Положение руки во время выполнения упражнения



Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

РИСУНОК И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

 

Методические указания

к выполнению контрольной работы № 1

 по дисциплине «Рисунок и основы композиции»

 для студентов заочного обучения

по направлению подготовки 230700

«Прикладная информатика в дизайне»

 

Составитель:

Доцент Л.А.Гребеникова

 

 

Санкт-Петербург

2011


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания к заданиям по курсу рисунка предназначены для студентов специальности 230700 и охватывают объем программы по рисунку для первого курса, ключевое место занимают курсовые, контрольные работы и связанные с ними предварительные упражнения и домашние задания. Представленные темы по рисунку предполагают самостоятельную работу,аналитическую лабораторную работу, изучение специальной литературы и знакомство с полотнами великих мастеров.

Для овладения искусством рисунка,умением выразительно и правильно изображать предметы, необходимо хорошо усвоить изобразительную грамоту.Условно мы ее разделим на графическую и композиционную.

Выполнение самостоятельной домашней работы поможет студентам улучшить  графические навыки, натренировать зрительную память, развить пространственное представление и художественный вкус.Самостоятельная работа обязательно предполагает групповое обсуждение в аудитории и работу над ошибками.

Весь курс построен на причинно- следственной связи между реальным миром и авторским изображением-. Последовательно охватывается освоение окружающей действительности, замысла и исполнения натюрмортов геометрических тел, рисования интерьеров и передачи движения на примере модулора.

Задания рассматриваются в соответствии с учебным планом. Тематический план предполагает аналитический рисунок с натуры, так и по представлению, где задействуются зрительные, умственные и физические механизмы с нестандартными приемами в работе над рисунком.

Целью курса рисунка ставятся задачи:

ü Изучение закономерностей формообразования объектов, зрительной связи их конструктивной основы и внешней поверхности, с различных точек зрения.

ü Развитие иллюзорно- пространственных качеств изображения натурной модели.

ü Развитие технических навыков при работе с различными материалами для рисования.

ü Формирование умения компоновки рисунка в плоскости листа бумаги заданного формата.

ü Изучения правил  построения перспективы как основы реалистического изображения.

ü Развития навыков свето-теневой передачи изображения.

ü Развития чувства композиционной целостности объемно-пространственных отношений и передачи чувственных ассоциаций.

Рисунок является наиболее быстрым, простым и подвижным средством фиксирования пространственных,технических и эмоциональных идей.Он создается во времени и является временной характеристикой его произволства.Графические средства ,создающие рисунок могут иметь социально-культурные и филосовские корни,кроме автографичных.

ВВЕДЕНИЕ

Общие понятия.Материалы и инструменты.

БУМАГА- лист ватмана- обычная чертежная бумага средней шероховатости.Некоторые задания требуют специальной тонированной -пастельных тонов,крафта или черного цвета листов бумаги определенного формата.Мольберт предполагает габарит 60x80см. Формат уточняется по согласованию с преподавателем.

ЛАСТИК-пластичная резинка-разновидность мягкой резинки.

КАРАНДАШИ.Пользуйтесь карандашом с маркировкой 2Н,НВ,2В,3В( Н-обозначает твердый, В- мягкий).Без конкретного указания используют карандаш марки НВ.

Фломастеры,шариковые и гелевые ручки,цветные карандаши,мелки.

Примерная последовательность в ходе рисования:

1.Предварительный анализ объектов изображения ( выбор материала и техники изображения, планируемый характер законченности и время, неоходимое для выполнения задания)

2.Композиционное размещение изображения на листе

Композиция - создается ощущением целостности и выражается во взаимоотношении элементов рисунка по отдельности.

.Следует обращать внимание на весь рисунок- в целом и уметь связывать вместе разрозненные предметы так, чтобы не было ощущения скученности, чтобы предметам, изображаемым на формате листа, не «зависали» или, наоборот, чтобы не было ощущения, что предметам «тесно» по плоскости листа. Это в свою очередь связано с масштабом изображения. Если выбранный размер предметов мал, то будет создаваться впечатление слишком большого негативного пространства вокруг предметов, и зрительно они будут «плавать» в листе; если выбранный размер будет чрезмерно велик, то создастся ощущение тесноты изображаемого в формате листа.

Кроме того, необходимо расположить предметы таким образом, чтобы было ощущение композиционного центра и чтобы создать зрительное равновесие частей рисунка.

3.[1]Конструктивный анализ формы и перспективное построение изображений на листе,определение основных пропорций предметов.

- Рисовать следует так, как будто наш объем стал прозрачным. Изображаем не только внешнюю форму, но и внутреннюю структуру. Так мы получаем объемность и глубину. Рисование предмета начинают с определения его размеров в высоту и ширину и определения пропорций.

Пропорции- это соотношение внутри форм. Это отношения величин частей объекта друг к другу и всех частей к целому.

4.Выявление объема предметов с помощью светотени, уточнение пропорций.

Визирование- измерение натуры. Ценным инструментом в данном случае является карандаш. Требуется зажать карандаш между большим, указательным и средним пальцами ниже середины. Держать его вертикально для вертикального измерения и горизонтально для горизонтального измерения. Закрыв один глаз, надо посмотреть на натуру мимо карандаша. Таким образом можно измерять видимые пропорции, а не реальные. Острие карандаша должно проецироваться на начало измеряемого участка, рука вытянута, локоть желательно тоже, измерение производить большим пальцем.

5.Обобщение и завершение работы,проработка необходимых деталей переднего плана ,приведение рисунка к целостности-уточнение тоновых отношений.

При рисовании с натуры происходит,во-первых активный процесс познания объекта изображения,его конструкции,формы и положения в пространстве; во-вторых изучение способов изображения видимого пространства, объема и формы предмета на плоскости листа для иллюзорного изображения натуры.

 

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

Занятие первое

На первом занятии выполняется композиция из квадрата, поделенного

на 16 равных частей – "малых квадратов", восьмигранника описанного вокруг окружности, с центром расположенным на пересечении осей квадрата и сферы, радиус которой равен длине стороны малого квадрата.

Никаких измерений не проводится, все делается "на глаз и от руки".

 

Сначала рисуется "большой квадрат", затем он делится горизонтальной и вертикальной осями на 4 равные части, в результате чего получаются 4 квадрата. Затем, исправляя неточности деления, добиваются одинаковых пропорций для всех четырёх квадратов.

Далее делим каждый из полученных квадратов на 4 части.

В результате чего получается 16 "малых квадратов".

Следующим шагом будет прокладка штрихов по вертикальному и горизонтальному направлениям.

Сначала заштриховывается вертикальный ряд изчетырех малых квадратов. Таким же образом заштриховывается горизонтальный ряд из четырех малых квадратов.

Каждый штрих перекрывает длину "большого квадрата", выходя за его границы. Линии штриха начинаются и завершаются на незначительном расстоянии от границ "большого квадрата".

Каждый штрих проводится с лёгким нажимом, карандаш каждый раз отрывается от бумаги. Карандаш необходимо держать перпендикулярнопроводимой линии.

В штриховке каждая линия проводится в одном направлении, затем в обратном, со смещением на ~ 1 мм.

После заполнения вертикальной и горизонтальной штриховкой "малых квадратов" вписываем окружность в "большой квадрат".

Окружность выполняется "непрерывным" круговым движением в одном направлении (по часовой или против часовой стрелки). Движение должно быть равномерным, ритмичным. Карандаш относительно линии горизонта постоянно удерживается под одним углом, т.е., рука не должна вращаться относительно своей продольной оси.

Сначала проводится линия со слабым нажимом, затем, когда начинает вырисовываться окружность, нажим на карандаш усиливается.
В идеале рука должна работать как циркуль.

 

Когда окружность будет нарисована, проводится ряд касательных к ней линий в 8 точках. Пересечение касательных должно находиться на осях "большого квадрата".

Главное правило - проводить касательные к окружности перпендикулярно линиям, исходящим из центра окружности.

Далее вписываем окружность в 4 малых квадрата, расположенных в центре большого квадрата. Окружность оказывается разделенной двумя диаметрами. На этих диаметрах в условном развороте выполняются рисунки эллипсов, показывающих вертикальное и горизонтальное сечение окружности по осям.

Положение руки во время выполнения упражнения.

Карандаш держим ближе к грифелю. Кисть руки должна находиться в "естественном" положении, не выворачивается, пальцы же регулируют наклон карандаша, чтобы он был перпендикулярен проводимой прямой.

Каждая линия делается не меньше чем за три движения, в обе стороны движения равнозначные. Каждое движение начинается и заканчивается за пределами "большого квадрата"

Ни одна линия не должна состоять из отрезков, все линии должны быть цельные. Движения должны быть ритмичными, не торопливыми, уверенными.

 

Одно движение не поддаётся исправлению, ритм движений можно корректировать.

Карандаш плавно касается бумаги и плавно же отрывается от неё по завершении каждого движения.

Не должно быть жестких окончаний линий и петель.

Первые линии слабые, легкие. Когда рука вошла в ритм и линии стали попадать в нужное место, нажим усиливается.

Карандаш перпендикулярен диаметру, относительно которого мы проводим линию эллипса.

                             Удержание карандаша.

 

                     

Занятие второе

На втором занятии выполняется конструктивный рисунок с натуры двух простых предметов.
Рекомендуемое расстояние до предметов 2 - 3 метра.

Что называется конструктивным рисунком?

Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Линии построения, передают конструкцию предмета, облегчают выполнение рисунка.
Приступая к выполнению рисунка, надо помнить, что рисунок является проекцией объемного предмета на плоскость, проекция является центральной, т. к. все лучи проекции сходятся в одну условную точку в нашем глазе. Желательно чтобы точка зрения находилась в фиксированном положении во время занятия рисунком. Надо периодически проверять своё положение, т. е. стараться придерживаться одной точки зрения.

Первый этап рисунка - определение общих габаритов постановки.
Габариты постановки- это абрис (пятно) всей постановки сформированный крайними точками обобщённого контура натюрморта.

Абрис (в данном случае – прямоугольник) располагается на листе таким образом, чтобы получить гармоничное соотношение обобщённого пятна предметов и полей пространства вне предметов, т.е. необходимо найти оптимальную компоновку изображения в заданном формате.

Пятна предметовв рисунке принято называть "позитивным пространством", а поля вокруг изображений предметов "негативным пространством". Негативное пространство ограничивается форматом листа и определяет масштаб изображения в "кадре постановки".

Надо придерживаться правила - изображения предметов в рисунке должны соответствовать натуральным размерам, либо незначительно отличаться от них в сторону уменьшения или увеличения, но не более чем на 1/4 – 1/5 от натуральных размеров.

м1    м2      м3

   

Дальнейшая работа посвящена уточнению пропорциональных отношений между предметами, а также доработке габаритных размеров каждого предмета.

Для этого используется методика визирования, где все измерения проводятся в заданных единицах, определённых каким – либо размером предмета натюрморта.

 

Для этих целей используется произвольный измеритель - чаще всего это карандаш или древко кисти. Измеритель удерживается кистью руки. При замерах визуально совмещается свободный конец измерителя с какой-либо

 

границей измеряемого предмета, другая граница фиксируется большим пальцем руки.

                                    

При этом надо соблюдать следующие условия:

1. Расстояние от глаза до измерителя должно быть всегда одинаково.
Для этого измеритель держат всегда на вытянутой руке.
2. Измеритель должен быть всегда перпендикулярен лучу зрения.
Для этого нижний его конец подпирается мизинцем.

С натуры берется не линейный размер, а пропорциональные отношения между предметами и пропорции самих предметов постановки.

 

                  

 

 

При замерах изначально берётся меньший размер, который укладывается в большем.

Сначала определяются различия габаритов (пропорциональные отношения) отдельных предметов, затем уточняются пропорции самих предметов.

 

                

После многочисленных замеров и уточнений получаем обобщённый рисунок постановки.

Обобщённый рисунок уточняется до тех пор, пока пропорции предметов

в рисунке не совпадут с пропорциями в натуре.
Например – выясним, сколько раз ширина бутылки укладывается в ее высоте. По данным пропорциям уточняются размеры бутылки в рисунке. Аналогичным образом строятся габариты для луковицы.

Продолжаем рисунок бутылки. Бутылка - тело вращения и как следствие, она симметрична относительно оси вращения. Проводим ось симметрии, которая является осью вращения.
Затем определяются характерные детали предмета. В нашем случае это места перехода цилиндрической поверхности в сферическую, т.к. конструкция бутылки это два цилиндра, большой и маленький, соединенные полусферой.

Находим симметричные точки, в которых цилиндр тела бутылки переходит в сферическую поверхность.

Проводим через эти точки горизонтальную линию. Определяем ширину горлышка бутылки и откладываем по половине этого размера от оси симметрии. Проводим по ширине горлышка две короткие вертикальные линии. Находим точки на бутылке, где цилиндр переходит в полусферу, а полусфера в горлышко и отмечаем горизонтальными линиями.

Стороны полусферы изображаются3-мя короткими линиями, которые впоследствии сглаживаются до дуги. Таким образом, лучше выражается характер исходной кривой линии.

Завершающим этапом рисунка бутылки будет построение эллипсов донышка и горлышка бутылки.

Эллипсы – этосокращённые в перспективе правильные окружности.

Эллипсы рисуются непрерывными круговыми движениями.

Перед тем как начинать рисовать эллипсы надо чётко определить их пропорции. Для этого определяем прямоугольные габариты эллипсов и проводим в них большие и малые оси (малые оси эллипсов в правильном цилиндре совпадают с осью вращения), затем вписываем эллипсы в полученные габариты. Это легче сделать в эллипсе донышка, так как его размер достаточно удобен для работы.

  

По законам перспективы эллипсы условного цилиндра, вырождаются в прямую на уровне горизонта (это соответствует уровню глаз) и все более разворачиваются, стремясь стать окружностью, по мере удаления вверх и вниз от линии горизонта. Поэтому эллипс горлышка будет развернут несколько меньше чем эллипс донышка.

Теперь переходим к рисунку луковицы. Луковица представляет собой предмет неправильной формы, поэтому ее силуэт рисуется ломаными линиями.
Сначала находятся крайние точки на габаритных линиях, далее от найденных точек, с помощью коротких линий, по направлениям формы строится силуэт луковицы. Завершаем конструктивный рисунок луковицы построением овалов основания и овалом в месте соединения тела луковицы и конусообразного завершения. Окончательный "характер" луковицы дорисовывается с натуры.

 

            

 

                                

Занятие третье

На третьем занятии выполняется конструктивный рисунок тел вращения - бутылки и кружки.

Построение бутылки выполняется по принципу построения тел вращения (см. предыдущее занятие). Кружка также является телом вращения с центральной осью симметрии, но наличие ручки предполагает ее построение как тело с двусторонней симметрией.

Построение тела вращения - кружки с ручкой.

Первоначально строится цилиндр тела кружки, затем к цилиндру пристраивается ручка. Ручка будет располагаться на плоскости симметрии, где сама плоскость неизбежно будет проходить через ось симметрии кружки.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 75; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ