Начало истории человечества. Ной, вавилонское столпотворение



Братоубийство.Первого из сыновей Адамовых звали Каином, а второго Авелем.Каин обрабатывал землю, а Авель был пастухом.Однажды оба они приносили жертву Господу: Каин от плодов земли, Авель же от первородных своего стада. Но Господу Богу угодно было принять жертву Авелеву, а Каинову отвергнуть, потому что Авель приносил свою жертву с верою, сердце же Каина было нечисто, и в нем гнездилась зависть. Тогда Каин почувствовал досаду, и лицо его изменилось от злобы. Но Господь сказал Каину: «Что ты досадуешь? И зачем исказилось лицо твое? Смотри, грех уже у дверей! Но не давай ему воли над собою, и ты с ним совладаешь!» Каин же, затаив злобу в сердце, вывел брата своего Авеля в поле и там убил его.Тогда Бог говорит Каину: «Где брат твой Авель?» Каин отвечал: «Я не знаю! Разве я сторож брату моему?» Бог же сказал ему: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Будь же проклят ты от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять от рук твоих кровь брата твоего. Сколько ни будешь ты обрабатывать землю, она не даст тебе плода. Ты будешь изгнанником и пришельцем на земле». На это Каин говорит Господу: «Слишком велик грех мой перед Тобою, и не может он быть прощен. Первый, кто встретится со мною, умертвит меня». Но Господь сказал: «Нет!» – и положил знамение на Каина, чтобы никто не убил его.Тогда Каинудалился от Лица Божия с женою своею. Вскоре у него родился сын Енох. И когда Каин построил город, то назвал его, по имени этого сына, Енохом. Между тем, когда Адаму было двести тридцать лет, Бог утешил его в потере Авеля рождением другого сына, которого Адам назвал Сифом. Потоп.Потомство Адамово быстро размножилось на земле.По мере размножения рода человеческого увеличилось и зло на земле. Нечестивое потомство Каиново скоро заразило доброе племя Сифово, и люди стали помышлять только о зле, забывая Бога, сотворившего их. Тогда Бог сказал: «Не пребудет более Дух Мой с родом сим, ибо они сделались плотскими. Дам им еще сроку сто двадцать лет и потом истреблю на земле людей, которых Я сотворил».Один Ной обрел благодать у Господа,потому что он был муж благочестивый и вел жизнь благоугодную. Посему Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту и устрой в нем отделения: ибо Я наведу потоп на земле, ты же войдешь в ковчег с твоими сыновьями, и с женою твоею, и с женами сыновей твоих, и возьми с собою в ковчег всякого рода зверей по паре, дабы семя их не погибло на всей земле; возьми с собою и всякой пищи, чтобы тебе и им иметь пропитание».Ною было шестьсот лет, когда он вошел в ковчеги когда воды потопа устремились на землю.Полился дождь на землю, который шел сорок дней и сорок ночей. Вода подняла ковчег, и он стал носиться по волнам;. Тогда все живущее на земле погибло; остались только Ной и бывшие с ним в ковчеге.Наконец все покрылось водою.Тогда Бог умилосердился над оставшимися в живых тварями Своими: навел ветер на землю – и потоп остановился. Вода начала сбывать.Ной открыл окно вверху ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, осушилась ли земля от воды. Но ворон полетел и не возвратился. Тогда он выпустил голубку, которая, полетав и не нашед сухого места на земле, воротилась назад в ковчег. Спустя семь дней он снова выпустил голубку. На этот раз она возвратилась, неся во рту масличную ветвь. Еще прошло семь дней, и Ной снова выпустил голубку из ковчега, но она уже не возвратилась. Ной раскрыл крышкусвоего ковчега и увидел, что земля осушилась от воды. Впрочем, нужно было еще подождать до 27-го дня второго месяца, пока земля высохла до такой степени, что можно было выйти совсем из ковчега.По гласу Божию Ной с семейством своим оставил ковчег и вывел из него всех животных.Первым делом его было теперь принести Господу благодарственную жертву. И угодна была Господу жертва Ноева, ибо Господь Бог сказал: «Впредь не буду более проклинать земли человека ради, потому что сердце человеческое от юности стремится ко злу. Впредь, пока земля стоит, не прекратятся на ней посевы и жатва, холод и жар, лето и зима, дни и ночи». Бог благословил Ноя и поставил с ним завет, а в знамение завета Своего положил в облаках прекрасную седмицветную радугу и сказал: «Вот знамение завета, который Я положил между Мною и всякою душою, живущею на земле!»И начал Ной снова возделывать землю и насадил виноград. Раз, напившись вина, он охмелел и лежал дома пьяным. Увидев то, сын его Хам привел братьев своих, чтобы посмеяться над отцом. Но те, взяв одежду, покрыли его и не хотели даже смотреть на срамоту отца своего. Проснувшись и узнав, что сделал над ним Хам, Ной проклял его, а двоих других сыновей благословил, сказав, что потомство Хамово будет в рабстве у потомков Сима и Иафета.Вавилонское столпотворение и рассеяние народов.Быт. 11.Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское.Основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама.Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу.Они начали мечтать об основании всемирной монархии, в которой потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, решили построить «башню вышиною до небес». И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу.«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». (Быт. 11:6–8). Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны.Начало идолопоклонства.Но, уходя все дальше и дальше в неизвестные для них земли, люди постепенно стали забывать предания об истинном Боге. Под влиянием грозных явлений окружающей природы люди сначала стали искажать истинное понятие о Боге, а потом и совсем забыли Его. Забывая истинного Бога, люди, разумеется, не становились абсолютными атеистами, в глубине их духовной природы жило религиозное чувство, у них осталась потребность в духовной жизни, их души тяготели к Богу.
Но, потеряв понятие о невидимом Боге, они стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Так появилось идолопоклонство.Чтобы сохранить семена истинной веры и подготовить путь грядущему Спасителю мира, Господьсреди языческого мира избирает крепкого духом и верой патриарха Авраама, а в его лице и весь еврейский народ, который должен был произойти от него.

Авраам.

Призвание Авраама.Аврам родился недолго спустя после смерти Ноя, в десятом колене от Сима. Посему Господь сказал Авраму:«Выйди из отечества твоего, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в страну, которую Я покажу тебе. Я произведу из тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословен. Я благословлю и тех, которые тебя благословят, и прокляну клянущих тебя! И благословятся о тебе все племена земные». Повинуясь воле Божией, Аврам вышел из страны своей(это говорит о доверии); с ним вышел и Лот, племянник его.Между пастухами Аврамовыми и Лотовыми начались распри. Тогда Аврам сказал Лоту: «Да не будет распри между мною и тобою, между пастухами твоими и моими, ибо мы братья. Не вся ли земля открыта для тебя? Расстанемся же мы с тобою! Хочешь ты пойти налево, тогда я пойду направо; или пойди направо; а я налево». Тогда Лот избрал для себя прекрасную долину, в которой лежали Содом и Гоморра; Аврам же остался жить в земле Ханаанской.Вера Авраама.Раз Авраму было откровение от Бога: «Не бойся, Аврам, Я твой защитник, и великая тебе будет награда от Меня». Аврам же отвечал: «Владыко Господи! Что Ты еще дашь мне, когда я бездетен и мой слуга будет наследником после меня?» Но глас Божий уверял его, что не останется он без наследника и, вызвав его под открытое небо, говорил: «Посмотри на небо и сочти эти звезды! Можешь ли ты сосчитать их? Таково будет семя твое!» Тогда Аврам поверил Богу, и за то оправдал его Господь. Но прошло много времени, а обещание Господне не исполнялось. Тогда Господь снова явился Авраму и сказал: «Я твой Бог, благоугождай Мне и будь непорочен. Я поставлю с тобою завет Мой и умножу тебя в народ великий. Посему не называйся более Аврамом, да будет тебе имя Авраам, ибо Я определил сделать тебя отцом многих народов». И знамением Своего завета положил Бог обрезание.Еще раз явился Господь Авраамуу дуба Мамврийского. Был полдень, и Авраам сидел у дверей палатки своей. Подняв глаза, он увидел в некотором расстоянии от себя трех мужей.Поклонившись до земли, сказал: «Господи! Если я обрел благодать перед Тобою, не минуй раба Твоего. Позвольте принести воды и омыть ноги ваши, а между тем вы отдохнете под этим деревом». Потом он вошел в палатку к Сарре и сказал ей: «Скорей замеси и напеки пресных хлебов»; сам же побежал к стаду своему, выбрал там лучшего теленка и велел поскорее приготовить его, принес молока и масла и предложил гостям своим, а они стали есть.Говорит Господь к Аврааму:«На следующий год Я приду опять к тебе, около этого времени, и тогда Сарра родит тебе сына». Это услышала Сарра, стоявшая у дверей палатки, и рассмеялась. Господь же сказал: «Для чего Сарра смеется? Разве есть что-нибудь невозможное для Бога?» Сарра не хотела было признаться, говоря: «Я не смеялась»; но Он сказал ей: «Нет, ты смеялась!» И таким образом Сарра пристыжена была за свое неверие.Господь Аврааму, что Он хочет посетить содомлян наказанием за грехи их. Услышав это, Авраам стал просить за них: «Неужели же не найдется между ними и пятидесяти праведников? Ты же, Господи, не сделаешь сего и не погубишь праведного с нечестивым». На это Господь сказал ему: «Если бы Я нашел там пятьдесят праведников, то оставил бы все место ради сих пятидесяти». Засим Господь удалился, а Авраам возвратился на свое место.Содом и Гоморра.Был вечер, когда два Ангела пришли в Содом. Лот, приняв их за простых путешественников, вышел к ним навстречу и усердно просил их переночевать у него, на что они и согласились. Но жители содомские ночью подступили к дому Лота, требуя выдать им двух пришельцев. В ярости своей они уже готовились ворваться силою в дом его, как вдруг были поражены слепотою от Ангелов, так что не могли найти дверей в доме Лотовом. Тогда странники сказали Лоту: «Если есть у тебя близкий в городе сем, выведи его отселе, ибо мы посланы от Бога погубить место сие!».Ангелы взяли его, жену и двух дочерей его за руки и поспешно вывели их за город, сказав: «Спасайте жизнь свою и не оглядывайтесь назад, не останавливайтесь во всей этой стране». Солнце едва взошло, как Лот вошел в Сигор. Тогда пролил Господь с неба огненный дождь на Содом и Гоморру и опустошил всю страну ту. На том месте, где была прежде прекрасная долина, стоит теперь Мертвое, или Соленое, море. Еще до сих пор печальный и мрачный вид страны сей служит разительным свидетельством того, как ужасно карает Бог беззаконие. Вот и жена Лотова, которая, вопреки повелению Ангела, оглянулась назад, стоит соляным столбом как памятник наказанного преступления.Измаил.Аврааму было 86 лет, когда у него родился первый сын от Агари, по имени Измаил. Прошло еще 14 лет, и Господь посетил Сарру; она родила Аврааму сына, которого назвали Исааком.Но так как сын рабыни стал обижать брата своего Исаака, то Сарра начала говорить Аврааму:«Прогони эту рабу с сыном ее». Грустно было Аврааму слышать слова сии, но Бог сказал ему: «Не оскорбляйся тем, что предстоит Измаилу и рабыне твоей. Во всем, что ни скажет тебе Сарра насчет их, послушайся ее. Ибо в Исааке наречется тебе семя. Но и от сына рабыни сей Я изведу многочисленный народ, потому что и он от семени твоего».Тогда Авраам дал рабе своей, Агари, хлеба и мех с водою и отпустил ее,отдав ей на руки и сына ее.Вода у нее вся вышла, а вокруг не было ни одного источника. Агарь в отчаянии оставила сына своего, томившегося от жажды, поддеревом, а сама села вдали, говоря: «Не могу я видеть смерти сына моего!» Тогда услышал Бог голос отрока, Ангел Божий воззвал с неба к Агари и сказал: «Что с тобою, Агарь? Не бойся!» В это время Бог открыл глаза ей, и она увидела источник ключевой воды, из которого и напоила сына своего.Измаил вырос и поселился в пустыне. Бог благословил его многочисленным потомством. От него произошли измаильтяне и арабы, живущие и доселе на пространных землях Азии и Африки.Исаак.Раз Бог искушал Авраама и сказал ему: «Возьми возлюбленного сына твоего Исаака, и иди на землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе покажу». Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собою двух рабов и сына своего Исаака и отправился в путь. На третий день, когда вдали показалось назначенное место, он приказал рабам остаться с ослом назади; сам же, возложив дрова для всесожжения на спину Исаака и взяв с собою нож и огонь, отправился на показанную Богом гору. Дорогою спрашивает Исаак: «Отец мой! Вот у нас огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечает ему на это: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!» И пошли далее.Пришедши на место, Авраам соорудил там жертвенник, положив на него дрова, потом связал Исаака, возложил его на костер и уже протянул руку, чтобы взять нож и заклать сына своего, как раздался голос с неба: «Авраам! Авраам! Не налагай руки твоей на отрока. Ибо вижу теперь, что ты боишься Бога и не пощадил для Меня сына твоего возлюбленного». Тогда Авраам увидел барана, зацепшвшегося в чаще рогами, которого он и принес в жертву вместо сына своего. Ангел же Господень снова воззвал с неба и сказал Аврааму: «Мною Самим поклялся Я». Говорил Господь: «Поелику ты не щадил сына твоего возлюбленного для Меня, то Я благословлю тебя благословением великим и размножу семя твое, как звезды на небе, как песок морской; и благословятся о семени твоем все народы земные, потому что ты послушался гласа Моего».Смерть и погребение Сарры.Женитьба Исаака.Авраам, уже состарившийся, послал одного из верных рабов своих в Месопотамию с поручением – взять оттуда жену сыну своему Исааку. Раб отправился в путь, взяв с собою десять верблюдов с разными подарками для той, которую Господь изберет в невесты Исааку.И вот, не успел он еще окончить молитвы своей, как выходит из города Ревекка, дочь Вафуилова, чтобы почерпнуть воды в колодезе.«Чья ты дочь?» Она отвечала: «Я дочь Вафуила, сына Нахорова». А Нахор был брат Авраамов. Тогда раб тот пал перед Господом Богом и начал молиться, говоря: «Благословен Господь, не оставивший милостью и правдою Своею господина моего и управивший путь мой к дому брата господина моего!» Затем он отправился в дом родителей Ревекки и объявил им о цели своего прихода. Они спросили Ревекку: «Хочешь ли идти с этим человеком?» И когда она согласилась, то родители благословили ее в путь, сказав: «Да возрастешь ты в тысячи тысяч и да наследует семя твое города супостатов!» И они отправились.

 

Исаак, Иаков, Иосиф.

Женитьба Исаака.Авраам, уже состарившийся, послал одного из верных рабов своих в Месопотамию с поручением – взять оттуда жену сыну своему Исааку. Раб отправился в путь.И вот, не успел он еще окончить молитвы своей, как выходит из города Ревекка, дочь Вафуилова, чтобы почерпнуть воды в колодезе. Она отвечала: «Я дочь Вафуила, сына Нахорова». А Нахор был брат Авраамов. Затем он отправился в дом родителей Ревекки и объявил им о цели своего прихода. Они спросили Ревекку: «Хочешь ли идти с этим человеком?» И когда она согласилась, то родители благословили ее в путь, сказав: «Да возрастешь ты в тысячи тысяч и да наследует семя твое города супостатов!» И они отправились.Иаков и Исав.Исаак, женился на Ревекке, и только тогда, когда ему было уже шестьдесят лет, родились у него два сына, близнецы. Один из них имел нрав суровый, другой же отличался кротостью и мягкосердием; того звали Исавом, а этого Иаковом.Однажды Исав, утомленный после долгой охоты, приходит домой и застает брата своего Иакова за чечевичным кушаньем. «Накорми меня этим кушаньем твоим, потому что я изнемогаю от голода и усталости», – сказал он Иакову. Но Иаков отвечал: «Отдай мне теперь твое первенство». А с первенством были соединены важные преимущества. На это легкомысленный Исав сказал: «Видишь, я почти умираю с голоду, и что мне в первенстве моем». Таким образом он отдал первенство свое младшему брату и подтвердил это клятвою.Исаак призвав к себе Исава, сказал ему: «Вот я состарился и не знаю, долго ли еще проживу. Пойди же ты в поле, настреляй там дичины и приготовь мне кушанье по вкусу моему, чтобы благословила тебя душа моя, пока я еще не умер». Слова эти слышала Ревекка. Поэтому, только что Исав отправился на охоту, она приготовила козленка и послала Иакова с этим кушаньем к отцу его в той надежде, что ослепший от старости Исаак примет его за Исава и благословит, как первенца своего.Иаков повиновался, вошел к отцу своему с блюдом и сказал ему: «Отец мой!» «Кто ты, сын мой?» – спросил Исаак. «Я Исав, твой первенец, – отвечал Иаков, наученный так матерью своею Ревеккою. – Встань, вкуси от ловитвы моей, и да благословит меня душа твоя». Тогда Исаак ощупал сына своего, ибо с тех пор, как лишился зрения, он потому только и распознавал сыновей своих, что один из них, Исав, был космат, а другой, Иаков, имел на теле кожу гладкую. Ревекка же, предвидя это, заранее обернула шею и руки Иакова шкурою козленка. Тогда Исаак сказал: «Голос Иакова, а руки Исавовы», и еще раз спросил его: «Исав ли ты?» Когда же он отвечал: «Да!», то Исаак стал есть и пить. Потом подзывает к себе Иакова и говорит ему: «Пойди ко мне, сын мой, и поцелуй меня!» Тут он благословил его и сказал: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество пшеницы и вина! И да поработают тебе народы, и да поклонятся тебе сыновья отца твоего. Да будет проклят проклинающий тебя и да благословится благословляющий тебя». Едва только Иаков вышел от отца своего, как пришел с охоты Исав. Он принес Исааку любимое его кушанье и сказал: «Встань, отец мой, вкуси от ловитвы сына твоего!» Ужаснулся Исаак, услышав голос первенца своего, и воскликнул: «Как! Кто же принес мне есть прежде, чем ты пришел, и я ел и благословил его? И он будет благословен». Тогда воскликнул Исав горьким голосом и сказал: «О, благослови и меня, отец мой!» Но он отвечал ему: «Брат твой пришел с хитростью и похитил благословение твое». Горько плакал Исав о потере своей и разжалобил слезами своими Исаака, который сказал ему в утешение: «Вот и ты будешь иметь тучные селения на земле и от росы небесной свыше; мечом твоим будешь жить ты и послужишь брату твоему. Но будет время, когда ты свергнешь иго с выи своей».С этой поры Исав возненавидел брата своего Иакова и стал грозить ему местью. Посему Ревекка посоветовала Иакову бежать от Исава в Харран, к брату ее Лавану. И Иаков принужден был удалиться из дома родительского.Странствование Иакова.Прощаясь с отцом своим, Иаков получил от него строгое приказание не брать себе жены из хананеянок, но идти в Месопотамию и жениться там на одной из дочерей Лавановых.И вот ему видится во сне лестница, стоявшая на земле, вершиною же достававшая до неба, и по ней восходили и нисходили Ангелы Божии. Наверху же стоял Господь и говорил: «Я Бог Авраамов и Исааков; не бойся! Землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и потомству твоему, и будет семя твое, как песок земной, и благословятся о тебе и о семени твоем все племена земные. Вот Я с тобою и не оставлю тебя!» Пробудившись от сна, Иаков сказал: «Страшно место сие! Конечно, здесь дом Божий и врата небесные». И, встав с места, он поднял камень, на котором спал, и, возливши на него елей, дал обет воздвигнуть здесь жертвенник Господу, когда Бог возвратит его в землю сию. Самое же место поименовал Вефилем, что значит: дом Божий.Продолжая путь, Иаков пришел наконец в Харран к родственнику своему Лавану.Иаков, с первого взгляда полюбивший Рахиль, обещал служить дяде своему семь лет, если он только выдаст за него младшую свою дочь. Лаван согласился на это, но, когда минул назначенный срок, обманул Иакова, выдав за него вместо Рахили старшую сестру ее Лию; в утешение же ему сказал: «Я отдам за тебя и Рахиль, если ты прослужишь мне за нее еще семь лет!»Иаков согласился и на это и по прошествии семи лет женился на Рахили. От этих жен у него родилось двенадцать сыновей, которые сделались потом родоначальниками двенадцати колен Израилевых. Имена их следующие: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин.Бог сказал ему: «Теперь возвратись в землю отца твоего, Я буду с тобою!» Послушный гласу Божию, Иаков послал за женами своими и объявил им намерение свое удалиться от Лавана, прибавив, что на это есть воля Божия. Когда Лия и Рахиль согласились на это предложение.Между тем Иаков, боясь мести брата своего, послал наперед к нему послов с известием о своем возвращении. Услышав о сем, Исав сам пошел к нему навстречу рабов. Иаков испугался этого и разделил стада свои на две части.В это время с ним боролся Некто до утренней зари. Когда же стало светать, говорит ему Неизвестный: «Отпусти Меня, ибо занялась заря!» Но Иаков отвечал: «Не отпущу, если не благословишь меня!» Но Тот сказал ему: «Отселе будешь ты называться не Иаков, но Израиль (то есть Богоборец) будет имя тебе: ибо, боровшись с Богом, ты и людей превозможешь!» Потом благословил его и скрылся.И долго плакали братья в объятиях друг друга. Наконец, расставшись мирно, Исав пошел своею дорогою, а Иаков отправился к отцу своему в землю Ханаанскую.Иосиф и братья его.Из сыновей Иакова, самый младший был Иосиф от Рахили. Иосиф был любимым сыном Иакова, за что братья не любили Иосифа. Иосиф видел сон. Ему казалось, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Один раз Иаков послал Иосифа к прочим сыновьям своим, увидев его еще издали, начали говорить между собою: «Смотрите, вот идет наш сновидец! Убьем его, тогда посмотрим, что будет из его сновидений!» Но Рувим, старший из братьев, сказал им: «Не проливайте крови, бросьте его лучше в ров», а между тем сам про себя думал вытащить его оттуда и возвратить отцу. Братья в самом деле бросили его в ров.Вытащили они Иосифа изо рва и продали его за двадцать сребренников. Потом закололи козленка, его кровью обрызгали одежду Иосифову и послали ее к отцу с известием: «Мы нашли эту одежду; посмотри, не сыну ли твоему принадлежит она?» Иаков тотчас узнал одежду Иосифа и с горестью воскликнул: «Да! Это одежда сына моего! Лютый зверь съел его! Лютый зверь растерзал Иосифа!» Тогда пришли сыновья Иакова и стали утешать отца своего, но он не хотел слушать никаких утешений, говоря: «Сойду во гроб с печалью моею!»Иосиф в Египте.Измаильтяне, приведши Иосифа в Египет, продали его там, как невольника, царедворцу фараонову Пентефрию. Этот царедворец, заметив в Иосифе разум и благочестие, а особенно видя, как Бог щедро благословляет все дела его, вскоре вверил ему управление всем своим имением. Пентефрия жена хотела соблазнить Иосифа на грех и неверность его господину. Но Иосиф отвечал ей: «Как сотворю я такое зло и согрешу перед Богом!» Убедившись в его непреклонности, жена Пентефриева исполнилась ярости и решилась отомстить ему. Для этого она взнесла ужасную клевету на Иосифа, и разгневанный Пентефрий приказал заключить его в темницу.В темнице два чиновника фараоновых.Раз Иосиф приходит к этим заключенным и находит обоих в задумчивости. На вопрос его о причине их уныния они отвечали, что в минувшую ночь оба они видели замечательные сны и вот нет никого, кто объяснил бы им значение сих снов. Виночерпий начал: «Мне снилось, будто вижу я перед собою виноградную лозу с тремя ветвями; будто та лоза росла, покрылась листьями и расцвела; будто потом поспели на ней ягоды, и я, держа в руке фараонову чашу, взял виноградную кисть, выжал из нее сок в чашу и подал фараону». Иосиф отвечал: «Три ветки означают три дня. По прошествии этого времени фараон вспомнит о тебе и восстановит тебя в прежнее достоинство, и ты будешь подавать ему чашу, как и прежде, когда был его виночерпием. Не забудь же меня, когда снова будешь в счастии: вспомни обо мне перед фараоном и изведи меня из заключения». «А мне снилось, будто я несу на голове три корзины хлебов, и в верхней из них были всякого рода печенья для стола фараонова, и будто птицы, прилетая, ели из той корзины». Иосиф отвечал ему: «Три корзины означают три дня. Через три дня фараон снимет с тебя голову, повесит тебя на виселице и птицы будут есть плоть твою».Три дня прошло, и предсказания Иосифа исполнились.Спустя два года фараон видел сон. Тотчас же послали за Иосифом в темницу и привели его к фараону.Фараон сказал ему: «Я видел сон». Иосиф отвечал: «Без Бога нет ответа фараону. Но есть Бог на небеси, и Он открывает тайны!» говоря: «Мне снилось, будто я стою на берегу реки; и вот выходят из воды семь прекрасных тучных коров и идут на траву, что по берегу. Вслед за ними – вижу я – выходят из воды же другие семь коров тощих и таких худых, каких я не видывал на всей земле Египетской, и эти тощие коровы съели тех коров тучных, и при всем том остались такими же тощими, какими и прежде были.Мне виделось, будто на одном стебле выросло семь полных и толстых колосьев, а вслед за ним появились другие семь колосьев, тонких и сухих. И эти семь тонких и сухих колосьев поглотили семь колосьев полных».Иосиф отвечал фараону: «Оба сна твои означают одно и то же. Бог возвещает фараону.Вот настанут семь лет жатвы обильной по всему Египту, но затем придут семь лет голода по всей земле. И, обратившись к Иосифу, произнес: «Отселе ты будешь первым в моем доме!Таким образом Иосиф сделался первым вельможею во всей земле Египетской.Братья Иосифовы приходят в Египет.Такой же голод был и в земле Ханаанской. И вот десять братьев отправились в Египет; один Вениамин остался с отцом своим дома. Пришедши туда, они явились к Иосифу и пали перед ним. Он тотчас узнал своих братьев, однако скрыл это и стал обходиться с ними как с чужестранцами.Всех нас двенадцать братьев, все мы дети одного отца. Младший из нас остался дома с отцом, а одного уже давно нет». «Хорошо же, узнаем, правду ли вы говорите, – отвечал Иосиф. – Пошлите одного из вас привести сюда меньшого брата вашего, а прочие пусть останутся здесь в плену, пока не докажется, что вы не лжете». Засим он велел отвести их в темницу и держать там три дня. Пусть один из вас останется в темнице, прочие же пойдут домой и отвезут купленную пшеницу. Но младшего брата вашего вы должны привести ко мне, иначе смерть вам, если не сделаете этого.Между тем, он велел связать Симеона перед их глазами и отвести опять в темницу, а прочие отправились в обратный путь. Когда же, пришедши домой, рассказали они обо всем престарелому отцу своему, то он очень опечалился и сказал: «Вы хотите сделать меня совсем бездетным. Иосифа не стало, нет больше и Симеона, теперь вы отнимаете у меня и Вениамина! Нет, не отпущу с вами сына моего! Случится с ним беда, тогда низведете вы старость мою с печалью во гроб».Второе путешествие братьев Иосифовых в Египет.Сыновья Иакова должны были снова отправиться в Египет за покупкою хлеба. Больно было старцу расстаться с Вениамином, но без него братья не смели явиться к египетскому царедворцу. Наконец им удалось уговорить своего отца, и Иаков, снарядив в дорогу всех сыновей, послал с ними в Египет и различные подарки от всех редких произведений земли Ханаанской. Лишь только Иосиф увидел своих братьев, как начал дружески расспрашивать их: «Здоров ли ваш отец? Он стар, говорили вы, жив ли он? Это ваш младший брат? Бог да благословит тебя, дитя мое!» А между тем сам едва удерживался от слез, сердце его горело от любви к брату, и он вышел поспешно в другую комнату и заплакал.Отпуская их, Иосиф велел наполнить мешки их хлебом и каждому из них положить тайком в мешки деньги их, а Вениамину приказал кроме денег вложить в мешок серебряную чашу, из которой Иосиф пил за столом. Но когда они тронулись с места, Иосиф послал за ними в погоню своего домоправителя. «Зачем вы платите злом за добро?» Но братья смотрели друг на друга в недоумении, не зная, что он говорит. «Зачем вы украли чашу моего господина? – продолжал он. «Пусть так, – отвечал домоправитель, – у кого найдется чаша, тот будет моим рабом».И с этим словом приказал развязывать мешки и обыскивать всех, от старшего до младшего; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.«Если я приду домой к отцу, – говорил он, – и не будет с нами младшего брата, мы сведем старость отца нашего с печалью во гроб» Тогда Иосиф не мог больше удерживаться. Выслав всех египтян вон, он залился слезами и воскликнул: «Я Иосиф! Жив ли еще отец мой?». Тогда Иосиф сказал им: «Подойдите ко мне!» Они подошли, но все еще не могли вымолвить ни слова. «Я Иосиф, – продолжал он, – я брат ваш, тот самый, которого вы продали в Египет! Но не скорбите о том, что вы продали меня; Бог привел меня сюда для спасения вашей жизни. Спешите скорее к отцу моему и возвестите ему о моей славе в Египте. Услышав об этой радости Иосифа, сам фараон возрадовался и приказал от себя пригласить в страну свою престарелого Иакова.«Но не ссорьтесь на пути», – говорил Иосиф при прощании братьям своим, давая тем заметить, что он всех простил за прошедшее; и они отправились с радостью и веселием в Ханаан.Переселение Иакова в Египет.Услышав о приближении отца, Иосиф сел в колесницу и отправился к нему навстречу. Увидев же его, бросился ему на шею и долго плакал в его объятиях. «Теперь умру спокойно, – говорил Израиль сыну своему, – ибо видел лицо твое и уверился, что ты жив».Иаков правую руку положил на голову младшего, Ефрема, а левую – на голову старшего, Манассии, и так благословил их: «Бог, Которому благоугождали отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, сохранявший меня от младости моей и до сего дня, и Ангел, соблюдавший меня от всякого зла, Он да благословит детей сих, и да призовется в них имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака».От Ефрема и Манассии впоследствии образовалось два колена в народе израильском.Но Иаков прибавил еще более к преимуществам детей Иосифовых, сказав: «Вами благословлять будут во Израиле, говоря: Да сотворит тебя Бог; как Ефрема и Манассию!» Иуде возвестил, чтоиз его колена произойдут цари, которые будут царствовать в Иудее, пока не придет Мессия; затем лег на постель и скончался.Таким образом, Иосиф стал мирно жить со своими братьями в Египте. Умирая же, предвозвестил им, что настанет время, когда Господь выведет их из сей страны, и в этой уверенности завещал вынести тогда кости свои из Египта.

Моисей и книга Исход.

Исход.Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием.Пятикнижия Моисеева-Исход.По смерти Иосифа потомкам Иакова в Египте уже не было так хорошо, как прежде.Впоследствии один из египетских фараонов возымел даже страшную мысль совсем истребить евреев, для чего дал повеление убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужеского пола.В это-то время у одной израильтянки из колена Левиина родился сын, которого она с большим страхом скрывала. Но наконец, видя, что нельзя более держать у себя, она взяла корзинку, осмолила ее, положила в нее младенца и пустила ее на воду у берега реки Нил.Дочь фараона, замечает в тростнике корзинку и посылает одну из своих служанок принести ее к себе. Раскрыв корзинку, она видит в ней прекрасного мальчика, который только что пробудился от сна и плакал. «Ах, это, конечно, еврейское дитя!» – сказала тронутая царевна. Тогда сестра того мальчика, , подбежала к царевне и спросила: «Не позвать ли какую-нибудь еврейку, чтобы она вскормила тебе это дитя?» «Да, позови!» – отвечала дочь фараонова. Девушка тотчас же побежала и привела свою мать. Таким образом собственная мать этого дитяти сделалась и кормилицей его. Впоследствии царевна взяла мальчика к своему дворуи приказала научить его всей египетской мудрости. Она дала ему имя Моисей, то есть «взятый из воды».Моисей со скорбью смотрел он на бедствие своего народа. Раз, вышедши из дома, увидел он, как один египтянин бил израильтянина. Сердце его возгорелось: он освободил своего соотечественника и убил египтянина. Молва о таковом его поступке скоро разнеслась всюду и дошла до фараона. Моисею угрожала казнь; посему он бежал из Египта и пришел в землю Мадиамскую, находившуюся на берегу Чермного моря, где жили также потомки Авраамовы. Здесь первый шаг его был ознаменован защитою слабых от утеснений сильных. Семь девиц, пасших стада своего отца, пришли к колодезю, чтобы напоить овец своих; пастухи другого стада не давали им воды, и бедные девицы не знали бы, что делать, если бы не вступился за них Моисей. Через это самое он познакомился с отцом этих девиц, Иофором, который был священником истинного Бога в той стране,и получил от него в замужество одну из дочерей его, Сепфору. Моисей поселился в Мадиаме и стал пасти стада своего тестя. Таким образом, воспитанник царевны, возросший среди блеска двора фараонова, сделался теперь пастухом в земле чужой.Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения.При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя.«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:13–15).Бог посылает Моисея на служение своему народу, чтобы вывести его из Египта. Моисей отказывается, ссылаясь, в частности, на то, что он человек косноязычный, и был такой и вчера и в молодости своей. И тогда Господь назначает Моисею в помощники его брата Аарона. Он говорит очень интересную вещь: «он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога»(Исх.4:16), и еще «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх.7:1). Тем самым, в этом определении миссии Аарона мы видим указание на смысл пророческого служения, о котором мы с вами будем говорить в дальнейшем.Возвращение Моисея в Египет.После этого Моисей возвращается в Египет, взяв с собой свою жену Сепфору и двоих сыновей. По дороге ангел хочет умертвить Моисея. Смерти он избегает после того, как его жена совершает над сыновьями обрезание. Казни Египетские. Исход из Египта, установление праздника Пасхи.Потом, явившись к фараону, Моисей иАарон сказали ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он мог сделать праздник Мне в пустыне».Фараон отвечал:«Кто есть на свете, чьего бы голоса я стал слушаться? Я не знаю господина над собою и не отпущу Израиля!» Фараон приказал еще наложить на израильтян работы, гораздо тяжелее прежних.Моисей явился было снова перед фараоном и сделал перед ним чудо из своего жезла, но как и египетские мудрецы ухитрились сделать подобное, то и не было успеха от этого ходатайства. Тогда Бог, видя ожесточение фараона, восхотел показать ему силу Свою страшными чудесами: и вот на народ и землю Египетскую пошли одно бедствие за другим.Моисей простер жезл свой на реку – и вдруг вся вода в ней превратилась в кровь. Целую неделю никто не мог пить воды из реки, и вся рыба в ней перемерла. Это было первое бедствие.По гласу Моисея Аарон протянул руку на воды-и вся страна Египетская покрылась жабами; Тогда взмолился фараон и сказал: «Ах, помолитесь Господу, чтобы Он изгнал от меня жаб, и тогда отпущу ваш народ». Моисей помолился к Господу, и в один день все жабы вымерли. Но фараон ожесточился сердцем и не отпустил народа Божиегоиз своей страны. Тогда настала третья кара.Аарон ударил жезлом по земле – и вся пыль земная превратилась в ядовитых мух, которые мучили людей и скот.Засим по слову Моисея напали на страну Египетскую новые насекомые; потом пришел мор на скот;, но сердце фараона не смягчалось.Моисей взял в руки золы и бросил ее на воздух перед глазами фараона, и вот люди и скот покрылись струпьями.Каждый раз Моисей назначал час, когда начнется и когда кончится всякое такое наказание, но фараон не хотел видеть в этом руки Божией и оставался при своем ожесточении.Моисей поднял жезл свой к небу – и произошла страшная гроза с градом, какой никогда не бывало над Египтом с тех пор, как люди стали обитать в нем. Тогда фараон поспешил послать за Моисеем и Аароном и сказал им: «Я согрешил; помолитесь Господу, чтобы Он прекратил эту грозу!» Моисей вышел на поле, простер руки к небу – и град перестал, но фараон остался упорным по-прежнему.Теперь поднялся южный ветер и нагнал саранчу, которая покрыла собою всю землю Египетскую и пожрала все, что только уцелело после града. Фараон снова посылает за Моисеем и Аароном и говорит им: «Простите мне еще раз грех мой!» Тогда Господь послал ветер западный, который снес саранчу с земли в Чермное море. Но фараон и тут не изменил своего ожесточения.Моисей простер руки к небу – и настала глубокая тьма по всему Египту.Целых три дня люди египетские не видали друг друга и ни один не вставал со своего одра. В земле же Гесем, где жили израильтяне, было светло, как и всегда. Но фараон и после этого наказания не хотел смягчить своего сердца и даже прогнал от себя Моисея, сказав ему: «Пойди от меня прочь и смотри, не попадайся мне больше на глаза, иначе смерть тебе!».Исход из Египта.Наконец Господь сказал Моисею: «Я истреблю всякого первенца в земле Египетской, от первенца фараонова до первенца рабыни и до первенца всякого скота». Израильтянам приказано было готовиться в путь и в ночь перед отправлением из Египта заколоть однолетнего ягненка и съесть его с пресным хлебом и горькими травами. «Есть же его вы должны таким образом, – заповедал им Бог. – Да будут чресла ваши препоясаны и ноги ваши обуты в сапоги, и в руках ваших держите посохи; есть же со тщанием: Пасха есть Господня. Кровь же агнца да будет знамением на домах ваших, да не постигнет вас казнь, которую наведу на землю Египетскую».Когда настал назначенный день, все израильтяне приготовились в путь. В полночь по земле Египетской прошел Ангел-истребитель, и не осталось дома, где не было бы мертвеца. Тогда между египтянами поднялся плач и вопль; страх и ужас объял фараона и весь его дом. Еще ночью он призвал к себе Моисея и Аарона и сказал им: «Идите скорее, вы и дети ваши; возьмите с собою и ваш скот». Также и египтяне спешили выпроводить его из страны своей, говоря: «Ради вас мы помрем!» Таким образом израильтяне вышли из страны рабства своего и вынесли с собою множество серебра и золота, драгоценных сосудов и дорогих одежд, которые они взяли у египтян на праздник. Исход их был так поспешен, что они не успели заквасить хлебного теста и взяли его с собою не вскиснувшим. Но едва только фараон узнал, что израильтяне вышли из его страны и остановились на расстоянии одного дня пути в пустыне, как начал раскаиваться, что отпустил их. Поспешно собирает он войско, пускается за ними в погоню и настигает их между Магдалом и Чермным морем, где они расположились лагерем. Страх и трепет объял израильтян, когда они увидели приближающиеся полчища египтян, но Моисей успокоил их, сказав: «Не бойтесь! Вы увидите, как Господь спасет нас ныне! Только молчите». Тогда Господь сказал Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы они продолжали свой путь далее! Теперь же узнают все египтяне, – говорил Бог, – что Я Господь и прославлюся в фараоне и в колесницах и в конях его!» Тогда Господь повелел Моисею ударить жезлом в море – и вот поднялся сильный ветер, который разогнал воду и осушил дно морское.Столп же облачный, который шествовал перед израильтянами, стал позади их, и сделались тьма и мрак, и не видно было египтянам, что делалось в стане еврейском. В самую полночь вошли сыны Израилевы на середину дна морского, а вода была им стеною справа и стеною слева. Когда же стало светать, пустился и фараон вслед за ними по дну морскому. Но Господь связал оси колесниц его, и они с трудом подвигались с места, так что египтяне наконец хотели было воротиться. Между тем, израильтяне достигли уже берега, а египтяне были еще на самой середине морского дна. Тогда Господь сказал Моисею: «Простри руку твою на море!» – и вдруг вода пала на дно свое. Напрасно египтяне усиливались бороться с волнами; Господь погрузил их всех на дно морское, так что ни один из них не мог спастись от погибели.Израильтяне в пустыне.Перешедши Чермное море, израильтяне вступили в большую дикую пустыню. Вокруг них не было ни полей обработанных, ни рек, обильных водою; на несколько верст кругом не было видно ничего, кроме песку. Спустя три дня после перехода их через море нашли они один источник, но вода в нем была так горька, что ее нельзя было пить. Тогда народ возроптал. Но Моисей воззвал ко Господу, и Бог показал ему одно дерево, которое он положил в воду, после чего ее можно было пить. «Я Господь Бог твой, исцеляющий тебя!» – говорил при сем Бог Своему народу.Но вскоре затем народ снова возроптал, ибо у него не стало ни хлеба, ни мяса. Тогда Бог послал огромные стада перепелов, а на другое утро нечто мелкое, как крупа, и белое, как замерзшая роса, что лежало по земле, как иней. «Что это?» – спрашивали изумленные израильтяне друг друга. Моисей же отвечал им: «Это – хлеб, который Господь дал вам в пищу». И как на еврейском языке слово «что» называется «ман», то оттуда и названа эта пища манною. Это были небольшие кругловатые зерна, сладкие, как мед, вкусные и питательные, как самая лучшая мука.Но вот опять является недостаток в воде. Опять поднялся ропот. Моисей снова воззвал ко Господу о помощи, и Господь сказал: «Возьми жезл твой и ударь в скалу». Моисей ударил в скалу – и скала дала из себя воду.Потом напали на израильтян толпы амалекитян. Моисей выслал против них Иисуса, а сам пошел на вершину горы и простер руки к небу. И пока Моисей держал руки свои поднятыми к верху – побеждал Израиль;когда же опускались руки его – преодолевал Амалек. Тогда Аарон и Ор стали поддерживать утомленные руки Моисея, и он так оставался до самого захождения солнца. Наконец израильтяне преодолели Амалека, и он бежал от лица их.Таким образом, израильтяне продолжали путь свой, руководимые Самим Богом. Столп облачный, сопутствовавший им при переходе через Чермное море, не отступал от них во все время странствия, днем показывая им путь светлым облаком, а ночью светя столпом огненным.Заключение Завета и его смысл.Конечным пунктом первой части путешествия была гора Синай, возле которой через пятьдесят дней после Пасхи был заключен Завет.В течение трех дней народ готовится к получению откровения. И вот в день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь в громе, молнии, дыме и трубном звуке сошел на гору и возвестил Моисею и народу слова Закона, которые начинались десятью заповедями. Сразу отметим, что Завет заключается в пустыне, на ничьей земле, не принадлежащей даже никакому богу. И, таким образом, этот завет имеет характер не местный, но всемирный, относящийся ко всему человечеству.Соблюдение закона не есть способ получения от Бога различных благ. И для того, чтобы Господь мог пребывать среди них, для того чтобы Господь мог в них действовать, они должны стремиться к святости, должны стремиться к чистоте. Утверждение Завета.Сначала весь народ слышит голос Божий, идущий с горы, а потом в страхе отказывается и предлагает Моисею взять на себя функцию посредника, чтобы Моисей возвещал им. И Моисей, действительно, становится таким посредником: он возвещает слова, которые Бог ему говорит народу, и народ отвечает: «все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» (Исх.24:3). Устроив у подножия горы жертвенник, Моисей совершает жертвоприношение и, окропив половиной крови жертвенник, другой половиной окропил народ. «Первый [завет] был утвержден не без крови» (Евр.9:18), замечает апостол Павел. Кровь эта жертвенная была прообразом крови Христовой, на которой утвержден был уже Завет Новый.Золотой телец.После заключения завета Моисей снова взошел на гору, где ему было дано откровение о скинии. Но пребывание на горе было прервано, и первые каменные скрижали с заповедями были разбиты Моисеем, когда Израильтяне в его отсутствие устроили себе тельца и стали ему поклонятся, стали петь и играть вокруг него. Господь говорит Моисею отойти от этого народа, что он будет уничтожен, и от Моисея будет произведен новый благочестивый народ, так же, как это произошло с Авраамом. Моисей стал умолять Господа: «отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исх.32:12) – что его известным образом характеризует. Он полон любви, необычной для своего времени, – такой любви.Синайское богоявление.Моисей, получив такие возвышенные откровения, начинает просить: «итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх.33:13). «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх.33:18–23). Христос говорил ученикам, что они должны следовать за Ним. А раз так, то и видеть Его как бы сзади. Скиния и ее принадлежности.Господь так и говорит: построй скинию «по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх.25:40). Скиния – это палатка, походный храм. Таким образом, скиния выражала собой пребывание Бога среди людей. То, что она изображается в виде такой конструкции, свидетельствует, что это пребывание осуществится через Воплощение. И разные детали этой скинии, и цвета этих тканей – все они прообразуют Тело Христово. Но Тело Христово есть и Церковь. Устройство скинии одновременно изображает собой и устройство Церкви на земли.Кроме того, ещё иногда устройство скинии воспринимается как пророчество о Божией Матери, в Которую вселился Бог Слово. Освящение скинии.Повествование книги Исход заканчивается описанием освящения скинии. Моисей освятил скинию, помазав ее и все принадлежности елеем. Были также посвящены и помазаны на служение Аарон и его сыновья.«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх.40:34–38).Последние наставления Моисея и смерть его (3939 год от сотворения мира, 1570 год до Рождества Христова).В конце сорокового года по исходе из Египта, Моисей, по повелению Божию, стал приготовляться к смерти. Он собирал несколько раз израильтян, повторял и изъяснял им Закон Божий и убеждал их исполнять его.Наконец, получив от Бога повеление взойти на гору Нево, Моисей пророчески благословил народ израильский по коленам, взошел на гору Нево, посмотрел на обетованную землю и умер. После смерти его принял начальство над народом израильским Иисус Навин, который был исполнен духа мудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои (Втор. 31:9–30, 33, 34).

 

 

Заповедей и закон Моисеев.

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе:1.«Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».2.«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».3.«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».4.«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему».5.«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».6.«Не убивай».7.«Не прелюбодействуй».8.«Не кради».9.«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».10.«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».Законы Моисея.Бог дал чрез Моисея законы нравственные, богослужебные и гражданские.Нравственные законы кратко изложены в десяти заповедях. Сущность этих законов выражается в следующих двух изречениях закона Моисеева: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). «Люби ближнего своего, как самого себя» (Лев. 19:18).В законах богослужебных Бог определил место, лица, времена и действия, посвященные Богослужению.Местомобщественного Богослужения Бог назначил скинию свидения и только при ней повелел приносить Себе жертвы (Лев. 17:1–9; Втор. 12).Лица, определенные Богом для служения при скинии, были: первосвященник, или иерей великий, священники и левиты.Пасха Господня (прохождение Господа мимо, избавление), в память спасения от смерти первенцев еврейских в Египте и в память освобождения евреев от рабства египетского, праздновалась вечером 14-го дня первого церковного месяца, авива. В этот праздник евреи должны были вкушать пасхального агнца с опресноками и горькими травами. Агнец пасхальный прообразовал Иисуса Христа распятого, кровью Которого мы спасаемся (Исх. 12:24–27, 43–49; Лев. 23:5; Чис. 28:16; Втор. 16:1–8).Законы, касающиеся семейного состояния.Моисей определил степени родства, в которых нельзя вступать в брак282, и объявил, что бездетными умрут те, которые решились бы вступить в брак в близком родстве283(Лев. 18:1–18, 20:11–21; Втор. 27:20, 23); запретил брак и родство с иноверными, чтобы они не соблазняли к идолопоклонству (Исх. 34:16; Втор. 7:3, 4); впрочем, дозволил жениться на пленницах, с тем, чтобы, если жена из пленниц не понравится, то не продавать ее в рабство, а отпускать на волю (Втор. 21:10–14). Законы о пище. В пищу евреям Моисей назначил из животных только кротких и тех, употребление которых боле полезно для здоровья. Из четвероногих животных назначил есть только имеющих раздвоенные копыта и при этом отрыгающих жвачку; из животных, живущих в воде, разрешил есть имеющих перья и чешую; Этих животных Моисей признал чистыми. Прочих же животных признал нечистыми и запретил не только употреблять их в пищу, но даже прикасаться к трупам их, чтобы не оскверниться(Лев. 11; Втор. 14:3–20).Законы об одежде, о волосахна голове, бороде и вообще о наружности. В предотвращение роскоши, Моисей запретил соединять в одежде шерсть и лен. Законы о чистоте телесной и здоровье народном. Для сохранения чистоты и своего здоровья израильтяне обязаны были избегать прикосновения ко всему нечистому. Нечистыми признаны были недавно родившие женщины, прокаженные люди и вещи, умершие люди и издохшие животные. Закон признавал нечистым и того, кто прикасался к нечистому, и то, к чему прикасался нечистый. Законы о войне и мире. Начинать войну и заключать мир евреи должны были не иначе, как вопросив Господа. Законы о наказаниях. Наказания за преступления законом Моисеевым определены были следующие: за преступления против первых четырех заповедей – богохульников, совращающих поклоняться ложным богам и идолам, поклоняющихся ложным богам и идолам, волхвов, чародеев, обаятелей, знахарей, чревовещателей, прорицателей, гадателей, ворожей, вызывателей духов, вопрошателей мертвых повелено было побивать камнями до смерти (Исх. 22:18, 20; Лев. 19:26, 20:2, 6, 27, 24:10–16; Чис. 15:35; Втор. 17:2–7, 18:9–22). За совращение в идолопоклонство должно было побивать всякого, хотя бы это был пророк, сновидец, чудотворец. Свидетели его преступления должны были первые бросать в него камень, хотя бы он был им ближайший родственник, дорогой друг; а за ними должно было совершать казнь все общество (Втор. 13, 17:2–7). Смертная казнь определена была за нарушение субботы (Исх. 31:14; Чис. 15:32–35). Истребление из среды народа Божия определено было за оставление обрезания (Быт. 17:14), пасхального торжества (Чис. 9:13), поста и покаяния в день очищения (Лев. 23:29), за употребление кислого в Пасху (Исх. 12:19), за употребление крови, за употребление жира жертвенных животных (Лев. 7:25, 27) и за другие нарушения обрядового закона, если эти нарушения делались по дерзости (Лев. 19:8; Исх. 30:33, 38; Чис. 15:30).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 91;