ВОПРОС 3. Развитие просветительных форм организации досуга в истории социально-культурной деятельности России XIX – XXI вв



Форма СКД - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

В 1861 году после отмены крепостного права появился огромный интерес к деятельности в области просвещения и в системе внешкольного образования. В эти годы интеллигенция занимает активные позиции в культурно-просветительной работе; образовываются комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, создаются воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения. С возникновением 1882 году народных домов просветительная деятельность усиливается. Значительную роль начинают играть народные университеты, как одна из важных форм просветительной деятельности.

Подъем революционного движения оказал непосредственное влияние на культурное развитие и просветительную работу в России. Наибольшую активность проявляли общества народных университетов, в работе которых принимали участие крупные ученые и общественные деятели.

Открываются первые рабочие клубы (1905), которые принимали участие в проведении массовых политических и хозяйственных компаний. Много лет просуществовали избы-читальни, своеобразный плацдарм для просвещения населения в деревне.

После победы Октябрьской революции в 1917 году важнейшей являлась ликвидация неграмотности населения. В этом большую роль сыграл декрет советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятый в декабре 1919 года. Широко открываются по всей стране школы взрослых, пункты по ликвидации безграмотности. Особенно усилилась просветительная работа в системе внешкольного образования, когда внешкольное образование заменили на политико-просветительную деятельность в 1920 году. С созданием Главполитпросвета как главного органа политико-просветительной деятельности просветительная деятельности стала одним из главных направлений. При помощи политпросветов к разъяснению основ Новой экономической политики среди населения были широко привлечены культурно-просветительные учреждения. Они проводили месячники и двухнедельники по разъяснению НЭПа. Значительная роль в этом принадлежит избам-читальням, библиотекам, клубам и народным домам.

     В 1923 году в борьбу с неграмотностью вступило добровольное общество «Долой неграмотность». Стали проводиться съезды по ликвидации неграмотности.

     Особую роль в процессе просветительной деятельности среди населения сыграл Культпоход, начавшийся по инициативе комсомола в 1928 году. Широко известны его формы: культштурм, культэстафета, декадники и месячники ликвидации неграмотности. В 1929 году начал свою деятельность Библиотечный поход, инициатором которого была Н. К. Крупская.

Одной из форм политического просвещения были коллективные читки газет и журналов, политические игры и др. формы.

 В 1934 году начали активную деятельность университеты культуры, открытые в Химико-технологическом институте г. Ленинграда. В предвоенные годы они стали одной и популярных форм просветительной работы политико-просветительных учреждений. Новая волна деятельности университетов культуры началась с 1959 года.

На современном этапе ведущую роль в просвещении играют устные журналы, лектории, различные виды чтений (педагогические, лермонтовские, пушкинские, шукшинские и др.). 

В отличие от других социальных институтов учреждения культуры создают для развития просветительской деятельности свою специфику. Ей присуща: доступность, свобода выбора, нерегламентированный характер познавательных программ, альтернативные методики, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов и потребностей.

Сегодня формы досуговой просветительской работы разделяются на три вида:

- монологические формы, в которых преобладает речь ведущего или лектора (лекция, брифинг, и т.д.);

- диалогические формы, в которых происходит взаимодействие ведущего и аудитории (диспуты, дискуссии, лекции, беседы, громкие читки);

- комплексные формы (месячники культуры, искусства, памяти; благотворительные, экологические и патриотические акции, тематические вечера, массовые праздники, карнавалы, маскарады, смотры самодеятельного творчества и т.д.)

          Литература:

1.Рябков, В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 3. - Челябинск, 2007. - . 662 с..

2. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 5. – 594 с.

 3. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 6. – 568 с.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 161;