ВОПРОС 4. Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины XX века в России



 

Культурно-досуговые учреждения - это государственные, общественные, обладающие организационной структурой, реализующие комплекс художественно-ценностных направлений культурно-досуговой деятельности, способствующие вовлечению человека в мир культурно-эстетических, художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия для развития и удовлетворения коллективных, групповых, индивидуальных интересов, потребностей. (ПКиО, ДК, Дворцы культуры и отдыха, студии и клубы, музеи, библиотеки, профилактории, санатории, аквапарки, лагеря отдыха, спортклубы, кинотеатры, игровые и развлекательные комплексы; центры народного творчества и ремесел, театрально-зрелищные учреждения, киноконцертные учреждения...)

 Художественная деятельность - особая область культурно-досуговой деятельности человека, представляющая собой совокупность процессов и явлений духовно-практической работы, благодаря которой создаются, распространяются и осваиваются произведения искусства и материальные предметы, народное творчество и промыслы, обладающие эстетической ценностью.

Художественная деятельность культурно-досуговых учреждений первой половины XX века представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны, Социально-политические и экономические перемены, происходившие в обществе, привели к развитию сословных границ, что незамедлительно сказалось на данной сфере деятельности.

Исторические события этого периода - Октябрьская революция 1917 года, гражданская война 20-е годы, новая экономическая политика, индустриализация страны, первые пятилетки, коллективизация, урбанизация городов, Великая отечественная война, послевоенное восстановление страны.

Усиление связей деревенских жителей с городом, развитие самодеятельного искусства способствовало расширению форм художественной деятельности. Активизируется деятельность театров. В городах, творческая интеллигенция, студенты собираются в творческие товарищеские клубы, союзы по интересам, проводя импровизированные вечера музицирования, литературных гостиных. В деревнях проводились посиделки с песнями и танцами. 

Государство контролировало содержание деятельности культурно-досуговых учреждений – это пропаганда новой коммунистической идеологии, которая нашла отражение и пропитывала все направления и формы художественно-творческой деятельности. 

Формы художественной деятельности:диаграммы, плакаты, театральные инсценировки, агитпьесы, художественные кружки. Все эти формы бытовали в воинских частях, клубных учреждениях, народных домах.

Массовое распространение получили театрализованные праздники на улицах и площадях городов, особенно в Петрограде.

Во времена НЭПа(новая экономическая политика) зародился вид эстрадного сатирического театра «Синие блузы» (острые сатиры, против «нэпманов»). Популярные жанры:интермедии, сатирические сценки, городские песни и романсы, частушки, танцы. Художественно-творческая работа велась в самодеятельных коллективах- в театральном, хоровом, хореографическом направлениях. Прилив в коллективы «Синей блузы» профессиональных артистов и режиссеров. Взаимодействие с профессиональными композиторами, поэтами и писателями.

   Широкое распространение получили агитсуды как одна из массовых форм клубной художественной деятельности, а также «живые» газеты и «живые» журналы.

    В 30-е г. деятельность учреждений культуры по всем направлениям проводилась под идеей пропаганды индустриализации, коллективизации, пятилеток, предвыборных кампаний, социалистических соревнований. В ДК проводились вечера обмена опытом, вечера «рабочей смекалки», в деревнях - праздники «Первой борозды», «Урожая».

Расширились жанры художественной деятельности культурно-досуговых учреждений; появились Изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры (самодеятельные), любительские оперные и балетные коллективы. Этому способствовала творческая связь с профессиональными театрами и коллективами

  С 1932 г. проводятся олимпиады, декады и смотры народного творчества: хоровые, музыкальные, вокальные, театральные. Широкое распространение получили оркестры духовых и народных инструментов.

  В годы Великой Отечественной войны художественная деятельность культурно-досуговых учреждений получила новое направление.Содержанием работы учреждений культуры стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение событий и хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением СССР. В произведениях искусства развиваются темы патриотизма. (Д.Шостакович, Симфония № 7 «Ленинградская», посвященная блокаде города, С Прокофьев опера «Война и мир», А.Александров песня «Священная война», Твардовский «Василий Теркин»). Работа перенеслась в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, платформы железнодорожных вокзалов, воинские части, госпитали, призывные пункты.

Формы работы:небольшие концерты, встречи с фронтовиками, походные клубы, агитзскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда, развитие художественной самодеятельности. Использовались плакаты, карты, фотовитрины, листовки-молнии, боевые листы, фронтовые бригады выступлений в тылу и на фронте. Репертуар:песни, стихи, одноактные пьесы, народные песни. Создавались фронтовые военные ансамбли песни и пляски. Проводилась активная художественная деятельность в госпиталях – концерты, выступления вокалистов и чтецов, выступления художественных бригад.

 

Литература:

Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.4. - Челябинск, 2007. - С. 47 – 485.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!