Пара- и экстралингвистические средства коммуникации



Параязык, его роль и функции в процессе коммуникации. Основные параметры звучания (мелодика, интенсивность звука, длительность пауз, слогов, темп речи, ритм, высота тона и др.). Неречевые проявления вербальной коммуникации, их разновидности и функции. Межкультурные особенности использования средств пара- и экстралингвистики.

Паралингвистика - раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку: интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр, длительность пауз, слогов, высота тона. Понятие паралингвистики было введено в первой половине XX века американским лингвистом А. Хиллом. В советской науке явления П. были предметом изучения ещё в 30-х гг.

В современном языкознании паралингвистике уделяется большое внимание как в связи с общим теоретическим интересом к структуре и протеканию процессов общения, так и в практическом плане (речевое воздействие, опознание эмоционального состояния по речи и т.п.

То есть к компетенции паралингвистики относят все те способы передачи информации, которые связаны со звучанием речи, её фонетическим обликом. Роль интонации в нашей речи чрезвычайно велика: важно не то, ЧТО говорят, а КАК говорят. Искусство декламации (содержательная информация может быть равна нулю).

К паралингвистическим способам общения относят и случаи неканонической фонетики, т.е. употребление звуков и сочетаний, не свойственных данному языку (например, звуковой комплекс «гм»). Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, дает дополнительную информацию к интерпретации, иногда переворачивая знаки на прямо противоположные. Паралингвистические элементы– в отличие от собственно жестов – сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния или от восхищения: в Финляндии даже некоторые междометия произносят на вдохе).

Паралингвистические средства многое могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.).

В речи очень велика и смысловая нагрузка пауз. Человек молчит, а информация от него идёт. Цицерон: «Самый сильный крик содержится в молчании».

ПРИМЕР. Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» так описывает паралингвистические особенности одного из героев - Петра Верховенского: "Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман... Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам и нравится, но потом станет противно, и именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов".

Паралингвистика- раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку: интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр и другие характеристики речи. Понятие паралингвистики было введено в первой половине XX века американским лингвистом А. Хиллом.

Психологи считают, что в процессе общения непосредственно слова несут 10% информации. По мнению Франсуа Сюдже (автора книги "Правда о жестах"), в 55% случаев информация поступает через жесты, мимику, а в 38% - через интонацию. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

Параязык наиболее близок вербальным коммуникациям. Язык имеет дело с тем, что говорится; параязык имеет дело с тем, как это говорится.В деловом общении(да и в общении в целом) важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее экспрессивность, тональная вариативность. Собеседнику импонирует, когда партнер не суетится и произносит фразы уверенно и внятно, выражая этим свою позицию и убеждение в правильности высказываемых предложений и аргументов. Единство манеры поведения и речи создает ситуацию доверия. Основные параметры звучания речи:

 1. Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.

"Абсолютная" скорость речи. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слогов в минуту (скорость ниже или выше этих значений соответственно определяется как "крайне медленная" или "крайне быстрая"). Исходя из этого можно дать такие рекомендации:

• менее 200 слогов в минуту - относительно медленная речь;

• около 350 слогов в минуту - относительно "нормальная" речь;

• около 500 слогов в минуту - относительно быстрая речь.                                                        

2. Громкость. Бoльшая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.(Если руководитель тихо сказал: «Я бы хотел поговорить с вами в моем кабинете», вы можете чувствовать себя довольно спокойно. Но если руководитель громко сказал: «Я бы хотел поговорить с вами в моем кабинете!», вы почувствуете беспокойство, и вам станет не по себе.)

 3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

 4. Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос свидетельствует, что мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью, что они естественные, а не искусственно созданные; высокий пронзительный голос - признак страха и волнения; низкий тон голоса - это расслабленность, покой и достоинство.

 5. Режим или течение речи. Ритмическое говорение (ровное перетекание слов с легкими, периодическими колебаниями) - свидетельство богатства чувств, уравновешенности, как правило, хорошего настроения; строго цикличное, правильное говорение означает осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; "округло-текучая" манера говорить позволяет делать выводы о глубокой, полной эмоциональной жизни; угловато-отрывистая манера - факт трезвого, целесообразного мышления.                                                                                    

6. Паузы во время коммуникаций. Во время делового взаимодействия иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны:

• чтобы придать дополнительную силу последующим словам;

• в связи с тем, что собеседник задумался;

• чтобы выиграть время для размышления;

• с целью предоставить шанс партнеру для высказывания;

• как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать;

• потому что говорящий отвлекся;

• паузы затруднительного положения, во время которых надеются, что, может быть, заговорит собеседник, в противоположность паузам тактическим, во время которых также рассчитывают, что заговорит другое лицо, но уже из других соображений.

Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Вместе с временными характеристиками речи (темп, паузы, смысловое продление) и её интенсивностью образует интонацию речи. Частота основного тона измеряется в гц. М. р. измеряется также в музыкальных интервалах (кварта, квинта, и т.д.). Различается мелодика слога, слова, фразы. В т. н. тональных языках (вьетнамский, китайский и др.) мелодика различает значение слов типом мелодического движения внутри слога или его положением (музыкальное ударение). Во всех языках М. р. выполняет эмоциональную и грамматическую функции. Принято различать в общем виде грамматически значимую часть фразы (обычно зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами) и грамматически незначимую часть (начало и середина высказывания). С помощью специальных средств мелодика членит речь на отдельные фразы и синтагмы. М. р. показывает также тип высказывания (в большинстве языков различаются утвердительные, вопросительные, восклицательные, незавершённые и некоторые др. типы высказываний: «Вы были в театре», «Вы были в театре?», «Вы были в театре!», «Вы были в театре, когда я пришёл»). Может выделять и подчёркивать отдельные элементы высказывания: «Вы были в театре», «Вы были в театре», «Вы были в театре».

Мелодика каждого языка представлена рядом застывших специфических структур с их фонетическими вариантами. М. р. описывали через систему мелодических уровней (от низкого к высокому), через систему контуров (графическое изображение в виде кривой) и др. Для изучения М. р. применяется специальный прибор — интонограф.

 

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

   Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота,громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

   Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

   Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи,

экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

   Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом. Так же довольно высоким

голосом более широкого диапазона тональности, силы и высоты звуков передаются гнев и страх.

Однако взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена.

   Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, то есть отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную

жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

   Скорость речи также отражает чувства: быстрая, речь – взволнованность, обеспокоенность чем-либо или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Спокойная, медленная манера говорить указывают на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника.

   Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении»

внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком уравновешенности, возбудимости человека.

   Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь

погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит.

    Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи

указывают на то, что собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве,

неуправляемости.

   Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку,

педантичность, твердость, холодность чувств. Умение слушать – профессиональная черта

руководителя.

   Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое

движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и, наблюдая за жестами в ходе речи, может определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

   Богатство языка предоставляет человеку различные возможности для описания себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям его личности, тем более позволяет этот язык понять изменить себя, тем больше различий между собой и другими людьми он может заметить. Люди по-разному используют возможности, данные

им языком. Руководитель должен знать последствия употребления им слов и выбирать те, что работают на созидание, а не на разрушение.

 

Управление коммуникацией.

Подражание, диалог, управление как виды коммуникационного действия. Формы управления: приказ, убеждение, внушение, заражение – понятие, особенности и сфера применения. Техники управления как коммуникационного действия. Понятие и виды репрезентативных систем. Понятие ведущей репрезентативной системы индивида, возможности ее определения. Способы подстройки к партнеру по коммуникации: отзеркаливание, «якорь», «трюизм», «переход», «выбор без выбора» и др.

Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности

В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут взаимодействовать друг с другом, например И — И, Г — Г, М — М, или между собой, например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало. коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных участников.

 Интеллектуальное влияние включает в себя убеждение, просьбу, критику и стимул.

Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль

 Убеждение - данный способ влияния основывается на логическом доказательстве необходимости тех или иных действий; процесс убеждения может содержать дискуссию, цель которой достижения единства мнений руководителя и сотрудника. В процессе убеждения рекомендуется использовать следующие усиливающие аргументы:

- аргумент к традиции;

- аргумент к большинству;

- аргумент к авторитетности личности;

- аргумент к личности того, кто убеждает;

- аргумент к мировому опыту;

- аргумент психологического феномена (чувство обиды, зависти, "я лучше всех" и т.п.).

   Самая слабая сторона убеждения - медленное воздействие и неопределенность.

Эмоциональное влияние состоит из двух методов - "заражения" и подражания.

   "заражение" - неосознанная передача эмоционального состояния одного человека другому.

   Подражание - усвоение действий, поступков, манеры поведения, иногда способа мышления других лиц.

 

   Группа методов волевого влияния состоит из внушения, убеждения, просьбы, угроз, демонстрации перспектив, приказа.

   Внушение - воздействие, основанное на некритическом восприятии информации подчиненным в силу высокого должностного положения руководителя или его бесприкословном авторитете.

Приказ - официальное распоряжение в любой форме лица наделенного властными полномочиями. Исключается какая-либо альтернатива (приказ не обсуждают, а выполняют. Если приказ не выполнен - следуют негативные последствия).

• Традиционно выделяются 4 основных способа влияния:

o убеждение;

o внушение;

o заражение;

o подражание

Все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия

     Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом виде, а основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде. Напротив, труднее всего убеждать тех, кто враждебен по отношению к другим и стремится доминировать над окружающими

     Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Если убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого, то внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.

     Степень внушаемости человека определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, в частности отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.

     Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, при котором человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, заражение основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций. Различие между внушением и заражением заключается также в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда - акт преднамеренный. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение предполагает использование невербальных средств (напр., жестов, музыки и т.п.).

 

У людей есть несколько различных способов репрезентации (представленности) собственного взаимодействия с миром. У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентировать собственный опыт. Свой опыт мы храним в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят.

Для понимания структуры субъективного опыта человека важно подчеркнуть, что у него всегда есть несколько различных, так называемых, сенсорных каналов поступления информации и несколько способов ее хранения и представления в сознании. Вполне естественна ситуация, при которой один из каналов, одна из репрезентативных систем будет использоваться индивидом чаще других, становясь предпочитаемой. "Кроме того, в этой же репрезентативной системе у нас больше различий, позволяющих нам кодировать собственный опыт. Это значит, что одну или более репрезентативных систем мы ценим больше других.

Сенсорный канал – система с помощью, которой человек воспринимает и обрабатывает информацию. Несмотря на наличие у человека всех сенсорных каналов, максимально используется лишь один основной.

Типы сенсорных каналов определяются в зависимости от способа восприятия и обработки информации. В связи с этим выделяют:

• Визуальный (оптический)

• Аудиальный (акустический)

• Кинестетический (двигательно-эмоциональный)

Ведущая репрезентативная система отражает деятельность головного мозга в данный момент. Для определения ведущей системы применяется наблюдение, например, за глазами или за речью людей.

Для того, чтобы определить тип собеседника, необходимо обращать внимание на:

1. движение глаз;

2. невербальные ключи;

3. Основная репрезентативная система

Визуальный тип

1. Вертикальное движение глаз:

• В левый верхний угол

• В правый верхний угол

• Возможна расфокусировка глаз

2. Невербальные ключи:

• Воспоминание образа

• Конструирование образа

• Восприятие образа в целом

3. Вербальные:

• Часто используются слова ("Предикаты — это слова, применяемые для описания различных частей опыта того или иного индивида, которые соответствуют процессам и отношениям, присутствующим в его опыте. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, используемых в предложениях, с помощью которых индивид описывает свой опыт): видеть, видение, с точки зрения, замечают (цвета, формы, беспорядок, гармонию).

Аудиальный тип

1. по горизонтали:

• Вправо

• Влево

• В левый нижний угол

2.аудиальные

3. используются слова: слышит, звучать, я вас слушаю, мелодично, тихо, громко; замечают: звуки, слова, шумы.

Кинестетический тип

1. в правый нижний угол (правша)

2. кинестетический – фиксация ощущений

3. Использует слова, которые отражают ощущения и чувства: остро, не могу этого понять, меня глубоко тронули. Для него важны: прикосновения, догадка, интуиция.

Способы подстройки к собеседнику.

1. Отзеркаливание – повторение и дублирование манер собеседника по различным направлениям:

• Отражение эмоционального состояния партнера

• Приспособление к темпу и громкости речи

• Копирование позы

• Воспроизведение ритма дыхания

Правила:

1. Не копировать собеседника в мелочах

2. Не копировать физические недостатки

Синхронизация ритма разговора не должна означать буквального повторения. А также при отражении особенностей речи необходимо отыскивать какие-то тонкие особенности – это будет подстройкой первого порядка. Подстройкой же второго порядка будет являться определение его репрезентативной системы.

2. Ведение – описание той реакции, которую вы хотите вызвать у партнера с помощью переключения его внимания на внутреннюю часть.

3. Якорь – способность человека на основе одного элемента переживания вызывать все переживания в целом.

4. Переход – система речевых сигналов, с помощью которых можно перевести человека из данного состояния в состояние транса.

5. Трюизм – банальность, общее утверждение (зимой холодно). Сила в том, что с трюизмами невозможно не согласиться.

Знание роли репрезентативных систем в структурировании человеческого опыта позволяет качественно улучшить процесс коммуникации. Этот результат не зависит от того, в каком контексте — психотерапевтическом, обучающем или ином — происходит взаимодействие. Каждый человек в ходе общения активно использует, в первую очередь, свою предпочитаемую репрезентативную систему. Определив последнюю у партнера, вы имеете возможность заговорить с человеком на его модальном языке. Для этого достаточно использовать предикаты из словаря соответствующей репрезентативной системы, а также невербальную знаковую систему. Следствием данного шага являются переживания доверия и понимания, которые возникают у партнера по отношению к вам и к ситуации общения. Естественно, что в этих условиях коммуникация становится более эффективной.

Одним из способов, которым мы думаем, заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы.

Визуальная система может использоваться внешним способом, когда мы разглядываем мир, или внутренним, когда мы визуализируем. Точно так же аудиальная система может подразделяться на прослушивание внешних звуков или внутренних звуков. Ощущения относятся к кинестической системе. Внешняя кинестика включает тактильные ощущения: прикосновения, температуту, влажность. Внутренняя кинестика включает воспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущения баланса и осознание состояния тела, известные как проприоцептивные ощущения, которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не имея их, мы не смогли бы контролировать положение своего тела в пространстве с закрытыми глазами.

Визуальная, аудиальная и кинестическая системы являются первичными репрезентативными системами. Ощущения вкуса, вкусовая система, и запаха, обонятельная система, не являются столь же важными и часто включаются в кинестическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.

Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления.

Предпочитаемые репрезентативные системы.

Когда человек имеет тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, то этот канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной системой. Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от того, что человек хочет сделать. 

Ведущая система.

 Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему для своего осознаваемого мышления, у нас есть предпочитаемые средства для введения информации в свои осознаваемые мысли. Совершенная память содержала бы полный набор картин, звуков, ощущений, запахов и вкусов первоначального переживания, но мы предпочитаем обращаться только к одной части набора, чтобы восстановить переживание.

Это ведущая система: внутренний канал, который мы используем в качестве ключа доступа к памяти. Именно так информация достигает уровня осознания разумом. Например, я могу вспоминать свои каникулы и начать с осознавания ощущения расслабленности, которое я испытывал, но тот путь, по которому эти воспоминания поступили в мозг изначально, мог быть картинками. В данном случае моя ведущая система является визуальной, а моя предпочитаемая система - кинестическая.

Ведущая система аналогична запускающей программе компьютера - незаметная, но необходимая для работы компьютера в целом программа. Ее иногда называют системой ввода, поскольку она поставляет материалы для  сознательного обдумывания.

Способы подстройки к партнёру:

• Отзеркаливание. Это присоединение по позе и хаpактеpy движений.

• Трюизм – это (как бы) совершенно истинное утверждение:

- Каждый человек хоть когда-нибудь спит.

- Все мы можем что-нибудь забыть.

- Москва – столица России.

- Вы можете сесть на этот стул.

Несмотря на свою простоту, трюизмы очень хорошо действуют и весьма эффективны. Если вы, например, хотите помочь человеку измениться, вы можете начать с фразы:

– Все люди могут меняться.

Против такой конструкции обычно никто возразить совершенно не в состоянии. Потому что действительно, люди могут меняться.

Трюизм помогает направить человека в нужное вам русло, задать нужное направление движения его мысли.

- Бизнесмены подписывают контракты.

- Супруги не только ссорятся, но и мирятся.

• Физиологическое присоединение (легче всего - по дыханию).

• Предположение (в литературе по нейролингвистическому программированию вы можно встретить название "пресубпозиция", это - одно и то же). Существуют фразы, в которых наличие какого-то предмета, явления или поведения очень искусно предполагается. Например: "Марсиане зеленые или голубые?"

• Команды, скрытые в вопросах. Существуют вопросы, на которые можно получить ответ "да" или "нет", но которые предусматривают действие или более развернутый ответ. Так, если вы спрашиваете у приятеля: "Ты не знаешь, что вечером будут показывать по телевидению?" - он в принципе, может ответить либо "Знаю", либо "Не знаю", но обычно отвечает, что будут показывать такой-то фильм. Слова типа "знаете, понимаете" являются ловушками для сознания.

• "Якорная" техника "Якорная" техника имеет прямое отношение к условным рефлексам. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛП называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. роли "якоря" может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картина и т. п.), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.), В терминах НЛП "якоря" подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические. Искусство применения "якорей" при использовании транса и манипуляции сознанием основывается на удачно выбранном моменте для постановки "якоря", удачно выбранном типе "якоря" и удачном воспроизведении уже поставленного "якоря".

• Ложные выборы . Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен... Важно то, что стоит за этим выбором.

 

Ты сходишь в магазин до или после фильма? Пресуппозиция: сходишь в магазин. Ложный выбор: до или после фильма? Вам же здесь нужно создать не выбор, а иллюзию выбора. Вы смещаете фокус внимания с действия, на обстоятельства его совершения.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 9639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!