой жизни. Поэтому образные картины обретают особую осязаемость и выразительность, а природа очеловечена.Природа у Тютчева всегда изменчива, многолика, наполнена красками, звуками и запахами. Она живет чудной жизнью, как человек, обладая своей тайной, своим языком.

Аналитическая беседа (продолжение)

Вопросы для анализа:

– В начале второго предложения (строфы) усиливается ощущение бури. Как меняется настроение стихотворения? Какие чувства хотел передать автор?

– Какой образ возникает в последних строчках стихотворения?

Какие ассоциации, какие чувства вызывает у вас этот образ?


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!