Специфика развития эмпатии  художественной литературой  в начальной школе



На протяжение всего учебного года младшие школьники знакомятся с художественными литературными произведениями обязательными по программе обучения и дополнительно читая самостоятельно книги из школьной библиотеки.

Педагогии определяют следующие критерии к изучению художественной литературы в начальной школе:

1.Сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

2.Работа с текстом как с литературоведческой единицей, а с литературным произведением – как с искусством слова;

3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей;

4.Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

5.Различение художественных и научно-популярных произведений;

6.Формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

7.Освоение литературного произведения в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира.

"В искусстве перманентно совершается процесс осознавания человеком себя и как творца и как личности. В акте творчества и в акте восприятия произведения происходит воплощение универсальной творческой личности и, следовательно, универсальное присвоение окружающего как объекта эстетического освоения", - отмечал Н.К.Гей.

Николай Константинович Гей — советский и российский литературовед, доктор филологических наук.

Цель искусства состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность, утвердить меру, закон красоты, вызвать у человека эстетическое чувство сопереживания к ближнему. "Мы усваиваем знания, которые сообщает нам ученый, к этому и сводится наше впечатление от научной работы, – пишет Л.И.Тимофеев. – Произведение же искусства вызывает у нас чувство непосредственного волнения, сочувствия героям или негодования, мы относимся к нему, как к чему-то лично затрагивающему нас, непосредственно к нам относящемуся".

Леонид Иванович Тимофеев — советский литературовед и переводчик. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР, член АПН СССР.

Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет чтение художественной литературы. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании эмпатии обоснована многими исследователями и просветителями: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, А.С. Пушкиным, А.М. Горьким, Я.А. Коменским, И.П. Песталоцци, Д. Локком, И.А. Ильиным, Д.С. Лихачевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович. Литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей.

 Ш. Бюлер специально изучала роль художественного произведения в развитии ребенка. Его характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои в книге делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Восприятие школьника в 7-10 лет отличается от восприятия взрослого человека тем что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем Д.М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Таким образом, обучаемый приобщается к литературе, как к искусству слова, он понимает происходящее в книге как правду, а действия героя считает своими,  в этом заключается спецификаизучения художественной  литературы в начальной школе.

 

1.3 Особенности психики младшего школьного возраста связанные с развитием эмпатии средствами художественной литературы.

Встреча с художественными произведениями расширяет эмоциональный спектр ребенка, развивает чувства сострадания, способствует отождествлению себя творцом, с другим человеком, что позволяет видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также вызвать у себя чувства, которые тот переживает. Развитие гуманистических межличностных отношений и результативность воспитания эмпатического поведения детей зависит от создания атмосферы обращенности к ребенку в педагогическом процессе, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числе развития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как эмпатия, которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе. Все это неразрывно связано с психикой ребенка.

В данном разделе главы рассмотрим особенности психики младшего школьника, по работе В. С. Мухиной, советского и российского психолога, педагога и философа, основателя и руководителя научной школы «феноменология развития и бытия личности», «Возрастная психология. Феноменология развития», связанные с развитием эмпатии средствами художественной литературы.

 

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства -психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

 

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать.


Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? как там дышат животные? сколько тысяч километров земной шар? почему в горах не тает снег, а внизу растаял?

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».

Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы уже говорили о том, что при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление- основной вид мышления
в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

 

Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с любимыми близкими взрослыми. Однако социальное пространство расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Учитель разными средствами учит ребенка чувствам прекрасного, комического и др., и ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.

Очень важно для развитой личности чувство -сопереживание другому.
В коллизиях межличностных отношений ребенка с другими людьми - со взрослыми и сверстниками - возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека. В непосредственном общении со значимыми взрослыми, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе учебной деятельности развиваются социальные качества ребенка, так или иначе поворачивающие его к другим людям.

Анализируя выше сказочное в разделе можно сделать вывод, что ребенок, в младшем школьном возрасте открыт для мира, а значит наиболее остро, проявляет все эмоциональные чувство, в том числе и способность к эмпатии.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСБНОСТЕЙ К ЭМПАТИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРЫ.

2.1.Организация эксперимента.

В эксперименте приняло участия 20 учеников начальной школы МКОУ СОШ Кировской области, Слободского района, пгт. Вахруши. Из них 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 9-10 лет. Эксперимент проводился в форме тестирования.

В эксперименте использовались следующие методики:

1.Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова.

Опросник содержал 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике было 36 вопросов(Приложение 1), по каждому из которых испытуемый должен был оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, использовались 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Испытуемый получил бланк ответов, после была прочитана инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: А «не знаю», Б «никогда или нет», В «иногда», Г «часто», Д «почти всегда», Е «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».

                                                                                                              

 

 

Далее были подсчитаны суммы баллов.

При сумме от 82 баллов очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла – высокий уровень, от 37 до 62 баллов – средний уровень, от 12 до 36 баллов – низкий уровень, 11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности.

С помощью таблицы “Ключ-дешифратор”, на основании полученных балльных оценок, был диагностирован  вид эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Ключ-дешифратор

Шкала

Номер утверждения

Номер Название
1 Эмпатия с родителями 10, 13, 16
2 Эмпатия с животными 19, 22, 25
3 Эмпатия со стариками 2 , 5, 8
4 Эмпатия с детьми 26, 29, 35
5 Эмпатия с героями художественных произведений 9, 12, 15
6 Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 21, 24, 27

 

2.Проективная методика «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова).

Проектный метод наиболее адекватен рассматриваемому возрасту детей, поскольку степень развития рефлексии и уровень развития речи еще не позволяет ребенку развернуто сообщать о своих переживаниях и проблемах, но наиболее они выражаются в проективной форме.

Испытуемому предлагалось послушать рассказы и ответить на вопросы. Если испытуемым является девочка, то в рассказах тоже фигурировать девочка. Ответы  вносились в бланк ответов. 

 

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою

собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.

Как поступит мальчик? Почему?

 

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик

очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну

что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".

Как поступит мальчик? Почему?

 

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?".

Как поступит Андрей? Почему?

 

Если испытуемый решал ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывала на гуманистический характер эмпатии; решение ситуации испытуемым в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.


2.2.Анализ и интерпретация результатов эксперимента.

В ходе проверки результатов исследования были получены следующие данные, представленные в таблице 1, таблице 2, таблице 3.

Таблица 1. Общий уровень эмпатийности учеников 3А класса.

уровень эмпатийности Количество учеников Количество в %
очень высокий уровень эмпатийности 18 90
высокий уровень   2 10
средний уровень   0 0
низкий уровень 0 0
очень низкий уровень эмпатийности 0 0

 

 Таблица 2. Вид эмпатии у учеников 3А класса.

Вид эмпатии Количество учеников Количество в %
Эмпатия с родителями 4 20
Эмпатия с животными 3 15
Эмпатия со стариками 4 20
Эмпатия с детьми 5 25
Эмпатия с героями художественных произведений 3 15
Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 1 5

 

Таблица 3.Характер эмпатии у учеников 3А класса.

Характер эмпатии Количество учеников Количество в %
гуманистический характер   14 70
эгоцентрическом характере   6 30

 

Из таблицы 1 видно, что у 90% испытуемых очень высокий уровень эмпатийности, это подтверждается полученными данными из таблицы 3: у преобладающего числа учеников 3А класса гуманистический характер эмпатии, 70% против 30%.

В таблице 2 приведены результаты по 6  различным видам эмпатии. Мы видим, что эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми в данной группе испытуемых значительно отстает от остальных видов эмпатии, данный вид эмпатии преобладает у 1 испытуемого, что составляет 5% процентов от общего числа опрощенных. Остальные виды эмпатии находиться в  интервале от 15 до 25%, так эмаптия с  животными и эмпатия с героями художественных произведений находятся в равных долях  и каждая составляет 15%, что ровняется 3 опрошенным с каждой стороны. Так же в равных долях, по 20%, находятся эмпатия с родителями и  эмпатия со стариками. А эмпатия с детьми равняется 25%, и является преобладающей в данной группе. 

Общий вывод: в ходе эксперимента был рассмотрен общий уровень эмпатии у младших школьников в группе 3А класса МКОУ СОШ пгт Вахруши, видно что эмпатия в целом носит гуманистический характер, это важная информация поможет составить более четкие психолого-педагогические рекомендации по поводу развития  эмпатии средствами художественной литературы. Также мы видим что дети в этом возрасте действительно открыты для сопереживания и сострадания.

 

 


 

2.3.Психолого-педагогические рекомендации по поводу развития способности к эмпатии у младших школьников средствами художественной литературы.

В ходе изучения данной проблемы и анализе результатов исследования, были сформулированы следующие психолго-педагогические рекомендации:

1. Необходимо подобрать художественные произведения, где главный герой будет сопереживает  беде постороннего человека.

2. Провести классный час на тему «Герои и Злодеи: в художественных произведениях »

3. Внести в список литературы, который нужно прочитать летом книги, где главный герой пытается помочь окружающим.

4.  Для развитая гуманности предложить детям написать сказку от своего имени, где главная задача героя помочь остальным преодолеть водную преграду.

5. Предложить детям представать свою любимую книгу в классе.

6. При чтении (рассказе) учитель должен знать, какое художественное воздействие на ребенка и при каких условиях оказывает литература, опираться на психологический анализ того, что происходит с ребенком. Подбирая материал для чтения, следует учитывать ступени эстетического развития, стремясь перевести ребенка с низшей на следующую, более высокую.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена проблема о развитии эмпатии у детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы. В настоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости.

Исследования опровергла эти обвинения, в большинстве дети в этом возрасте нравственны и сопереживают окружающим.   

Рассмотрев вопросы связанные с эмпатией у младших школьников, можно сделать вывод, что эмпатия, как и любое психическое явление, — элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека.

Одним из основных способов развития эмпатии  у младших школьников является чтения художественных произведений. Они позволяют показать ребенку идеальный мир, где «зла и горя нет», благодаря книге мы учимся сопереживать.

В процессе проделанной работы был рассмотрен общий уровень эмпатии, можно сказать, что в младшем школьном возрасте средний уровень эмпатии находиться на воском уровне. Это означает что гипотеза о то, что дети в этом возрасте более восприимчивы к сопереживанию подтвердилась. А значит и развитие эмпатии, в данном возрасте, будет носить продуктивный характер.

Со ставленые психолого-педагогические рекомендации, в основе которых лежит использования литературных средств, позволят развить эмпатию у детей младшего школьного возраста, еще до более высокого уровня.

 

 

Хочется вспомнить слова С. Маршака: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. Автор должен дать возможность читателю и зрителю быть полноправным участником той реальности, которую создает художник. Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. Именно на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор» .

Такого читателя воспитывает мысленное «содействие», «сопереживания»  героям. Условия возникновения, характер и особенности той деятельности младшего школьника, которая делает его талантливым читателем, формирует высокие нравственные мотивы его поведения и развивает все стороны его психики, в том числе и эмпатию.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2006. – 973 с.

2. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.

3. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. – 2007. - №2. – С. 3-14.

4. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие. – 2007. - №4. – С. 77-88.

5. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. – Минск: Бестпринт, 2006. – 76 с.

6. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников подросткового и юношеского возраста / Елена Авенировна Троицкая: автореф. дис. …к.психол. н. – Москва, 2012. – 24 с.

7. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. — М., 1930.

8. Ананьев, Б. Г. Т Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко – М., 1964.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.

10.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

11. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96.

12. Костюк Г. С. О психологии понимания: Научные записки Ин-та психологии УССР. Т. II. — Киев, 1950. — 41 с.

13. Леонтьев А. Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира. — Сб.: Познавательные процессы. М., 1982. С. 43.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 705;