Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке



Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Вятский государственный университет»

 

Институт гуманитарных и социальных наук

Факультет истории, политических наук и культурологи

 

Кафедра педагогики

 

Курсовая работа по педагогике

Использование игровой деятельности на уроке


 

Выполнила: студентка 2 курса факультета истории, политических наук и культурологи группы ПОДб-2202-58-00 очной формы обучения Козлова Юлия Дмитриевна _________________________/подпись/

Научный руководитель: канд. педагог. наук, доцент кафедры педагогики  Конышева Алия Вазиховна

_________________________/подпись/


 


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке. 7

1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике. 7

1.2 Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке. 16

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке. 27

2.1. Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности. 27

2.2. Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке. 33

Заключение. 38

Библиографический список. 39

Приложения


Введение

В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.

В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.

Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема - как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.

 Учение является основным видом деятельности школьника. Несмотря на то, что учение - это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций, не исключено введение в него игровых технологий, в частности дидактических игр. Феномен игры с давних пор исследовался психологией, педагогикой и методикой обучения. Е. И. Приблуда указывает следующих деятелей, разрабатывающих данную проблему в отечественной педагогике и психологии: П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Й. Хейзинг и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в процессе развития личности, её основных психических функций, а также в процессах социализации, т.е. в усвоении и использовании человеком общественного опыта [15].

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности школьника. Она многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе [14].

Но основной задачей игры в современном образовательном процессе является повышение интереса учащегося к исследуемому предмету, дополнительная мотивация школьника. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Согласно ФГОС общего образования, одним из условий реализации данной программы является как раз таки использование современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющих повышать эффективность усвоения обучающимися знаний и учебных действий[1].

Игра – весьма неоднозначное явление. С одной стороны, она делает процесс усвоения материала более интересным, задачи предстают в форме игровых условий и ребенок решает их с удовольствием. С другой стороны, чрезмерное применение игровых технологий грозит постепенным отказом от традиционных форм урока. Процесс превращения любого предметного материала в игровой уже получил название «геймификации»[6].

Таким образом, весьма актуальной становится проблема применения игровых технологий в учебном процессе.

Тема исследования - использование игровой деятельности на уроке.

Цель исследования - разработать и апробировать педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.

Объект исследования - процесс использования игровой деятельности;

Предмет исследования - педагогические условия использования игровой деятельности на уроке

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровой деятельности в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историческое развитие использования игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике.

2. Определить педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.

3. Разработать урок с применением игровой деятельности.

4. Провести анализ эффективности педагогических условий применения игровой деятельности на уроке.

Теоретическая база:

Проблема применения игровой деятельности в образовательном процессе как способа активизации деятельности учащихся, методологические аспекты использования игровой деятельности на уроке изучали в своих работах А.Ф.Абуков [2], А.П.Панфилова [13], И.С.Сергеева [19], Н.К.Янковский [26]; игровая теория культуры была рассмотрена И.Хейзингом [23], теория духовного развития ребенка и его воспитания в игре - Н.П.Аникеева [3], А.С.Макаренко [10], К.Д.Ушинский [22]. Педагогические концепции, раскрывающие содержание игровой деятельности как одной из современных образовательных технологий представлены в работах Т.М.Михайленко [12], Е.Л.Репринцевой [17], Г.К.Селевко [18] и др.

Методы исследования:

¾ теоретического уровня: анализ, обобщение, сравнение;

¾ эмпирического уровня: тестирование;

¾ математические: регистрация данных и шкалирование результатов.

Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе урока с применением игровой деятельности, позволяющего ученикам лучше запомнить данный на уроке материал.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны конспекты уроков; выделены и апробированы педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.

База исследования – МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска, Яранский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 8 «А» и 8 «Г» классов, в количестве 42 человек.

 


Глава 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке.

1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Именно игра на протяжении всей истории человечества, с самых незапамятных времен существенно влияла на развитие способностей индивида, заложенных самой природой, помогала выработать в себе определённые физические навыки и волевые качества, формировала лучшие черты характера и даже отношение к жизни.

К изучению и толкованию феномена игры обращались представители разных научных школ и направлений, начиная с древних философов. Каждая из отраслей научного знания усматривала в игре что-то свое. Так, в философских исследованиях 90-ых годов обнаруживается тенденция рассмотрения игры как «формы действительности», как «выражения определенного отношения», как «модуса действительности» (а не деятельности, несущей целенаправленно воспитательный и формирующий характер). В педагогике и психологии игра рассматривается как главный вид деятельности детей дошкольного возраста и сопутствующий - детей школьного возраста, эффективно выполняющий функции социализации личности, адаптации ребенка в окружающей среде, развивает коммуникативные навыки ребенка. Изучению этих сторон игры посвящены работы отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. С точки зрения социологии игра представляет собой спонтанный творческий акт, ведущий человека к полной и абсолютной самореализации [17].

Голландский философ и культуролог И. Хейзинга в своём труде «Homo Ludens» («Человек играющий») описал значение игры в развитии человеческой культуры. Он полагал, что культура является формой игры, и порождена не трудом, а игрой радующегося и наслаждающегося человека. «Потребность играть становится настоятельной лишь постольку, поскольку она вытекает из доставляемого игрой удовольствия». С точки зрения Хейзинги, игра - есть основа культуры [23].

Игровые технологии изучал также психолог Д.Б. Эльконин. Он считал игру проявлением потребности ребенка быть взрослым и действовать как взрослые и выделял четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка: развитие мотивационно-потребностной сферы ребёнка; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; развитие умственных действий; развитие произвольности действий (произвольных движений). Другой известный психолог - В.С.Мухина, - считает, что с помощью игры можно эффективно развивать произвольное внимание и произвольную память ребенка [2].

Но что же такое «игра» в педагогике? В «Педагогическом словаре» дается следующее понятие: «Игра – это форма организации деятельности, которая осуществляется в условных ситуациях и направлена на освоение социального опыта. Игра многофункциональна: через нее передается социальный опыт, в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; <…> в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе». Кроме того, игра облегчает педагогам психологическую диагностику ребенка, позволяет определить его эмоциональное состояние, особенности темперамента, характера, интересы, также помогает регулировать и корректировать отношения между детьми и т.д. [14].

Один из самых знаменитых педагогов СССР А. С. Макаренко так писал о явлении игры: « Есть еще один важный метод - игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. …У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра…»[10].

Г.К. Селевко дает следующее определение игры: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [18].

Дидактическая игра, т.е. та, которая непосредственно включается в процесс обучения, в целом имеет схожее понятие, за исключением лишь того, что целью применения дидактических игр становится формирование необходимых качеств, умений, навыков и улучшение усвоения знаний.

Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения
игры, впервые ввели М. Монтессори и Ф. Фребель. Игры,
которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая C.JI. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны
учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное [5.].

Большим поклонником игры являлся К. Д. Ушинский. Он утверждал, что для ребенка игра - это «действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зрелый человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [22].

А. С. Спиваковская в своем труде «Воспитание игрой» так же говорит о большом влиянии игры на становление и развитие зрелой личности. « В игре», - отмечает Спиваковская, - «дети овладевают навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных исследований в педагогике и психологии» [21].

В последние годы проводились и до сих пор проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим использованием как эффективной технологии на уроке. Авторами данных исследований являются: Т.М. Михайленко [12], Е.И. Приблуда [15], И. С. Сергеева [19], С.А. Шмаков [25] и др.

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы [19]

Педагоги - практики обращаются к игре, как методу дополнительной активизации учащихся во время образовательного процесса. Подтверждение применению игровой деятельности на уроке можно увидеть как на учебно-методических сайтах для педагогов, так и в печатных изданиях – журналах «Педагогическая копилка», «Педагогика» и др.

О применении игр на уроке и их роли в процессе обучения пишет Л.Р. Шайхетдинова: «В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество.<…> Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача» [24].

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введение, контроль);

• как технология внеклассной работы [6].

Актуальность применения дидактической игры также отмечает Н.Е. Бархинцева: «Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время» [4].

Дидактическая игра может способствовать изменению эмоциональной обстановки и атмосферы на уроке, оживляя работу класса, снимая напряжение, влияя на настрой учащихся на работу и усвоение информации. Но нельзя забывать, что дидактическая игра - это не развлечение, а учебный процесс. В последнее время игра  превратилась в весьма распространенную форму деятельности. Мы видим масштабную кампанию по внедрению игровых технологий в учебный процесс. Но так ли это хорошо? А.В. Боровских резонно замечает, что в последнее время игру стали применять повсеместно и бездумно, речь идет о «фальсификации игры» как об искажении материала, преподаваемого ученикам и излишнего применения игровых технологий (так называемый процесс «геймификации») [6].

Для того, чтобы правильно использовать игровые технологии в образовательном процессе, необходимо знать, что такое игра, ее компоненты, виды, а также каковы ее цель и задачи в педагогическом процессе.

Для начала выясним, каковы наиболее значимые ее составляющие компоненты. Л.П. Борзова определяет два компонента игры:

· деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

· условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку»[5].

Необходимым условием применения игровой деятельности на уроке является определение цели того или иного игрового урока. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

· дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных навыков, умений, компетенций и т.д.;

· воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма;

· развивающие – развитие памяти, внимания, речи, мышления, развитие мотивации к учебной деятельности и т.д.;

· социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; стрессовый контроль и саморегуляция; обучение общению [18].

Таким образом, задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

· развитие коммуникативных качеств у детей в игре;

· развитие воображения как основы творческой деятельности;

· развитие у детей образного внимания, памяти и т.п.;

· организация индивидуальных и коллективных игр в процессе занятий, упражнений, творческих игровых заданий и так далее [19].

Кроме того, важной задачей игровых технологий является включение обучаемых в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Обучаемые, проигрывая разнообразные должностные и личностные роли (руководителя, педагога, методиста, маркетолога, оппонента, клиента и пр.), осваивают их, осознают целесообразность их поведения в той или иной ситуации. Во время игры или тренинга принимаются управленческие решения в соответствии с заданной ролью. А поскольку интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам зачастую приходится принимать решения в конфликтной ситуации, следовательно, происходит освоение функции управления конфликтом [13].

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Особый подход в классификации педагогических игр был сделан Г.К. Селевко. Он классифицировал игры по следующим параметрам:

· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные психологические);

· по характеру педагогического процесса(обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и иные);

· игровой методике (предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные, драматизации);

· предметной области(математические, химические, исторические и т.д.);

· игровой среде (уличные, на местности, с применением компьютерных технологий, настольные и др.).

С.А. Шмаков предлагает иную классификацию, он выделяет три группы игр:

1) предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т. д.

2) игры творческие, сюжетно-ролевые в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане «игры-путешествия».

3) игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков,- это игры с готовыми правилами и обычно называемые дидактическими [25].

Исходя из исследования литературных источников по данной теме, мы можем сказать, что использование игровой деятельности рекомендуется многими учеными и педагогами-практиками.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Однако возникшая в средневековье
авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику.
Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всем мире такая картина просуществовала до конца XIX столетия [5].

Игровые технологии, специально приспособленные для целей обучения, впервые были введены Ф.Фребелем и М.Монтессори. Со временем, дидактическая игра, сначала применяемая лишь в случаях с детьми дошкольного возраста, стала проникать и в начальную школу.  "Учение с увлечением" стало распространяться и в России, всерьез этим явлением занялись Н.П.Аникеева, К.Д.Ушинский и др.

На данный момент, применение игровой деятельности на уроках продолжает оставаться одним из актуальных вопросов педагогики. Игра является упражнением по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные, конкурентные условия деятельности ребенка, позволяя ему наиболее полно раскрыть свой потенциал. Кроме того, применение игровых технологий предполагает высокую заинтересованность школьников в процессе обучения, повышает их мотивацию.


 

Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке

В первом параграфе данной главы мы рассмотрели понятие игры как феномена и ее применение в образовательной деятельности. Мы выяснили, что игра является весьма распространенным и действенным методом преподавания. От обычного, классического урока, урок-игра отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе не трудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации, таких как:

1) Мотивы общения:

· учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

· при решении коллективных задач используются разные возможности учащихся;

· совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2) Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3) Познавательные мотивы:

· каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других);

· в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

· обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса;

· ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а как поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш);

· состязательность - неотъемлемая часть игры – притягательна для детей;

· в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

· мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач [8].

Организация игр - не всегда простое занятие. При ее реализации на уроке педагог может столкнуться с рядом проблем. Во-первых, это дисциплина: игра может превратить урок в шумное мероприятие, и здесь учителю нужно суметь скоординировать действия учеников, чтобы не потерять суть урока и одновременно сохранить атмосферу игры.

Во-вторых, серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям научные знания, но возможно ли правильно подать информацию в процессе игры? Оценка в игре - еще одна
проблема, необходимо правильно подобрать критерий объективности. Кроме того, игра зачастую непредсказуема, так, организовывая обычный урок, педагог знает, что процесс усвоения знаний находится под контролем. В игре
же всегда возможны неожиданности (например, велика вероятность того, что дети могут задать учителю вопрос, на который он
может не знать ответа)[5].

Много разных проблем встает перед учителем: как часто
следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить
на нее на уроке и т.д.

Внедряя игровые технологии в образование, необходимо учитывать возможные их ограничения и недостатки. Прежде всего, это отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Порой подготовка игры требует на много большего количества времени, нежели ее проведение[15].

Таким образом, учителю необходимо знать все тонкости педагогических условий применения игры на уроке, методику проведения подобных занятий.

Но что же такое «педагогические условия»? Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия "педагогические условия" позволяет выделить ряд положений, важных для понимания данного феномена всеми участниками педагогического процесса:

а) условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;

б) педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;

в) в программно-методическое оснащение образовательного процесса должно активно использоваться учебное и техническое оборудование;

г) реализация правильно выбранных педагогических условий должна обеспечивать развитие и эффективность функционирования педагогической системы.

А.С.Сивцева в своей работе определяет, что в современной науке выделяются следующие педагогические условия, целью которых является обеспечение оптимальности педагогического процесса:

¾ организационно-педагогические условия как основной фактор целостного педагогического процесса;

¾ психолого-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды;

¾ дидактические условия, которые являются элементами организационных форм обучения [20].

Для того, чтобы выделить педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, необходимо ознакомиться с основными видами игр, правилами проведения, этапами и ограничениями проведения той или иной дидактической игры для педагога .

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Требования к проведению дидактических игр:

· игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;

· игра должна быть построена на интересе;

· обязателен элемент соревновательности между участниками игры [26].

Важными условиями, обеспечивающими эффективность применения игровых технологий обучения, являются те принципы организации и правила, которые способствуют достижению поставленных в обучении целей и задач. Панфилова выделяет несколько таких правил:

1) организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля» (например, для дискуссии внутри команд или межгрупповой дискуссии - «Пленум»);

2) проигрывание обучаемыми разнообразных игровых ролей: «оппонента», «пессимиста», «оптимиста», «реалиста», «провокатора» и др. - с учетом индивидуальных (интеллектуальных и творческих) способностей каждого участника, в процессе игрового взаимодействия;

3) осуществление в режиме «нормирования» обучения взаимодействию, т.е. в процессе игры предполагается строгое соблюдение сформулированных преподавателем норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты;

4) соблюдение достаточно жесткого регламента и наличие неопределенности информации, а также освоение прогрессивных подходов к коллективному принятию решений;

5) обязательность участия обучаемых во всем цикле игровых занятий, т.е .каждый должен пройти весь предметный и игровой курс, от анализа ситуаций до участия в играх; 

6) обеспечение преподавателем новизны. Для поддержания активности участников обучения необходимо обеспечивать в каждых последующих технологиях игрового обучения, упражнениях, дискуссиях новизну как в содержательном плане, так и в выборе технологии обучения. Новизна обеспечивается также путем смены ролей, партнеров в команде, в ролевом общении и в других видах игрового взаимодействия [13].

Основные принципы организации игры на уроке выделяет В.С. Кукушин:

· отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру,

· принцип развития игровой динамики;

· принцип поддерживания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

· принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

· принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам (связано с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил) [8].

Важно отметить, что почти все учителя, применявшие игру
на уроке считают, что игра - это одна из форм обучения. Она
должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Разберем структуру организации игры на примере урока истории по Л.П. Борзовой [5]:

1. Выбор игры

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем
программы, тематического плана, учебника, методической
литературы. Отобрав игры, соответствующие программному
содержанию, учитель должен четко представить себе, какие
результаты он хочет получить. От этого часто зависит
оформление замысла, игровые действия, содержание и
формулировка правил, ход игры.

2. Подготовка игры

а) Предварительная подготовка учащихся к игре.

Следует заметить, что не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается
в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе
подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном
относится к ролевым играм. На данном этапе педагогу следует предоставить свободу творчества ученикам, больше доверять детям. Не нужно полностью организовывать
подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

б) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию технические средства, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

3. Введение в игру


а) Предложение игры детям.

Обычно организатору игры достаточно сказать вступительные слова, на подобие: «А теперь
давайте поиграем в ... (название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или
« В связи с этим есть такая игра... ». Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы.
Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда в дальнейшем сами ребята смогут проявлять инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы
предложения. Например, при предложении игры «Продолжи
рассказ» можно рассказать об истории этой игры: «Сегодня мы
поиграем в игру, которую знали задолго до нас с вами…»

б) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.

в) Выбор участников игры.

Случаются ситуации, когда учителю нужно выбрать 4 участников для игры, а в классе гораздо больше желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут 
«выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Но можно сделать иначе - тот же выбор
игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. То есть выборка в данном случае осуществляется путем решения другой задачи. Учитель объявляет: «Для игры нужно 4 участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка (анаграммы, вопросы). Первые 4 человека, которые быстрее других в тетради напишут решение (ответ) и будут участниками».

Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву «П» (заранее можно посмотреть, чтобы количество совпадало), те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних
партах или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списка в
журнале и т.п.

4. Ход игры

Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание - это та часть урока, которая должна
волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное - это игровое действо. Ведь чем интереснее и
занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) Начало игры.

На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в игре.


б) Развитие игрового действа (кульминация).

На этой стадии максимально проявляется азарт играющих,
одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей
(если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил, а также за эмоциональным состоянием учеников (т.е. при необходимости подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, напомнить, что в игре итог может быть
совершенно неожиданным и т.д.)

в) Заключительный этап игры.

Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся.
Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание.

5. Подведение итогов (оценка и поощрение)

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический
результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался
лучшим и что помогло ему достичь победы).

При подведении итогов возможны следующие варианты:

· если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри, слово которого – закон;

· другой формой оценки может быть жетонная система, она весьма удобна при подсчете активности личного участия играющих; по окончании игры победителем оказывается тот, кто набрал большее количество жетонов[17].

Не менее значим и ритуал награждения участников. Сначала следует сказать несколько добрых слов о проигравшей команде (важно не делать акцента на их неудачах), занявшей «почетное место», затем приступить к награждению победителей. Награды не должны быть равноценными.

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование,
оценка эмоционального состояния)

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей
игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести этот этап - он залог эффективности
игровой деятельности, развития методического мастерства
учителя.

Педагог может воспользоваться тестами, провести анкетирование, рефлексию в форме обсуждения и т.п.

Применение игр в процессе обучения, отмечает Н.П. Аникеева, имеют некоторые ограничения.

· Классы с большой активностью и высоким развитием, проявляют интересы к играм, в которых они имеют возможность продемонстрировать смекалку, эрудицию, сообразительность и стать лидерами по знанию изученного материала. В подобных классах нужно проводить более сложные игры, участие в которых им составит сложность.

· Дидактические игры применяются чаще, после изучения материала учениками 5 - 6 классов, так как учащимся нравятся подобные уроки, они с удовольствием включаются в работу и лучше усваивают новый материал.

· В старших классах более часто используются сюжетно-ролевые игры. К таким играм требуется более серьезная подготовка, чем к дидактическим, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Такие игры проводятся 1 – 2 раза в год.

· При изучении нового материала не стоит увлекаться дидактическими играми, потому что научное развитие очень важное составляющее каждого ученика.

· Дидактические игры не проводятся слишком долго, они утомляют учеников. Их стоит проводить за короткий отрезок времени 10-15 минут и стараться совмещать их с научным материалом [3].

Исходя из изученной нами литературы, мы выделили следующие педагогические условия использования игровой деятельности на уроке:

1.Организационно-педагогические:

¾ координация действий учеников;

¾ соблюдение регламента игры и иных норм, правил игровой деятельности;

¾ сохранение дисциплины на уроке;

¾ соответствие игрового материала и заданий, предложенных ученикам, основным задачам образовательного процесса в целом и конкретного урока в частности.

2.Психолого-педагогические:

¾ создание ситуации успеха;

¾ сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры;

¾ поддержание здоровой конкурентной среды (элемент состязательности) в коллективе на время применения игровой деятельности;

¾ учет индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей участников игровой деятельности.

3.Дидактические:

¾ формирование необходимых компетенций у учеников в процессе применения игровой деятельности на уроке;

¾ ориентирование учеников на основные проблемные вопросы изучаемой в ходе игровой деятельности темы;

¾ обучение применению знаний по данному предметы в ходе решения задач.

Таким образом, мы рассмотрели основные требования к применению игры на уроке, узнали, что введение игровых компонентов в образовательный процесс позволяет лучше усвоить полученные знания на практике. Также были обозначены этапы игры, общие рекомендации к проведению и педагогические условия использования игры как сложной формы учебной деятельности, требующей хорошей подготовки и высокой компетентности преподавателя.


 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1696;