Тема любви в романе Стендаля «Красное и черное»



Подумайте, какое место занимает в романе Стендаля любовная интрига. Сопоставьте отношения Жюльена с госпожой де Реналь и с Матильдой де Ла Моль. Вспомните другие любовные сюжеты в мировой литературе, сравните с ними любовный сюжет в романе Стендаля.Подумайте о позиции автора и принципах психологизма романа. Прокомментируйте фрагмент из главы VII первой части:

Но даже после стольких лет г-жа де Реналь все-таки не могла привыкнутьк этим толстосумам, в среде которых ей приходилось жить.

 Это-то и было причиной успеха юного крестьянина Жюльена. В симпатии кэтой благородной и гордой душе она познала какую-то живую радость, сиявшуюпрелестью новизны.

 Госпожа де Реналь очень скоро простила ему и его незнание самых простыхвещей, которое скорей даже умиляло ее, и грубость манер, которую ейудавалось понемногу сглаживать. Она находила, что его стоило послушать, дажекогда он говорил о чем-нибудь обыкновенном, ну хотя бы когда он рассказывало несчастной собаке, которая, перебегая улицу, попала под быстро катившуюсякрестьянскую телегу. Зрелище такого несчастья вызвало бы грубый хохот у еесупруга, а тут она видела, как страдальчески сдвигаются тонкие, черные и таккрасиво изогнутые брови Жюльена. Мало-помалу ей стало казаться, чтовеликодушие, душевное благородство, человечность - все это присуще толькоодному этому молоденькому аббату. И все то сочувствие и даже восхищение,которые пробуждаются в благородной душе этими высокими добродетелями, онатеперь питала только к нему одному.

 В Париже отношения Жюльена с г-жой де Реналь не замедлили быразрешиться очень просто, но ведь в Париже любовь - это дитя романов. Юныйгувернер и его робкая госпожа, прочитав три-четыре романа или послушавпесенки в театре Жимназ, не преминули бы выяснить свои взаимоотношения.Романы научили бы их, каковы должны быть их роли, показали бы им примеры,коим надлежит подражать, и рано или поздно, возможно, даже без всякойрадости, может быть, даже нехотя, но имея перед собой такой пример, Жюльениз тщеславия невольно последовал бы ему.

 В каком-нибудь маленьком городке в Авейроне или в Пиренеях любаяслучайность могла бы ускорить развязку - таково действие знойного климата. Апод нашим более сумрачным небом юноша-бедняк становится честолюбцем толькопотому, что его возвышенная натура заставляет его стремиться к такимрадостям, которые стоят денег; он видит изо дня в день тридцатилетнююженщину, искренне целомудренную, поглощенную заботами о детях и отнюдь несклонную искать в романах образцы для своего поведения. Все идет потихоньку,все в провинции совершается мало-помалу и более естественно.

 Нередко, задумываясь о бедности юного гувернера, г-жа де Ренальспособна была растрогаться до слез. И вот как-то раз Жюльен застал ее, когдаона плакала.

 - Ах, сударыня, уж не приключилось ли с вами какой беды?

 - Нет, мой друг, - отвечала она ему. - Позовите детей и пойдемтегулять.

 Она взяла его под руку и оперлась на него, что показалось Жюльену оченьстранным. Это было впервые, что она назвала его "мой друг".

 

 

Литература

Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985.

Виноградов А.К. Стендаль. М., 1960.

Вольперт Л.И. Тема игры с судьбой в творчестве Пушкина и Стендаля («Дубровский» и «Красное и черное») // Болдинские чтения. Горький, 1985.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов- на-Д., 1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1. М., 1998.

Прево Ж. Стендаль / Пер. с франц. Л., 1960.

Реизов Б.Г. Стендаль: Годы ученья. Л., 1968.

Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978.

Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974.

Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

 

 

Тема 9. Чарльз Диккенс (1812 – 1870), Большие надежды, 1860.

 

Образы героев романа Диккенса «Большие надежды».

Охарактеризуйте приемы, с помощью которых Диккенс создает образы своих героев. Использует ли он иронию, гротеск, гиперболу? Есть ли различия в характеристиках положительных и отрицательных героев? Часто Диккенс выделяет какую-то деталь в облике героя и упоминает ее при каждом новом его появлении: например, мистер Джеггерс распространяет вокруг себя запах душистого мыла. Приведите другие подобные примеры и подумайте, зачем он это делает.

Охарактеризуйте юмор Диккенса.

Определите, обладают ли герои способностью к развитию, или их характеры лишь раскрываются в ходе действия.

Внимательно перечитайте описание рождественского обеда в доме Гарджери в главах IV и V. Обратите внимание, как накладываются друг на друга восприятия и оценки Пипа – участника сцены и взрослого Пипа, рассказывающего свою историю.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 557;