ПРИНЦИПЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Методология — это учение о методах и принципах познания. Методология делится на две составляющие:
1) учение об исходных основах познания, которое непосредственно связано с философией и научной картиной мира;
2) учение о способах и приемах исследования, связанное с частными методами познания и общей методикой исследования.
Главная задача методологии научного познания — создание современного синтеза всех накопленных научных знаний. Знания можно синтезировать лишь на основе общих представлений о мире. Но подлинно научный синтез знаний стал возможен лишь тогда, когда появляется первая научная картина мира (XVII в.) — механическая. Методология научного познания в это время развивается в рамках математики и механики. С разработкой теории электромагнетизма осуществился переход от механической картины мира к электродинамической. Методы научного исследования в этот период обусловливались физикой. При этом новая методология стала включать в себя и математические методы, выходящие за пределы классического анализа. Формирование современной квантово-полевой научной картины мира привело к новым изменениям в методологии науки. Важное значение приобрела математизация различных наук, появились новые разделы математики.
Теоретические методы научного исследования расширились после возникновения кибернетики и создания новой вычислительной техники. Появились возможности для разработки универсальных теоретических методов, применимых в любых науках — как естественных, так и гуманитарных.
|
|
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет:
• выяснить философскую основу научного познания;
• произвести на этой основе систематизацию всех научных знаний;
• создать условия для разработки новой более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех областях знания.
Законами, правилами и формами мышления занимается логика. Важнейшими особенностями мышления, ведущего к истине, являются его последовательность, логическая стройность и обоснованность. В процессе правильного мышления одни мысли должны вытекать из других и быть логически непротиворечивыми.
В истории науки сформировались несколько типов логики.
1. Классическая формальная логика (Аристотель). Как метод исследования играла важную роль при переходе от изучения общих закономерностей к изучению сущности отдельных явлений, когда требовалось разложить действительность на отдельные предметы, а сами предметы — на составные элементы.
2. С XVII в. ведет начало математическая логика (Лейбниц). Все основные понятия этой логики обозначаются символами, комбинация которых может выражать остальные понятия. Операции с символами должны осуществляться по определенным правилам логического исчисления. Математическая логика — это формальная логика, применяющая математические методы и специальный аппарат, имеет большое значение для естественных наук, послужила основой кибернетики, теории автоматов, находит применение в химии, биологии и т.д., логические исчисления применяются в лингвистике.
|
|
3. В начале XIX в. появляется диалектическая логика, разработанная на идеалистической основе Г. Гегелем. Ее содержание состоит в изучении закономерностей диалектического мышления. Она опирается на ряд основных логических принципов:
• принцип рассмотрения объекта во всех его связях и отношениях;
• принцип исследования предмета в его развитии и изменении;
• принцип выявления противоречий, чтобы проследить движение предмета от одной стадии развития к другой;
• принцип диалектического отрицания. Отрицание должно удерживать положительное, быть моментом связи, развития. Так, возникающие новые теории включают в себя прежние как частный случай;
|
|
• принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Исследование начинается с абстрактного, с понятий. Выявив сущность явления в целом, можно установить более частные зависимости;
• принцип единства исторического и логического, где логическое выступает отражением исторического. В логике понятий воспроизводится логика истории исследуемого объекта.
Диалектическую логику в отличие от формальной (аристотелевской) и субъективно-идеалистической (гегелевской) продолжали разрабатывать и использовать представители марксистско-ленинской философии, рассматривая формы мышления в связи с объективным содержанием, наполняющим эти формы.
В научном познании имеются два уровня исследования — эмпирический и теоретический, чему соответствуют две ступени в познании. Однако процесс познания — это процесс целостный. Даже в самом простом эмпирическом исследовании — наблюдении — необходимы цель и сознательное стремление ее осуществить. Поэтому в любое эмпирическое исследование вводится ряд форм логического мышления. Такие средства познания, как чувственное восприятие и логическое мышление, необходимы как наэмпирическом, так и на теоретическом уровне научного исследования. Однако в эмпирическом исследовании наблюдается тесная связь с обыденным познанием, в то время как для теоретического исследования характерна связь с философией, так как в нем существуют общие представления о мире, имеющие философское происхождение. В целом, сохраняя свою специфику, научное познание опирается и на обыденное, и на философское познание.
|
|
В конце XIX — начале XX в. складывались логика и методология классического позитивизма. Заявив, что теоретическое содержание науки выводится из ее эмпирической основы, методологи эмпиризма от Ф. Бэкона до позитивистов, казалось, раскрывали истоки теоретического знания. О. Конт, Дж. Милль и др. считали, что абстрактное содержание науки выводится из чувственных восприятий субъекта, так же как идеи возникают из ощущений. Следовательно, по их мнению, построение теории можно рассматривать как проблему, решаемую психологией. Отвергая такой подход к научному знанию, неопозитивисты подошли к построению теории научного знания с точки зрения логики и лингвистики. Свою задачу логический эмпиризм видел в том, чтобы сложные высказывания (положения теории науки) свести к элементарным высказываниям (непосредственное чувственное знание). В итоге теория и данные опыта, выраженные в языке науки, теряли свою специфику и различались лишь по сложности и простоте языковых форм. При этом даже некоторые позитивисты вынуждены были признать, что, выражая чувственные восприятия в языковой форме, в виде элементарных высказываний, в них неизбежно вносится какое-то рациональное содержание, следовательно, «чистого опыта» не существует.
Логический позитивизмстолкнулся с двумя неразрешимыми в его рамках трудностями:
1. Содержание теоретических понятий и предложений не удалось свести к содержанию более конкретных эмпирических предложений.
2. Не удалось доказать наличия однозначного соответствия между элементарными предложениями и данными опыта. Элементарные предложения состоят из слов и понятий, одинаковых для разных наблюдателей, а данные опыта — из чувственных личных восприятий каждого наблюдателя.
В этом случае теряла смысл процедура верификации, и проблема истины оставалась нерешенной. Таким образом, попытки эмпириков трактовать теоретические методы современной науки с позиций логического позитивизма оказались несостоятельными. Теоретические методы науки нуждались в более глубокой содержательной интерпретации, которую логический позитивизм дать не мог. Учитывая несостоятельность исходных положений позитивизма, неокантианство выдвинуло тезис, что научное знание строится не на «чистом опыте», а на «активности мышления».
Процесс познания состоит в постоянном выдвижении новых гипотез. Этот процесс совершается с помощью устойчивых логических форм, присущих мышлению, и выражается в математических понятиях, поэтому сам процесс развития знания состоит в математизации наук. Однако в рамках неокантианской методологии научные понятия рассматриваются только как логические формы и математические отношения.
Методологические трудности и позитивизма, и неокантианства связаны с тем, что в исследованиях до середины XX в. преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Затем выяснилось, что процессы развития теорий не могут быть адекватно описаны, если не принимать во внимание их взаимодействия. Выяснилось, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием теорий и следует учитывать их влияние на формирование фактов науки. Но тогда проблема взаимоотношения теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не могут быть взяты отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровней, связанная с другими научными дисциплинами.
По проблеме теоретического и эмпирического имеется большое число исследований их специфики.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментов.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте.
Кроме средств наблюдения и экспериментов в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они выступают как эмпирический язык науки. В них взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.
Смыслом эмпирических терминов являются эмпирические объекты (их следует отличать от объектов реальности) — это абстракции, которые выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в виде идеальных объектов, обладающих фиксированным и ограниченным количеством признаков.
В теоретическом познании язык исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают термины, смыслом которых являются идеальные теоретические объекты (теоретические конструкты). Эти абстракции являются логическими реконструкциями действительности. Они могут, в отличие от эмпирических объектов, иметь признаки, которых нет ни у одного реального объекта.
Если эмпирический объект дает нам знание о явлениях, так как в реальности сущность нельзя отделить от явления, то теоретическое исследование — познание сущности в чистом виде.
Специфику теоретического уровня знания характеризуют следующие составляющие:
1. Общность и абстрактность. Если эмпирические законы описывают множество отдельных явлений, составляющих группу, то научная теория охватывает множество таких групп. Теоретическое знание относится не только к открытым и наблюдаемым явлениям, но и к закрытым и ненаблюдаемым. Теоретическое знание не может быть подтверждено или опровергнуто отдельно взятыми опытными данными. Оно может оцениваться лишь в целом.
2. Системность. Если отдельные эмпирические факты могут быть приняты или отвергнуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом знании изменение его отдельных элементов связано с изменением системы в целом.
3. Связь с определенными философскими знаниями.
4. Теоретическое знание, которое отражает сущность явлений, рисует более глубокую картину действительности, чем знание эмпирическое. Если эмпирические знания углубляются дальше сущности первого порядка, то теоретические — дальше сущности второго порядка.
Вопрос о происхождении научных понятий решался по-разному: одни выводили их из опыта, другие считали априорными. Вопрос этот должен решаться с учетом различных видов познания, в том числе и философского. Содержание теоретического знания включает в себя и гипотезы, и научные установки.
Гипотеза — это предположение о новых законах или причинах для объяснения вновь открытых явлений. Гипотеза выступает как расширение наших знаний за пределы уже известного. Гипотеза в теоретическом исследовании состоит в выдвижении новых или конкретизации уже имеющихся элементов научной картины мира, чтобы создать основу для научного объяснения ранее неизвестных явлений или формирования новой научной картины мира.
Постпозитивизм считал, что наука развивается путем выдвижения смелых гипотез, которые мы должны пытаться опровергать. Опыт нужен не как источник истины, а как средство опровержения гипотез и выявления положений науки, которые могут быть приняты (принцип фальсификации). Найденные таким образом не-опровергаемые гипотезы превращаются в положения науки, составляющие базис, на котором дедуктивным образом строится все знание науки.
При расширении наукой теоретических проблем важнейшую роль играет научная установка. Примером может быть поиск критерия истины различными мировоззренческими школами. Так, проблема достоверности знания была разработана неопозитивизмом (Б. Рассел — Л. Витгенштейн) в виде принципа верификации. Согласно этой теории каждое научное высказывание должно быть принципиально проверено опытом, т.е. сводиться к протокольным высказываниям. Истинность протокольных предложений устанавливается прямым наблюдением события. Истинность же теоретических предложений устанавливается путем выведения из них логических следствий, последнее из которых сопоставляется с протокольными предложениями.
Принцип верификации должен был отделить научные высказывания от ненаучных. Метафизические высказывания, поскольку они не могут быть верифицированы и не принадлежат к высказываниям логики и математики, относятся к ненаучным и должны быть исключены из науки.
К. Поппер проблему демаркации науки и ненаучных высказываний тоже считал важной, но отвергал ее решение на основе принципа верификации, отмечая, что в истории науки есть факты, когда высказывания о существовании гипотетических сущностей (типа теплорода) получали эмпирические подтверждения, но в конечном итоге оказались ложными. Для решения проблемы К. Поппер выдвинул принцип фальсификации (опровержения).
Согласно этому принципу к научным теориям относятся только такие системы знаний, для которых можно найти принципиальные фальсификаторы, т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем экспериментальных процедур. Претендовать на научность могут только те теории, которые способны подвергнуться испытанию, результатом которого может быть опровержение.
Своими идеями Поппер зафиксировал разрыв с позитивистской традицией и обозначил поворот от логики науки к анализу ее истории.
На рубеже XIX-XX вв. в решении проблемы истинности теории сформировался конвенционализм. Предпосылкой его возникновения была теоретизация естественных наук, усиление роли научной теории в качестве средства познания. Появление различных теорий создало базу для конвенций (соглашений) в сфере ученых. Таким образом, научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными (Ж. Пуанкаре). В XX в. с конвенцио-налистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Одновременно развивались и другие взгляды на вопрос о достоверности научных знаний.
Так, философия марксизма предложила в качестве критерия истинности научной теории рассматривать общественную практику человека и общества.
Имеющиеся по проблеме разные точки зрения свидетельствуют о ее сложности. Вероятно, единственного и абсолютного критерия истинности теории не существует.
ПРИНЦИПЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
В своих развитых формах наука представляет из себя дисциплинарно организованное знание. Система научного знания каждой дисциплины обнаруживает различные формы знания: эмпирические факты, принципы, законы и т.д.
Понятие принципа в познании означает начало, исходное основание для научных построений. В применении к теоретическому уровню научного познания понятием «принцип» характеризуется не вся основа науки, а лишь одна из главных ее частей, служащая фундаментом для построения отдельных теорий данной науки. Так, в основе теории относительности лежит принцип постоянства скорости света.
В результате такой конкретизации «научный принцип» часто трактуется как закон. Однако такое смешение понятий принципаи закона неправильно, так как в основание разных теорий могут входить различные принципы, а основной закон у каждой теории один. В научном познании принцип трактуется более конкретно, чем в философии. Он представляет собой отражение некоторых конкретных изучаемых в науке общих сторон объективного мира. Принцип выражает общие стороны основных законов определенной области действительности.
Рассматривая научную картину мира как объединение всех знаний науки, мы можем трактовать принципы как такие элементы картины мира, которые определяют общие и существенные стороны данной картины мира. Можно сказать, что принципы выражают сущность явлений.
Принципы и методы научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях обладают своей спецификой.
Эмпирический уровень научного исследования может рассматриваться как первая ступень научного познания. При этом эмпирическое исследование необходимо связывать не только с чувственной ступенью познания, но и с его логической ступенью. В эмпирическом познании мы имеем дело и с чувственными восприятиями, и с их логическим, языковым выражением. Исследователь включает в данные научного опыта не только чувственное, но и некоторое логическое содержание. Необходимость языкового выражения чувственных восприятий исследователя очевидна.
Эмпирическое обобщение осуществляется в основном посредством индукции с помощью логических и математических средств. Они служат средством обобщения, выражения и оформления данных опыта.
Эмпирическому исследованию присущи три стадии:
1. Исходная и основная. Здесь главное — научные опыты, на этой стадии добываются знания в виде отдельных данных опыта.
2. Первичная (логическая и математическая) обработка данных опыта, получение более сложных эмпирических знаний (систематизация, классификация).
3. Обобщение данных опыта. Открываются закономерности, характеризующие отдельные группы явлений.
Без лингвистической, логической и математической обработки данных опыта, без особой теоретической части эмпирическое исследование не существует. Таким образом, эмпирическое исследование рассматривается как сложный процесс познания, состоящий из трех стадий и включающий в себя не только средства наблюдения, но логические и математические методы исследования.
Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Это эмпирический язык науки, который имеет сложную организацию, где взаимодействуют эмпирические термины и термины теоретического языка. С их помощью создаются абстракции, называемые эмпирическими объектами. Их следует отличать от реальных объектов. Реальному объекту присуще бесконечное число признаков, в то время как эмпирический объект — это идеализированный объект с жестко ограниченным фиксированным числом признаков. Набор признаков определяется задачами исследования. Все остальные признаки не имеют в данном случае значения, от них абстрагируются в эмпирическом описании.
Что касается теоретического уровня познания, то в нем применяются иные исследовательские средства. Здесь отсутствует практическое взаимодействие с изучаемым объектом. Язык теоретического исследования тоже отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеализированные объекты. Это результат мысленного конструирования объекта, который является носителем только сущностных связей. Здесь мы как бы отделяем сущность от явления, чего в реальности быть не может. Таким образом, задача теоретического исследования — познание сущности в чистом виде. Введение в теорию идеализированных объектов помогает решать эту задачу.
Идеализация — первая стадия теоретического исследования. Метод идеализации ставит перед собой целью выделить в явлениях и законах изучаемой действительности те связи и отношения, которые существенны для данного исследования, и на этой основе мысленно создать идеальные объекты. Важно отметить, что идеализация производится в соответствии с той или иной научной картиной мира (например, механической, квантовой и т.д.). В каждом случае идеализация будет иной. Любая идеализация справедлива лишь в пределах какой-либо одной картины мира. При переносе идеализированного объекта из одной картины мира в другую в него должны вноситься соответствующие дополнения и изменения.
Идеализация необходима при разработке мысленных объектов, обосновывающих принципы и гипотезы, и при мысленном моделировании, предшествующем построению научной теории. Научная теория представляет собой отражение глубинных связей, которые присущи обобщенной группе явлений.
Для построения теории необходимо найти главные для исследуемой области понятия, выразить их в символической форме и установить связь между ними. Связи между основными понятиями обнаруживаются при помощи принципов и гипотез. При этом для построения теории могут оказаться полезными такие эмпирические данные, которые не получили еще своего теоретического объяснения. Поскольку научная теория представляет собой отражение основных законов той или иной области явлений, она не может пониматься только как логическая схема или-математическое построение. Однако влияние эмпиризма порой искажает сущность теории. Например, Э. Мах считал, что теория — всего лишь экономичное описание данных наблюдений, которому удобно придать математическую форму. Более широко, чем логические позитивисты, понимает теорию К. Поппер, но и он игнорирует понимание теории как отражения основных законов, понимая ее как гипотезу, подтверждение которой никогда не завершается, следовательно, все теоретическое знание гипотетично.
Вопрос о соотношении выводов из теории и данных наблюдения связан с проблемой эмпирической проверки теории и проблемой объяснения материальных явлений. Один из основных способов проверки теории (с позиций эмпиризма — единственный) состоит в том, что данные теории сравниваются с данными опыта; если они совпадают, теория считается правильной. Такой способ возможен, но нельзя считать, что он полностью доказывает верность теории и является единственным.
Получение из теории выводов, допускающих эмпирическую проверку, называется эмпирической интерпретацией теории. Другие способы проверки теории носят теоретический характер и относятся к стадии ее построения. Эмпирическая интерпретация теории может быть лишь частичной. Эмпирики считают, что в случае расхождения данных опыта и теории выводы теории следует подогнать подданные опыта. Однако следует иметь в виду, что научный опыт может оказаться неправильным, а теория верной.
Таким образом, при несовпадении теоретических выводов с эмпирическими данными не следует безусловно доверять только опыту, а нужно произвести взаимную корректировку эмпирической и теоретической частей исследования, руководствуясь научной картиной мира. Это требование соответствует признанию относительной самостоятельности теории от эмпирических данных. Данные опыта и связанные с ними теоретические выводы — это два вида знания, связанные принципом дополнительности.
В получении данных опыта основную роль играют чувственные восприятия, в получении теоретических выводов — логические расчеты. Данные опыта фиксируют то, что принципиально не способны выразить логические вычисления — своеобразие непосредственной данности. В свою очередь, логические вычисления дают то, что принципиально не могут дать наблюдения — охват всего возможного, отражение внутренней обусловленности явлений. Полнота знаний может быть достигнута только при сочетании данных опыта и теоретических выводов.
Одним из основных принципов теоретического научного познания является диалектический принцип (принципразвития), определенный Г. Гегелем в его философской системе. В качестве принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений и историко-логического метода исследования явлений.
Гегелевская диалектика — такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Диалектика — это и метод познания, включающий в себя следующие основные принципы:
• принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
• принцип диалектического противоречия;
• принцип объективности рассмотрения;
• рассмотрение объекта познания во всех его связях и отношениях;
• принцип рассмотрения объекта в его развитии, изменении;
• принцип диалектического отрицания — этот принцип обращает внимание не только на отличие старой теории от новой, но и на связь новой теории со старой: содержание старой теории входит в том или ином виде в новую.
Аксиоматическое построение теории предполагает формальное введение исходных понятий и действий над ними. Теория строится на данном основании в качестве системы положений, выводимых из аксиом по заданным правилам. Аксиоматический метод — основной метод построения формальных систем в логике, для которого характерна главным образом дедукция.
Генетический (конструктивный) метод. Теория строится как конструирование (при помощи индукции) из первоначальных объектов некоторых других объектов, получаемых посредством допустимых в теории действий. В такой теории признаются существующими, кроме исходных, только те объекты, которые возможно сконструировать. За пределами формальных систем генетический метод в чистом виде не может быть использован для конкретных наук, поскольку построение научной теории в значительной мере зависит от философских идей и картины мира. Поэтому в настоящее время генетический метод трансформируется в системно-генетический, где качественный анализ предмета сочетается с изучением его как части развивающейся системы. Таким образом, он оказывается связанным с системным методом исследования (или системным подходом). Этот подход предназначен не только отразить многокачественность и многомерность изучаемых явлений, но и найти средства отображения многоуровневого знания.
В соответствии с этим появляются новые средства системно-методологического познания:
• многосистемный анализ;
• диалектика системно-качественных форм развития и динамики явлений (в том числе и социальных);
• установление специфики и закономерностей различных макро-, мезо- и микросистем (в том числе в гуманитарных науках — нации, классы, коллективы, группы и т.д.).
Синергетический принцип, введенный в науку, как указывалось выше, Г. Хакеноли, применим для открытых систем с точками бифуркации. Он указывает вероятные пути развития явлений. В основном используется для естественных наук и философских картин мира.
В применении к теоретическому уровню познания понятие принципа трактуется как основание науки, служащее для построения отдельных теорий данной науки. При этом многие принципы входят в основание различных теорий.
Классификация методов научного знания отражает анализ объекта исследования и познавательных задач.
Общенаучные методы — это методы исследования, применяемые в целом ряде наук, в отличие от частнонаучных, применяемых в какой-то одной области научного знания. Это общелогические методы познания, связанные с тем, что в ряде случаев целостный предмет надо расчленить (мысленно или практически) или объединить части в единое целое.
Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это соединение ранее выделенных частей в единое целое. Это наиболее простые и наиболее универсальные приемы познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления.
Абстрагирование — прием мышления, при котором отвлекаются от ряда свойств явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.
Обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Индукция — метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
Аналогия — на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели).
Методы эмпирического исследования:
наблюдение — целенаправленное восприятие объектов, в результате которого получают знание о сторонах и свойствах объекта;
описание, применяющий его ученый фиксирует и передает результаты наблюдения;
эксперимент, используя который (в отличие от наблюдения) исследователь активно вмешивается в изучаемый процесс с целью получения определенного знания.
Методы теоретического исследования:
формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых явлений, оперирующее знаками (формулами);
исторический, в основе которого лежит изучение реальной истории, выявление исторических фактов для последующего мысленного воссоздания логики исторического процесса;
логический, не требующий непосредственного рассмотрения реального хода истории, а раскрывающий ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших ступенях его развития.
Кроме того, теоретическое исследование использует рассмотренные выше аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Все описанные методы познания в реальном исследовании всегда взаимодействуют. Их системную организацию определяют особенности изучаемого объекта и специфика научного исследования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. АгассиДж. Революции в науке — отдельные события или перманетные процессы // Современная философия науки. М., 1996.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
3. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.
4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
5. Гуссерелъ Э. Метод прояснения // Современная философия науки. М., 1996.
6. ДелезЖ. Логика смысла. М., 1995.
7. Зеленое Л.А. История и философия науки / Л.А. Зеленое, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. Н. Новгород, 2004.
8. Иванов В.Г. Введение в философию науки / В.Г. Иванов, М.Л. Лезгина. М., 2005.
9. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000.
10. Карнап Р. Философские основания физики: введение в философию науки. М., 1971.
11. КойреА. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
12. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.
13. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
14. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1994.
15. Патнем X. Разум, истина, история. М., 2002.
16. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1990.
17. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
18. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
19. Современная философия науки: хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.
20. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы: Учебник. М., 2006.
21. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
22. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Дополнительная
1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. М., 1979.
3. Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.
4. Зиновьев А.А. Логика науки. М., 1971.
5. Козановский В.П. Философия и методология науки: Учебникдля вузов. Ростов на/Д, 1999.
6. КочергинА.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991.
7. Критика современных немарксистских концепций философии науки. М., 1978.
8. Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания. Мировоззрение. Историзм. М., 1998.
9. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.
10. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л., 1972.
11. Никифоров А.А. Философия науки: история и методология. М., 1992.
12. Рузавин Г. Методология научного исследования. М., 1999.
13. Степин B.C. Философия науки и техники / B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1996.
14. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1996.
15. Философия и методология познания / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 640; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!