Тема: Онтология – философское учение о бытии. Диалектика



(занятие в диалоговом режиме)

 

1. Античные концепции онтологии и диалектики: подходы натурфилософов, Платона и Аристотеля.

 

2. Новоевропейский онтологический дискурс: материалистические и идеалистические подходы в обосновании природы бытия.

 

3. Диалектико-материалистическая теория: понятия «материи», «сознания», «пространства», «времени», «движения», «развития», «прогресса», «регресса» и других основных онтологических категорий.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Для подготовки ответа на первый вопрос плана занятия следует выяснить с помощью конспекта лекции, учебной литературы по теме и с привлечением философских словарей и некоторых первоисточников взгляды натурфилософов античности, Платона и Аристотеля на феномен бытия и понять суть их отличий. Их основополагающие изречения необходимо внести в сопоставляющую таблицу с тем, чтобы на занятии легче было воспользоваться эмпирическими фактами для их использования в качестве аргументов по поводу характеристики той или иной точки зрения во время выступления по обсуждаемым аспектам вопроса.

Подготовка к ответу по второму вопросу потребует изучения прежде всего воззрений французских просветителей XVIII века, особенно Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П. Гольбаха, а также представителей школы немецкой классической философии – И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля на соотношение категорий материального и идеального измерений бытия, понятий «сознание», «дух», «движение», «развитие» и зафиксировать материал в тетради. Особенно внимательно нужно прочитать работу о     Д. Дидро, сделав выписки из текста источников, которые позволяют провести сравнение онтологических взглядов механицистов и Д. Дидро. В этой связи попытайтесь аргументировать, почему логическим выводом из механицизма был деизм, а логическим выводом из взглядов Д. Дидро – атеизм. Помимо этого, основательно проработайте соотношение понятий «диалектика» и «метафизика» в контексте осмысления соответствующих положений работ И. Канта и Г. Гегеля.

Ответ на третий вопрос требует изучения не только конспекта данной темы лекции и учебника, но знакомства с содержанием работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» и выписки тех ее положений, которые позволяют выступить на занятии с аргументированным сообщением о сути диалектических законов и проиллюстрировать их действие на примерах, которые приводит Ф. Энгельс, а также приготовить для обсуждения собственные примеры.

Базовые публикации:

Аристотель Стагирит. Метафизика /Пер. с др.-греч. А.В.Кубицкого. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 608 с.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. – URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/dlugach-deni-didro/na-puti-k-filosofii.htm

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М.: Политиздат, 1991.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – № 1. – С. 118-138.

Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.

Энгельс Ф. Диалектика природы /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т. 20.

 

Дополнительная литература:

Антюшин С.С. Основы философии. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М., 1988.

Горелов А.А. Основы философии. Учебник… – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. – Л., 1985.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории. – М., 1985.

Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. – СПб., 2000.

Торгашев Г.А. Основы философии: Курс лекций. – М.: РАП, 2007. – 377 с.

 

Тема: Философия о сущности и существовании человека

(занятие с элементами анализа конкретных ситуаций)

1.  Антропологическая проблематика в классической философии. Основные подходы к определению сущности человека в эпохи античности, средних веков и Нового времени.

2.  Основные неклассические концепции человека: марксистская (объективистская), волюнтаристская и экзистенциалистская (субъективистская), феноменологическая (интерсубъективистская).

3.  Философское содержание понятий «смысл жизни», «цель жизни». Оптимистические варианты решения проблемы смысла жизни в философии (натуралистические, социальные, религиозные).

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос плана занятия следует вернуться к осмыслению, во-первых, основных положений мудрецов античности (в частности: Лао-цзы, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля) о сущности и предназначении человека, а, во-вторых, сравнить их с религиозно-философскими представлениями о статусе человека. В-третьих, необходимо подыскать значимые примеры новоевропейской аргументации, характеризующие рациональный подход к изучению человека (например: взгляды английских (Дж. Локк) и французских просветителей (К. Гельвеций), представителей школы немецкой классической философии (И. Кант).

Для подготовки ответа на второй вопрос важно, опираясь на примеры высказываний представителей различных школ неклассической философии (в частности: марксистской, школы «философии жизни», экзистенциалистов и феноменологов), проанализировать различные варианты определения сущностных качеств человека: рационалистические и иррационалистические, с тем, чтобы понять всю «гамму» современных представлений о человеке и подготовить в тезисном выражении обоснование собственного отношения к тому или иному варианту их интерпретации. 

Для ответа на третий вопрос потребуется на основе изучения конспекта лекции или соответствующих разделов учебника сопоставить классический гуманизм, зародившийся в эпоху Возрождения, и неклассический гуманизм экзистенциалистов XX столетия, выявить их принципиальные различия. А для подготовки развернутых ответов, претендующих на оценки «хорошо» и «отлично», необходимо ознакомиться с текстом работы С.Л. Франка или монографии Л.Н. Когана и на основании анализа отдельных фрагментов текста этих источников составить сравнительную характеристику определения ими понятия «смысл жизни», перечислив его существенные признаки. Это позволит участвовать в дискуссии на тему, обозначенную С.Л.Франком: «Только религия может дать ответ на вопрос о смысле жизни».

Базовые публикации:

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

Смысл жизни: Антология /Общ. ред. Н.К.Гаврюшина. – М.:Прогресс-Культура, 1994. – 580 с.

Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. – URL: http://psylib.org.ua/books/frans.

Дополнительная литература:

Антюшин С.С. Основы философии. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: Изд. центр. РГГУ, 2000. – 1008 с.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Больнов О. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Востока. – М.: Наука, 1986. – 236 с.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. – М., 1998.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.:Гардарики,1999.–520 с.

Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. – М.,1938. – 182 с.

Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /Пер. с фр. – М., 1990.

Кант И. Метафизика нравов / Пер. С.Я. Шейнман-Топштейн, Ц.Г. Арзаканьян. – М.: Чоро, 1994– .– (Кант И. Сочинения: в 8 т.). – Т. 6, ч. 1. – С. 224–412.

Маритен Ж. Человек и государство /Пер. с англ. Т. Лифинцевой. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 196 с.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – URL: http://bookmate.com/books.

Торгашев Г.А. Основы философии: курс лекций. – М.: РАП, 2007. – 377 с.

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2004. – С. 569-595.

Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. – М.: Хранитель, 2007. – 382 с.

Шефель С.В., Шилин К.И. Сотворение человека будущего: экософские основания. – М.: ГУП Изд-во “Нефть и газ” РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. – 328 с.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 164;